Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Философско-методологические основы общепсихологических взглядов В. Вундта

  • 2. Вклад В. Вундта в становлении этнической психологии

  • 3. Психологическая система В. Вундта

  • Список использованных источников и литературы

  • Творчество В.Вундта и его значение для психологии. Творчество В. Вундта и его значение для психологии


    Скачать 51.66 Kb.
    НазваниеТворчество В. Вундта и его значение для психологии
    Дата10.03.2019
    Размер51.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТворчество В.Вундта и его значение для психологии.docx
    ТипКонтрольная работа
    #69920





    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: История психологии

    НА ТЕМУ: Творчество В.Вундта и его значение для психологии

    Выполнил:

    Ф.И.О студента Акимова Н.А

    Группа: ЗФ-310-099-5-1

    Профиль подготовки

    Психология образования

    Проверил: Мельник Е.В

    К.псх.н,доцент кафедры ТиПП

    Челябинск - 2018

    Содержание



    Введение 3

    1. Философско-методологические основы общепсихологических взглядов
    В. Вундта 4

    2. Вклад В. Вундта в становлении этнической психологии 9

    3. Психологическая система В. Вундта 12

    Заключение 18

    Список использованных источников и литературы 21


    Введение



    Необходимость историко-психологических исследований вытекает из потребностей дальнейшего развития современной психологической науки. Новые обстоятельства, сложившиеся к настоящему времени в отечественной науке, определяют особую актуальность историко-психологических исследований.

    Успешное развитие психологического знания не возможно без глубокого анализа мировой психологической мысли. Все вышесказанное подтверждает необходимость и актуальность нашего обращения к изучению историко-психологического наследия зарубежной психологии. В отечественной истории психологии отсутствуют фундаментальные исследования психологического наследия В. Вундта. Между тем его творчество заслуживает глубокого осмысления, его психологическое наследие широко исследуется во всем мире.

    Психология заявляет о себе как самостоятельной дисциплине устами Вильгельма Вундта, который весной 1874 года обосновывает физиологическую психологию как особую область науки [6]. Вундт подчеркивает, что его работа представляет собой опыт соединения двух наук, которые, имея общий предмет, достаточно долго шли различными путями. Физиология имеет задачей изучение жизненных явлений, которые воспринимаются нашими внешними чувствами. В психологии человек непосредственно рассматривает свой внутренний мир и старается привести в связь явления, представляемые этим внутренним опытом.

    На выдающиеся заслуги В. Вундта в области психологии указывали Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов, Я.Н. Колубовский, А.И. Селитренников и другие.

    1. Философско-методологические основы общепсихологических взглядов
    В. Вундта



    В научном творчестве В. Вундта можно выделить три периода:

    1) до 1878 г. Вундт публиковал естественнонаучные, прежде всего физиологические работы, завершив этот период четвертым переработанным изданием «Учебника физиологии человека» (1878г.). Сочинения экспериментально-психологического содержания Вундт публиковал с 1858 года, начиная с «Очерков по теории чувственных восприятий», до опубликования первого издания «Очерков физиологической психологии» (1873-1874гг.). Таким образом, мы можем говорить о параллельности физиологической и психологической тематики работ Вундта с конца 50-х – до конца 70-х гг. XIX века. «Основы физиологической психологии» образовали теоретико-методологический и методический фундамент для отграничения и развития экспериментальной индивидуальной психологии как самостоятельной научной дисциплины, для экспериментально-психологических исследований в многочисленных лабораториях мира, являясь прежде всего фундаментом для основания и развития первого экспериментально-психологического института в мире в Лейпцигском университете. В этом мы видим основную научную и научно-организационную заслугу Вундта в первом периоде его творчества;

    2) с 1879 г. до конца XIX века Вундт обратился к философии, так что в 80-е гг. XIX века появляются преимущественно его философские и общепсихологические труды. В 90-х гг. появились на свет «Очерки психологии» (1896г.) и второе издание «Лекций о душе человека и животных»;

    3) первые два десятилетия X X века – последний период творчества у Вундта. 10-томная «Психология народов» представляет основное содержание его последнего периода творчества. Психологию народов Вундт рассматривал как венец психологии, как завершение труда всей своей жизни [5, с. 106].

