Разделение власти - StudentLib.com. Теория разделения властей в историкотеоретическом аспекте. 1 Эволюция теории разделения властей
Скачать 183.95 Kb.
|
Глава 1. Теория разделения властей в историко-теоретическом аспекте1.1 Эволюция теории разделения властейИдеи о разделении государственной власти содержались еще в трудах мыслителей Древней Греции (Платон, Аристотель). Античные философы придавали решающее значение разделению труда в деятельности государства и на основании этого выделяли "три элемента" всякого политического устройства: законодательный, исполнительный и судебный. Ими был также определен круг вопросов, которые входили в компетенцию каждого элемента. Однако эти идеи были обусловлены особенностями Древнегреческого Полиса, в котором каждый из вышеназванных органов выполнял не только одну специфическую функцию, но и осуществлял некоторые функции других органов. Античные философы не ставили целью проанализировать характер отношений этих органов, средства и формы регулирования их взаимодействия, что было бы особенно важно для доктрины разделения властей. Вместе с тем, высказанная Аристотелем идея о предотвращении концентрации власти в одних руках и передачи ее "среднему классу", который должен преобладать в обществе над "крайними элементами", была взята на вооружение мыслителями эпохи Возрождения. В то же время было бы преувеличением полагать, будто античные философы в деталях разработали само учение о разделении властей. Как отмечает В.С. Нерсесянц: "Дифференциация целостной государственной жизни имела место уже в Древнем мире и античная мысль отразила этот факт. Однако ввиду отсутствия в древности абстракции политического государства отсутствовала также и абстракция власти политического государства, о разделении которой по существу идет речь в Новое время". В эпоху Средневековья главенствующая роль в жизни общества принадлежала католической церкви, одной из важнейших задач которой было теоретическое обоснование приоритета церковной власти перед светской. С этой целью Фомой Аквинским была произведена теологизация аристотелизма, в результате которой идея о разделении государственной власти становится основным оружием церкви в борьбе против государства. По мнению Аквинского, разделение власти между церковью и королем является результатом целевого творчества Бога. Законодательная власть как власть самобытная и первоначальная должна принадлежать народу, являющемуся приходом церкви. Царство народа не должно служить королю, а наоборот, король должен служить народу. Не королевская власть, а католическая церковь является высшим и священным учреждением в обществе. Помимо Ф.Аквинского и другие представители средневековой схоластики (Егидий Филеский, Жан де Витерк, Манегольд) использовали эту идею в период борьбы Римской католической церкви против королевской власти. Борьба между светской и церковной властью за право господства в обществе привела к первому крупному разделению властей, которое развело политическую и религиозную власти. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, все Средневековье и начало Нового времени как на Востоке, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и поныне. При этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная преимущественно христианская цивилизация решила спор в пользу светской Власти. Восточная (в некоторых мусульманских странах) - в пользу значительного политического влияния религиозных начал в жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада. В период формирования абсолютизма расширяется сфера проникновения государственной власти, что ведет к усилению специализации госдеятельности, дифференциации функций власти, усложнению форм и методов ее осуществления. Это находит свое отражение в трудах мыслителей того времени. Так, некоторые из них (М. Падуанский, Н. Кузанский) обосновывают необходимость разграничения полномочий между законодательной и правительственной (исполнительной) властью. Считая народ источником всей госвласти, называют его верховным законодателем, который для осуществления управления страной создает правительственный орган. Последний во главе с государем является исполнителем воли народа и действует строго в рамках закона. В случае несоблюдения законов государь несет ответственность перед народом. Следует отметить, что эти идеи еще не вылились в систематически разработанную доктрину разделения властей, но тем не менее были значительным вкладом в формирование данной доктрины. Теория разделения властей, именуемая принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается в настоящее время применительно к государственному сектору, появилась более двухсот лет назад. Ее основателями признаются английский философ-материалист, разработчик идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский философ Шарль Луи Монтескье. Мысли Шарля Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические видения были определены в произведении "Персидские письма", а также в книге "Размышления о причинах величия и падения римлян", а идеи Джона Локка о важности и целесообразности разделения властей - в его главной работе "Два трактата о государственном правлении". Аналогично иным научным концепциям, теория разделения властей образовалась не просто так. Она была сформирована ранее имеющимся социально-политическим развитием и накоплением исторического опыта в организации государственно-правовой жизни и поддержания равновесия в обществе и государстве. Как отмечал Шарль Монтескье в своем произведении "О духе законов", есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, определяющая вопросы международного права, и власть исполнительная, определяющая вопросы гражданского права. "Основатели" принципа разделения властей (Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей) разработали классическую модель. Они добавили в неё модель "вертикального" разделения властей, то есть способы распределения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была введена знаменитая система "сдержек и противовесов". Последующее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, определив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. Помимо этого, известный китайский политический деятель Сунь Ятсен предлагал следующий вариант деления ветвей власти, а именно: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и экзаменационная власть. выделение такой ветви власти, как экзаменационная, в его концепции отражает специфику теории и практики формирования государственного аппарата, лидирующих в Китае на протяжении более чем несколько веков. ведь назначения на различные должности в государственной службе производились в Китае по итогам периодически проводимых специальными государственными комиссиями экзаменов. Наличие экзаменационной ветви власти представляет особый интерес, так как система органов в рамках данной ветви государственной власти, согласно видению Сунь Ятсена, необходима исключительно для формирования иных органов государства. Определенно, экзаменационная власть не напоминает избирательную власть, но надо не забывать, что сама по себе система экзаменов в Китае использовалась при назначении государственных служащих на различные должности в рамках государственного аппарата. Необходимо обозначить, что отдельные ученые предлагают выделить в отдельную ветвь власти государственные органы, выполняющие основным образом функцию формирования иных государственных органов. Рассмотрим проблему разделения властей в отечественных исследованиях. |