Главная страница

Типология общества. Типология общества. Простое и сложное общество. Формационный подход к типологии общества. Типология Белла


Скачать 20.75 Kb.
НазваниеТипология общества. Простое и сложное общество. Формационный подход к типологии общества. Типология Белла
Дата06.07.2018
Размер20.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТипология общества.docx
ТипДокументы
#48365

Типология общества. Простое и сложное общество. Формационный подход к типологии общества. Типология Белла

Типология –метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира.

Простые - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложные - это развитие науки и техники, появление руководителей и подчиненных, составляющие противоположные классы - господствующий и не господствующий.

Формационный подход к типологии государства:

· представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (т.е., направленном к цели - построению коммунизма) процессе смены общественно-экономических формаций;

· представление о решающей роли материального производства (экономического базиса) в жизни общества;

· необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

· неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Типология Белла:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Духовный мир человека - сфера жизнедеятельности, в которой он проявляется свой интеллектуальные и творческие способности.

Духовно-теоретическая деятельность- это деятельность по выработке идей и взглядов, представлений, оценок и т.д.

Духовно-практическая – по внедрению выработанных духовных образований в сознании людей, повышению их образовательного уровня, формированию их мировоззрения и т.д.

Мировоззрение - это система взглядов, убеждений, представлений и ценностей которая определяет отношение человека к миру и понимание места человека в этом мире.

Виды мировоззрения:

1) Обыденное

2) Мифологическое

3) Религиозное
4) Научное

5) Философское

 

13. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное познание.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

 

1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание: Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

ИСТИНА — противоположность лжи

Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта.

Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность.

Абсолютная истина— это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

Культура. Материальная духовная культура. Элементы культуры, ее формы и разновидности. Субкультура и контркультура

Культура - все материальные и духовые ценности, созданные человеком течении истории цивилизации.

Духовная культура — это совокупность продуктов духовной деятельности человека.

Материальная культура - включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный.

Элементы культуры:

1) Язык;

2) Ценности;

3) Идеологию;

4) Знания и убеждения.

 

Три формы - элитарная, народная и массовая

Разновидности культурно-речевой среды:

1.семья;

2.трудовой коллектив;

3.половозрастная группа;

4.социальный слой или класс.

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм.

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиа́нтное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Социальный контроль — механизм поддержания социального порядка путем использования властных полномочий и санкций.

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах.

Виды конфликтов:

· Внутриличностный конфликт

· Межличностный конфликт

· Внутригрупповой конфликт

· Межгрупповой конфликт

· Социальный конфликт

· Межклассовый конфликт

· Внутриорганизационный конфликт

· Межэтнический конфликт

· Педагогический конфликт

 

Основные способы разрешение:

Уход. Взаимное избегание контактов.

Сила. Продолжение силовых способов разрешения конфликта вплоть до физических, административных, служебных способов воздействия на оппонента, полностью игнорируя его доводы.

Примирение. Примирение можно, в свою очередь, разделить на следующие подвиды:

Уступка, то есть отказ одного участника от своих целей полностью или частично;

Компромисс, иначе говоря, снижение каждым из участников, своих изначальных притязаний;

Взаимовыгодное решение. Как следует из названия, совместный поиск участникам и конфликта общего решения, которое бы их устроило.

 

23. Этнические общности: род, племя, народность, нация. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты. Этноцентризм и его проявления.

РОД – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка.

ПЛЕМЯ – это социально-политическое объединение нескольких кровнородственных этнических общин.

НАРОДНОСТЬ – это культурно-языковая и территориально-экономическая общность этнически однородного населения.

НАЦИЯ – это общность людей, объединенных единым языком общения.

Международные отношения — это особый вид общественных отношений.

Межэтнический конфликт — конфликт между представителями этнических общин.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ – предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей.


написать администратору сайта