Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель работы

  • Что несет собой русский рок

  • Жизненный путь Виктора Цоя

  • Психиатрическая больница

  • Виктор Цой в глазах других людей. Воспоминания.

  • Отрывки из воспоминаний Саши Титова о Цое.

  • Артемий Троицкий о группе "КИНО"

  • Рябинина К.Исл.раб.. Творчество Виктора Цоя


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеТворчество Виктора Цоя
    Дата05.12.2022
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРябинина К.Исл.раб..doc
    ТипИсследовательская работа
    #829637

    XIV научно – практическая конференция школьников «Прометей»

    Секция «Мировая художественная культура»

    Исследовательская работа

    «Творчество Виктора Цоя»

    Автор:Рябинина Ксения,

    обучающаяся 10 Б класса МОУ «Лицей»

    Руководитель: Паршева В.П.,

    учитель истории и обществознания

    С. Ельники- 2013 г.

    Содержание.

    Введение.

    1. Русский рок и его функции.

    2. Жизненный путь Виктора Цоя:

    1. Биография.

    2. Творчество.

    3. Фильмография.

    4. Личная жизнь.

    5. Цой в глазах других людей. Воспоминания.

    1. Песни Виктора Цоя:

    1. Кто слушает.

    2. Почему слушают.

    3. О чем пел.

    Заключение.

    Введение.

    Свою работу я назвала: « Творчество Виктора Цоя.»

    Музыка играет в моей жизни первостепенную роль. В своей исследовательской работе я пожелала рассмотреть русский рок во всех его деталях.

    Рок-музыканты сегодня — едва ли не пророки в глазах своей аудитории, и в строчках их песен многие слушатели находят отражение современной жизни и проекцию будущего. Логично предположить, что авторы и исполнители рока являются самыми яркими выразителями умонастроений молодежи.

    Вот уже долгое время одним из самых ярких и звучных имен, которые напрямую ассоциируются с русским роком, является имя Виктора Цоя. Виктор Цой — одна их самых мифологизированных фигур современности, возможно, потому, что он и в жизни следовал созданному им идеалу. Его творческий принцип был прост — «остаться собой». Безусловно, Виктор Цой известен своими стихотворениями-призывами к борьбе против общества, где отсутствует справедливость. Он жил в то время, когда не требовалось быть героями, когда обычные люди, не находя в жизни смысла и высоких целей, «плыли по течению», «никак не проявлялись».

    Такая историческая фигура вызвала у меня интерес, что сподвигло сделать эту исследовательскую работу.

    Цель работы: Понять о чем песни В. Цоя и почему их слушают, определить его основную аудиторию. Узнать, почему Цой-образ всего русского рока.

    Методы работы: Изучение справочной литературы, изучение интернет ресурсов, изучение записей и воспоминаний людей, которые имели какое-либо отношение к В. Цою; анализ и систематизация данных.

    Завершая свою работу я поняла, что историческая фигура В. Цоя стала мне гораздо интереснее.

    1.Что несет собой русский рок?

    Примерно девятнадцать лет назад (в 1991г) один из современных музыкальных критиков Артемий Троицкий в своей книге «Рок в союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» рассуждал об изживающей себя, уходящей в прошлое классической формации русского рока: « Рок вершил свою тихую революцию в умах молодых людей в самые беспросветные годы, был эмоциональным и психологическим тоником, а в каком-то смысле и предтечей гласности. В этом его уникальность и в этом же - его обреченность. Ибо по мере того как наше общество начало возвращаться к цивилизованным формам стало очевидно, что духовная миссия рока в общем и целом исчерпала себя». По мнению Артемия на место рока «подполья» должна была прийти новая музыка: «Теперь его место принадлежит занять тем, кому положено, - честной литературе, невымышленной истории, религии. А року, в свою очередь, предстоит занять место в своей культурной нише - той самой развлекательной и молодёжной. Эта завтрашняя музыка должна быть совсем другой: музыкой изначально свободных людей, а не людей, отчаянно пытающихся утвердить свои свободы»

