4911з_Тема4_Ткаченко Филипп Владимирович (1). Ткаченко Филипп Владимирович. Тема 4,,Философия Нового времени (xviixixвв.) Эмпиризм Ф. Бэкон, Дж. Локк
Скачать 21.36 Kb.
|
Ткаченко Филипп Владимирович.Тема №4 ,,Философия Нового времени (XVII-XIXвв.) Эмпиризм: Ф. Бэкон, Дж. Локк. Теория познания материалистического сенсуализма, эмпиризма. Джон Локк. Психологический подход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувственного опыта. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Рационализм: Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиций рационализма. Рене Декарт. Принцип методического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания. Разработка методологии дедуктивных наук. Вклад Лейбница в логику и теорию познания. Разграничение истин разума и истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической» философии. Достижения рационализма 3.1 Материалистические тенденции в философии французского Просвещения XVIII в. Французские материалисты. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в формировании основ демократического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка материалистической концепции природы. Развитие мировоззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система природы» 3.2Французское просвещение его теоретическая основа – сенсуализм, педагогика и социальная философия Дж. Локка. Просветительская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Ф. Вольтера 4. Философия Иммануила Канта. 4.1 «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса – на основе зрелой науки XVII–XVIII вв. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта 4.2«Категорический императив» Безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии. Постулаты «практического» разума 5. Философская система И.Г. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция 6. Объективный идеализм философии Г. Гегеля: Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма» 7. Философский иррационализм Ф. Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в. 8. Философия марксизма. Человек – активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и коммунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса Задание №2 №2 Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания опыт, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент. у меня есть основание полагать, что это вовсе не прошлое, а будущее, поэтому они не дают положительных результатов. №3 Выражение “Мыслю, следовательно, существую” (Соgito ergo sum) известно как девиз Декарта, а процесс, которым это достигнуто, называется “картезианским сомнением”. (“Картезианское сомнение” - от слова “картеанансчио”, которым обозначается учение французского философа Р. Декарта (по лат. Картезиус) // Декарт Р. Избранные произведения. М., 1980. с. 428.).Это выражение отражает существо теории познания Декарта. Указанный принцип делает мысль, сознание более достоверным, чем материю, и мое сознание (для меня) более достоверно, чем сознание других.Такая тенденция указывает на субъективизм, он и стал основанием философии Декарта. Доказано существование Я (я мыслю, следовательно, существую, я существую тогда, когда я мыслю; если бы я перестал мыслить, не стало бы более доказательства моего существования). Я становилось вещью, которая мыслит. Я - субстанция, вся природа и сущность которого состоит только в мышлении. Следовательно, душа совершенно отлична с тела и более легко познаваема, чем тело; она была бы всем тем, что она есть, даже если бы тела не было вовсе. №4 Сенсуализм (восприятие, чувство, ощущение) это учение, согласно которому чувственность является главной формой познания.Томас Гоббс (1588—1679) продолжает линию бэконовской философии, развивает ее сенсуализм и эмпиризм.В своей первой работе «О теле» Гоббс строит теорию познания, ибо прежде чем заниматься дальнейшими философскими исследованиями, вначале следует определить, познаваем мир или не познаваем, а если познаваем, то в каких границах, что является критерием истинности человеческого знания и т. п.В теории познания Гоббс является последовательным сенсуалистом и утверждает, что все наши знания происходят из ощущений, и только из них. Ощущения — основной и единственный источник знания. Однако чувства все же не ограничивают разум в его деятельности, ибо разум, получая данные от органов чувств, начинает оперировать ими и добывать таким образом новое знание. Поэтому знание, по Гоббсу, бывает двух видов: чувственное и рациональное. Истина достигается на путях рационального знания; чувственное же знание не совсем достоверно. Рациональное знание — это знание необходимое, всеобщее и достоверное. Пример его, по Гоббсу, и есть математика. №5 Лейбниц же выступил оригинально. Он полагал, что в основе нашего мира лежит бесконечное количество субстанций - монад. Каждая монада имеет духовный характер, то есть не материальна, и она находится в постоянном изменении. Эта изменчивость - ее суть. И она независима, то есть существует сама по себе, ее изменения происходят спонтанно.Однако между монадами все же существует важная связь - это гармония. Все вместе эти бесчисленные субстанции образуют гармоничное целое, что позволяет нашему миру быть таким, каким он является. №7 Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции.Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Формирование механико-материалистической картины природы. Учение о субстанции. Дуализм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Трудности в решении проблемдвижения, материи, «первичных» и «вторичных» качеств, сознания и человеческой свободы №8Потому что она является вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени. В ней представленны: материализм и идеализм; учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, социальная философия и культурология, этика. Немецкая классика дала миру философии не только таких гигантов мысли как – Иммануил Кант – Иоганн Готлиб Фихте – Фридрих Вильгельм Шеллинг – Георг Вильгельм Фридрих Гегель – Людвиг Андреас Фейербах но и активно повлияла на последующее развитие мировой философской мысли. №9Предпосылки: 1) Буржуазные преобразования (экономические, социальные, политические), вызванные влиянием Французской буржуазной революцией 1789-1794 г. 2) Революционные перемены в естествознании (отход от доминирования механики в сторону химии, биологии, немеханически области физики - магнитизм). 3) острейшая борьба свободомыслия с религией. 4) все мировоззренческие проблемы нуждались в переосмыслении. Мир в представлениях граждан той эпохи рассыпался и раскалывался, он пришел в движение. А потому и восприятие его было фрагментарным. Всеобщность, всеохватность происходящего в мире породили потребность в создании универсальных теорий,систем миропонимания, с помощью которых стало бы возможным освоить культуру всей эпохи. Задача такого диапазона соответствует только философии. Но в истории человечества лишь немецкой классической философии удалось не только выдвинуть и осознать подобную цель, но и достичь ее №10 Критический период был выражен в работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В первой из них Кант изложил свое учение о познании, во второй – этику как науку о регулировании практического поведения людей, в третьей – эстетику. Созданную им теорию познания Кант рассматривал как основную часть своей философии В докритический период Кант направлял свое внимание на изучение природы, человеческой морали, религии, искусства, т.е. на окружающий человека мир и бытие самого человека. В работах докритического периода Кант находился под сильным влиянием рационалистической философии Декарта, согласно которой знания развиваются путем логических рассуждений №11Специфика подхода Канта заключается в том, что, согласно его теории, один и тот же объект нашей познавательной установки может оказаться и познаваемым, и принципиально непознаваемым №12Вещь в себе— философский термин, обозначающий объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно воспринимаемых феноменов; вещь как таковая, вне зависимости от нашего восприятия. №13Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития.Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя. №14Философия Гегеля - это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа. №15 Послужило Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы. Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма |