Главная страница

Реферат Юнг. реферат юнг. Теория личности. К. Г. Юнг


Скачать 47.1 Kb.
НазваниеТеория личности. К. Г. Юнг
АнкорРеферат Юнг
Дата05.07.2022
Размер47.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат юнг.docx
ТипРеферат
#625352

Министерство Образования Российской Федерации.
Уральский Федеральный Университет.
Институт социальных и политических наук.
Департамент психологии.
РЕФЕРАТ

Тема: «Теория личности. К. Г.Юнг».

Подготовила: студентка группы 231-302у Цой Василиса

Проверила: Чаликова О. С.

Екатеринбург 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1

Понятие личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 2

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности . . . . . 7

Биографический очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Теория личности

Структура личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Архетип . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Некоторые наиболее важные архетипы . . . . . . . . 12

Эго-направленность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Психологические функции . . . . . . . . . . . . . . .15

Развитие личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Введение

«Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.» [1]

Основная цель современной психологии личности – научно объяснить поведение человека, внутреннюю логику его поступков и действий. Для этого необходимо выяснить основные вопросы, связанные с личностью человека.

Отрасль психологии, занимающаяся данным вопросов – персонология, ставит перед собой задачу определения личности, причем определение это должно стать научным, то есть эмпирически доказуемым.

В данной работе кратко изложена теория личности, разработанная К. Г. Юнгом, основоположником психологии личности, наряду с З. Фрейдом и А. Адлером. Но, прежде чем представить основные аспекты теории, следует определиться с основными категориями теорий.

Глава 1

Понятие личность

«Теория – это система взаимосвязанных идей, построений
и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. … Если бы поведение человека было совершенно понятным с точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости
в создании теорий личности. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе». [2]

Поведение в теориях личности уже не представляет собой простой наюор качеств. Поведение представляется как явление организованное, благодаря чему оно становится понятным.

Любая теория личности представляет структурную концепцию, «имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики… На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению
с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами, выраженными
в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу». [3]

Понятие личности не может сводиться к простому функционированию человека, а также не должно ограничиваться некоторыми наиболее проявлен-ными в нем отдельными качествами, чертами или эмоциями. «Концептуальное значение личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой психологии мы не найдем единственного, общепри-нятого значения этого термина – их может быть столько, сколько психологов, решающих данную задачу». [4]

Рассматривая основные теории, можно заметить, что «в основном сохраняется треугольник психоанализ – бихевиоризм – гуманистическая психология.[5] «Истоки теории личности в большей степени восходят
к медицине и обстоятельствам медицинской практики. Фактически первые гиганты в этой области (Фрейд, Юнг и Мак-Даугалл) были не только квали-фицированными медиками, но и практиковали как психотерапевты. Истори-ческая связь между теорией личности и практикой прослеживается
на протяжении всего развития психологии и составляет важное отличие этого типа теорий от ряда других». [6]

Не смотря на достаточное количество разных, иногда противополож-ных по сути теорий, есть основные моменты их объединяющие.

Большинство определений подчеркивает не общие присущие всем качества, а скорее наличие индивидуальных различий. То есть «такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей».[7] Делается это для того чтобы понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой.

Так же в большинстве определений «личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека».[8] К тому же по мнению теоретиков личности «адекватное понимание человеческого поведения возможно только при изучении человека в его целостности. Большинство психологов, изучавших личность, настаивали на том, что субъекта необходимо рассматривать с позиций целостного функционирования
в естественной среде».[9]

Теории личности «функциональны по своей направленности. Они по-особому соотносятся с вопросами регуляции организма. В центре внимания оказываются проблемы, критически важные с точки зрения выживания индивида… почему у определенных индивидов развиваются болезненные невротические симптомы в отсутствие органической патологии, какова роль детской травмы в процессах регуляции у взрослого, при каких условиях возможно возвращение психического здоровья и какие основные мотивы лежат в основе человеческого поведения». [10]

Очевидно, что теоретики личности обычно признавали решающую роль мотивационных процессов. В то время, как многие психологи игнорировали мотивацию или в своих исследования старались свести влияние подобных факторов к минимуму, теоретики личности видели в тех же переменных ключ к пониманию человеческого поведения. Фрейд и Мак-Даугалл первыми дали серьезный анализ мотивации.

