Главная страница
Навигация по странице:

  • Преподаватель: канд.пед.наук СеребряковаЛюдмила АлександровнаВыполнил

  • 2. Творчество Федотова

  • 3. Интересные факты из жизни художника

  • Список использованной литературы (ссылки на интернет ресурсы)

  • Творчество П. А. Федотова


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеТворчество П. А. Федотова
    Дата14.04.2022
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9364552_1604344091.docx
    ТипРеферат
    #472712

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

    образования «Детская школа искусств» Киржачского района

    им. В.М. Халилова


    Реферат на тему:

    «Творчество П.А.Федотова»

    Преподаватель:

    канд.пед.наук Серебрякова

    Людмила Александровна
    Выполнил:

    учащийся 5 класса ИЗО

    Николушкин Александр
    г. Киржач 2022
    Содержание

    стр.

    Введение 3

    1. Биография Павла Федотова 4

    2. Творчество Федотова 6

    3. Интересные факты из жизни художника 10

    Заключение 12

    Список использованной литературы (ссылки на интернет ресурсы) 13

    Приложение 14
    Введение

    Павел Андреевич Федотов — русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.

    В 10 лет был определён отцом в Первый Московский кадетский корпус, где благодаря хорошим способностям и примерному поведению обратил на себя внимание начальства.

    Творческий путь Павла Андреевича был недолог, менее 10 лет. Именно Федотов ввел в искусство тему маленького человека. Искусство Федотова театральное по духу, однако, в нем скрыта боль.

    Рассмотрим автобиографию и творческий путь Павла Андреевича Федотова в представленном материале.
    1. Биография Павла Федотова

    Павел Андреевич Федотов (22 июня [4 июля] 1815, Москва — 14 [26] ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.

    Родился в семье титулярного советника. Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833); был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. В 1835–1845 посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств; его наставниками были баталист А.И.Зауэрвейд и К.П.Брюллов. Когда ему исполнилось десять лет, отец, мечтавший, чтобы сын был военным, определил его в Московский кадетский корпус. Потянулись годы однообразного и утомительного учения. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Его любимыми предметами были математика и химия, но в свободное от учёбы время он любил рисовать. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834-1844). В николаевской армии царили бесконечные смотры и маневры, парадомания и шагистика. Чтобы отвлечься от скучных, однообразных будней, Федотов много читает, изучает языки, увлекается музыкой, пишет стихи. Но главным увлечением по-прежнему остается живопись, и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры; темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба.

    Чем больше времени и сил отдавал Федотов любимому искусству, тем больше понимал, что придется выбирать между живописью и военной карьерой. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо

    известного баснописца Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы "отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта". Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Но отказаться от обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование — решиться на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью в себе. В то время, когда Федотов посещал вечерние классы Академии судьба свела его с Брюлловым. И Федотов решает отдать свои работы на суд Карлу Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: "Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд". Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного больше. Федотов был очень способным, у него был и литературный талант, он часто писал стишки, которые сопровождали его картины. Часто его называют Гоголем в живописи.

    Проходит еще несколько лет, прежде чем Федотов решается уйти в отставку. На трудном подвижническом пути бескорыстного служения искусству его ждали бедность, лишения, одиночество. Поселившись вместе с верным слугой денщиком Коршуновым на Васильевском острове в маленьких холодных комнатах, Федотов начал упорно и самозабвенно работать, "не давая себе ни пощады, ни снисхождения, ни отдыха!"

    Рисунки, рисунки, рисунки... Художник рисовал везде: на базарах и в гостиных дворах, в департаментах и на улице. Но это не были творения бесстрастного наблюдателя. Каждым рисунком Федотов активно вмешивался в жизнь, воевал с косностью и бюрократизмом, разоблачал нравы николаевских сановников. Рисунки Федотова, напоминающие легкие

    быстрые наброски, удивительно точно передают предметы и фигуры — это своеобразный дневник художника.

