Главная страница
Навигация по странице:

  • Специальность 34.02.01 Сестринское дело «

  • 1 Понятие психологии искусства и методы исследования

  • 2 Задачи психологии искусства

  • 3 Становление психологии искусства

  • Зигмунда Фрейда (1856—1939)

  • 4.1 Психология художественного творчества

  • 4.2 Психология художественного восприятия

  • 4.3 Психология актерского мастерства

  • 5. Искусство как форма терапии

  • психология искусства. психология. Тулунский медицинский колледж Специальность 34. 02. 01 Сестринское дело Психология искусства


    Скачать 43.56 Kb.
    НазваниеТулунский медицинский колледж Специальность 34. 02. 01 Сестринское дело Психология искусства
    Анкорпсихология искусства
    Дата09.10.2022
    Размер43.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапсихология.docx
    ТипДоклад
    #722541

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
    Областное государственное бюджетное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Тулунский медицинский колледж»

    Специальность 34.02.01 Сестринское дело


    «Психология искусства»
    Доклад

    Выполнил(а):

    Студент(ка) 2 курса группы 2 СД «Б»

    _____________Антипова Ксения Игоревна_______________________

    (Ф.И.О. студента)

    Руководитель: _________Колыванова Ксения Геннадьевна _____________

    (Ф.И.О. преподавателя)

    Оценка: _____________________________________________________________

    Тулун, 2022 г.

    № п/п

    Содержание

    СТР




    Введение

    3

    1

    Понятие психологии искусства и методы исследования

    3

    2

    Задачи психологии искусства

    4

    3

    Становление психологии искусства

    4

    4.1

    Психология художественного творчества

    7

    4.2

    Психология художественного восприятия

    9

    4.3

    Психология актерского мастерства

    10

    5

    Искусство как форма терапии

    12




    Используемые источники

    13

























































    Введение

    Психология искусства никогда не относилась к числу основных разделов или областей психологии. Многие психологи даже не принимают ее всерьез. Тем не менее, последние два-три десятилетия интерес к психологии искусства явно возрастает, что связано, видимо, с общим интересом к личности и сфере человеческого духа.

    Об искусстве написано и продолжает писаться многими учеными совершенно разных сфер научных исследований: философами, педагогами, психологами, искусствоведами. Различные теории искусства, содержащиеся в этих работах, а также исследовательские подходы к изучению психологии искусства весьма разнообразны и многочисленны.

    1 Понятие психологии искусства и методы исследования

    Психологию искусства можно определить как раздел общей психологии, изучающей процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на воспринимающего.

    Искусство — знание, уменье, развитое навыком или учением способность, мастерство, требующее большого умения и вкуса (словарь Даля).

    Объективных критериев, где проходит граница между настоящим искусством и его суррогатом, нет. С другой стороны, как показали специальные экспериментальные исследования, большую роль в приписывании объекту статуса произведения искусства играет общая ситуация и установка, создаваемая по отношению к тому или другому продукту творчества. Например, один и тот же фрагмент компьютерной программы предъявлялся одной группе как собственно фрагмент, а другой — как отрывок авангардистского стихотворения. Соответственно, совершенно разными были и характеристики этого фрагмента, и отношение к нему в обеих группах.

    Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

    2 Задачи психологии искусства

    Основными задачами также являются раскрытие механизмов становления личности человека-творца и анализ различных форм воздействия искусств на человека, ведь воздействие, например, музыки на индивида порой оказывается не только потрясением, но и явлением необъяснимым.
    3 Становление психологии искусства

    Первые специальные работы по психологии искусства сразу же обнаружили свой междисциплинарный характер. Естественно, что не все школы и направления психологической науки одинаково близки к разработке проблем психологии искусства. Особое значение для эстетико-психологического анализа имеют, как минимум, три на­правления: ассоциативная психология, гештальтпсихология и теория бессознательного. Ассоциативная психология изучает способы соеди­нения представлений по определенным правилам. В свое время вклад в становление ассоциативной психологии внес еще Аристотель, пи­савший о том, что представления соединяются по принципам смеж­ности, сходства и контрасту. Ассоциативная психология важна для изучения механизмов художественного восприятия, изучения прин­ципов взаимодействия образной системы художественного текста.