    Вот наступило то самое «завтра», а мы это те самые «изначально свободные» люди, о которых говорил Троицкий. Мы с уверенностью можем сказать, что его предположения оправдались, музыка, которую играет и слушает наше поколение совсем другая, это иной, другой рок. Правда есть одно «но». Старый добрый русский рок классической формации ни куда не исчез. Да, он изменился, теперь у него новые темы и борется он теперь за другое и с другими. Но сохранилась у «старого» рока та же манера, та же способность говорить по душам со слушателем, те же голоса, и даже лица Гребенщикова, Макаревича, Шевчука, Кинчева и др. Удивительно и то, что до сих пор слушают и любят песни, написанные в далекие и непонятные современному поколению времена застоя и подполья, теми, кого уже давно нет в живых. Это песни Майка Науменко, Саши Башлачева, Виктора Цоя и других. Почему же всё еще жив тот рок, и жив ли он? Какое место он занимает теперь, какие функции несет, быть может, это просто призрак давно минувших дней, остаточное явление?

    Русский рок- это многогранное явление, но главной его частью всегда оставалась музыка, а, следовательно, и те, кто эту музыку рождают и транслируют. Так, если спросить что такое рок, наверняка вы услышите конкретные имена, названия групп. Вот уже долгое время одним из самых ярких и звучных имен, которые напрямую ассоциируются с русским роком, является имя Виктора Цоя.

    Вряд ли в современной рок музыке найдется другая личность, которая была бы столь же уважаема и любима - как среди школьников-подростков, так и среди тех, кому уже за 50. Виктор Цой появился на свет 21июня 1962года в Ленинграде, прозванном городом трех революций. И в итоге стал тем простым парнем с городской окраины, который фактически совершил революцию четвертую - уже в душах тех, для кого рок еще с 1970-х был поиском ответов на непростые вопросы, которые решал для себя каждый: с кем дружить, как жить, чтобы не было ни скучно, ни стыдно, и чтобы пореже повторялась ситуация, когда «время есть, а денег нет и в гости некуда пойти.

    Трудно в наше время найти человека, не знающего или никогда не слышавшего о Викторе Цое. Кто-то помнит его как рок певца, солиста группы «Кино», кто-то считает его величайшим музыкантом всех времен и народов, знает наизусть все песни и исписывает стены лозунгами в его честь, а кто-то ненавидит Цоя за те самые, исписанные, стены и ночные концерты юных поклонников. Виктора Цоя любят, ненавидят, обожают, презирают, главное его помнят. Помнят и продолжают слушать через столько лет после гибели. В этом заключается своего рода феномен Виктора Цоя, это не просто имя, не просто человек это легенда, образ всего русского рока.

    2.Жизненный путь Виктора Цоя

    Советский рок-музыкант Виктор Робертович Цой появился на свет в Ленинграде 21 июня 1962 года. Мама знаменитости – преподаватель физкультуры Валентина Васильевна, а папа инженер корейского происхождения Роберт Максимович. Кстати, Виктор в семье единственный ребенок.

    В середине 70-х годов Виктор Цой ходил в художественную школу. Именно в это время и появилась группа «Палата номер 6». Ее лидером стал Максим Пашков. Из учебного заведения будущего певца исключили за неуспеваемость, после чего он поступил в СГПТУ-61 и стал учиться на резчика по дереву.

    Кстати, в молодости Цой ценил творчество Владимира Высоцкого и Михаила Боярского и чуть позже - Брюса Ли. Имиджу последнего и начал подражать. После увлекся восточными единоборствами и дрался с Юрием Каспаряном по-китайски. Более того, Виктор Цой профессионально вырезал фигурки нэцкэ из дерева.

    Творчество

    В конце 70-х начале 80-х Виктор Цой начал тесно общаться с Алексеем Рыбиным из группы «Пилигримы». В это время Цой играл на бас-гитаре в «Палате номер 6». Друзья вместе ходили в Андрею Панову (Свин) и Майку Науменко (Зоопарк).

    У Панова дома, кстати, и начал играть первые квартирники Виктор Цой. Позже свою музыку Цой и Рыбин играли в Москве на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из поездок из Питера в Москву в электричке Виктора с компанией услышал Борис Гребенщиков. Он предложил Цою свою помощь и помощь своих друзей Андрей Тропилло и Сергея Курехина.