Не менее важен онтогенез развития личности, соотношение
с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. «Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды».[11]

Именно эти характеристики, по мнению большинства персонологов, «отвечают» за устойчивые формы поведения. «Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке».

«Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать теорию в ее сущест-венных деталях».[12]

В психологической практике, специалисту приходится сталкиваться,
в первую очередь, с проявлением поведенческой стороны личности,
с определенными устойчивыми паттернами. И часто, для того чтобы решить ту или иную практическую проблему, бывает недостаточно однозначно придерживаться одной теоретической концепции. Хотя, объединить большинство теорий в работе тоже достаточно тяжело. Практикующий психолог обычно выбирает ту или иную научную парадигму, в которой могут лояльно сосуществовать несколько точек зрения разных авторов.

Если мы принимаем намерение большинства теоретиков личности стремиться к изучению целостного, не разделенного на сегменты человека, несложно понять, почему многие обозреватели полагают одной из наиболее ярких отличительных черт теории личности ее функционирование в качестве интегративной теории. Хотя в целом психологи демонстрировали тенденцию к специализации, что приводило к тому, что они узнавали все больше и больше о все меньшем и меньшем, теоретик личности брал на себя хотя бы частичную ответственность за то, чтобы собрать воедино и структурировать разнообразные открытия специалистов. [13]

Глава 2

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персоноло-гической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов
к изучению личности.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако,
в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами
и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление
к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Также, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал либидо как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями.
В понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой «приложение к половым железам». [14]

Биографический очерк

Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую
и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фанта-зиями. Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда (Jung, 1906/1960). После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным
и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как «старший сын» с присвоением титула «наследника и кронпринца». Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1914 году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее.

Пересмотр Карлом Юнгом основных положений психоанализа … привёл к его разрыву с З. Фрейдом, что очень остро переживал Карл Юнг. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. «Он не только слышал неведомые голоса, играл, как ребёнок, или бродил по саду
в нескончаемых разговорах с воображаемым собеседником, – замечает один из биографов в своей книге о Карле Юнге, – но и серьёзно верил, что его дом населён привидениями.

Драма расставания обернулась для тридцативосьмилетнего К. Г. Юнга возможностью большей свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного психического. В работах его всё более выявляется интерес к архетипическому символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в «пучину» бессознательного. В последовавшие шесть лет Карл Юнг прошёл через этап, который он сам обозначил как время «внутренней неопределённости» или «творческой болезни». К. Г. Юнг пытался понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это – насколько возможно – в терминах повседневной жизни. В результате получилась рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов сновидений и названная «Красной книгой» (по причинам личного характера она никогда не публиковалась). Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным, Карл Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической психотерапии и новую структуру психического. [15]

Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по всему миру
и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.

Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария. [16]

Теория личности

Структура личности

Согласно теории Юнга, душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго – центр сферы сознания. Оно покоится на двух основаниях, на первый взгляд различных: соматическом и психическом. Соматическое основание выводится из совокупности внут­ренних ощущений тела, которые, в свою очередь, уже обладают психической природой и ассоциированы с эго,
а потому являются осознанными.[17] Таким образом, ясно, что личность как целостный феномен не совпадает с эго, то есть с сознательной личностью, но образует некую сущность, которую над­лежит отличать от эго.

Личное бессознательное вмещает в себя вытесненные конфликты
и воспоминания. Такой подход объединяет юнговскую концепцию личного бессознательного с теорией Фрейда. Но «Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта… Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания». [18]

Помимо этого, в структуре личности, существует более глубокий слой – коллективное бессознательное. Оно представляет собой некое хранилище паттернов памяти человечества. «В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».[19]




Архетип

Одним из самых трудных понятий Юнга, вероятно, является архетип. Архетипы – это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного. [20]

Под архетипом Юнг понимал некие структурные схемы, структурные предпосылки образов (существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в существовании личных фантазий, и в мифологиях всей культуры. … Они имеют тенденцию появляться как основные паттерны – повторяющиеся ситуации и персонажи. Каждая из главных черт личности является архетипом. Эти структуры включают эго, персону, тень, аниму (у мужчин), анимус (у женщин) и самость.