    На формирование научного мировоззрения Вундта оказали влияние химик Бунзен, физик Джолли, Гассе, Мюллер, Гельмгольц. Под их влиянием он начал свою экспериментальную деятельность. Значительную часть своего творчества Вундт посвятил философским проблемам. Нельзя до конца понять сущность его психологической концепции, не изучая его философскую позицию. Вундт принял классическую немецкую философию и следовал ей в своих психологических изысканиях, что не умаляет достоинств философской системы Вундта. Его философия развивалась прежде всего из синтеза идей Лейбница, Канта и Гербарта, опираясь далее на работы Фихте -старшего, Гегеля и Шопенгауэра. Вундт системно осмысливал психическую жизнь человека в ее сложных взаимосвязях и в соотношениях с природой и социальной средой. Вундт выступал против ярлыков в оценке научных позиций ученых. В результате исследования его творчества нельзя найти точного ответа на вопросы, является ли он эмпириком или рационалистом, монистом или дуалистом, теистом, пантеистом или атеистом, в каком отношении он стоит к Канту, Гербарту, Шопенгауэру или к другим философам. Это стремление Вундта не быть прямолинейным и категоричным в оценках и суждениях является одним из главных достоинств творчества ученого [4]. Своей теорией познания Вундт обосновал ряд принципов, собирая факты с целью обобщить их в общих, не противоречащих друг другу принципах. Можно утверждать, что именно попытка этого обоснования является наиболее важной заслугой Вундта.Отношения философии и религии Вундт осмысливал следующим образом: как философия не в состоянии уменьшить работу отдельных отраслей «знания, взяв ее на себя, так менее всего она может стать на место религии. Отношение философии к религии чисто теоретическое. Она не должна создавать или заменять религию. Ее единственная цель заключается в том, чтобы понять религию. Эта цель, в свою очередь, распадается на две задачи: первая состоит в указании происхождения религиозных чувствований и представлений, вторая – в отыскивании того места, которое принадлежит религиозным элементам в общем мировоззрении, охватывающем все составные части человеческого мышления. Философия не имеет на жизнь прямого влияния. Она может влиять на жизнь только в той мере, в какой она влияет на отдельные отрасли знания. Отношение философии к религии Вундт охарактеризовал как отношение к определенной единичной науке.

    Являясь организатором экспериментальных исследований в психологической науке и основателем первой в мире эксперименталъно-психологической лаборатории в Лейпциге, Вундт заложил также основы нового направления психологии – психологии народов. Он рассматривал психологию народов как часть психологии, занимавшейся исследованием психических процессов, лежащих в основе общего развития человеческих объединений и возникновения общих духовных ценностей. Вундт ввел психологический фактор в объяснение развития человеческого общества и духовных продуктов его культуры. Он выделил из народно-психологических исследований то, что мы сегодня понимаем под социальной психологией. Мысль о социальной детерминации психического развития индивидуумов в их взаимовлиянии имела основополагающее значение для развития научной психологии. Монистическая точка зрения начального периода творчества Вундта была впоследствии заменена дуалистической. Вначале он рассматривал психологию как естественную науку, в соответствии с теми же принципами, что и физиология, частью которой она является. Позже учение о душе стало у него чистой наукой о духе, принципы и объекты которой полностью отличаются от принципов и объектов естественных наук. Тот факт, что Вундт первоначально исходил из материалистических позиций и лишь позднее перешел к идеалистическим взглядам, до сих пор еще в полном объеме не был принят во внимание. Этому обстоятельству можно приписать то, что теоретические и методические основы вундтовской психологии и философии не редко оцениваются по-разному, даже с противоположных точек зрения. То, что многие ученые оценили как коренное изменение взглядов Вундта в более зрелые годы, является последовательным развитием [5, с. 110].

    Определяя феномен сознания, Вундт указывает на его ритмичность, как его врожденную характеристику. По Вундту, сознание находится в тесной связи со всей психофизической организацией человека, представляя собой совокупность наиболее существенных для духовной стороны бытия содержаний [4].

    Вундт рассматривал внимание как психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной области содержаний сравнительно со всем полем сознания. Для обозначения процессов «вхождения в сознание» и в «фокус внимания» Вундт применил два термина: Если восприятие входит в более обширный объем сознания, то этот процесс Вундт называл «перцепиней», если же оно попадает в фокус внимания, Вундт называл его «апперцепцией».

