Курсовая по технологии менеджмента. курсовая Никитина В А. Туризм как средство приобщения молодежи к историкокультурному наследию региона
Скачать 210.83 Kb.
|
По мере уменьшения влияния церковных властей в Новгороде падало и значение их многовековых вотчин. В начале XX века Сомёнка была всего лишь деревней Рахинской волости Крестецкого уезда. Хотя деревня уступала по величине лишь Старому Рахино (226, 240, 993). В этой деревне имелись две мелкие лавки и кузница, часовня и молитвенный дом. Раньше крестьянские дети бегали в Ракушинскую школу по соседству с церковью. Ныне действует Сомёнская неполная средняя школа. Совхоз «Озерки» был образован 5 января 1971 года. В него входили 2 отделения : в Ракушинах и в Сомёнке. Направление совхоза : молочное, мясное, растениеводство. Раньше на территории Ракушинского сельсовета было два колхоза : колхоз им. Ломоносова, в который входили деревни Заречье, Камино, Завысочье, Сомёнка, и колхоз в Ракушинах. В 1971 году их объединили в совхоз «Озерки». Совхоз славился урожаями зерновых, льна, кукурузы, овощей, было большое молочное стадо. В середине 1990-х годов на базе совхоза «Озерки» создан СПК «Озерки», возглавляет который Кузьмина В.М. Направление деятельности СПК - молочно-мясное. Также в хозяйстве занимаются разведением племенного скота, разводят тёлочек на племя. Летом этот живописный край у красот Валдайской гряды (от Сомёнки до Яжелбиц - десяток километров) полон гостей. Рыбалка, ягоды, грибы - всё радует, даёт силы на целый год. Недалеко от деревни Сомёнка расположено озеро Большое. Название происходит видимо из-за размеров озера. Легендарный Игнач-Крест. Итак, финишем путешествия является легендарного Игнач-Крест. 29 июня 2003 года в лесу, возле деревни Великий двор, что недалеко от Яжелбиц, на территории Валдайского национального парка, неподалёку от озера Глухое Валдайского района, на месте важного исторического пункта «Игнача-Креста», от которого приблизительно около 18 марта 1238 года степняки внезапно развернули своих боевых коней и отступили на юг, состоялось торжественное открытие памятного знака «Игнач-Крест». Таким образом в марте 2008 года исполниться 770 лет со дня исхода татаро-монгольских полчищ с Новгородской земли. Неудачный поход Батыя на Новгород - одна из интересных страниц русской истории. Существует мнение, что Батыю помешала весна, распутица, болота, леса Селигерского края. Этого мнения придерживались многие историки. Но есть и другие версии : тяжёлый поход против северо-восточных княжеств измотал монголо-татар. Вполне вероятно, что Батый не решился воевать с полнокровным Новгородом и Псковом. И всё-таки до сегодня дня нет точной версии, почему Батый не пошел дальше, а повернул в обратную сторону, почему он не дошел до Новгорода, хотя ему оставалось пройти 100 верст. Свидетельства древних летописцев. Летописные известия о походе Батыя на Новгород крайне скупы. В Новгородская летопись имеет только одну фразу о походе Батыя: «Татары гнашася от Торжку Серегерским путём до Игнача-Креста, секущи люди, яко траву; толико не доидоша за сто вёрст до Новагорода». В других летописях кратко упоминается о взятии Торжка, но отсутствуют сведения об Игнач-Кресте. В так называемой Львовской летописи даётся описание похода Батыя на Новгород : «Безбожники же татары шед взяша Торжок, марта 5, на средокрестной неделе, люди все изсекоша....а за прочими людьми гнашеся от Торжку Сересийским путём до Игнача-Креста, секучи люди, яко траву, толико не доидоша за 100 вёрст до Новагорода». Так где же искать Игнач-Крест? Свыше семисот лет прошло с тех пор, как монголо-татары вторглись в пределы русской земли. Сохранились ли следы Батыева нашествия и насколько мы можем верить русским летописям? И существовал ли вообще когда-нибудь этот загадочный Игнач-Крест? Не выдумал ли его неизвестный нам летописец? Ивановский краевед Сергей Николаевич Ильин, увлечённо занимавшийся историей Новгорода, облазил южные рубежи средневековой республики, и лет 40 назад недалеко от деревни Игнашовка, на кладбище у Берёзовского городища нашёл Крест. У историка возникло предположение, что возможно это и есть тот самый летописный Игнач-Крест. Догадка С.Н. Ильина основывалась на предположении Н.М. Карамзина о том, что Батый повернул обратно, не дойдя до Новгорода 200 вёрст. Н.М. Карамзин предполагал, что древняя верста была длиннее современной. Но факты упрямо говорят об одном - в XIII веке для измерения пользовались теми же самыми вёрстами, что и в XVIII и в XIX веках. И поэтому нет оснований считать древнюю версту длиннее современной. В своей статье «Легендарный Игнач-Крест» А.Фролов задаётся вопросом : " О существовании креста, до нашествия Батыя, или его появление взаимосвязано с тем, что Батый повернул, и не пошел на Новгород?" Ученые историки (А.А. Спицин, , А.А. Трошин, А. Хийр, А.