лекция 10 философия. задание к лекции10. Теория речевых актов Джона Остина
Скачать 18.63 Kb.
|
Расскажите, что такое теория речевых актов? Назовите основных представителей феноменологического течения. Что такое интенциональность в феноменологии? Теория речевых актов Джона Остина — это описательно-аналитическая лингвистическая теория, из которой следует, что наша речь является координацией порождения речи и целеполагания, которая может быть изображена как процесс. Данная теория возникла как часть аналитической философии и является ключевой составляющей лингвистической прагматики. Наиболее знаменитыми представителями классической феноменологии были Гуссерль, Хайдеггер, Сартр и Мерло-Понти. У всех четырех мы находим непохожие друг на друга концепции феноменологии, методы и результаты. Интенциона́льность (от лат. intentio «намерение») — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. Понятие интенциональности восходит к средневековой философии, первые примеры использования термина можно обнаружить у арабских философов XII и XIII веков. «Intentio» в различных значениях используется философами высокой схоластики, как «нечто отличное от себя». Что такое герменевтический круг? В чем заключается проблема интерсубъективности? Герменевтический круг — метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации с одной стороны, и понимания — с другой. Герменевтический круг является одним из основных понятий философии герменевтики. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ– свойство опыта о мире различных субъектов, связанное с объективностью, независимостью этого опыта от личностных особенностей и ситуаций. Проблема интерсубъективности возникает как попытка ответить на вопрос, как индивидуальное сознание выходит к опыту другого «Я» и через это – к универсальному горизонту опыта. Что такое пролиферация Пола Фейерабенда? Какие эпистемы в структурализме Мишеля Фуко Вы знаете? Дайте их краткую характеристику. В чем заключается основная идея работы Ролана Барта «Смерь автора» Пролиферация теорий. концепт философии П. Фейерабенда (см.). Его чаще всего называют изобретателем концепции методологического анархизма, но, как он сам отмечал, основным положением его «концепции является принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высокой степени подтвержденными и общепринятыми» Эпистемы — это исторически изменяющиеся структуры, или «исторические априори», которые определяют условия возможности образований сознания и культуры в конкретный исторический период развития того или иного общества. Понятие эпистемы введено французским философом и теоретиком культуры Мишелем Фуко (1926–1984) в рамках концепции «археологии знания» (см. Археология знания), которая рассматривается в его книге «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (Les Mots et les Choses. Une Archéologie des Sciences Humaines, 1966). Согласно этой концепции, европейская культура (см. Культура) от Возрождения до настоящего времени рассматривается как определяемая тремя эпистемами — ренессансной, классической и современной. Эпистема у М. Фуко выступает как историческое априори, задающее условия возможности форм культуры и конкретных форм знания определённой эпохи, причём её основу составляют скрытые структуры, определяющие способ упорядочивания «вещей» в «словах» и обнаруживаемые в системе синхронистических изоморфизмов культурных феноменов. На формирование понятия эпистемы повлияли «историческая эпистемология» Г. Башляра и структуралистская традиция в гуманитарных науках, широко представленная во Франции. Выдвигая это понятие, М. Фуко стремился преодолеть традиционную историю идей, строящуюся в соответствии с заданными научно-дисциплинарными членениями и опирающуюся на понятия классической рациональности и объективности знания. В эпоху Возрождения, по М. Фуко, в основе познания лежали категории сходства и подобия, действовавшие в различных своих формах («симпатия-антипатия», «пригнанность», «соперничество» и другие). В классическую эпоху (XVII — начало XIX века) упорядочивающее мир представление вещей в знаках (см. Знак) осуществлялось с помощью категорий тождества и различия, поэтому характерным для неё познавательным средством выступает «таблица». В современную эпоху (с начала XIX века) освоение мира осуществляется методами интерпретации и формализации. В последующей книге «Археология знания» (Archéologie du Savoir, 1969) понятие эпистемы не только существенно переосмысляется М. Фуко, но и вообще отходит на задний план. Эпистема здесь — это уже не культурная трансценденталия, задающая способ упорядочивания мира, а подвижная сеть отношений на уровне регулярностей дискурса как практики, налагающая на его конкретные разновидности определённые ограничения. В философии науки понятие эпистемы иногда используется в смысле, близком к значению понятия парадигмы, однако при сохранении определённого различия между ними, обусловленного разными мыслительными контекстами формирования этих понятий. Оба понятия подчёркивают своеобразие и дискретность крупномасштабных интеллектуальных формаций, характерных для различных исторических эпох, но если парадигма описывает внутринаучные регулятивы, то эпистема вычленяет культурно-исторический срез познавательной установки. Суть концепции смерти автора заключается в идее автономного существования текста, в его независимости от личности автора. По Барту, после рождения текста его автор «умирает», а текст начинает жить своей жизнью в сознании каждого отдельного читателя. Назовите основные проблемы экзистенциализма как философского течения и обоснуйте феномен его популярности в ХХ веке. Экзистенциализм — это философия, основанная на поиске собственного «Я» и смысла жизни через личную свободу каждого человека, свободу выбора и ответственность. И суть этого заключается в том, что человек духовно развивается на протяжении всей жизни, чтобы познать, кто он и что он из себя представляет. Перед личностью всегда стоит выбор, который осуществляется им на основе личного опыта, убеждений и мировоззрения. Причём каждый выбор становится уникальным без необходимости его анализа на «правильность и неправильность». Экзистенциалисты считают, что человек должен делать свой выбор без оглядки на законы, этические правила, предрассудки общества и традиции. Основываясь на этих положениях, можно выделить список основных проблем, которые исследуются в рамках философии экзистенциализма: уникальность жизни каждого человека, её смысла, степени ответственности, переживаний, надежд, стремлений личности; противопоставление внутреннего мира личности внешнему миру, по сути бессмысленному и хаотичному; проблема отчуждения (изоляции) человека от внешнего мира, общества, государства, погружение «в себя» (общество — противоестественно, его традиционные религиозные и светские правила — не имеют для личности какого-либо важного значения); Главные представители экзистенциализма: Камю, Ясперс, Хайдеггер, Сартр - портретыГлавные представители экзистенциализма: Камю, Ясперс, Хайдеггер, Сартр - портреты Главные представители экзистенциализма (слева направо): А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр проблема одиночества (заброшенности) личности (каждый — сам за себя, каждый испытывает чувства ненужности и потерянности); проблема поиска смысла жизни и бессмысленности бытия, поиска своего места в мире; проблема личного внутреннего выбора и ответственности каждого за совершённый выбор (осознание, что любое решение для каждого имеет свои последствия). И это лишь те проблемы экзистенциализма, которые представляются наиболее современными и актуальными на сегодняшний день. Существует большое разнообразие философских, религиозных и политических идеологий, составляющих основу экзистенциализма, поэтому универсального набора ключевых проблем, идеалов и убеждений попросту не существует. Но всё, так или иначе, сводится к одному: центральная проблема экзистенциализма — это проблема существования (экзистенции) человека. Способы могут могут быть различными, но каждый человек стремится к поиску своего личного смысла жизни, к достижению максимальной индивидуальной свободы внутри общества. |