Реферат Люди и нравы Древней Руси. Люди и нравы Древней Руси.. Территория расселения, этнический состав населения и основные занятия людей в Древней Руси
Скачать 42.96 Kb.
|
Оглавление Введение 2 1. Территория расселения, этнический состав населения и основные занятия людей в Древней Руси 3 1.1 Территория расселения и этнический состав населения Древней Руси 3 1.2 Занятия людей Древней Руси 6 2. Этапы развития древнерусской культуры, ее особенности как детерминанты нравов людей Древней Руси 7 2.1 Этапы развития древнерусской культуры 7 2.2 Особенности древнерусской культуры как детерминанты нравов людей Древней Руси 8 2.3 Письменность, просвещение Древней Руси 9 Заключение 12 Список использованной литературы 13 ВведениеАктуальность темы данной работы обусловлена значимостью формирования и развития славянского этноса для истории народа России и многих европейских государств. Кроме того основные черты культуры сложившиеся у древних славян являются интегративным элементов в культурах многих современных народов. Древние славяне — раннесредневековые славяне в период расселения славянских племён, примерно с VI по VIII век. Примерно в V веке началась славянская экспансия, как полагают, с территории Прикарпатья, верховий Днестра, а также правобережья среднего Поднепровья, на запад, юг и северо-восток. Еще в дискуссии славянофилов и западников монгольское нашествие отмечалось как переломный период в истории всей восточнославянской цивилизации. Культура до монгольской Руси имела свои характерные черты, во много благодаря тому, что находилась территориально между культурами востока и запада. Это пересечение взаимовлияний привело к формированию самобытной культуры, которая претерпела существенные изменения с монгольским нашествием. Хронологические рамки существования единой Киевской Руси определяются концом IX – началом XII вв. Целью данной работы является: Уточнить основные черты и особенности людей и нравов Древней Руси. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Охарактеризовать территорию расселения, этнический состав населения и основные занятия людей в Древней Руси. 2. Рассмотреть этапы развития древнерусской культуры, ее особенности как детерминанты нравов людей Древней Руси. 1. Территория расселения, этнический состав населения и основные занятия людей в Древней Руси1.1 Территория расселения и этнический состав населения Древней РусиЕсть все основания полагать, что ареал расселения, которые славян, как доказано лингвистами, отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э.(во времена Геродота), был весьма невелик. Учитывая, что никаких известий о славянах до первых веков н.э. в письменных источниках нет, а эти источники, как правило, исходили из районов Северного Причерноморья, из ареала расселения праславян приходится исключить большую часть территории современной Украины, кроме ее северо-запада1. Первые упоминания о венедах, первые известия о венедах а именно так называли ранние источники праславян,- появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика ( нынешних Венгрии и Австрии ). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.). Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народе - венедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческие писатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам или к сарматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по им нравам, обычаям и быту именно к германцам. Паннония в I-II вв. н.э. была населена разными народами - германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия )получила название от кельтского племени бойев однако во времена Тацита и позже здесь поселились германцы, а где-то за ними ( на северо-востоке ) обитали венеды Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов( но не финнов и современных эстов ).Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши , Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины ( Волыни и Полесья ).А данные Птолемея (второй век н.э.) уже позволяет расширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно, уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-то часть других этносов, но скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья. Можно предположить, что данные Птолемея фиксируют уход готов с побережья Балтийского моря и продвижение на их место славян. Восточные славяне расселялись главным образом вдоль рек, вокруг озер. В среднем течении Днепра, в бассейне Днестра, между Припятью и Западной Двиной, в бассейне Верхней Оки, Западной Двины, по р. Сож, в районе Чудского и Ильменского озер жили племена полян, северян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян2. Преобладающей является точка зрения о полиэтничности населения Древней Руси. Так, Н. Ф. Котляр пишет, государство с начала своего существования было полиэтничным, помимо славян его населяло более двадцати неславянских