    Первый альбом

    Летом 1981 года появилась группа «Гарин и Гиперболоиды». Ее основали Виктор Цой, Олег Валинский и Алексей Рыбин. Осенью коллектив был принят в Ленинградский рок-клуб. Чуть позже Валинский уходит в армию, а группа меняет свое название на «Кино» и приступает к записи первого альбома.

    Виктор Цой профессионально занимался единоборствами

    Первую пластинку «Кино» записало под руководством БГ на студии Андрея Тропилло в Доме Юного Техника. Помогали играть, кстати, музыканты из «Аквариума».



    После «Кино» уже дает свой первый электрический концерт на фестивале Ленинградского рок-клуба. Летом 1982 года первый альбом был полностью записан и продолжительность песен составила 45 минут. Отсюда и взялось название. Но из окончательного варианта все-таки убрали песню «Я-асфальт», ее можно найти в переиздании альбома, в качестве бонуса. После выхода пластинки о группе заговорили и «Кино» начало выступать с квартирниками в Ленинграде и Москве. А осенью того же года на студии Кускова группа записывает несколько песен, в частности, «Последний герой» и «Весна». Запись, впрочем, была забракована и Цой забрал ее себе.

    В феврале 1983 года «Кино» и «Аквариум» даю совместный концерт. Тогда музыканты выступали в костюмах со стразами и с темным макияжем. Исполнили «Троллейбус», «Электричку» и «Алюминиевые огурцы». В состав группы пригласили Густава и Каспаряна. Рыбин весной покинул группу из-за конфликтов с Цоем. Поэтому все лето группа репетирует с новым гитаристом. Так получился альбом «46». Изначально он задумывался как демозапись пластинки «Начальник камчатки». Этот альбом был воспринят как полноценный, благодаря распространению видео Алексеем Вишней.

    Психиатрическая больница

    Осенью 1983 года Виктор Цой попал в психушку. В больницу на Пряжке он лег на обследования на полтора месяца, уклоняясь от армии. После выписки он написал песню «Транквилизатор». А весной группы выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба. Там «Кино» получило лауреатское звание, а композиция «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» стала лучшей.

    Кино

    Летом 1986 года Виктор Цой принимает участие в съемках фильма "Йа-хха!" и тут же в Киеве участвует в музыкальном создании "Конца каникул".

    Режиссер Алексей Учитель пригласил композитора для участия в своем фильме "Рок". В ключевом эпизоде картины рок-звезда сетует, что не знает, нужно ли кому-нибудь то, что он пишет. Да и в жизни для Цоя, как могло показаться, важнее было то, что он в своей кочегарке "Камчатка" кидает уголь и точно знает, что людям от этого тепло. А песни… он просто не мог их не петь, но он не был уверен, что они кому-нибудь нужны…

    В конце декабря 1986 года режиссер Сергей Соловьев решил ухватить хаос времени, мешанину "старого" и "нового" и показать это в фильме "АССА" с простеньким сюжетом, придуманным совсем молодым сценаристом Ливневым. Жанр мелодрамы пришелся впору, ибо послужил задаче освобождения, размораживания чувств.

    Молодежь упорно искала кумиров и рукоплескала бардам. Толпа молодых людей ревела, приветствовала выступление Виктора Цоя. Горели спички, вырывая из темноты восторженные лица. Звучали слова: "Перемен, мы ждем, перемен". В этой финальной точке фильма достигла абсолютной точности режиссерская мысль, в которой затаилось предчувствие, ожидание и надежда на что-то светлое и большое.

    В фильме Рашида Нугманова "Игла" Виктор Цой , уже ставший к тому времени легендарным, сыграл главную роль Моро. Так что фильм стал одновременно лентой о молодежных проблемах, о наркотиках, и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. Последнем его герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего лирического героя, в "нового романтика" из песен группы "Кино". И, звучащая в финале "Группа крови" воспринималась как часть киноповествования, а не песня из нового альбома группы.

    В "Игле" музыкант сыграл самого себя. Он и на самом деле был таким в жизни и в сходных обстоятельствах, наверное, поступил бы точно так же. Ведь Виктор Цой профессиональным актером все-таки не был. Ему и не надо было перевоплощаться, он просто остался самим собой.