    Существенное значение для художественно-эстетических исследова­ний имеет гештальтпсихология — направление, разрабатывающее природу психики человека с позиций теории целостности. Выявле­ние единства действия осознаваемых и безотчетных стимулов, типов личностей и темпераментов напрямую связано с изучением психо­логического своеобразия фигуры художника. И наконец, чрезвычай­ную важность представляют разработки теории бессознательного, про­ливающей свет на малоизученные процессы художественного твор­чества и художественного восприятия.

    Несмотря на интенсивное развитие прикладных психологичес­ких исследований в конце XIX в., психологическая и философская науки этого времени пришли к выводу, что величайшие тайны чело­веческого поведения и творчества невозможно дедуцировать только из внешней реальности или только из внутренних физиологических про­цессов. Нет таких научных процедур, которые могли бы позволить полностью «десакрализовать» то или иное психическое действие и побуждение. Каждый из отдельных научных подходов обнаруживает закономерности на своей территории, но целое (человек) не может быть объяснено через сумму частей.

    Подобная ситуация явилась благоприятной почвой для возник­новения психологической концепции Зигмунда Фрейда (1856—1939), получившей большую известность и за пределами психологии. Важно отметить, что интерес к проблемам бессознательного в науке на­блюдался задолго до 3. Фрейда. Скажем, в Древнем Египте существо­вала практика, когда врачи прикрепляли к изголовью кровати боль­ного специальную табличку и записывали весь бред, который тот излагал в состоянии невменяемости. Последующее толкование этого текста, как считали врачи, могло приблизить к постановке диагноза. В основе такого метода лежала важная посылка: уже изначально чело­век знает о себе все, но в рациональном, социально «фокусированном» состоянии он не способен выразить это.

    В период деятельности Фрейда в психологии в целом доминиро­вало негативное определение бессознательного. Причина особой при­влекательности концепции Фрейда состояла в ее интегративности. Австрийский исследователь начинал как врач, занимался лечением неврозов. Полученные обобщения привели его к выходу в проблема­тику истории культуры, социологии, философии. Таким образом, и биотропные, и социотропные подходы в системе Фрейда представ­лены в единстве. С большой исторической дистанции можно оценить мужество Фрейда, отважившегося разрушить предрассудки и стре­мившегося к познанию самых закрытых сфер человеческой психики.

    Как известно, Фрейд разработал, по его словам, новую «архео­логию личности», выдвинул гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул, а именно — стремление к удовольствию. Все модусы поведения и, особенно, твор­чества так или иначе находятся в зависимости от потребности удов­летворения, получения удовольствия. Корень невротических состоя­ний личности, по мысли психолога, лежит в тенденциях развития цивилизации, эволюционирующей в противовес интересам отдель­ной личности, набрасывающей узду на полноту проявления индиви­дом своих склонностей. Конфликт современной культуры с эгоисти­ческими устремлениями людей выражается в усилении всевозмож­ных табу, запретов, насаждении унифицированных норм. Все они оказывают искажающее воздействие на возможности эмоциональ­ного самовыражения, тормозят и загоняют внутрь многие естествен­ные порывы. Все линии эмоциональной жизни человека фокусиру­ются, по мнению Фрейда, в единой страсти, которую он обозначает как либидо. Либидо понимается не просто как стремление к сексуаль­ному удовольствию, а в широком смысле — как энергия, которую из­лучает пол. Энергия либидо конфигурируется в ряде комплексов: в эдиповом комплексе, в комплексе априорной бисексуальности и в ком­плексе агрессивности, направленной как вовне, так и вовнутрь чело­века. Общество не может дать выход всем побуждениям индивида без исключения. Отсюда и возникают превращенные формы сексуально­сти, находящие выражение в разных видах творчества и поведения человека, которые есть осуществление процесса сублимации, т.е. не­прямого, превращенного действия либидо.