народов. Причём объединения славянских и неславянских племён сложились ещё в догосударственный период. Археологические данные подтверждают как политическое сосуществование славян и неславянских племён, так и наличие в Восточной Европе славяно-финно-угорского, славяно-тюркского, славяно-иранского и славяно-балтского социально-культурного симбиоза. Ряд учёных не разделяет взгляда на население Древней Руси как на полиэтническое. Как отмечает П. П. Толочко, неславянский компонент в численном отношении составлял лишь незначительную долю населения и быстро ассимилировался3. А. А. Горский считает, что говорить о полиэтническом характере государства можно только с существенными оговорками. Существовали постепенно ассимилируемые славянами анклавы финского (финно-угорского) и балтского населения, но включения в состав государства крупных территорий с неславянским населением, сохранявшим и в дальнейшем свои язык, веру и общественную структуру, не происходило. Такие процессы характерны для Русского государства с середины XVI века4. Таким образом, этнический состав населения Древней Руси характеризовался преобладанием славянского элемента с некоторыми вкрапления неславянских народов. 1.2 Занятия людей Древней РусиОсновным занятием восточных славян в степной и лесостепной полосе было земледелие, в лесных районах — охота, рыболовство. У восточных славян собственность на землю, орудия труда и домашний скот сложилась не в рамках государства, а в период перехода к классовому обществу. Земледелие являлось основной отраслью хозяйства. Роль земледелия в жизни восточных славян проявлялась и в названиях земледельческих культур. Так, нива называлась жизнью, а основная земледельческая культура — житом5. Совершенствование орудий труда происходило именно в сфере земледелия. Славяне пользовались сохой с железным наконечником (сошник), серпом, мотыгой. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, ячмень, просо, овес, горох, бобы. Все большее распространение получало пашенное земледелие. Появился плуг с железным лемехом, В VI—IX вв. пашенное земледелие продвинулось на север. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие. Наряду с земледелием развивалось скотоводство (коровы, лошади, козы, свиньи). Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков продуктов, которые употреблялись славянами для обмена с соседними племенами и иноземными народами. На этой основе возникали торговые связи восточных славян, складывавшиеся вокруг будущих градов и городищ, а также торговые отношения с Византией. Развивалось ремесло — производство орудий труда, оружия, украшений, в котором специализировались определенные группы мастеров-ремесленников (кузнецы, гончары и др.). Таким образом, занятия людей древней Руси были достаточно разнообразны и в целом были характерны и для других европейских народов рассматриваемого периода. 2. Этапы развития древнерусской культуры, ее особенности как детерминанты нравов людей Древней Руси2.1 Этапы развития древнерусской культурыПри выделении этапов развития культуры часто первым периодом выделяют Киевский период (988 — 1125 гг.)6, что не совсем верно, так как языческая Русь имела достаточно интересную и развитию культуру. Однако ввиду ограниченности объема работы мы будем придерживаться периодизации древнерусской культуры, где первым этапом является именно киевский период. Киевский период (988 — 1125 гг.). Именно в этот период Русь обрела четкие границы. Основным центром культуры в данный период был Киев. После смерти Владимира Мономаха Киев постепенно утрачивал свое значение. Постепенно росли культурные центры Владимира и Новгорода. В это период большое влияние на развитие культуры оказывали князья, именно по их воле строились храмы, многие произведения искусства. Христианство укреплялось благодаря деятельности князей, однако это оказало положительное влияние на развитие летописания, церковной живописи и .д. Период феодальной раздробленности (1125 — 1480 гг.). Этот период связан с изменением культуры на Руси. В XII в. Русь разделилась на несколько княжества. Этот период принято называть периодом феодальной раздробленности на Руси. Раздробленность отразилась на культуре Руси, возникали новые центры литературы, искусства и т. д.7. Конец этого периода связан с освобождение от монгольского ига и концом раздробленности на Руси. Согласно другой точке зрения, внутри русской культуры существуют два цивилизационных типа: «славяно-европейский» (до XIII в.) и «российский»,или евразийский» (с XIV в. по настоящее время)8. 2.2 Особенности древнерусской культуры как детерминанты нравов людей Древней РусиКультура Руси до монгольского завоевания имела своими истоками культуру восточнославянских племен. К концу XVII в. она прошла большой путь развития и сохранила многие языческие черты. Вместе с тем ей были присущи общие свойства средневековой культуры других народов. К их числу можно отнести следующие. 