Главная страница
Навигация по странице:

  • Мемориальный комплекс «Поклонная высота 269». Курская область, Фатежский район, с. Молотычи.

  • Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта».

  • Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы.

  • Монумент «Тепловские высоты».

  • Музей партизанской славы «Большой Дуб».

  • Мемориальный комплекс «Курская дуга».

  • Мемориальный комплекс «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны».

  • Выставочный центр «Курск – город воинской славы».

  • Мемориал воинской славы.

  • 2. Промыслы Курской области.

  • 3.Что привезти из Курской области. Кожлянская игрушка.

  • Индивидульный проект. Туристическая привлекательность Курской области


    Скачать 48.67 Kb.
    НазваниеТуристическая привлекательность Курской области
    Дата07.05.2022
    Размер48.67 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаИндивидульный проект.odt
    ТипРеферат
    #516091
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    1.4. Военно-исторические объекты.

    Особая историческая миссия Курского края – защищать рубежи государства российского. В 1943 году Курская битва изменила ход Второй мировой войны. В Курской области более тысячи военно-исторических памятников, созданы величественные мемориалы, посвященные подвигу советского народа.

    Мемориальный комплекс «Поклонная высота 269». Курская область, Фатежский район, с. Молотычи.

    Мемориальный комплекс увековечивает подвиг советских воинов, не допустивших прорыва немецко-фашистских захватчиков к Курску в июле 1943 года. Он находится у села Молотычи Фатежского района, где во время боев на Северном фасе Курской дуги располагался командный пункт 70-й армии НКВД. Высота 269 в ходе сражения не была покорена врагом. Стрелковые роты стояли насмерть. Здесь погибло более 40 тысяч человек. 34 воина стали Героями Советского Союза, большинство из них посмертно.

    Сегодня на месте подвига возвышается памятник «Ангел мира», установлены Поклонный крест и храм в честь святых апостолов Петра и Павла. Надпись на 35-метровом монументе «Ангел мира» гласит: «Обращен на Запад с призывом от российского народа остановить новый фашизм. Стоящий на месте гибели более 70 тысяч советских и немецких солдат, “Ангел Мира” напоминает всему человечеству о том, чем все это заканчивается».

    Рядом с «Ангелом мира» теперь установлен знак воинам штрафных батальонов. Создан на территории комплекса и геоглиф — гигантская надпись «70 лет Победы», которая образована саженцами сосны. Каждая буква вместила в себя от 100-200 деревьев.

    Историко-мемориальный музей «Командный пункт Центрального фронта».

    Мемориальный комплекс был создан на месте, где в годы Великой Отечественной войны во время Курской битвы располагался командный пункт Центрального фронта, которым командовал генерал-полковник Константин Рокоссовский.

    Справа от памятника Воину-победителю установлена стела «Боевой состав Центрального фронта». На 12 мраморных плитах перечислены корпуса, дивизии, бригады, полки, принимавшие участие в сражениях 1943 года. На территории комплекса реконструирован один из 18 блиндажей Центрального фронта – подземный дом из дуба, состоящий из нескольких помещений. Он восстановлен по чертежам Маршала инженерных войск Александра Прошлякова, начальника инженерных войск Центрального фронта в 1943 году. На территории мемориала размещены образцы военной техники и скульптура воина-освободителя.

    Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы.

    Музей Курской битвы в Понырях рассказывает о первых военных днях на территории Курска, его оккупации, партизанском движении и освобождении района от захватчиков. Отдельное внимание уделено подготовке и проведению боя на Курской дуге. В числе экспонатов музея — орудия, противотанковые ежи, пушки, модели танков, униформа солдат, плакаты и печатная продукция, письма и документы.

    Особое место в экспозиции музея занимает диорама «Бой за станцию Поныри 10 июля 1943 года», которая с точностью воссоздает ход сражения в лицах и деталях. Комплекс «Передний край обороны. Июль 1943 года», расположенный под открытым небом, представляет собой воссозданную линию обороны с противотанковыми ежами, колючей проволокой, окопами и их укреплениями. Особая ценность этой части музея — пушки и орудия времен Курской битвы.