    Любые психические травмы, особенно детские, изменяют фор­мы сексуальных фантазий человека, воздействуют на особенности его сексуальной ориентации, трансформируются в особенностях ху­дожественного творчества. «Современная культура не допускает сек­суальность как самостоятельный источник наслаждения и склонна терпеть ее только в качестве до сих пор незаменимого источника размножения», — приходил к выводу Фрейд. Корыстное, калечащее отношение общества к человеку способна ослабить процедура пси­хоанализа. Техника психоанализа строится так, чтобы помочь инди­виду осознать вытесненный аффект, найти объяснение патологическим реакциям и тем самым помочь ему «раздраматизировать» свое состояние.

    Основные посылки теории психоанализа можно свести к трем: (1) аффективно окрашенные впечатления, будучи вытесненными, продолжают оказывать действие на человека и его поведение; (2) источник патологических изменений самим больным не осозна­ется; (3) для того чтобы добиться эффекта, необходимо освобожде­ние от травмирующих впечатлений ничем не скованным рассказом. Обнаруживая, чему соответствуют речевые ассоциации не во внеш­нем, а во внутреннем мире пациента, психиатр затем помогает чело­веку понять природу травмирующего аффекта и тем самым освобож­дает от его разрушительного действия. Особую роль в постижении первоэлементов глубинной психологии имеют сбивки, ошибки, за­мешательства в потоке речевых ассоциаций пациента. Сознание, как полагал Фрейд, обладает защитными механизмами. Болезненные, аф­фектированно окрашенные воспоминания сознание стремится вы­теснить, сублимировать, разложить на отдельные элементы. Отсюда важный вывод ученого: невроз необходимо лечить, воздействуя не на организм, а на личность. Необходимо раскрыть «зонтик сознания», мас­кирующий непостижимые для индивида мотивы.

    4.1 Психология художественного творчества

    В свое время о загадочности процесса художественного творчества говорил Кант: «...Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства; но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. Итак, в научной области величайший изобретатель отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически». Художники нового времени порой отдают себе отчет в некоторых моментах психологии творчества, но и сегодня в этих процессах еще многое остается непостигнутым. А.С.Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею...»

    Рассматривая процесс художественного творчества, эстетика не может обойти своим вниманием и эти, психологические его аспекты. Основатель «аналитической психологии» швейцарский психолог К. Юнг отмечал, что психология в своем качестве науки о душевных процессах может быть поставлена в связь с эстетикой. Последнее свидетельствует о наличии пограничной зоны между этими науками, в исследование которой свой вклад призвана внести и эстетика, обретающая качество психологии искусства.

    Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Так, Ч. Ломброзо писал:

    «Какой бы жестокой и мучительной ни выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьезных оснований...» Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр: «Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям». Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя, «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства». Это суждение относится и к воздействию произведения на воспринимающую искусство публику, и к процессу творческого мышления художника. Как верно подчеркивает болгарский исследователь М. Арнаудов, «твердость духа и нормальная логика являются непоколебимым началом творческих достижений. Все, что здесь может нам показаться болезненным отклонением или удивительным исключением, надо, в конце концов, объяснять, не посягая на идею о психическом равновесии у избранных натур».

    Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность — одаренность — талантливость — гениальность.

    По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания. Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

    Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же художник создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.

    4.2 Психология художественного восприятия

    Механизм художественной рецепции связан с пространственно-временными ассоциациями. Восприятие произведения включает три важных элемента: рецепцию настоящего (непосредственное музыкальное звучание, сиюминутное восприятие изображенного на полотне, читаемого в данный момент литературного текста и т. д.), рецепцию прошлого (непрерывное сравнение с уже прослушанным, когда-то виденным или прочитанным; в поэзии этот аспект восприятия усиливается рифмой, в живописи - "прочтением" и домысливанием событий, предшествующих изображенным) и рецепцию будущего (предвосхищение на основе проникновения в логику движения художественной мысли дальнейшего ее развития: представление о последействии в изобразительном искусстве, о развитии литературного сюжета и т. п.).

    Одна из особенностей механизма художественного восприятия обусловлена тем, что в известном смысле каждый вид искусства является исполнительским. Например, польский исследователь Е. Жемек в литературном высказывании видит запрограммированного исполнителя. Иными словами, при литературном восприятии сочетаются в одном лице исполнитель ("для себя") и реципиент*. Чтение, равно как и "исполнительство для себя" при восприятии других видов искусства, имеет свой стиль. Одно и то же литературное произведение можно "исполнить для себя" по-разному, то есть прочесть и проинтерпретировать в разном ключе.