1) Малая подвижность культуры, основанной на традиционных образцах и стереотипах. 2) Господство религиозного мировоззрения и религиозно-мистической общественной психологии. Вся духовная жизнь общества и ее отражение в искусстве носят религиозный характер, а общественное устройство и верховная власть дается людям, как представляется, от Бога. 3) Эмпирическое накопление знаний об отдельных явлениях природы; науки как инструмента познания законов пока еще нет. 4) Производительная сила общества развивается медленно в порядке накопления навыков производства от поколения к поколению. Также среди особенностей культуры рассматриваемого периода часто выделяют невосприимчивость к внешним культурным воздействиям; миссианство русской культуры; монументализм (склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения); правовой нигилизм, отождествление власти и авторитета; традиционный тип мышления, в результате чего нравственные императивы определяются не соответственно человеку, а в соответствии с корпоративно-общественными ценностями9. Таким образом, особенности древнерусской культуры определяли нравы людей Древней Руси, что отразилось во многих аспектах культуры данного периода. 2.3 Письменность, просвещение Древней РусиДревнерусская письменность и просвещение Значительная группа исследователей полагает, что славяне владели письменностью до принятия христианства. Такого мнения придерживались советские исследователи Истрин В.А., Обнорский С.П., Якубинский Л.П., Львов А.П. и др. В качестве доказательства использовался ряд источников: «О письменах» Черноризца Храбра, «Жития Константина и Мефодия», Тексты арабского автора Ибн Фадлана, «Книга росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг» Ан-Надима, Договоры Руси с Греками 911,945 гг. Авторы славянской азбуки, византийские монахи Кирилл и Мефодий, находились с миссией в Моравии: правитель этого государства обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой направить учителей. Моравия приняла крещение, но не имела собственной письменности, что затрудняло процесс христианизации. Условной датой создания славянской азбуки, таким образом, считается 863 год – начало просветительской миссии Кирилла и Мефодия в Моравии. В государственных масштабах славянская письменность на Руси стала распространяться с принятием христианства. Но так как известно, что небольшое количество христиан жило на Руси в языческий период, то можно предположить, что они использовали славянскую азбуку. С принятием христианства славянская письменность стала распространяться по всему Древнерусскому государству10. Причиной этому была необходимость изучения религиозной литературы и проведения богослужений именно на родном языке, поскольку только таким образом процесс христианизации давался легче. Славянская письменность на Русь пришла из Болгарии, так как язык болгар на тот момент был максимально близким. Кроме того, Болгария приняла христианство веком ранее и уже обладала внушительным объемом переведенной богословской литературы. В процессе распространения письменности на Руси значительно преобладала кириллица, хотя известно, что глаголицу тоже использовали. Развитие письменности на русском языке привело к тому, что Русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала также в среду простых горожан. О распространении грамотности среди различных слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах и датированные периодом начиная с XI века. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т. п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквях создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг. Ситуация изменилась в XII веке, когда в крупных городах также возникло ремесло «книжных списателей». Это свидетельствовало о возрастающей грамотности населения и возросших потребностях в книгах, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них и переписывали книги самостоятельно. Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения». Таким образом, письменность, просвещение, литература находились на достаточно высоком уровне развития. Уже складывались различные центры посвящения и литературы, которые отражали свою специфику. ЗаключениеВ определении этапов развития культуры Древней Руси нет единого и признаваемого всеми исследователями мнения. Однако развитие культуры Древней Руси можно связывать с общей периодизацией истории Древнерусского государства, то есть 1. Языческая Русь (до 988 года.), 2. Киевский период (988 — 1125), 3. Период феодальной раздробленности (1125 — 1480). К основным особенностям культуры рассмотренного периода можно отнести малую подвижность культуры, господство религиозного мировоззрения и религиозно-мистической общественной психологии, эмпирическое накопление знаний об отдельных явлениях природы, производительная сила общества развивается медленно в порядке