    Монумент «Тепловские высоты».

    17-метровый монумент в форме противотанковой мины представляет собой смотровую площадку, откуда открывается вид на сотни километров вокруг. Немцы называли Тепловские высоты «ключом от Курска», ведь именно через них открывался кратчайший путь на город.

    В 1943 году здесь развернулось одно из самых кровопролитных сражений. Немцы пытались захватить высоту 253,5 метра, чтобы отрезать связь советских солдат и лишить какой-либо поддержки с тыла. Советские воины под непрекращающимся минометным огнем сумели сдержать наступление и отбросить противника на исходные позиции.

    Музей партизанской славы «Большой Дуб».

    С октября 1941 по март 1943 года на территории Железногорского и соседних районов вели борьбу в тылу врага отряды 1-й Курской партизанской бригады. Под видом борьбы с партизанами немецко-фашистские захватчики стали уничтожать населенные пункты, находящиеся рядом с лесами. Так был полностью уничтожен поселок Большой Дуб. 44 жителя поселка, среди которых 26 детей, были зверски убиты карателями за подозрение в помощи партизанам. На месте казни стариков, женщин и детей зажгли Вечный огонь, рядом обустроили братские могилы. В местном Музее партизанской славы представлены материалы об истории партизанского движения в Курской области.

    Мемориальный комплекс «Курская дуга».

    На северном выезде из Курска на бульваре протяженностью 600 метров располагается мемориал, посвященный одному из решающих сражений Великой Отечественной войны. Триумфальную арку венчает скульптура Георгия Победоносца. По четырем сторонам у подножия монумента располагаются скульптуры русских воинов разных эпох. Внутри храма размещены около семи тысяч мраморных табличек с именами погибших на Курской дуге.

    Здесь установлен один из немногих памятников Жукову. На территории комплекса есть аллея военной техники. Здесь представлены легендарные «Катюша», танк Т-34, а также ствольная артиллерия и самоходная артиллерийская установка. Гранитное надгробие «Неизвестному солдату Курской земли» установлено на братской могиле, здесь похоронены расстрелянные фашистами красноармейцы — их обнаружили во время строительства комплекса. В память о героях Великой Отечественной войны на мемориале «Курская дуга» горит Вечный огонь.

    Мемориальный комплекс «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны».

    На мемориале захоронены воины, павшие смертью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в Курских военных госпиталях. В центре комплекса – обелиск Славы и Вечный огонь. Его пламя привезли в Курск из Орла и Белгорода – оно слилось воедино, символизируя собой единство трех городов, участвовавших в Курской битве. Стелы, которые ведут к главному обелиску, символичны. На них изображены каски и шлемы участников Курской битвы – танкистов, лётчиков, каски пехотинцев. В 10 братских могилах, выполненных в форме курганов, захоронены более 2900 солдат и офицеров Красной Армии, погибших в 1941–1944 гг.

    Выставочный центр «Курск – город воинской славы».

    Экспонаты выставочного центра – это предметы, свидетельствующие о жизни и подвигах защитников курского края. 1000 экспонатов в фонд музея передал курянин из своей частной коллекции. Его примеру может последовать любой желающий. Есть в центре и «Книга-летопись воинской славы курян», где горожане могут написать историю подвига своего предка.

    Аллея славы.

    Аллея Славы увековечивает память об уроженцах Черемисиновского района: Героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы. Рядом со стелами воинам высажены 60 каштанов, которые стали своеобразным символом – связующим звеном между поколениями.

    Мемориал воинской славы.