    Вундт выделил три пары чувствований: 1) удовольствие – неудовольствие, 2) напряжение – разряд, 3) возбуждение – успокоение [5, с. 112]. Сочетание разных форм чувствований Вундт определял как цельное чувствование, а отдельные чувствования – как частичные, относящиеся к важным свойствам чувствований и их способность к движению, т.е. к соединению в «течение чувствований». Процесс такого рода со сменяющимися, но связанными друг с другом содержаниями чувствований и представлений Вундт осмысливал как аффект, более же длительный процесс такого рода, но более слабый по силе – как настроение. Будучи хорошо знаком с английской ассоционистской психологией, Вундт дал свое понимание ассоциаций, определяя их как пассивно переживаемые процессы сочетания. Он считал равнодействующими таких психических процессов сочетания и связывания различные образования представлений, сложные чувствования, аффекты и волевые процессы [4]. Вундт рассматривал человеческое мышление как создание природы и творение собственной душевной жизни, находящей в воле то единство, которое связывает необозримое многообразие душевных содержаний в одно нераздельное целое.

    Обратившись к анализу законов душевной жизни, Вундт определил их как сочетания ощущений или простых чувствований в сложные представления, аффекты и т.д. Он выделил три общих принципа течения психических явлений, назвав их «принципами психических производных, отношений и контрастов». Принцип «психических производных» находит выражение в том, что в каждом психическом образовании обнаруживаются свойства, которые могут быть поняты из свойств слагающих их элементов, но которые не являются простой суммой свойств их элементов. Модификацию «закона производных» представляет, по мнению Вундта, «принцип гетерогонии целей», имеющий выдающееся значение для развития индивидуального и общего сознания. «Закону производных» противопоставляется «принцип связывающих отношений», выступающий в то же время как дополнение. Как «закон производных» объединяет в формуле виды психического синтеза, так «закон отношений» может считаться аналитическим законом, который подчиняет общему правилу отношения составных частей, содержащихся в одном таком синтетическом целом. Принцип «усиливающихся контрастов» выведен из наблюдений, что чувства и представления усиливаются благодаря противоречиям и контрастам. Его предметом, как и во втором принципе, являются отношения психических элементов друг к другу. Такие противоположности как, например, удовольствие и неудовольствие, возбуждение и подавление, чередуясь друг с другом, следуют общему принципу усиления и уменьшения психической деятельности. Принцип «усиливающихся контрастов» находит применение в области пространственных и временных представлений. Таким образом, Вундт вышел на более высокий уровень осмысления роли психологии и общих законов психического развития в научной мысли своего времени.


    2. Вклад В. Вундта в становлении этнической психологии



    В. Вундт занимает особое место в становлении этнической психологии. Теория психологии народов В. Вундта возникла из его идеи о необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования отдельных социальных общностей и всего общества. Он считал, если «народная душа» является такой же реальностью, как индивидуальные души, то «почему бы не рассматривать с точки зрения актуального понятия о душе общие образования представлений, чувствования и стремления как содержание души народа, а том основании, на котором мы рассматриваем собственные представления и душевные движения как содержание индивидуальной души; и почему этой «душе народа» мы должны приписывать меньшую реальность, чем нашей собственной душе?» [Цит. по: 3, с. 36].Душа народа, по мнению В. Вундта, не простая сумма душевных различий индивидов, а их связь и взаимодействие, что определяет новые, специфические явления и своеобразные законы. Эти законы не определяют индивидуальное сознание, но и не мешают его функционированию. Такая новая среда связи и взаимодействия душ индивидов и составляет, с точки зрения В. Вундта, объект народной психологии.Задачу народной психологии В. Вундт видел в изучении тех психических процессов, которые лежат в основе общего развития человеческих сообществ и возникновения духовных продуктов всеобщей ценности. Под народным духом, который составляет предметную область новой науки, он понимал высшие психические процессы, возникающие при совместной жизни многих индивидов. То есть народная душа – связь психологических явлений, совокупное содержание душевных переживаний, общие представления, чувствования и стремления.

    Душевный строй народа, согласно В. Вундта, не имеет неизменной субстанции. Тем самым Вундт закладывает идею развития этнической психологии и не приемлет сведение социально-психологических процессов к некоторому бытию, стоящему за ними. Психологические процессы, по мнению В. Вундта, обусловливаются активностью души, что он называет апперцепцией или коллективной творческой деятельностью.