    2. Творчество Федотова

    Творческий путь Павла Андреевича был недолог, менее 10 лет. Именно Федотов ввел в искусство тему маленького человека. Искусство Федотова театральное по духу, однако, в нем скрыта боль. Преобладают рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влиянием Хогарта. Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов. Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно. То же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Преобладающий элемент этих работ — карикатура. По мере того, как Федотов совершенствовался, характер его произведений менялся, становясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всё чаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму,
    редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно. Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам. Обличительные тенденции проявляются и в таких произведениях Федотова, как ʼʼВдовушкаʼʼ, которые не носят сатирического характера. Эта картина, созданная в 1851 году и принадлежащая к последним годам жизни и творчества художника, в отличие от предыдущих полотен исполнена глубокого лирического чувства.

    В опустевшей комнате среди вещей, опечатанных за долги, — печальная молодая женщина в траурном платье. На стуле — свеча, едва мерцающая в свете наступающего утра и как бы олицетворяющая судьбу молодой вдовы, потерявшей со смертью мужа не только близкого человека, но и опору в жизни. Так, забытая горящая свеча вторит главной теме —

    забытой всеми женщины, оставшейся наедине со своими горькими думами. Одиночество, трогательная красота молодой женщины, драматизм ситуации — всё это рождает как бы обобщенный образ человеческого страдания, страдания, вызванного не только личной трагедией, но и порожденного общественными пороками своего времени.

    Τаким образом, мировоззренческая позиция художника, так отчетливо проявившаяся в произведениях зрелого периода, близка в базовых своих чертах — неприятии и обличении социальной несправедливости, искреннем демократизме, сочувствии ʼʼмаленькому человекуʼʼ — идеям русских революционных демократов 40—60-х годов XIX века. Эта идейная общность безусловно укреплялась и близостью художника кругу ʼʼСовременникаʼʼ, что
    подтверждает, к примеру, его участие в ʼʼИллюстративном альманахеʼʼ Некрасова. Вместе с тем, в конце 40-х годов Федотов становится через своих друзей сопричастным кружку Петрашевского. Более того, о сочувствии его идеям кружка было известно петрашевцам, так как имя Федотова было названо во время следствия как человека, могущего оказать содействие организации.

    Политические симпатии художника, о которых стало известно правительству, драматический сарказм его произведений — все это придало Федотову репутацию неблагонадежного. И несмотря на огромный успех прошедшей в Москве выставки — ʼʼфурор, оплеванный судьбойʼʼ, по определению художника, — критика восприняла ее неоднозначно, в журнале ʼʼМосквитянинʼʼ появились статьи, осуждающие сатирическое направление его картин и в заключение даже делался вывод о том, что в ʼʼхристианском обществе для него нет местаʼʼ.

    Как следствие травли, резко ухудшается и без того тяжелое материальное положение художника. Произведения его или не находят покупателей, или приобретаются за бесценок. В условиях тягостной общественной изоляции, нескончаемой борьбы за кусок хлеба, Федотов создает свои последние произведения, в т.ч. ʼʼАнкор, еще анкор!ʼʼ и ʼʼИгрокиʼʼ, отличающиеся драматически напряженным мироощущением. Не выдержав гнетущей обстановки, Федотов заболел тяжелым психическим расстройством и в 1852 году в возрасте 37 лет скончался.

    Творчество художника трагически и преждевременно оборвалось, но оно не только оставило яркий след в сознании современников, но и заложило основы для развития критически-реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. Утверждая новые принципы творчества, Федотов разрушал устаревшие каноны академизма, уводил русскую живопись от безжизненных и отвлеченных тем, рутинных шаблонов, внешней красивости к явлениям современности. Персонажами его

    картин стали не знаменитые мужи древности, не герои евангельских или древнегерманских легенд, а простые ʼʼмаленькие людиʼʼ, живущие скудно и прозаично, с обыденными чувствами и ничем не выдающейся судьбой. Федотов стал первым художником, поднявшим эту тему, ставшую традиционной для передового русского искусства второй половины XIX века.