    * (Problemy odbioru i odbiorcy. Wroclaw, 1977, с. 82.)

    Важным психологическим фактором восприятия искусства является рецепционная установка, опирающаяся на предшествующую систему культуры, исторически закрепленную в нашем сознании всем предыдущим опытом. Рецепционная установка - предварительная настроенность на восприятие, которая действует на протяжении всего процесса художественного переживания.

    Именно такой настроенностью и объясняется то, что, когда в 1911 г. на концерте С. С. Прокофьев впервые в России исполнил пьесы австрийского композитора А. Шенберга, в зале стоял гомерический хохот. В 1914 г. Вторую сонату самого Прокофьева в рецензии назвали "дикой оргией гармонических нелепостей". В конце 40-х годов "сумбуром вместо музыки" называли произведения Д. Д. Шостаковича и того же Прокофьева.

    4.3 Психология актерского мастерства

    Актриса и автор многочисленных трудов об актерском ремесле Алла Демидова в своей книге «Письма к Тому» пишет, что «не существует более емкой и глубокой системы актерской игры, чем та, что создана в начале века К.С.Станиславским. «Система» — это психологическая школа актера. Без нее имеет место быть лишь воплощение героя в предлагаемых обстоятельствах. <…> Но актер неразрывно связан с космосом, он частичка другого сознания и тем точнее его попадание в образ, чем психологически тоньше его связь с космосом». Действительно, невозможно не согласиться с тем, что актерское творчество и психология находятся в постоянном переплетении, творческая личность способна лишь тогда раскрываться и добиваться результатов, когда основывается на законах психологии.

    Для воспроизведения образа на сцене исполнителю как минимум необходимы знания общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности и, разумеется, психологии сценического искусства и творчества в целом. Эти знания актеру необходимо постоянно пополнять при работе с режиссером, а также путем наблюдений и изучения психологической литературы. 27 стр., 13251 слов Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки ... интере­сы практической деятельности людей и общества.

    Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, проходящие в сознании ... деятельности человеческой психики, и чувства, потребности, воля). Предмет научного изучения в психологии — конкретные факты психической жизни, характеризующиеся качественно и количественно. Но научная психология требует ... К.С. Станиславский в своих трудах утверждает о том, что «если хотите в своем творчестве приблизиться к Великим людям искусства – изучите естественные законы, которым они стихийно, непроизвольно подчиняют свое творчество, и научитесь сознательно пользоваться этими законами, применять их в собственной творческой практике». На этом, в сущности, и построена знаменитая система Станиславского. Но также не стоит отрицать, что дабы приблизиться к осмыслению естественных законов и ощутить связь с космосом, актеру, как минимум необходимо набраться навыков именно в актерском ремесле, «совладать» с системой. «Мастерство – это не ремесло, мастерство синтез практических ремесленных навыков актера с талантом и одаренностью», — пишет В.С.Мейерхольд.

    Следовательно, важным психологическим фактором актерского творчества является наличие тех или иных не только практических, но и психологических навыков. Одними из самых ценных материалов актера, используемых в работе, являются живые впечатления, накопленные путем собственных наблюдений. Далее включается процесс их внутреннего осмысления, анализа и обобщения, то есть образуется единый двусторонний процесс познания, состоящий из накопления материала и его творческого осмысления. Процесс этот находит свое выражение в форме сценических образов, сначала возникающих в творческом сознании актера (в его фантазии, воображении), а потом воплощающихся в театральной постановке. За то и ценится актерская игра, что обнаруживает для зрителя внутренние мотивы человеческих поступков, раскрывает законы, лежащие в основе жизни и деятельности общества, предугадывают дальнейшие пути его развития, дает людям возможность оценивать свое прошлое и заглядывать в будущее.