накопления навыков производства от поколения к поколению. При определении уровень развития письменности, просвещения и литературы Руси до монгольского завоевания мы сознательно не рассматривали вопрос о письменности, а сразу перешли к литературе и посвящению. Это обусловлено однозначностью наличия развитой письменности у восточных славян. Литература и просвещение были также достаточно развиты, особое значение для их развития оказала православная церковь, так как именно церковь (монастыри) была основным центром как литературы, так и посвящения. Таким образом, культура Древней Руси была достаточно развитой, что определяло быт людей и их нравы, которые харакеризовались самобытностью и общими чертами для других народов рассматриваемого периода. Однако имеются некоторые «белые пятна», которые современная историческая наука продолжает исследовать. Список использованной литературыГорский А. А. История России с древнейших времен до 1914 года. М. : АСТ — Астрель, 2008. – 288 с. Загорульский, Э.М. Проблема датирования начала славянского этногенеза / Э.М. Загорульский // Працы гістарычнага факультэта : навук. зб. Вып. 1 / рэдкал. : У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.]. — Мінск : БДУ, 2006. – С. 153 - 168. Квашонкин А. В. Восточные славяне в древности (VI–IX века). 2010. № 2. — С. 38 - 48. «Культурология». Этапы и основные тенденции развития российской культуры (Часть I;: Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения / Сост.: Г.А. Табейкина, С.И.Никонова.- Казань: КГАСУ, 2010. – 22 с. Притыкин В.П., Файзрахманова Г.Р. «История изобразительного искусства»: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента / В.П. Притыкин, Г.Р. Файзрахманова.– Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2016. – 60 с. Сахаров, А,М,Муравьев,А Очерки русской культуры IX–XVI вв. Издание второе, доработанное МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1984 / А,М,Муравьев,А Сахаров. — Текст : электронный // Электронная библиотека исторической литературы : [сайт]. — URL: http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Kultura_Rus.htm (дата обращения: 30.08.2022). Средние века и формирование нового культурного типа // Электронная библиотека БГУ URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/158296/2/1.1_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9%205%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80.pdf (дата обращения: 30.08.2022). Толочко П. П. Древнерусская народность : воображаемая или реальная. СПб. : Алетейя, 2005. — 218 с. Шарухо, И. Н. Метагеография славян : территория Беларуси – вероятная прародина / И. Н. Шарухо // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия. Естественные и физикоматематические науки. – Вып. 10. – Псков : ПГПУ, 2010. — С. 46 — 61. 1Загорульский, Э.М. Проблема датирования начала славянского этногенеза / Э.М. Загорульский // Працы гістарычнага факультэта : навук. зб. Вып. 1 / рэдкал. : У. К. Коршук (адк. рэд.) [і інш.]. — Мінск : БДУ, 2006. С. 153–168.2Шарухо, И. Н. Метагеография славян : территория Беларуси – вероятная прародина / И. Н. Шарухо // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия. Естественные и физикоматематические науки. – Вып. 10. – Псков : ПГПУ, 2010. С. 43 — 44.3 Толочко П. П. Древнерусская народность : воображаемая или реальная. СПб. : Алетейя, 2005. С. 25, 59. 4 Горский А. А. История России с древнейших времен до 1914 года. М. : АСТ — Астрель, 2008. С. 50. 5Квашонкин А. В. Восточные славяне в древности (VI–IX века). 2010. № 2. С. 38–48.6 «Культурология». Этапы и основные тенденции развития российской культуры (Часть I;: Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения / Сост.: Г.А. Табейкина, С.И.Никонова.- Казань: КГАСУ, 2010. С. 7. 7Притыкин В.П., Файзрахманова Г.Р. «История изобразительного искусства»: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студента / В.П. Притыкин, Г.Р. Файзрахманова.– Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2016. С. 12 — 13. 8«Культурология». Этапы и основные тенденции развития российской культуры (Часть I;: Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения / Сост.: Г.А. Табейкина, С.И.Никонова.- Казань: КГАСУ, 2010. С. 7. 9Средние века и формирование нового культурного типа // Электронная библиотека БГУ URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/158296/2/1.1_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9%205%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80.pdf (дата обращения: 30.08.2022). 10 Сахаров, А,М,Муравьев,А Очерки русской культуры IX–XVI вв. Издание второе, доработанное МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1984 / А,М,Муравьев,А Сахаров. — Текст : электронный // Электронная библиотека исторической литературы : [сайт]. — URL: http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Kultura_Rus.htm (дата обращения: 30.08.2022). |