Трудовое воспитание. Трудовое воспитание
Скачать 228.14 Kb.
|
Трудовое воспитание Работа школьников - это та сфера их деятельности, которая требует тончайшей педагогической культуры воспитания. Она тысячами нитей связывается с умственной, нравственной, эстетической культурой ребенка. Педагогическое бескультурье, с которым, к сожалению, приходится иметь дело именно в сфере труда, приводит к тому, что трудовая деятельность школьника часто становится или нейтральным процессом, о чем писал А. С. Макаренко, или же - как это ни странно, но так бывает - воспитывает пренебрежительное отношение к трудовой деятельности. А тем временем трудолюбие - большое чудо, способное утверждать в человеке высокое благородство. Случается же это чудо только тогда, когда труд одушевляется человеческими мыслями, чувствами, стремлениями. Настоящая педагогическая культура начинается там, где учитель видит в работе не только напряжение физических сил для создания определенной материальной ценности, а творчество человека. У настоящего мастера педагогического творчества ребенок гордится плодами своих рук, уважает себя как творца. В утверждении уважения к самому себе и заключается единство физической и духовной культуры в труде, в трудовой деятельности. Искусство, тонкости трудового воспитания и проявляются в том, что, напрягая физические силы, ребенок переживает гордость за себя: вот, мол, что я могу создать! В работе рождается и гражданское начало человеческой личности. Мы добиваемся того, чтобы именно создавая значительные материальные ценности для людей, для коллектива, для общества, маленький человек чувствовал себя гражданином. Рождение этого чувства невозможно без напряжения физических сил, без того, чтобы в работе не оставлять частичку своей души. В основе психологической зрелости, в основе взрослости - гражданская зрелость. Добивайтесь того, чтобы уже в семилетнем возрасте ребенок начал какую-то значительную (с гражданской точки зрения) важную работу, чтобы через 2-3 года он уже видел в своей работе материальное олицетворение собственного жизненного пути. Добейтесь, скажем, того, чтобы где-то в III-IV классе ученик уже любовался плодоносящей яблоней, которую сам посадил. Если вам повезёт добиться этого, ваш питомец в 12-летнем возрасте будет чувствовать себя не беспомощным ребенком, а, так сказать, творцом гражданского достоинства в самом себе. Значимость, весомость труда - неисчерпаемый источник уважения к самому себе. Я считал бы все слова о воспитании личности пустым звуком, если бы в 13-14-летнем возрасте подросток, любуясь яблоней, посаженной когда-то давно-давно, с гордостью не сказал: - Это дерево сажал я, когда был маленьким! Вот в этом, думаю, весь «секрет» единства физического и духовного в труде. Надо, чтобы благодаря работе школьник чувствовал себя в 13-14-летнем возрасте взрослым. Тогда он и на свет смотреть будет по-другому, и людей видеть другими, и думать иначе. Не пугайтесь того, что работа, которую приходится выполнять вашему воспитаннику, на первый взгляд кажется тяжелой. Без напряжения физических сил не может раскрыться по-настоящему и духовное богатство труда. Для 15-16-летних юношей мы, например, находим трудовую деятельность, которая требует определенного преодоления трудностей. Напряжение физических сил переходит в духовную деятельность, осмысливается как победа не только над объективными трудностями, но и над слабостями своего характера, воли. ... Зима, январские метели замели пути, трещат деревья на двадцатиградусном морозе. Вот это и есть благоприятное время для воспитания силы духа в физическом труде. Юноши-комсомольцы едут на тракторе в поле, накладывают на прицеп сено, привозят в животноводческие фермы. Это нелегко. Бывает, что дело доходит до слез. Но умейте «не заметить» минутной юношеской слабости, умейте, когда надо, своевременно подбодрить, и из этой поездки школьники вернутся совсем не теми людьми, которыми они уехали. Они вернутся с чувством гражданской гордости в сердце. Я твердо верю в то, что иногда один день играет большую роль в формировании духовных сил человека, чем год. Умейте найти этот день. Умейте направить юношу, девушку на такую тропу, идя по которой, человек чувствовал: преодолевая препятствия, он поднимается на вершину морального достоинства. Выдающийся русский писатель М. Пришвин писал: "Этика социализма состоит в том, чтобы маленькому вдохнуть душу великана". Мудрые, поучительные слова для нас, педагогов. Сейчас много говорится о самовоспитании и самопознании. Но этот участок воспитательной работы почему-то мало связывается с физическим трудом, с испытанием сил в процессе труда. Формирование личности невозможно без этого испытания, без переживания человеком опыта трудовой мужества, настойчивости. Человек осознаёт своё собственное «Я» только через отношение к другим людям, в процессе главного общения с ними - коллективного труда. Эта истина играет большую роль в процессе воспитания. Говоря о коллективном труде, как средстве воспитания, надо иметь в виду, что моральный смысл труда раскрывается только тогда, когда на глазах у воспитанника его товарищ напрягает свои физические силы во имя благородной цели. Коллективное одушевление трудом, коллективное вдохновение - это не что иное, как выработка каждым воспитанником своего собственного «Я» в процессе трудового общения. Автор: Сухомлинский В.А. // Советское образование. - 1967. - №17 (отрывок из статьи "Рождение личности") |