эвтаназия. Новый документ (6). Титульный лист
Скачать 110.93 Kb.
|
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержание 1.Введение 2.Общие сведения об эвтаназии 3.Эвтаназия в СССР 4.Заключение Введение. В современном обществе одной из самый ярко выраженных проблем является эвтаназия. Данное явление широко обсуждается не только в медицинской и философской отраслях, но и в юридической отрасли, в силу ее распространенности в обществе.и как наиболее трудное для понимания и изучения с учетом своей неоднозначности и противоречивости. Необходимость изучения проблемы эвтаназии объясняется сложной природой этого явления. В наше время переплелись вопросы жизни и смерти, свободы и запрета выбора человека на смерть или продолжение жизни при наличии неизлечимого заболевания и непереносимых страданий. По данным Всемирной организации здравоохранения, свыше 70% людей умирает не внезапно, а постепенно, испытывая порой невыносимые боли, жестокие страдания. Ежегодно около 400 тысяч человек погибают в добровольном порядке, попыток же суицида насчитывается около 7 миллионов. Важно уточнить, что эвтаназия – не просто безболезненная смерть, а смерть, соответствует воле самого умирающего. Согласно статье 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь. Эвтаназия в России запрещена в любой форме, статьи 45, 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» запрещают медицинским работникам осуществление эвтаназии. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общие сведения "Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом".[1]. Активное обсуждение эвтаназии началось позже, в отличие от понятия аборта, но всё же привело к освобождению от любой юридической ответственности по отношению к человеку, совершившему эвтаназию. Ф.Бейкон впервые ввел в терминологию понятие “эвтаназии” в XVII столетии для определения "легкой смерти", и с XIX века стал означать "умертвить кого-либо из жалости". Определение “лёгкой смерти” впервые было использовано Конгрегацией Вероучения в "Декларации об эвтаназии" от 5 мая 1980 года. Под понятием “эвтаназия” подразумевается действие или бездействие, приводящее к облегченной смерти, избавляющей от страданий, чтобы избежать трудности жизни. В сегодняшние дни мнение людей насчет эвтаназии разделилось. Отдельные личности считают, что если человек мучается от дикой боли и страдает, а тем более желает умереть, его же близкие не имеют никаких возражений, и пришли к единому решению прекратить страдание родственника, болеющего неизлечимым заболеванием, то их желание является весьма гуманным. Другие же являются сторонниками более консервативной идеи антигуманности возможности проведения эвтаназии, так как это дает право на совершение самоубийства, а родственникам больного предоставляет шанс на осуществление их корыстных целей. Ведь если больной находится в коме и разрешения спрашивать придется у родственников, нет никакой гарантии в том, что они не дадут согласие, только чтобы избежать финансовых расходов на уход за ним или ускорить процедуру наследования его состояния. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений: - об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть; - об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания. Эвтаназию можно поставить в ряд различных медицинских методов: - эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях); - эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента); - эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству); эвтаназии нет в случае не реанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию); - эвтаназии нет, если "дают спокойно умереть" больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок - в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях. Принятие эвтаназии Страной-первопроходцем, узаконившей эвтаназию, в 1984 году стали Нидерланды. Вслед за Нидерландами к практике присоединились Бельгия и Люксембург, приняв закон о добровольном уходе из жизни и роли врача в этом процессе. В 1999 году Албания разрешила эвтаназию для больных в коме после получения согласия 3 родственников. С 2002 года в Голландии разрешили применять эвтаназию в отношении детей старше 12 лет, а с 2014 в Бельгии ребенок любого возраста может получить эвтаназию при наличии согласия его родителей или ближайших родственников.Ярыми противниками эвтаназии являются Русская православная церковь, Католическая церковь, официальное медицинское сообщество, хосписное движение. В США эвтаназия разрешена лишь в 4 штатах - Орегон, Вашингтон, Джорджия и Вермонт. В остальных штатах осуществление эвтаназии нелегитимное, там регулярно средства массовой информации публикуют информацию о том, как американские врачи идут против закона и помогают тяжелобольным людям покончить с собой. Что же насчёт религии? Как относятся представители духовенства? Для верующих христиан, мусульман, иудеев, буддистов любая форма эвтаназии недопустима. Православная церковь определяет эвтаназию как самоубийство/убийство, указывает на то, страдания могут вести к очищению, спасению и славе в жизни будущего века. Катехизис католической церкви утверждает: «Действие или бездействие, которые сами по себе или с заранее обдуманным намерением приносят смерть, чтобы устранить боли, является убийством, которое тяжким образом попирает достоинство человека и уважение к Богу Живому, его Создателю». Ислам категорически отрицает активную эвтаназию (самоубийство), и эвтаназию пассивную (убийство «из сострадания»). Об этом сказано в Коране: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах необычайно Милостив к вам» (4:29) и «Не убивайте душу, которая свята пред Аллахом , кроме как имея на то право» (6:151). По мнению духовных лидеров буддизма, сама постановка вопроса об эвтаназии говорит о недостаточном понимании той истины, что страдание заложено в самой природе человеческого бытия. В буддийской традиции не приветствуется намерение совершить эвтаназию, так как это желание свидетельствует о плохом состоянии ума, когда физические страдания возобладали над чистым сознанием. Иудеям же следует предпочесть жизнь, полную страданий, тому, чтобы ее прервать. Даже пассивное сокращение жизни противоречит основам иудаизма. Также запрещено убийство из сочувствия. Эвтаназия “за” и “против” Эвтаназия человека является достаточно глобальной проблемой морального плана всего человечества. Множество людей приводит неисчислимое количество аргументов “за”, среди которых можно выделить самые яркие и убедительные: 1. Эвтаназия дает возможность в полной степени реализовать желание человека управлять собственной жизнью на этическом и законодательном уровне. 