    На одной из главных улиц Солнцево возвышается памятник воину-освободителю. Здесь в братской могиле покоятся 2 285 защитников Курской земли. На гранитных плитах было высечено 864 имени воинов, павших в боях за освобождение района. Этот список и сегодня пополняется именами. 10 стел установлены в честь Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы.
    Военно-исторический туризм является важным направлением туристической отрасли в Курской области. Туристско-экскурсионная программа «Курская дуга – Великая Победа» начинает свой маршрут в городе Курске, на мемориальном комплексе «Курская дуга».

    Здесь установлены памятник маршалу Г. К. Жукову, памятный знак «Курск - город воинской славы», храм Георгия Победоносца, образцы военной техники времен Великой Отечественной войны. Именно здесь проходят военные парады и особо значимые мероприятия.

    2. Промыслы Курской области.

    В Курском области, благодаря мягкому климату, множеству речек и озёр, характеру почвы, всегда в изобилии была глина, прекрасно подходившая для работы гончарам. По берегам рек и в оврагах были ивовые заросли, росли камыш и рогоз, а на полях крестьяне вместе с пшеницей и рожью выращивали лен и коноплю. Поэтому самыми развитыми курскими ремёслами были гончарство и глиняная игрушка; плетение из растений – лозы, соломы, рогоза, камыша; ткачество холста и рушников из конопляных и льняных нитей, а ковров – из шерсти; изготовление бондарной утвари из дуба и липы; а также изготовление кукол из разных лоскутков и природных материалов.

    Большую известность получил промысел кожлянской игрушки, существующий более 250 лет. Родина игрушки – деревня Кожля – ранее находилась в Льговском уезде Курской губернии (теперь – в Курчатовском районе). Поэтому кожлянские женщины и дети стали лепить игрушки-свистульки: петушков, уточек, собачек и кошек, индюков, барынь и кавалеров, коней и баранов. После сушки они обжигали их в горнах дроняевских гончаров по 10-12 часов, затем расписывали куриным пером и растительными красками четырёх цветов: малиновой, желтой, зелёной и фиолетовой. Элементы росписи были простейшими, но всегда обозначавшими пожелания добра: прямые и косые линии (земля, благодатный дождь), решётки (земля, поделённые на наделы), ёлочки (растения, урожай, древо жизни), волнистые линии (влага, река), пятнышки (семена, всходы, плодородие). Кроме игровой функции, в каждой игрушке был заложен обереговый смысл (петух – победа добра и света, уточка – домашний очаг, баран – богатство, корова или барыня – плодородие, олень или конь – счастье, медведь – сила и др.). Верили, что их свист отгонял недобрых духов.

    Кожлянские свистульки пользовались популярностью на ярмарках, их продавали в Орловскую, Харьковскую губернии. Купцы переправляли их даже в Персию и Турцию. В Кожле в начале XIX века из 350 дворов в 150 занимались лепкой игрушки. Это был массовый промысел, который угас после Первой мировой войны, революции, развития промышленности. Только несколько старых мастериц вплоть до начала XXI века продолжили лепить игрушку (Ульяна Ивановна Ковкина, Ольга Ивановна Дериглазова, Валентина Венедиктовна Ковкина). Сейчас это возрождаемое ремесло, им занимаются около десятка мастеров и педагогов, которые обучают этому детей в Курчатовском краеведческом музее, Дроняевском центре народных промыслов и Дроняевской средней школе.

    В соседнем селе Дроняево изготавливали из светлой глины посуду, сушили её и обжигали в подземных печах — горнах, покрывали глазурью. Весной крестьяне продавали её в соседних уездах и губерниях. Дроняевские махотки, крынки, глечики, блюда, макитры славились своей прочностью. Кожляне тоже пробовали делать посуду из своей глины, но она уступала по качеству дроняевской.
    Другой знаменитый старинный гончарный центр – город Суджа. Здесь и в окружающих её селениях (слобода Гончаровка, села Замостье и Заолешенка) более 350 лет занимались гончарством – целыми династиями и даже цехами со строго охраняемыми секретами ремесла, уставом и цехмейстером – главным мастером. Суджанская керамика известна не только своей обиходной посудой, но и фигурными сосудами в виде животных и птиц. Они предназначались для обрядов и разливания хмельных напитков. Каждый образ несет в себе значение: баран – богатство, казак на баране – мужество, мощь; был и уникальный, нигде в промыслах не повторяющийся символ — ваза для трав и цветов «Троицкий петух».  Кроме сосудов, посуды, делали и глиняные скульптуры в виде животных, копилки, церковную утварь, а также печные изразцы и свистульки. Вся суджанская керамика была из красной глины, глазурованной, почти без росписи, украшалась только оттиском и гончарным ножом.