    Вундт предлагал изучать народный дух методом анализа конкретно-исторических продуктов народа: языка, мифов, обычаев, составляющих основные области народной психологии. По его мнению, язык идентичен уму (представлениям), мифы – чувствам, обычаи – воле в индивидуальной психологии.Вундт внес существенный вклад в становление науки о психологии народов, более конкретно определил предмет этой науки, провел разграничение между психологией народной (социальной) и индивидуальной.Вундт выделял в науке о «национальном духе», по крайней мере, две дисциплины: «историческую психологию народов» и «психологическую этнологию». Первая является объяснительной дисциплиной, вторая — описательной. Законы «психологии народов» — суть законы развития, а основа ее — три области, содержание которых «превышает объем индивидуального сознания: язык, мифы и обычаи». В отличие от французских психологов и австрийских психоаналитиков В. Вундта меньше всего интересовало массовое поведение и проблема «личность и масса», а больше — содержание «национального духа», что, впрочем, соответствовало представлению о психологии как «науке о сознании».

    Он подчеркивает генетический приоритет «национального духа» перед индивидуальным: «В истории человеческого общества первым звеном бывает не индивидуум, но именно сообщество их. Из племени, из круга родни путем постепенной индивидуализации выделяется самостоятельная индивидуальная личность, вопреки гипотезам рационалистического Просвещения, согласно которым индивидуумы отчасти под гнетом нужды, отчасти путем размышления соединились в общество». Скрытая полемика с французскими социальными психологами присутствует и в трактовке роли подражания. В. Вундт на примерах усвоения индивидуумами двух языков показывает, что подражание есть не основной, а лишь сопровождающий фактор при социальных взаимодействиях, аналогичной критике он подвергает и «теорию индивидуального изобретения». На место этих теорий он ставит процессы «общего творчества», «ассимиляции» и «диссимиляции», но до конца не раскрывает их природу. Основным методом «психологии народов», по В. Вундту, являлось понимание, сравнительная интерпретация элементов культуры.

    В своем исследовании Вундт выделил четыре периоде народно-психологического развития: 1) первобытный период, 2) тотемистический век, 3) век героев и богов и в наступающей эпохе; 4) развитие в сторону человечества.

    Ценна и актуальна и в наши дни идея интеграции, определяющая тенденцию развития человечества в наше время и в будущем. Вундт пытался выяснить основные психологические мотивы, благодаря которым первоначальное превратилось в позднейшее, первобытное – в более совершенное, отчасти под давлением внешних жизненных условий, отчасти благодаря собственной творческой силе человека.Вундт внес весомый вклад в изучение проблем психологии искусства, полагая, что нет лучшего источника познания фантазии и ее естественных общечеловеческих закономерностей, чем искусство и мифологические представления, образующие важные составные части его первоначального содержания. Вплоть до вундтовского времени история искусства в основном имела дело с так называемым классическим искусством греков и почти не учитывала искусство до этого времени или явления, лежащие вне культурного круга западного искусства. Заслуга Вундта заключается в вовлечении этого круга проблем (изучение искусства первобытных народов, роль мифов) в свое исследование. По Вундту, психология народов, исследуя проблемы возникновения и развития искусства, должна прежде всего определить, каковы мотивы, из которых исходят произведения, и каковы цели, которым они служат. Эта мысль не потеряла своей актуальности и в наши дни и может служить инструментом исследования проблем этнопсихологии [3, с. 37].


    3. Психологическая система В. Вундта



    В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт, основатель современной психологии, открывает первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Это событие стало поворотным моментом в развитии психологической науки. Однако для Вундта не менее важным было разработать теоретическую систему психологического знания, которую он задумывает по гегелевскому образцу, хотя и не раз критиковал Гегеля в своих философских работах. Система психологии Вундта была впервые полностью изложена им в его книге «Очерк психологии», изданной им в 1896 г. Во введении к этой работе Вундт замечает, что до сих пор в истории психологии преобладали два определения понятия психологии. Во-первых, что психология есть «наука о душе», а во-вторых, что психология есть наука о «внутреннем опыте». Этому мнению Вундт противопоставляет утверждение о том, что предметом психологии является непосредственное опытное знание.В методическом отношении Вундт, видит психологию опирающуюся, подобно естественным наукам, на два точных метода. Первый, экспериментальный, служит для анализа более простых психических процессов; а второй, наблюдение продуктов духовной жизни народов, стоящих на различных уровнях культуры, служит для исследования высших психических процессов и закономерностей их развития.Именно В. Вундт дал теоретическое обоснование применению эксперимента в психологии. При этом он исходил из того, что экспериментальный метод вводился только в физиологическую психологию, поскольку физиология для психологии является вспомогательной наукой, как физика для самой физиологии. Таким образом, физиология дает психологии экспериментальный метод, который развивается «сообразно с чисто психологическими целями». Тем самым В. Вундт ориентировал психологию на методологическую парадигму естественных наук. Однако экспериментальная процедура рассматривалась в теории как система воздействий на экспериментатора-испытуемого для управления процессом его интроспекции. Ассистент, осуществлявший деятельность по организации этих воздействий, не рассматривался в нормативной модели эксперимента. Такое слияние субъекта и объекта исследования противоречило установкам классического естествознания и было отвергнуто бихевиористами, которые последовательно осуществляли естественнонаучную программу в психологии, рассматривая эксперимент как систему аппаратурных воздействий на объект, осуществляемых экспериментатором с целью познания свойств объекта [1, с. 79].