    Но новаторство его творчества этим не исчерпывается. Русская живопись и до Федотова знала примеры обращения художников к окружающей действительности, бытовые темы разрабатывались Венециановым и его учениками. Подлинно новым в творчестве Федотова был дух социального протеста и обличение темных сторон существующего политического строя. Исходя из конкретных жизненных ситуаций, художник сумел в своих произведениях достичь широкого обобщения, осудить политическую систему николаевской России и нравственные пороки, порожденные ею.
    3. Интересные факты из жизни художника

    В году картине «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» были показаны на Академической выставке. В 1848 году Федотов создает свою самую значительную картину – «Сватовство майора». За нее художнику присвоили звание академика живописи. На академической выставке 1848 года около картины теснились толпы зрителей. Это было настоящее новое слово в искусстве, свежее и смелое своею искренностью, правдивостью, глубиною мысли, серьезным критическим направлением. Имя Федотова гремело по Петербургу. Каждая мелочь в «Сватовстве майора» имеет не только свой смысл, не только оправдана, но и обладает определенным назначением для характеристики персонажей или для пояснения ситуации. В ней нет ничего случайного. Это не значит, конечно, что Федотов был сухим моралистом. Нет, искренно любивший жизнь, людей, он прежде всего наслаждается найденными им колоритными типами. Друг Федотова писатель

    Дружинин вспоминает о необыкновенно кропотливой работе мастера по собиранию материала для «Сватовства»: «Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Там хороши были стены, но аксессуары с ними не ладили; там годилась обстановка, но комната была слишком светла и велика. Один раз, проходя около какого-то трактира… художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая "так и лезла сама в его картину". Тотчас же зашел он в таверну и с неописанным удовольствием нашел то, что искал так долго». И в изображении людей Федотов также постоянно прибегал к работе с натуры. «Когда мне понадобился тип купца для моего "Майора", – рассказывал художник, – я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки; гулял по Невскому проспекту с этой же целью. Но не мог найти того, что мне хотелось. Наконец, однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучил его характер, получил позволение списать с моего почтенного тятеньки портрет (хотя он считал это грехом и дурным предзнаменованием) и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие». В картине нет статистов, все живут – каждый своею и вместе общей жизнью. Все это делает картину и очень натуральной, и необыкновенно занимательной. Ее не устаешь рассматривать и все время находишь в ней новые штрихи. Но суть картины не исчерпывается живостью изображения сцены. И психологически, и социально она глубока и содержательна. Это не просто сценка, вырванная из гущи жизни.
    Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. В 1852 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Его поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.

    Заключение

    В заключении хотелось бы сказать что, Павел Андреевич Федотов один из немногих выдающийся русских живописцев и графиков, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.

    Сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства.

    Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.
    Список использованной литературы (ссылки на интернет ресурсы)

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1 %82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D 0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1 %87

    http://referatwork.ru/category/literatura/view/582657_tvorchestvo_p_a_fedo tova

    https://detskiychas.ru/persons/%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0 %BB-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2/

    http://www.c-cafe.ru/days/bio/000297.php

    https://studopedia.ru/1_27564_russkiy-impressionizm.html

    https://allpainters.ru/fedotov-pavel.html#top2

    https://portalus.ru/modules/biographies/rus_readme.php?archive=&id=1227 646222&start_from=&subaction=showfull&ucat=
    Приложение



    «Вдовушка»

    «Сватовство майора»
    «Свежий кавалер»

    «Отдых на походе. Бивуак лейб-гвардии Павловского полка.»

    «Судьба, как не размотанный клубок»

    «Анкор, ещё анкор!» — неоконченная последняя картина Федотова (1851—1852)


    написать администратору сайта