Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная идея теории научного познания

  • Проблемы теории познания

  • Третья проблема

  • Пятая проблема

  • Дополнительные методы познания

  • Научное предвидение

  • Сенсуализм

  • Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило

  • Гносеология уже успела пройти немалый путь

  • Презентация_Теория познания. Теория познания


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеТеория познания
    АнкорТеория познания
    Дата16.04.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация_Теория познания.pptx
    ТипДокументы
    #195494

    Теория познания

    ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.

    Основная идея теории научного познания

    Познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание. Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление.

    Проблемы теории познания

    • Первая проблема, её вопрос таков:«Почему человеческий ум пытается понять происходящее?».
    • Вторая проблема:«Откуда познание берет исходные данные?», «Что является объектом познания?» и «Какие существуют объекты познания?».
    • Третья проблема:«Что является субъектом познания?» и «Какова роль субъекта в процессе взаимодействия с объектом?».
    • Четвертая проблема-подразумевает исследование содержания, форм и закономерностей процесса познания, отслеживание развития знания через чувственное и рациональное познание.
    • Пятая проблема:«Что есть истина?», «Каковы соотношения между истиной и заблуждением?» и «Как можно найти истину и по каким критериям она оценивается?».

    Методы теории познания

    • Общенаучные методы. Сюда входят эмпирические методы, такие как моделирование, факт, эксперимент, описание и наблюдение, а также теоретические методы, такие как логический и исторический методы, абстрагирование, дедукция, индукция, синтез и анализ.
    • Частнонаучные методы. Эти методы относятся к конкретным наукам, например в биологии есть метод рефлексов и анатомирование, в социологии – обработка статистики и анкетирование, в химии – метод спектрального анализа и т.д.

    Главные методы познания

    • Анализ, суть которого состоит в разложении единого целого на отдельные элементы (свойства, стороны, части).
    • Синтез, суть которого состоит в соединении отдельных элементов в одно целое.
    • Индукция – метод, в котором делаются умозаключения от частного к общему.
    • Дедукция – метод, в котором делаются умозаключения от общего к частному.
    • Гипотеза – особый способ мышления, предусматривающий формулирование предположения, его развитие и доказательство.
    • Формализация – метод закрепления результатов познания в точных утверждениях и понятиях.

    Дополнительные методы познания

    • Исторический метод – мысленное воспроизведение какого-либо исторического процесса развития.
    • Логический метод – отражение какого-либо исторического процесса через систему понятий в теоретической форме.
    • Научное предвидение – метод, основанный на познании закономерностей объективной действительности и знании о событиях будущего.

    Направления теории познания

    • Сенсуализм считает, что восприятие и ощущения являются главной и основной формой достоверного знания.
    • Рационализм – противоположность сенсуализму. Согласно ему, человеческое познание и действия основываются именно на разуме.
    • Скептицизм. Это направление теории познания выдвигает в качестве принципа мышления сомнение, в особенности сомнение в истине.
    • Агностицизм. Это усугубленный вариант скептицизма. Теория познания Канта часто приводится, как ярчайший образец агностицизма. Согласно ей, действительность принципиально непознаваема, и познать можно лишь реальность, искаженную опытом и чувствами.

    Достичь истины в процессе познания, каким бы путем это не происходило, невозможно, если отсутствует конкретная цель, которой зачастую является сама истина. Исходя из этого, важно понимать, что в случаях, когда достигнуть истины еще не удалось, человек должен иметь убежденность, в том, что это непременно случится. И здесь разговор уже начинается о вере, что в очередной раз указывает нам на то, насколько объемна и безгранична теория познания, и как трудно описать ее при помощи обывательского языка.

    Гносеология уже успела пройти немалый путь, но все еще продолжает развиваться, вследствие чего появляются новые концепции, подходы и идеи. И предела этому развитию, вероятнее всего, не будет никогда.


    написать администратору сайта