Архетипические формы – это инфраструктура психики. Архетипи-ческие паттерны подобны паттернам, организованным в кристаллическую структуру. Нет двух совершенно одинаковых снежинок, но каждая снежинка имеет одну и ту же основную кристаллическую структуру. [21]

Некоторые наиболее важные архетипы

Персона

От латинского слова «persona», обозначающего «маска» – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить
с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли
и отчужденным от истинного эмоционального опыта. [22]

Персона имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «согласованным архетипом». Как часть своей позитивной функции, она ограждает эго и психику от различных социальных сил
и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Вдобавок персона является ценным инструментом для общения. В античной драме ненадежность человека передавалась с помощью искаженных масок, информируя о личности и о роли, которую играл актер. Персона может быть решающей в нашем позитивном развитии. Когда мы начинаем играть главную роль, наше эго мало-помалу стремится идентифицироваться с ней. Этот процесс является основным в личностном развитии. [23]

Тень

Это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.

Тень представляет собой моральную проблему, броса­ющую вызов личностному эго в целом, ибо ни один человек не в состоянии осознать свою тень, не приложив серьезных усилий морального характера. Ее осознание предполагает признание реального присутствия темных аспектов личности. Акт подобного признания - существеннейшее условие самопознания любого рода; и, как правило, для совершения его нужно преодолеть немалое сопротивление. В самом деле, самопознание как психоте­рапевтическая процедура зачастую требует большого, тяжкого труда, растянутого на весьма долгое время. [24]

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. [25] Эта сторона – основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те непознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам.

Самость

Наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целост-ности личности. Самость – архетип центрированности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функциони-рование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание
и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью» [26]

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам… Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.
Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться
от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу,
в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг
к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. [27]

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии
и интроверсии, он … расширил свою типологию, включив в нее психологи-ческие функции. Четыре основные функции, выделенные им, – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику
и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку».

Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублиминальным
и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна … функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. [28]

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.

Одно из основных понятий у Юнга – индивидуация. Этим термином он обозначал процесс личностного развития, что подразумевает установление связей между эго и самостью. Эго является центром сознания; самость – ядром психики вообще, включая и сознание, и бессознательное. Согласно Юнгу, сознание и бессознательное постоянно взаимодействуют. Они существуют не отдельно друг от друга, а являются как два звена единой системы. Индивидуация есть процесс развития целостности путем интеграции разнообразных частей психики.[29]

Заключение

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления
о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих... К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного
и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии.

Не смотря на то, что теория Юнга «большей частью не поднимается выше уровня предположений», множество исследователей, теоретиков
и практиков придают его идеям огромное значение.

Во многом полагаясь на интуицию и практический медицинский опыт, Юнг сумел создать стройную теорию личности, способную описать не только внешние проявления, но и внутреннюю структуру поведения человека. Сам он «скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей». Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре,
а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.


  1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003. – 16 с.

  2. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003. – 37 с.

  3. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003. – 38 с.

  4. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  5. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. пер. с англ. М., 1997.

  6. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. пер. с англ. М., 1997.

  7. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  8. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  9. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. пер. с англ. М., 1997.

  10. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. пер. с англ. М., 1997.

  11. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  12. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  13. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. пер. с англ. М., 1997.

  14. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  15. Петрюк П. Т., Петрюк А. П.Карл Густав Юнг: биографические, научные и психиатрические аспекты (к 135-летию со дня рождения) // Психічне здоров’я. – 2010. – № 4.

  16. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  17. Юнг К. Г., Эон: Исследования о симолике самости / Пер. с нем. В. М. Бакусева. – М.: Академический Поект, 2009. – 340 с.

  18. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  19. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  20. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

  21. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

  22. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  23. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

  24. Юнг К. Г., Эон: Исследования о симолике самости / Пер. с нем. В. М. Бакусева. – М.: Академический Поект, 2009. – 340 с.

  25. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  26. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.

  27. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.

  28. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003.


Список литературы

  1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. / Перевод С. Меленевской и Д. Викторовой – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.

  2. Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, упражнения, эксперименты СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 608 с. 

  3. Петрюк П. Т., Петрюк А. П. Карл Густав Юнг: биографические, научные и психиатрические аспекты (к 135-летию со дня рождения) // Психічне здоров’я. – 2010.

  4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. пер. с англ. М., 1997. 720 с.

  5. Юнг К. Г., Эон: Исследования о симолике самости / Пер. с нем. В. М. Бакусева. – М.: Академический Поект, 2009. – 340 с.

  6. Юнг К. Г., Человек и его символы. – М.: Ренессанс, 1997. – 65 с.


написать администратору сайта