Лог технологии. Практическое 1. Борисенко А.В.. Типы интонационных конструкций
Скачать 25.37 Kb.
|
Тема: "Интонация как паралингвистическое средство общения" Задание 1. Подготовьте конспект на тему: «Типы интонационных конструкций» Интонация (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся). Интонация в узком смысле –– это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование. В понятийно – терминологическом словаре логопеда Селиверстова В.И. можно найти следующее определение понятия «интонация» - это сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Единица интонации — интонема или интонационная конструкция. В русском языке исследователи (Е.А. Брызгунова) выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК) в зависимости от соотношения частей ИК. Каждая интонационная конструкция имеет центр, предцентровую и постцентровую части. Центр — слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра выражает смысловые различия внутри предложения и изменяет соотношение предцентровой и постцентровой частей. Итак, охарактеризуем 7 интонационных конструкций: ИК-1: Выражает завершённость мысли в повествовательном предложении. Предцентр произносят на среднем тоне. В ударной части и в постцентре происходит спокойное понижение тона ниже среднего. Ударный гласный в центре ИК значительно длительнее пред- и постударных, он произносится плавно, протяжно. Пример: Сегодня холодно. Обычно центр совпадает с последним словом, но иногда может передвигаться. Пример: Дайте книги. Тетради тоже дайте. Наиболее типичные синтаксические конструкции, которые интонируются как ИК-1, следующие: а) простое повествовательное предложение. Пример: Он живёт в Омске; б) предложение с прямой речью, где слова автора – в препозиции. Пример: Иван сказал: «Пойдём побыстрее»; в) сложное бессоюзное предложение, где вторая часть раскрывает смысл первой. Пример: Я выглянул из окна и испугался: мой конь пропал. ИК-2: В отличие от ИК-1 усилено словесное ударение центра; предударная часть, предцентр, произносится на среднем тоне или с незначительным повышением, ударная часть – со спокойным понижением тона или в диапазоне предцентра. Употребляется в следующих случаях: а) при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом. Пример: Какая у него специальность? б) в предложении с требованием, приказом. Пример: Закройте дверь! Назад! в) при восклицании, выражении активной эмоции. Пример: Сколько можно говорить! ИК-3: Характеризуется восходящим движением тона на гласном центра, этот гласный произносится выше предцентра, в пределах ударного слога продолжает повышаться, а уровень тона постцентра резко понижается. Типичным случаем употребления ИК-3 является вопросительное предложение без вопросительного слова. Пример: Это ваша книга? Вы любите плавать? – это так называемая «вопросительная» интонация. Интонационный центр в ИК-3 находится на слове, которое несёт основную смысловую нагрузку. Причём этот центр может передвигаться в зависимости от цели высказывания и содержания разговора. Пример: Вы сегодня приехали? (Да, я). Вы сегодня приехали? (Да, сегодня). Вы сегодня приехали? (Да, приехали). ИК-4: Характеризуется нисходяще-восходящим тоном. Предударная часть ИК-4 произносится на среднем тоне с незначительным понижением перед ударной частью. Если ударный слог конечный, то тон начинается с более низкой точки по сравнению со средним и затем в пределах слога ровно повышается. Если в ИК-4 есть заударная часть, то ударная произносится с понижением, а заударная – с ровным повышением тона. Типичные случаи употребления ИК-4: а) вопросительные предложения с союзом «а». Пример: А вы приедете? А тетради купил? А в кино успеем? б) вопросы с оттенком требования, незавершённости, официальные сообщения – ИК-4 носит оттенок официальности. Пример: Ваш билет (ИК-4)? Николаев, директор завода (ИК-4), / в отпуске; в) манерность, игривость в вопросах. Пример: А где же это ты был? Прошу вас? ИК-5: Имеет два центра: на гласном первого центра – восходящее движение тона, на гласном второго – нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. ИК-5 употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния, эмоциональной, восторженной оценки (со словами как, какой, сколько): Пример: Какой у неё голос! Как он учится! Настоящая весна! Сколько цветов! ИК-6: На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше предцентра. ИК-6 употребляется при выражении незавершенности, но, в отличие от ИК-3 и ИК-4, вносит оттенок приподнятости, торжественности, высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния. Вообще ИК-6 отличает несколько значимых признаков, кроме основной схемы произнесения, и каждый из признаков и (или) их мена дают разные значения: а) верхний регистр голоса, увеличение длительности гласного центра, увеличение мускульного напряжения всей артикуляции дают торжественный тон. Пример: Московское время (ИК-6) / 12 часов (ИК-1). Все системы космического корабля (ИК-6) / работают (ИК-6) / нормально! (ИК-6); б) то же самое, но без увеличения мускульного напряжения встречается в интонировании сказочных повествований. Пример: Пришёл Иван-Царевич (ИК-6) / и говорит (ИК-6); в) значительное увеличение гласного центра и конечного гласного характеризует высказывания с эмоциональной оценкой. Пример: Кого я вчера встретил! Воды набралось! Море! г) наконец, верхний регистр голоса и ускорение темпа при этой ИК-6 характерны для переспрашивания. Пример: Что ты сказал? ИК-7: На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. В отличие от ИК-3 в конце гласного центра происходит смычка голосовых связок. ИК-7 употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки. Пример: Какой (ИК-7) ты охотник! Какой (ИК-7) из него музыкант! В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому. Задание 2. Подберите и проанализируйте тексты, содержащие разные типы интонационных конструкций С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчание ручья, и говор листвы, и шёпот трав. (ИК – 1). С ним происходило что-то странное: он тревожился без причины. (ИК – 1). Одно было несомненно: назад он не вернётся (ИК – 1) (И. Тургенев). Какая ночь! (ИК -2) Мороз трескучий, на небе ни единой тучи (ИК -1). (А. Пушкина) Возле речки у обрыва (ИК -1) Плачет ива, плачет ива (ИК -1), Может, ей кого-то жалко? (ИК -3) Может, ей на солнце жарко? (ИК -3) Может ветер шаловливый За косичку дёрнул иву? (ИК -3) Может ива хочет пить? (ИК -3) Может, нам пойти спросить? (ИК -3) (И. Токмакова) Задание 3. Проведите наблюдения за речью родных, отметьте, какие интонационные конструкции чаще всего актуализируются в их речевых высказываниях. Приведите примеры - Сегодня хорошая погода. (ИК – 1) - Я пошла в магазин. (ИК – 1) - Это моя старая знакомая. (ИК – 1) - Подай мне телефон (ИК – 1) - Где карандаш? (ИК – 2) - Сколько стоит мороженое? (ИК – 2) - Не опоздай в школу! (ИК – 2) - Закрой окно! (ИК – 2) - Сколько можно повторять! (ИК – 2) - Ты сегодня приехал? (ИК – 3) - Ты сходишь в магазин? (ИК – 3) - Какое чудесное утро! (ИК – 5) - Сколько конфет! (ИК – 5) - Что ты сказал? (ИК – 6) - Когда это было! (ИК – 7) |