    Система Вундта включает три основных части: учение о психических элементах; учение о связях между этими элементами и продуктах этих связей; и учение о происхождении и законах психической жизни. В первой части Вундт выделяет психические элементы (ощущения и чувствования) и их композиции или производные. И те и другие подвергаются дальнейшей градации. Ощущения разделяются в количественном (интенсивность) и качественном (модальность) отношениях. Для градации простых чувствований Вундт выдвигает трехмерную теорию, согласно которой простые чувства различаются по параметрам «удовольствие – неудовольствие», «возбуждение – успокоение» и «напряжение – разрядка».Возникающие на основе психических элементов сложные психические образования Вундт разделяет на представления и душевные движения. Представления, в свою очередь, разделяются на «интенсивные», т. е. такие, в которых каждый элемент связан с другим так же, как и со всяким другим, примером чему служит восприятие отдельного звука или созвучия; пространственные, в которых строгий порядок частей имеет значение только относительно самих этих частей; и временные, в которых порядок следования частей имеет значение как относительно самих частей, так и относительно воспринимающего их субъекта. Душевные движения или сложные чувствования Вундт также подразделяет на два самых общих класса: интенсивные движения и экстенсивные движения.
    Под интенсивными чувствованиями он разумеет такие, которые возникают из ощущений, входящих в состав какого-либо представления. Например, чувство ритма или чувство оптической формы, проявляющееся в предпочтении выбора симметричных форм или, так называемого, золотого сечения. Экстенсивные формы душевных движений Вундт подразделяет на аффекты и волевые процессы. При этом для изучения чувств и их композиций – психических образований (представлений, аффектов и др.) следует опираться на исследование соответствующих им изменений физиологических процессов.

    Во второй части своей теории Вундт обращается к проблеме связи между психическими  образованиями, которую он называет сознанием. В свойственной ему манере обязательно классифицировать рассматриваемые явления, все виды, образующих сознание связей он группирует по двум классам, выделяя ассоциации, т.е. связи, устанавливаемые при пассивном состоянии внимания и апперцепции  – связи, которые предполагают активное состояние внимания. Для тех и других Вундт предлагает системно организованную структуру. Ассоциации он предлагает разделять на одновременные и последовательные. Среди одновременных ассоциаций, в свою очередь, следует различать связи между однородными образованиями, или ассимиляции, примером которых могут являться зрительные восприятия величины или удаленности объекта; и ассоциации между разнородными образованиями – компликации, примером которых может быть впечатление, производимое острием кинжала, включающего осязательный и зрительный образы одновременно. Аналогично, среди последовательных ассоциаций различаются процессы чувственного узнавания и познания, а также процессы воспоминания [1, с. 38].Апперцептивные связи, считает Вундт, являются основой высших психических функций – воображения и мышления. В их числе он выделяет простые и сложные апперцепции. К числу простых относятся функции отношения и сравнения, а к числу сложных – функции анализа и синтеза. Различное развитие у человека возможностей установления этих связей определяет уровень его способностей, а их высшее совокупное проявление Вундт называет талантом.