    Личная жизнь

    Кто–то из древних мудрых как-то сказал, что человек бывает только тогда счастлив и доволен своей работой, когда она совпадает с его увлечением. Именно так, работа совпадает с увлечением. Главным увлечением Виктора Цоя были музыка и песни. Музыка, конечно, объединяла его и с друзьями. А вот о друзьях Виктора можно говорить бесконечно. Их было у него много. Собственно это и составляло главную победу в жизни Цоя. Сам он не отделял друзей от музыки. О своем отношении к ним Цой говорил: "Мы все друзья. Мы гораздо больше времени проводим вместе вне работы. То есть, в некотором роде, больше развлекаемся, чем занимаемся делом. Мы просто все друзья и так получилось, что мы еще и играем". При этом внешне он казался очень замкнутым человеком.

    В последние годы певец и композитор сильно изменился. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, не он был первый и не он последний. Все мы люди. А потом вдруг он замкнулся, ограничил круг друзей, практически все время проводил дома. Вся жизнь - концерты, дом.

    Последние два года ему было очень одиноко. Не с кем было вместе порадоваться, приколоться к чему-нибудь. К тому же последнее время ему было сложно общаться с людьми чисто технически. К нему все постоянно лезли, какие-то посторонние люди...

    А с личной жизнью что происходило? Без семьи, без квартиры - молодой, красивый, популярный... С Наташей Разлоговой Цой познакомился на съемках. С женой он расстался, но, к счастью, оставался с ней в добрых отношениях. Собирался официально оформить развод с Марианной и жениться на Наталье. Но Марианна тянула с этим, и он так и не успел ничего сделать... Очень любил сына, вспоминал его все время, на гастролях покупал шикарные подарки.

    "...Жена незаконная и законная жена Марианна меня любят, сын любит, женщины обожают. Что еще нужно? Я всем доволен", - сказал как-то Виктор Цой за год до смерти.



    Виктор Цой в глазах других людей. Воспоминания.

    Отрывки из воспоминаний Бориса Гребенщикова о Викторе.

    "Познакомились мы, как известно, в электричке, когда ехали с какого-то моего концерта в Петергофе, где теперь находится Ленинградский университет. Судя потому, что я ехал один, там был сольный концерт. И они подсели ко мне - Витька и Рыба, то есть Леша Рыбин. Кстати и гитара оказалась, и Витька спел пару песен. А когда слышишь правильную и нужную песню всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века - вот у меня тогда было тоже самое. Он спел две песни. Одна из них была никакой, но показывала, что человек знает, как обращатся с песней, а вторая была "Мои друзья". И она меня абсолютно сбила с нарезки. Это была уже песня, это было настоящее. Когда через молоденького парня, его голосом проступает столь грандиозная штука - это всегда чудо. Такое со мной случалось очень редко, и эти радостные моменты в жизни я помню и ценю."

    "Вообще, как мне кажется, КИНО у нас в России, пожалуй, единственная группа из тех, что я видел, которая была деиствительно группой в настоящем понимании этого слова. То есть люди, вместе делающие одно и тоже дело и держащиеся эстетики того, что они делают на сцене, и в жизни. Состав был совершенно блестящий: и Каcпарян, и Густав - все в точку. С Тихомировым сложнее. Я его мало знаю, он очень милый человек, но, по-моему, полностью к этому миропониманию не принадлежал."



    Отрывки из воспоминаний Саши Титова о Цое.

    "Витька меня всегда поражал. Он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании. У меня до сих пор такое чувство, будто я не знаю о нём и половины. Есть такие люди - когда с ними начинаешь знакомиться и что-то в них приоткрывается, то ты видишь, что вообще их раньше не понимал. Общаясь с Витькой, я постоянно убеждался в таинственности его натуры." "Витька был уникальный человек, потому что в общении с ним никогда не проскальзывалите мысли, которые вдруг появлялись в его песнях. В общении все было гораздо проще, на уровне быта. Это всегда очень интересный и таинственный знак. Думаю, у некоторых людей есть сильный механизм защиты, и они постоянно контролируют творчекий выброс. Во всяком случае собственно о творчесве мы не говорили никогда."

