Документ. возникновение искуства и религиозных верований. Тесты для проверки домашнего задания Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания
Скачать 48.5 Kb.
|
Конспект урока по истории Древнего мира по теме: « Возникновение искусства и религиозных верований Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинской ООШ Бельского района Тверской области Цели : -- познакомить учащихся с возникновением искусства у первобытных людей; - выяснить, как происходило зарождение у человека религиозных верований; - продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека; - Уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия. - Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, тесты для проверки домашнего задания Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания: Устный ответ III. Подведение учащихся к теме урока: -( сл. 2) Обратите внимание на слайд. Что вы там видите? - Какова тема нашего урока? - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? План ( сл. 3) Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек « заколдовывает зверя» Зарождение веры в душу. IV. Изучение нового материала 1) рассказ учителя: 1. Как была найдена пещерная живопись - Как была найдена пещерная живопись? - ( сл. 4) Всего 120 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков. Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства. ( сл. 5) Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. ( сл. 6) Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку. Загадки древнейших рисунков. В них многое не- понятно. . Падает навзничь охотник с птичьей головой. оставив рога, уставился на него бизон, пронзенный копьем. Рядом с человеком длинный предмет фигуркой птицы. Прочь уходит могучий носорог. ( сл. 7) 2. Загадки древнейших рисунков. ( сл. 8) - рассмотрите слайд. Что там изображено? Для нас это загадка. - ( сл. 9) Существуют и другие загадки. Зачем художники изображали в свои рисунки в малодоступных для обозреваемых местах? - Почему создавали их в глубине темных сил, куда не проникают лучи солнца? - Для чего соображали раненых или попавших в ловушки зверей? 3. Человек « заколдовывает» зверя. 2) работа по учебнику: - Вот как ученые отвечают на эти вопросы, человек «заколдовывает» зверя. - Ответ на этот вопрос вы найдёте в п. 3 на стр. 19- 20 4. Зарождение веры в душу. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. В отличие от древнейших людей «человек умный» хотел понять, почему сверкает молния загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих с плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей . Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между живым и его изображением, созданным художником, чествует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если рисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха охоте. - Разгадать смысл и назначение пещерной живописи помогли наблюдения за отсталыми племенами. - Главными их занятиями еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитавшее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное. - ( сл. 11) В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни и другие предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям. ( сл. 12) Возможно, именно оборотень изображен на стене одной из пещер. У него человеческие ноги, но вместо рук — лапы. У него лисий хвост, ветвистые рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри, глаза ночной птицы. - Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходили в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться. Если она не возвращается, человек умирает. Люди верили, что души предков переселяются в далекую «страну мертвых». Там также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу на дорогу, копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов. Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными 5. Подведение итога урока. Рабочая тетрадь – задания № Вопросы на стр. 20 - 21. 6. Домашнее задание: Параграф3, вопросы, записи, рабочая тетрадь |