В. Святославский) придерживаются мнения, что Игнач-Крест был установлен в том месте где Батый повернул, в честь этого памятного события. Однако, этот вариант мало вероятен. «Я думаю, - пишет А. Фролов, - что смысл упоминания Игнача-Креста летописцем в том и состоял, что он был хорошо известным ориентиром в сельской географии новгородской земли. Этот ориентир существовал независимо от событий 1238 года, он возник до них.».9 Возникает вопрос - какое тогда значение он мог иметь? Скорее всего, в древности кресты славяне ставили на перекрестках важных дорог, как предупредительные знаки на крупных поворотах рек, перед опасными порогами, на волоках, бродах, проездах между озёрами. Каменные кресты найдены в Тверской области, хранятся в музеях Твери, Осташкова, Андреаполя, лежат под открытым небом. Самый знаменитый крест - Стерженский. Это и письменный источник с указанием даты - 1133 год. Впервые на источниковедческом уровне академиком Валентином Лаврентьевичем Яниным был дан блестящий анализ событий марта 1238 года. Это позволило максимально приблизиться к истине и локализовать место нахождения летописного Игнач-Креста. Дирекция Валдайского национального парка выступила с инициативой по установке памятного знака в честь избавления Новгорода от нашествия полчищ Батыя. К поисковой работе была привлечена группа специалистов из управления Госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры. Археологами А.Ю. Курочкиным и Г.Г. Акимченко были отработаны возможные маршруты движения войска, была проведена рекогносцировка местности, сделан опрос местного населения на предмет ордынских захоронений. С учётом всех авторских мнений была , наконец, сделана топографическая привязка. Выяснилось, что Игнач-Крест мог располагаться буквально в восьмистах метрах к северо-западу от деревни Полометь, на берегу одноимённой реки. Здесь, неподалёку от озера Глухое, когда-то пролегал Яжелбицкий путь - один из маршрутов древнего Селигерского пути. Расстояние отсюда до Новгорода равно 100 верстам - 102 километра по прямой. Место холмистое, возвышенное, поросшее сосняком. В противоположной стороне, на левом берегу реки, живописно раскинулись деревянные избы деревни Кувизино. По мнению исследователей именно здесь был последний рубеж ордынского войска. С первой надпойменной террасы хорошо просматривается величественное творение природы - огромная гряда Алаунских гор с рукотворным каменным навершием - Крестом-символом христианства, земной тверди и несгибаемого мужества русских людей. Сам Игнач-Крест, предполагаемое местонахождение которого определено на территории Валдайского национального парка, Алексей Фролов предлагает рассматривать как придорожный. Его назначением было указывать путнику место поворота с дороги из Новгорода на Демянскую дорогу, а также с дороги, ведущей от реки Полометь, на большую новгородскую дорогу, которая шла мимо «Игнач-Креста» к деревням Старое Рахино, Усть-Волма, Рындино, по левому и правому берегам Мсты к Новгороду. В писцовой книге XV века указывалось имение московского служивого человека Андрея Руднова «...а у того поместья озеро у игнатцева кръеста». На этой территории, - пишет В.П. Янин, - находятся всего два озера - озеро Великое писцовой книги и другое, поменьше, между деревнями Сомёнка и Полометь, сейчас именуемое Глухим. Только c этими озерами можно связывать топоним писцовой книги «Озеро y Игнитцова Кръеста». Кстати на то, что местечко Игнач-Крест находилось на иx территории претендуют и другие регионы Северо-Запада России. Например, город Осташков до сих пор на своих сайтах размещает информацию о том, что именно под Осташковым и находится знаменитая «точка поворота» татаро-монгольских войск. Однако начальник Новгородской археологической экспедиции академик РАН Валентин Янин ещё в 1982 году убедительно доказал необоснованность таких притязаний. Итак, чудотворное место локализовано с точностью до 50 метров. Однако «загадка веков» до конца всё же не разгадана. На этом ли месте был последний рубеж всего ордынского войска или только его авангарда (передовых отрядов)? Почему не дойдя около 100 вёрст до Новгорода и выпустив из рук такую богатую добычу, какую представляли торговые города Новгород и Псков, Батый повернул полки назад? Что же заставило татар повернуть обратно, отказаться от планов захвата Новгорода, только ли по причине «набившей оскомину распутице...»? Почему святыня называется Игнач-Крест? Василий Ян в своём романе «Батый» в главе семнадцатой «остановка у Игнач-Креста» пишет : « ...здесь мы должны остановиться и повернуть назад. Видишь этот большой деревянный Крест? Здесь уже погибло немало путников от руки разбойника Игнача...». Что это? Вымысел писателя или в этом есть доля правды? Высоко на холме, так, чтобы издалека было видно путнику, возвышался в давние времена Игнач-Крест. Уже в одном лишь названии слышится уготованная ему в России роль. Мощно, властно звучат эти слова. На Валдайской возвышенности, недалеко от Новгорода Великого, который в 2009 году будет отмечать своё 1150-летие, на крепкой, тонкой ниточке дорог, словно на груди России, оберегал Игнач-Крест землю русскую от врагов. 1 Лихачев Д "Письма о добром и прекрасном" Изд. АСТ ., 2017Письмо 27"Четвертое измерение".,стр 46. 2 Ариарский М.А. Социально – культурная деятельность, как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПБ.: Арт – студия Концерт, 2008. – 792 с. 3 Ариарский М.А. Социально – культурная деятельность, как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПБ.: Арт – студия Концерт, 2008. – 792 с. 4 Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196 5 Л. Гумерова «Необходимые меры по популяризации историко-культурного наследия среди молодежи» http://sovfedinfo.livejournal.com 6 Кудрявцев А.П. Сохранить дух места //Альманах «Памятники отечества» № 54, 2002 7Ариарский М.А. Социально – культурная деятельность, как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПБ.: Арт – студия Концерт, 2008. – 792 с. 8 Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.- М.: МГУКИ, 2004.-539 с. (стр. 150) 9 Фролов Алексей Легендарный Игнач Крест [Текст] / Фролов Алексей // Чело. 2003. № 3.С. 15-19: ил |