    Артемий Троицкий о группе "КИНО"

    "Группа крови - шестой по счету (если считать полноценным альбомом запись Цоя-Каспаряна, известную под названием "46") альбом "Кино". Работа над ним началась еще в октябре 1986 года, когда американская энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырех- канальную порта-студию "Ямаха МТ 44". Испортный прибор был установлен на квартире ударника "Кино" Георгия "Густава" Гурьянова, где вся группа в то время тусовалась, репетировала, рисовала картины и - время от времени - слушала и записывала новые песни. Помимо классического квартета Цоя, в записи принимал участие клавишник Артур Сингле (синтезатор "Профем-2000"). Аранжировки, в том числе и клавишные, придумывались, в основном, Каспаряном и Густавом под общим наблюдением автора песен - Цоя. Звукорежиссуру осуществляли все вместе. Так что, можно сказать, что продюссером альбома выступила вся группа "Кино". Предварительный вариант записи был готов весной 1987-го. Летом, на студии Алексея Вишни, четырехканальную запись свели, добавив реверберации и прочих спецэффектов, в окончательный стерео-вариант. Достояниес музыкальной общественности "Группа крови" стала осенью 1987 года. Фактически, на альбоме представлены две программы "Кино": собственно "Группа крови" (заглавная песня, "Война", "Спокойная ночь", "Мама...", "Бошетунмай", "Легенда") и песни конца 85-го, начала 86-го годов, которые отдельно и вовремя записать не удалось ("В наших глазах", "Прохожий", "Дальше действовать будем мы" и др.). Часть номеров из старой программы, в частности хит "Мы ждем перемен", в альбом не вошли. "Перемены" неожиданно получили некий спекулятивно-политический резонанс, который Цою пришелся не по душе. По мнению многих (в том числе и некоторых участников группы), "Группа крови" - самый удачный альбом "Кино". Связано это в первую очередь с тем, что работа над записью шла в абсолютно естественных, ненапряженных условиях. Было время подумать, проиграть различные варианты, не чувствуя себя скованными временным режимом, волей звукорежиссеров и прочими стрессами студийной рутины. "Группа крови" - первая по-настоящему мощная, зрелая работа "Кино"; в то же время, она в полной мере сохраняет бескомпромиссный, анархический дух питерского андеграунда. В 1989 году альбом "Группа крови" был выпущен в США (фирма "Голдкастл", с подачи Джоанны Стингрей) и произвел отличное впечатление на тамошних критиков. В частности, ведущий американский рок-эксперт Роберт Кристгау в своей колонке в "Виледж Войс" поставил пластинке максимальный балл, оценив ее, таким образом, выше, чем вышедшие примерно в то же время "Radio Silence" Бориса Гребенщикова, "Звуки Му" и "Парк Горького".

    Расположением песен внутри альбомов всегда занимался Цой. Он же давал альбомам названия. Поскольку последняя пластинка группы "Кино" вышла в свет уже после смерти своего лидера, названия у нее нет. В народе ее обычно называют "Черный альбом" - в соответствии с оформлением. История создания пластинки такова. После долгих интенсивных гастролей, в начале июля 1990 года Цой и Каспарян, взяв гитары и порта-студию, уединились на даче в Юрмале. Они отдыхали от стадионных концертов и одновременно записывали черновик нового альбома. По словам Каспаряна, работа шла довольно туго: за все время целиком была записана и инструментирована единственная песня - "Красно-желтые дни". Все остальное, что записалось - это сам Цой, поющий под акустическую гитару новые песни. Предполагалось, что альбом будет записываться на большой профессиональной студии ("Мосфильм" или "Ленфильм"), а сведение состоится в Париже (где уже был удачно сведен предыдущий диск "Кино" - сборник "Последний герой"). Однако все вышло не так. 15 августа Цой погиб. Запись осталась. В октябре-ноябре 1990 года в Москве на студии "Видеофильм" Каспарян и Тихомиров реставрировали четырехканальную запись с голосом и ритм-гитарой Цоя, аранжировали новые песни, наложили партии других инструментов и смикшировали запись. Все инструментировки они придумывали фактически вдвоем, ударник Густав участия в работе не принимал. Процесс "воссоздания" последнего альбома Цоя и "Кино" был невероятно тяжелым и нервным. С одной стороны, груз трагических обстоятельств и ответственность перед погибшим другом. С другой - чисто профессиональные и технические проблемы, связанные с необходимостью создания полноценной фонограммы на основе, фактически, "домашней" записи. Кроме того, сильнейшее давление оказывалось извне: миллионы поклонников знали о существовании "выжившей" записи и ожидали ее с растущим нетерпением. Относительно конечного результата мнения двух музыкантов "Кино" расходятся. Каспарян считает, что будь у них больше времени на работу, можно было бы сделать альбом интереснее. Тихомиров уверен, что в сложившихся обстоятельствах они сделали максимум возможного. Так или иначе в декабре 90-го года "Черный альбом" был представлен публике. (Первое прослушивание прошло в Ленинградском Рок-Клубе). По материалу - и музыкальному, и поэтическому - это, возможно, лучший альбом "Кино"... Достойная последняя глава реальной легенды Цоя.



