Поведение по Дуггалу. СП1. Теория инстинктов социального поведения (У. МакДугалл)
Скачать 20.09 Kb.
|
Теория инстинктов социального поведения (У. Мак-Дугалл). 2) Рассмотрение вопросов: - основной смысл концепции, - в чем вы видите отражение концепции в современном мире, - в каких аспектах концепция вступает в противоречие с современными представлениями. Принципиальной идеей концепции является то, сто инстинкты проявляются не только в поведении, но и в эмоциях. Эмоция - это аффективный аспект инстинктивного процесса. Основной смысл концепции Мак-Дугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты «врожденное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, ощущать импульс к такому действию». Эта идея есть реализация принципа стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Он называл свою концепцию "целевой" или "гормической" (от греческого "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и эфферентную (двигательную) части. Т.о., все, что происходит в сознании, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. У. Мак-Дугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующий ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. К приведенному выше списку инстинктов по Макдугаллу, в учебниках обычно добавляют пищевой, а так же инстинкты призыва, смеха, стремления к комфорту и отдыху, к перемене мест. Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. В поздних работах Макдугалл вместо «инстинктов» предпочитает говорить о «наклонностях» Роль этой теории в истории науки оказалась отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Преодоление идей теории инстинктов способствовало в дальнейшем становлению научной социальной психологии. В чем вы видите отражение концепции в современном мире Теория Мак-Дугалла обрела огромную популярность в начале 20в. Но эта теория привела также к негативным последствиям: объяснение поведения человека по инстинктам узаконивало любые иррациональные импульсивные поступки не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Научные заслуги Мак-Дугалла не были должным образом оценены при его жизни. Большинство современных ему психологов, признавая факт существования некоторого количества врожденных физиологических потребностей (таких, как потребность в пище), были уверены, что более сложные потребности (например, в подчинении или в приобретении) всегда формируются в результате социальных взаимоотношений и не бывают врожденными. И только спустя ряд лет, когда исследователи психологии животных разработали концепцию «сигнального раздражителя», или естественного мотива, некоторые идеи Мак-Дугалла наконец стали популярными. Вместе с тем он сумел создать первую таксономию человеческих мотивов, обусловливающих нормальное поведение. Это его достижение вдохновило пришедших вслед за ним исследователей человеческих мотивов (таких, как Генри А. Мюррей и Раймонд Кеттелл). Данные Мак-Дугаллом описания сущности мотивов до сих пор сохраняют свою научную ценность. Опираясь на теорию инстинктов Мак-Дугалла в 1938 году Мюррей предложил собственную теорию психологических потребностей человека. Согласно его теории, неудовлетворенные потребности создают биохимическое напряжение, избавиться от которого можно только после удовлетворения потребностей. Идеи У.Мак-Даугалла нашли развитие в современной социально-психологической теории - этогенике Р.Харре, а также в теориях личности Г.Олпорта и Р.Кэттела, выделенные У.Мак-Даугаллом три компонента инстинкта, аффективный, познавательный и когнитивный, прочно вошли в теорию социальных установок. Важной заслугой У.Мак-Даугалла была постановка проблемы мотивации социального поведения и социальных эмоций, что остается актуальным для современной социальной психологии и социологии. Сегодня разрабатывается такое направление, как социальное разделение эмоций. Подробный анализ роли в социальном поведении людей, проделанный Мак-Даугаллом, способствовал тому, что на это обратили серьезное внимание другие психологи. Многие из них стали изучать иррациональные проявления психики человека, прежде всего инстинкты, их сущность и роль в деятельности людей, их поведении и межличностном общении. Несмотря на то, что научное наследие У.Мак-Даугалла было долгие годы незаслуженно забыто коллегами, идеи автора развиваются и в современной психологии, а многие проблемы и по сей день остаются актуальными для социальной психологии. В каких аспектах концепция вступает в противоречие с современными представлениями. Мак-Даугалл способствовал разработке серьезного функционального анализа инстинктов, заложил основы сравнительного изучения поведения животных (этологии). Интенсивное изучение некоторых видов животных позволило выявить ключевые раздражители, которые приводят в действие определенные инстинкты. Если же эти раздражители долго не появляются, инстинктивные последовательности поведенческих актов могут протекать и без них как так называемые «холостые действия». В 1920-30 г.г идея инстиктивного поведения человека подвергалась критике сразу с нескольких сторон. Входивший в моду бихевиоризм утверждал, что поведение и человека, и животных определяется не столько инстинктами, сколько обучением. Бихевиористы не отрицали существования у животных естественных склонностей к тем или иным формам поведения. Тем не менее с их точки зрения, наиболее важным для поведения оказываются склонности испытывать удовольствия и избегать наказания, на основе которых формируются условные рефлексы. Сложное поведение- это цепочка условных рефлексов. Радикальный тезис бихевиористов заключался в том, что любое животное можно обучить любым формам поведения, если правильно сформировать стимулы окружающей среды. В это же время культуральные антропологи утверждали, что поведение человека определяется не врожденными склонностями, а особенностями культуры. При этом они отрицали существование общих для всех людей универсальных форм поведения. Тогда же зарождающаяся гуманистическая психология личности заменила концепт инстинктов на концепт основных потребностей, сделав акцент на том, сто помимо них существуют и другие потребности, более важные для понимания специфики поведения человека. |