    Вместе с тем, наряду с нормальными состояниями сознания могут существовать и состояния аномальные. Природа таких состояний может заключаться  как в изменении самих психических элементов, так и в нарушениях образования связей между элементами. Изменение психических элементов Вундт ограничивает только простыми изменениями чувствительности – анестезиями и гиперстезиями. Но главная роль таких изменений состоит в нарушении нормального образования представлений, примером чему являются иллюзии и галлюцинации. Таким же образом, благодаря изменениям чувствительности, но проявляющимся уже в аффективной сфере, Вундт объясняет состояния депрессии и экзальтации.Нарушения нормального установления ассоциативных связей, как считает Вундт, происходит, прежде всего, из-за уже отмеченных нарушений возбудимости и чувствительности. То же влияние изменения психических элементов заметно и на установлении аномальных апперцептивных связей. Однако Вундт допускает и собственное искажение апперцепций, проявляющееся, в частности, в явлениях гипноза.Особое место в своей системе Вундт отводит анализу видов и форм психического развития человека и развития общества. Язык, миф, обычай складываются как следствие особых форм коллективных апперцепций. Их изучение помогает не только понять природу той или иной культуры, но и уяснить логику самих формирования высших психических функций как таковых.Завершает систему Вундта учение о законах установления психических связей и законах развития этих связей. В том числе Вундт выделяет три психологических закона отношений: закон творческого синтеза или психических равнодействующих, согласно которому при соединении двух психических элементов возникает нечто новое, а не просто их сумма; закон психического взаимоотношения или относительности психического содержания,  примером чему служит закон Вебера; и закон психического контраста, согласно которому чувствования усиливаются при сопоставлении со своей противоположностью.

    Рядом с тремя законами отношения, утверждает Вундт, стоит столько же психологических законов развития, которые можно рассматривать как обобщение законов отношения. Среди них выделяются: закон духовного роста, определяющий развитие психики отдельного человека и развитие общества; закон гетерогении целей, отражающий принцип развития, согласно которому действия, вызванных определенными целями, содержат дополнительные следствия, не соответствующие исходным целям и служащие основаниями для формирования новых мотивов; закон развития противоположностей, согласно которому чувствования переходят от одной противоположности к другой, например, обманутая сильная любовь может переходить в столь же сильную ненависть и, напротив, после распада брака, основанного на достаточно спокойных отношениях бывших супругов, они нередко сохраняют вполне терпимые отношения между собой [2, с. 118].

    Таким образом, Вундт завершает логическое построение своей системы, включающей не только классификацию большинства накопленных к этому времени фактов психической жизни, но и содержащей целый ряд рациональных положений, развитых в последующее столетие, хотя будущие поколения психологов редко выводили истоки своих теорий из конструкций его системы.

    Судьбы теоретического и организационного вклада Вундта в науку оказались различными. Первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии и созданный двумя годами позднее на ее основе первый в мире психологический институт принесли Вундту заслуженную известность. В отличие от этого, теоретические взгляды Вундта уже в первой трети 20 веке оказались почти забытыми.Для этого было, по крайней мере, две причины. Первая, вполне очевидная, заключалась в том, что создание его лаборатории в Лейпциге и публикацию его теории в «Очерке психологии» разделяло 17 лет – срок недопустимо большой для периода бурного роста новой экспериментальной психологии. За это время, в условиях теоретического вакуума, бывшие ученики Вундта уже созрели для того, чтобы предложить собственные научные концепции. Именно теперь они были наименее всего готовы воспринимать что-либо позитивное в запоздалой теоретической схеме бывшего кумира. В результате, в последующую эпоху стало расхожим мнение, что Вундт лишь волей случая оказался у истоков новой науки и сам не создал в ней ничего ценного (так нередко считали даже его бывшие ученики, например, один из первых американских психологов Стенли Холл) [2].Другая причина крылась в методологическом несоответствии концепции Вундта своей эпохе. Находясь в самом начале этапа создания современной научной психологии, когда его коллег, прежде всего, интересовали новые экспериментально подтвержденные факты, Вундт предлагает  умозрительную систему психологии. В основе его концепции  лежит не какой-нибудь оригинальный психологический принцип (подобный принципам гештальта или либидо, развитым его младшими современниками) а философское представление о системном единстве мира. Это весьма тонко подметил Вильям Джемс, по образному выражению которого система Вундта напоминает червя: если рассечь его на части, каждая из них будет продолжать ползать, так как в системе нет жизненного центра, уколов в который можно с ней покончить [3].Можно указать на множество аналогий психологической системы Вундта и философской системы Гегеля: это и триадичное построение обеих концепций и попытка объяснить в единых терминах всю совокупность изучаемых явлений. Законы Вундта – это проекция в психологию гегелевских законов диалектики в статике (законы отношения) и динамике (законы развития). Так, предложенные Вундтом законы творческого синтеза и духовного роста являются психологическим выражением диалектического закона перехода количества в качество; законы психического контраста и развития противоположностей – закона единства противоположностей; законы относительности психического содержания и гетерогении целей – закона отрицания.Таким образом, несмотря на заслуги Вундт в создании современной экспериментальной психологии, его теоретическая система по своей сути является завершением философского периода развития психологии. Именно на этот, ставший явным анахронизмом, умозрительно-философский аспект его теории обратили внимание многие коллеги и ученики Вундта. Системный аспект его теории остался при жизни Вундта почти не замеченным. Теперь, много лет спустя, этот аспект позволяет назвать Вундта одним из предшественников современного системно-психологического движения.