    Воспоминания К.Кинчева

    ... Я его песни слышал задолго до знакомства. Альбом "45" мне очень нравился, хотя в ту пору я больше всех ЗООПАРК любил. А познакомились мы, вернее, выпили вместе в первый раз, на четвертом рок-клубовском фестивале в ДК "Невский". У меня тогда билета не было, и он предложил пройти по его билету. Мы написали на нем "на 2 лица" и прошли. Уже не помню, кто тогда играл. После концерта поехали к кому-то в гости, там выпили, песни попели. Ближе стали общаться, когда он в Москву перебрался. Цой в Москве очень замкнуто жил, и я чувствовал, что для него я там как глоток воздуха был. Когда ни позвоню ему, он сразу - раз! - и приезжает. Но мы и в Москве так же общались: приедет он, выпьем и песни друг другу поем. Ну и говорили, конечно, как есть. Последняя песня, которую он мне показал, про атамана - она мне очень понравилась. Что-то: "... не промахнись, атаман, не заряди холостым" - вот такая. Витька, по-моему, так ее никуда и не включил. Ему Каспарян напел, что эта песня на АЛИСУ похожа, вот он ее и отставил. Он мне тоже тогда с сомнением о ней говорил: "Такая вот песня получилась, на твои похожа". Но ничего там и близко не было. Цой в тот раз еще "Застоялся мой поезд в депо" пел. В последнее время его деньги очень интересовали. Английский он усиленно учил и меня агитировал, а потом увлекся автоспортом. Но меня такие вещи как-то не увлекают. А вот песни Витькины на меня влияли. Потому что он споет хорошую, и сразу внутриначинает свербить - надо и мне не хуже написать. Правда, на меня Шевчук так же действует. И Ревякин. Мне кажется, я на него тоже как-то влиял. Даже в его манере держаться на сцене в последнее время я зачастую себя узнавал. И в песнях иногда проглядывало. Вообще он относился ко мне с большим интересом, ну и я, соответственно, к нему. Тут у нас все нормально было. С остальными "киношниками" было хуже. То есть Тихомирова-то я люблю и к Юрику неплохо отношусь, а Густава терпеть не могу и всю их тусовку некрофилов вонючих. Все это порожняк, пустышки. "Новые дикие" эти - козлы "ассовские". Один там нормальный человек - Котельников, только пьет очень много. А Витька к Густаву прислушивался, потому что считал его очень образованным, и нтеллигентным, умными чувствующим моду. Цою это очень важно было - знать, что модно в данный момент. Он еще в восемьдесят пятом году мне с гордостью заявлял, что они, мол, самая модная группа. Не хочу сказать плохо, но конъюнктуру Цой очень чувствовал. Все, что модно, он отслушивал, отслеживал и анализировал. ЛАСКОВЫЙ МАЙ в моде - значит, надо что-то и оттуда взять. Это все от Густава шло, его прибабахи. Мне до сих пор это кажется странным, но Густав для Витьки был непререкаемым авторитетом. Я сколько раз ему говорил: "Что ты говном всяким себя окружил - Африка этот, Густав..." Куда там! Густав!.. Мы хоть и снялись оба в фильмах, но о кино мало разговаривали. Мне-то надолго хватило, а Цой к этому относился с энтузиазмом. Он хотел быть как Брюс Ли - кумир его. Они с Рашидом следующий фильм думали в