    Ещё один гончарный центр немного моложе своих соседей — ему около 100 лет. Это приграничный с Украиной поселок Глушково, где мастера «крутили» разнообразную посуду из красной глины.

    Ткать на особых домашних станках умели женщины в каждом доме – ведь белоручку никто бы не взял в жёны. Но особенно известными ткацкими промыслами в нашем крае были саморядовское узорное ткачество (Большесолдатский район) и суджанское ковроткачество. Саморядовские ткачихи ткали чудесные рушники и скатерти с разноцветными геометрическими обереговыми орнаментами. До свадьбы девушка должна была выткать не менее 30-40 штук одних рушников, не считая сшитых платьев, рубах, вытканного холста или поясов. Часть из них уходила на подарки родне мужа, другая – на убранство избы и украшение на праздниках, использование в повседневном быту. Рушник сопровождал человека всю жизнь, от рождения до смерти. Его использовали в крещении младенца, дарили молодожёнам, на нём опускали гроб в могилу. Самыми красивыми рушниками с богатым орнаментом украшали избу на праздники. В саморядовских рушниках каждый орнамент призван охранять людей: птица – это душа умершего, две птицы – влюбленные, ромб – знак мужской силы, крест – символ солнца, древо жизни – добро и плодородие и т.д. Рушники и скатерти ткали и на белом, и на клетчатом фоне (красном, синем). Сегодня в Саморядовском Доме ремёсел продолжают ткать рушники, скатерти и пояса три ткачихи, одна из них плетёт лапти из пеньки – конопляной верёвки.

    В Суджанском, Дмитриевском и других уездах Курской губернии ещё с XVIII века ткали из шерсти ковры: с геометрическим орнаментом, для использования в быту и более дорогие, с цветочным узором, для дворянских усадеб. Постепенно тут были организованы сначала земские школы по ткачеству, а потом и цеха ковроткацкой фабрики. Цветочные ковры, особенно с орнаментом в виде роз, часто экспортировались за рубеж, экспонировались и были высоко оценены на международных выставках. Композиция знаменитого курского ковра постоянна: на черном (реже – синем, красном фоне) располагался в центре венок из роз, маков или других цветов, а по краям шла широкая цветочная гирлянда.   В начале 90-х фабрика сгорела, поэтому в 1998 году с целью сохранения традиций ковроткачества в Суджанском техникуме искусств было открыто специализированное отделение, на котором преподаёт известный художник по ткачеству Александр Павлович Савченко. Под его руководством техникум выпустил уже несколько десятков молодых ткачей. В 2007-2010 годах открылось ещё несколько центров по сохранению ковроткачества в Курской области (районные Дома культуры в Дмитриевском, Горшеченском, Тимском районах).

    Мастера плетения из растительных материалов сейчас есть в каждом районе области. Некоторые из них мастерят только простейшую утварь для дома (корзинки, лукошки), другие – сложнейшую мебель. В нашем выставочном зале представлены плетёная утварь и мебель мастеров Глушковского, Кореневского районов, Железногорска, Курска и Курчатова. Особенно нужно отметить работы железногорской школы ремёсел «Артель». Здесь мастера не только плетут из лозы и соломки изящные вещицы, но и учат этому детей.