    Однако, ни Вундт и никто из его коллег (кроме, по-видимому, профессиональных физиков Германа Гельмгольца и Густава Фехнера) не обратил внимание на поразительное сходство ряда недавно установленных психологических законов с законами и постулатами родившейся на их глазах новой физической дисциплины – термодинамики, в рамках которой расплывчатые прежде системные идеи впервые обрели черты строгой научной концепции и четких научных понятий [3, с. 40].











    Заключение



    Итак, будучи убежден, что для исследования психических, ментальных функций требуется учет исторического развития, В. Вундт приходит к выводу, что психология должна быть генетической, исследующей человеческое сознание в развитии, должна использовать методы этнологии, принимаемой как наука о происхождении народов. Язык наряду с обычаем и мифами В. Вундт считал тремя основными проблемами психологии народов. Эти составляющие подчиняются законам духовного развития, и в них проявляются своеобразные психологические законы. По сути, язык, мифы, обычаи являются внешним обнаружением (формой) внутреннего содержания души того или иного народа. Язык содержит в себе общую форму присутствующих в душе народа представлений, мифы таят в себе первичное чувственное содержание данных представлений, а обычаи являют собой возникающие на основе этих представлений и чувствований общие направления воли, т.е., общепринятые образцы поведения.

    Труды В. Вунда по психологии народов заложили основы для развития новых направлений в психологической науке – психологии языка, психологии искусства, мифов и религии.

    В результате анализа вундтовского понятия «души» нами выявлено, что Вундт осмысливал «душу» не в религиозном аспекте, а как эмпирическое, а обозначение связи непосредственных фактов нашего сознания и психических процессов». Психология народов, по Вундту, могла употреблять понятие души только в таком эмпирическом смысле. Для него «народная душа» имеет такое же реальное значение, как и индивидуальная душа, т.к. духовные процессы, возникая в совместной жизни членов общества, являются столь же фактической действительностью как и психологические процессы индивидуального сознания. Специфическим признаком души народа Вундт считал последовательность общечеловеческого психологического развития при постоянной гибели его индивидуальных носителей.

    Представления о народной душе Вундта близки к тому, что мы сегодня понимаем, как общественное сознание или общественную психологию. Экспериментальный период изучения психологического в творчестве Вундта естественно перешел в разработку проблем психологии народов, как направления, открывающего новые подходы к осознанию психического в неразрывной связи мышления и языка, воображения и художественного творчества, мифотворчества и религиозного осмысления жизни.

    Вундт обогатил мировую психологическую мысль социально-психологическими идеями, предвосхитив появление социальной психологии как новой ветви психологического знания.В. Вундт оставил огромное психологическое наследие, основательно исследовав проблемы физиологической психологии, философского обоснования психологии, а также психологии народов, оказав огромное влияние на развитие мирового психологического знания. Венцом его экспериментально – психологической научной деятельности явилось основание им первого в мире института экспериментальной психологии в Лейпцигском университете, вокруг которого постепенно сложилась большая интернациональная школа, «равной которой история психологии не знает».

    Список использованных источников и литературы



    1.Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2010. – 320 с.

    2.Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 391 с.

    3.Рыжов, Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии [Текст] / Б.Н. Рыжов // Системная психология и социология. – 2012. – № 6. – С. 35-42.

    4.Сметанина, О.М. Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта: автореф. дис. [Текст] / О.М. Сметанина. – М., 1999. – 28 с.

    5.Шульц, Д.П. История современной психологии [Текст] / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Евразия, 2009. – 532 с.

    6.Крысько В.Г. Этническая психология. — М.: Издательский центр "Академия", 2002.

    7.Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. — М.: 2005.




    написать администратору сайта