Америке снимать, сценарий уже был написан. "Игла"-то мне понравилась. С Рашидом у него нормально все было: хорошая съемочная группа, все свои. Рашик умеет это делать, он приятный мужик, со своими, правда, фишками. Была у него идея всех известных рок-музыкантов собрать в одном фильме. Что-то по русской классике. Цой Базарова должен был играть, я - еще кого-то, Гаркуша... Я помню, мы как-то у Липницкого встретились. Я еще на "квартирник" должен был поехать. И тут Цой пришел, и я так обрадовался, что "квартирник" свой задвинул - хотя неудобно, конечно, перед людьми потом было. Мы все вместе поехали на дачу, где продолжали выпивать, и он мне там говорил, что он все рассчитал: сейчас они на какое-то время пропали, затихарились, а потом у него выйдет фильм и пойдет совершенно ломовой подъем. Все будет круто. Это еще перед "Иглой" было. И, в общем, правильно рассчитал. Вообще Цой пафос любил. Он чувствовал себя звездой и старался этому соответствовать. Ездил только на машине с затемненными стеклами. Не удивлюсь, если у него и телохранители были. Не помню, в Красноярске или Новосибирске он заявил: "Я на сцену не выйду - зал неполный". Так в зале такое началось, что их там чуть не убили. Заносило его, это точно. Может, потом и прошло бы... Потом у них Юрик Айзеншпис появился, у которого все схвачено. Казалось бы, только человек освободился - нет, опять надо... Но менеджер-то он хороший, другое дело - какой человек. Мне Цой в последнее время с гордостью говорил: "Мы сейчас восемьдесят семь концертов зарядили!" - "Ну, - говорю, - ты что, все деньги заработать хочешь?" - "А что? Пока можно зарабатывать - надо зарабатывать!" Но Айзеншпис-то вообще труба, он и сейчас продолжает с Витьки деньги стричь. Ко мне недавно журналист из "Аргументов и фактов" приезжал и рассказывал такую историю. Делает он материал о Цое, и вдруг звонит ему Разин из ЛАСКОВОГО МАЯ и сообщает: "Мы как-то с Цоем минут сорок говорили - очень ему ЛАСКОВЫЙ МАЙ нравился. Включи это в свой материал". Он посмеялся, конечно, а тут Айзеншпис звонит: "Нельзя ли тут о Разине включить в статью?" Видно, Разин дал ему много зеленых на поездку в Америку. У Айзеншписа такое в порядке вещей было. Не знаю, как Витька с ним уживался, даже доволен был. Все говорил: "Ну, крутой какой менеджер!" Только высасывал он их здорово. Вот странное дело, мне иногда даже такие письма приходят, где обвиняют АЛИСУ в смерти Цоя. Просто шиза. "Киношники" и "алисоманы" в Питере враждуют. Странно... Уж на кого меньше всего думал, так это на Цоя. Когда сообщили о его смерти - даже не поверил. Мы тогда в Евпатории были, в футбол играли... Он ушел достойно, я так считаю. Жил красиво, умер красиво. Последний герой. Друзья, которые умирают, они после себя оставляют черные дыры: ощущается очень сильная нехватка, энергетическая пустота. При жизни их ты можешь этого не чувствовать и не ценить. У меня так с Башлачевым было, а теперь с Цоем то же самое. Даже чисто эгоистический интерес - посидеть с ним на кухне, забухать, попеть - а его уже нет...