    Бесспорно, что талант – немаловажное условие успешной работы в области любого искусства. В классическом труде выдающегося театрального педагога, режиссера и артиста Б.Е. Захавы сказано, что реализовать все богатство своих возможностей талант может лишь в сочетании с большой культурой, широким кругозором, способностью глубоко мыслить и чувствовать. Раскрыв его, начинается ежедневная работа по его поддержанию, совершенствованию, раскрытию новых его граней, чтобы как дар преподнести другим людям, наполнить их сознание высокими мыслями, затронуть область непознанных чувств, увлечь и вдохновить на собственные открытия. «…мировоззрение и творчество в искусстве нерасторжимы… Высокое мастерство может родиться и вырасти только на почве высоких идей», — говорил Б.Е. Захава. Театр является синтезом многих искусств, постоянно взаимодействующих друг с другом. К ним принадлежат литература, музыка, живопись, танцевальное и вокальное искусство. Но в их числе есть одно, принадлежащее только театру – это искусство актера. Перед педагогами стоит непростая задача воспитать исключительную, уникальную личность, учитывая психологические аспекты актерского творчества, личностные характеристики и способности своего ученика. Сущность сценической игры в воспроизведении актером человеческого поведения (действий) с целью создания целостного образа. Поведение человека имеет две стороны – физическую и психическую, всякий акт человеческого поведения есть единый, целостный психофизический акт. Поэтому понять поведение человека, его поступки можно только разобравшись в его мыслях и чувствах. Для того чтобы актеру воспроизвести эмоцию, сопровождаемую механическим действием, нужно взять данную реакцию во всей ее 8 стр., 3714 слов Психология журналистского творчества ... свойственны деятельности воспроизведений или усвоения гото­вых знаний. Исследователь психологии творчества А. Ц. Лук (Психология творчества». М., 1978) к творческим интеллек­туальным способностям относит: - ... деятельности. Профессиональное мышление. Мышление является выс­шим познавательным процессом. В психологии оно определя­ется как психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного ... психофизической целостности, то есть «в единстве и полноте внутреннего и внешнего, психического и физического, субъективного и объективного, нужно воспроизвести ее не механически, а органически. Тело актера принадлежит одновременно и актеру-образу и актеру-творцу, т.к. каждое движение тела не только выражает определенный момент жизни образа, но и подчиняется целому ряду требований в плане сценического мастерства: каждое движение тела должно быть четким, пластичным, ритмичным, сценичным, предельно выразительным, — все эти требования выполняет не тело образа, а тело актера-мастера. Психика актера тоже принадлежит не только актеру-творцу, но и актеру-образу: она, как и тело, служит материалом, из которого актер творит свою роль. Следовательно, психика актера и его тело в единстве своем одновременно составляют и носителя творчества, и его материал. Как известно, основой актерского искусства служит эмоциональная память актера. При работе над созданием образа он использует исключительно собственные эмоциональный и интеллектуальный опыт, поэтому важно познать, прожить схожие ситуации в реальной жизни, или сопоставить эмоциональные реакции на заданную тему по силе и значимости с подобными проявлениями. Лишь внешними приемами изобразить это невозможно, малейшая неискренность и неестественность разрушит все ранее созданное на сцене.

    5. Искусство как форма терапии

    Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и тому подобное. Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, травм, невротичных и психосоматических расстройств.

    Используемые источники


    • Анастасьев Н. Владимир Набоков. Одинокий король. М., 2002.

    • Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

    • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

    • Бердяев Н. Самопознание. М., 1991.

    • Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИПРАН, 1997.

    • Валери П. Об искусстве. М., 1993.

    • Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2004

    • Галеев Б. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976.

    • Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

    • Готсдинер А. Л. Музыкальная психология М., 1993.

    • Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.

    • Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

    • Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей. М., 1962.

    • Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1997.

    • Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

    • Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. М., 1977.

    • Нагибина Н. Л. Мастера российского джаза. Психологические портреты. М.: ИП РАН, 1999.

    • Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. Ч. 1. М.: Институт молодежи, 2000.

    • Нагибина Н. Л., Артемцева Н. Г., Грекова Т. Н. Психология искусства. типологический подход. М., 2005.

    • Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.

    • http://www.iidp.ru/paper/?books_online Психология музыкального искусства в портретах /ред. Н. Л. Нагибина. Москва-Берлин., 2010.]


    написать администратору сайта