2. Основополагающий принцип демократии состоит в том, что человек - высшая ценность. Именно поэтому правовое государство обязано предоставлять возможности и блага, которые позволят восполнить все нужды и потребности гражданина этой страны. 3. Высшей степенью гуманности является эвтаназия, которая позволяет раз и навсегда завершить непрекращающееся и невыносимые страдания, физическую и психологическую боль. 4. Государства всеми силами должны обеспечить реализацию этого права на законодательном уровне только для тех граждан, которые в этом действительно нуждаются и желаю облегчить свои страдания. Также не стоит упускать из виду другую сторону данного вопроса, которая может с легкостью продемонстрировать необходимость эвтаназии в современном мире. Конечно, страны, отказавшиеся от этой процедуры полностью, так же можно понять. Однако в 40 % случаев клиническая смерть пациента наступает в результате принятых врачом решений об отключении систем жизнеобеспечения, прекращении медикаментозного и другого лечения. То есть фактически врачи в таких государствах рискуют не только собственной карьерой, но и свободой. Как видим, эвтаназия – явление сложное, которое обязательно стоит рассматривать с разных сторон, изучая все аспекты проблематики. Только тогда можно добиться единственно положительного результата. Среди аргументов «за» и «против» эвтаназии пока что во многих странах лидируют последние. Почему многие отказываются от процедуры? 1. Ответ заключается в Религиозных воззрениях – первый тормозящий фактор. Несмотря на различие конфессий в мире, практически все они запрещают целенаправленное убиение, аргументируя это тем, что «жизнь дал Бог, и только ему ею распоряжаться». 2. Вторым не менее значимым фактором является постоянная борьба со смертельными заболеваниями, которая позволяет медицине не стоять на одном месте и постоянно развиваться, а также искать новые медикаментозные средства и способы лечения. Введение же эвтаназии может сильно затормозить данный процесс. 3. Эвтаназия может легко стать одним из методов совершения убийства, а также привести к злоупотреблению служебным положениям, подкупу медперсонала, умышленному нанесения вреда. Крайне сложно понять, когда пациент действительно испытывает желает умереть. Стрессы, затяжная депрессия, общественное давление или угрозы – все это может стать причиной подачи прошения на разрешение данной процедуры. 4. Полностью исключены случаи чудесного исцеления. Медицина знает сотни случаев, когда обреченный на кончину пациент вдруг вставал на ноги после тяжелой формы рака или возвращался после 20-летней комы: здоровье возвращалось, когда никто уже не питал никаких надежд. С эвтаназией все это исключено. Наконец, стоит сказать, что убиение пациента полностью противоречит клятве Гиппократа, которая гласит, что врач не имеет права давать смертельное средство и показывать пути достижения смерти. Именно этот момент является тормозящим фактором для принятия решения среди медиков. Эвтаназия в СССР Советский Союз был страной множества секретов, о многих из которых становится известно лишь в наши годы. Просто умели в СССР хранить тайны за семью печатями, даже когда дело касалось больших катастроф со множеством человеческих жертв . Но около ста лет тому назад молодое советское государство оказалось пионером в этой сфере, юридически легализовал эвтаназию. Пройдет шестьдесят лет, прежде чем очень немногие другие страны решатся на что-то подобное. В 1922 году статья 143 Уголовного кодекса РСФСР была дополнена примечанием, что фактически допускалось убийство другого человека из сострадания. Идея легализации принадлежала председателю Высшего экономического совета Юрию Ларину,с самого раннего детства страдающего прогрессирующей формой мышечной атрофией. Именно мышечная атрофия являлась существенной причиной задуматься об уходе из жизни, поскольку он не мог передвигаться. Юрий Ларин предположил, что если бы он попросил своих друзей помочь ему достать яд, чтобы избавиться от невыносимых страданий, они, конечно же, не отказали бы ему помочь, однако после такой просьбы они были бы осуждены как убийцы. Председатель Высшего экономического совета считал это крайне несправедливым.Так появилась эта поправка, которая легализовала эвтаназию. Правда, статья такая просуществовала всего полгода. В настоящее же время в Российской Федерации эвтаназия запрещена на законодательном уровне. Заключение. Таким образом, понятие эвтаназия является относительным, потому что с одной стороны это является моральным и этическим злом, которое недопустимо законодательством. Но смотря на обратную сторону данной проблемы, понятно, что “легальная смерть” является гуманным средством избавления страдающего человека от физической и психической боли. Но учитывая то, что часть случаев проведения эвтаназии являлось противозаконным, то есть совершенным в корыстных целях, а именно убийство человека, можно сделать вывод, что собранные данные для проведения этой процедуры должны быть проверены и согласованы с родственниками больного и с самим больным. Из всего сказанного выше вытекает следующее: эвтаназия имеет место быть, лишь в тех случаях, когда то действительно необходимо (в случаях тяжёлых заболеваниях без шанса на выздоровления) и весь процесс должен быть подкреплен юридически и согласовано с лицами представляющими интересы человека по отношению к которому проводится эвтаназия. Список литературы 1. “Эвтаназия как способ убийства в уголовном праве России” Антоненко М. М. 2. “Эвтаназия преступление национал-социалистов” Ута Герлант 3. “Эвтаназия советского строя” Оськин И. 4. Данные из сети |