    Мастера-бондари, которые сохраняют своё ремесло до сегодняшнего дня, делают кадки, бочки для соления, квашения овощей и грибов, хранения вина, ёмкости для бани из липы и дуба.  Изготовление тряпичных и соломенных обереговых кукол также пользуется популярностью в наши дни. Наши предки клали такие куклы в колыбель младенцу от сглаза, дарили жениху и невесте на счастье, использовали в специальных обрядах (сжигание куклы-Масленицы, похороны куклы-кукушки и др.). Современные мастерицы так же, как и их бабушки, делают куколок без лица, чтобы, по поверью, в живую (т.е. с ликом) куклу не вселился злой дух.


    3.Что привезти из Курской области.

    Кожлянская игрушка.

    Гончарный промысел в Курском крае представлен широко. Однако наиболее известным подарком является кожлянская игрушка. Яркая и голосистая она привлекает внимание не меньше, чем дымковские или филимоновские поделки. Фантазийная тематика преобладает в конструкции фигурок: здесь и гуси-лебеди, и мишки, и персонажи мифологии. Не обойтись без красочной русской барыни! Громкий звук свистульки, высокая прочность и характерные качества – все это слилось воедино. Это делает кожлянскую свистульку таким уникальным и желанным сувениром для гостей города.

    Где приобрести:

    г. Курск, ул. Ленина, 26 выставочный зал «Курские промыслы и ремесла».

    г. Курчатов, пр-кт Коммунистический, 3 ОБУК «Курчатовский краеведческий музей».
    Суджанская керамика.

    Курская область известна своим старинным гончарным центром – городом Суджа. Суджанская керамика известна не только своей обиходной посудой, но и фигурными сосудами в виде животных и птиц. Они предназначались для обрядов и разливания хмельных напитков. Каждый образ несет в себе значение: баран – богатство, казак на баране – мужество, мощь; был и уникальный, нигде в промыслах не повторяющийся символ – ваза для трав и цветов «Троицкий петух».

    Вся суджанская керамика изготавливается из красной глины, глазурованной, почти без росписи, украшается только оттиском и гончарным ножом.

    Где приобрести:

    г. Курск, ул. Ленина, 26 выставочный зал, «Курские промыслы и ремесла».

    г. Суджа, ул. 8 Марта, 4, «Суджанский центр народных промыслов и ремёсел».
    Саморядовские рушники.

    Тканые рушники в селах Большесолдатского района выделяет особый стиль декорирования. Они были необходимой частью приданого невесты, поэтому продолжали изготавливаться по традиционной технологии до середины XX века. В два нита изготавливали ткани с простым «полотняным» переплетением, в пять нитов ткали для получения выпуклого узора. Также ткачихи пользуются браным ткачеством, техникой закладывания по полотну. Узор представляет собой чередование цветных полос или располагается ярусами, в которых повторяются отдельные элементы полихромного орнамента с геометрическими, растительными, зооморфными и антропоморфными мотивами. В настоящее время рушники продолжают ткать мастерицы Домов ремесел в селах Саморядово и Сторожевое.

    Где приобрести:

    г. Курск, ул. Ленина, 26 выставочный зал, «Курские промыслы и ремесла».

    Курская область, Большесолдатский район, с. Козыревка, «Саморядовский дом ремесел».
    Лапти .

    Плетеная обувь является традиционной для восточных славян. Лапти из пеньки были распространены в южных районах Курской области в связи с недостатком лыка. Их изготовление включает в себя сучение нити, витье веревки и собственно плетение лаптя на колодке. Используется простой полотняный способ переплетения нитей. Лапоть начинают плести с боковых сторон, потом плетут головку, подошву и пятку. В настоящее время данной технологией пользуются мастера Саморядовского дома ремесел при изготовлении сувенирных лаптей и обуви для концертирующих фольклорных ансамблей.

    Где приобрести:

    г. Курск, ул. Ленина, 26 выставочный зал, «Курские промыслы и ремесла».

    Курская область, Большесолдатский район, с. Козыревка, «Саморядовский дом ремесел».
    1   2   3   4


    написать администратору сайта