    3 Песни Виктора Цоя

    Все песни Виктор Цой сочинял сам. В отрыве от музыки слова кажутся довольно простыми. Но это были не стихи, а именно тексты песен. Особенным в них было то, что романтические и высокие образы сочетались с реалистичными, бытовыми миниатюрами из жизни. Почти каждое слово в песне было символом и несло двойной смысл. Для поэта было важно, чтобы его творения достигали какой-то определенной цели, высшей точки осознания, чтобы их хотелось слушать.

    Сначала темами творчества становились какие-то личностные проблемы, переживания. Зачастую Цой просто переносил на бумагу свои чувства и мысли, которые крутились в его голове, накладывал на них музыку, и рождалась песня; иногда было наоборот: возникала мелодия, а затем - слова.Позже настроение песен переходит к чему-то глобальному, важному не только автору, но и всем остальным. И чувствуется, что устами Цоя поёт всё поколение.

    Цой высказывается: «А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать? - Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда «нужно», получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня задело, - я не могу писать песню»

    Самой гениальной и узнаваемой песней по праву можно считать «Звезда по имени Солнце»: на ней выросли наши родители, ее до сих пор знают наизусть и поют с огромным удовольствием.

    «Только то может считаться молодежным искусством, что в искусстве сама молодежь делает для себя. Цой сочинял песни только про себя. Практически он вёл песенный дневник. И то, что у него получалось, было про всех юных. Ну, почти про всех, про абсолютное большинство. Вот почему оно, абсолютное большинство, голосует своими надписями за Цоя, хотя многие из ныне голосующих услышали Витю уже тогда, когда его не было в живых. Значит, в его песнях и сейчас жива истинная жизнь юных, та, которая подарила Цоя и которую он выразил. Они считают, что ни они, ни другие авторы за них не скажут правду о них лучше, чем Цой» (Дидуров «Четверть века в роке»).

    Из выше приведенного высказывания Дидурова становится понятно, что музыка Виктора Цоя это музыка изначально молодежная. Основной аудиторией слушателей являются подростки 14-16 лет (число юношей и девушек примерно равно). Большинство из которых - школьники, учащиеся ПТУ, как правило, дети небогатых родителей, подростки.

    Подросток - человек, ощущающий себя на краю бездны. Не ребенок и не взрослый. «Ты уже взрослый, поэтому ты должен, и ты - еще маленький, поэтому ты не можешь». Основным способом решения проблем в подростковом возрасте являются их отрицание и уход от реальности. Однажды серые будни взрывает фигура кумира, появляется идеал, способный воплотить все мечты. Вокруг него строится - тщательнейшим образом - иллюзорная крепость, защищающая от всех напастей: вероломства учителей, предательства друзей, непонимание близких.…

    Услышав в песнях кумира близкие для себя слова, подростки приходят к выводу, что наконец-то нашелся человек способный их понять. В большинстве случаев подросток не только находит в своем кумире «спасителя», но и в какой-то степени идентифицирует себя с ним. Одеваясь также как и кумир, копируя манеру говорить, не слишком уверенный в себе молодой человек обретает те качества, которые особенно ценит или приписывает своему идеалу. Подросток находится в постоянной фрустрации по поводу своей несостоятельности, «невзрослости». Сливаясь с идеализируемым объектом, он наконец-то чувствует себя успешным, свободным, красивым, ловким, талантливым. В конечном счете, отношение к кумиру становится любовью к себе идеальному.

    Одно дело необходимость и потребность в кумире у подростков, совсем другое дело, когда герой необходим обществу в целом. Виктор Цой первым почувствовал дух перемен, уловил смену настроений народа, это были и его настроения. Поэтому именно Виктор Цой стал настоящим героем своего времени. Хмурый, немногословный, одетый во все черное.… Это был настоящий триумф одинокого романтика, вечного бойца, вечно уходящего в ночь из тёплого дома. Кассета «Кино», «Группа крови», мало чем отличалась от предыдущих, но среди всеобщего распада она воспринималась как монолит, символ веры - и подростки молились на нее.

    «Мы хотели песен - не было слов.

    Мы хотели спать - не было снов.

    Мы носили траур - оркестр играл туш…

    … В наших глазах - звездная ночь.

    В наших глазах - потерянный рай.

    В наших глазах - закрытая дверь.

    Что тебе нужно - выбирай…»

    Вряд ли нашёлся бы молодой человек, который сказал бы: «Это не про меня» Артемий Троицкий.

    Поэзия Цоя - это точный слепок с определенного слоя подростковой психологии. В его текстах - максимализм, агрессия, педалирование темы войны, причем войны всех против всех, битвы без цели и смысла - это то состояние войны, вечной оппозиции, в котором подросток находится по отношению к миру.

    Творчество Цоя делает рок музыку доступной более массовой аудитории. В своем творчестве он создает массовую версию некогда элитарного мифологического пласта рок-субкультуры. Классический текст “Звезда по имени Солнце” позволяет увидеть технику создания этого массового мифа. “Застылость” мифологического пейзажа, цикличность, характерная для мифологического понимания времени, символика цвета - мастерски создается некая вневременная схема, стержнем которой становится идея войны “между землей и небом”, извечной битвы, лежащей в основе круговорота природы. Но эта установка на вневременность совпадает с подростковым мироощущением, для которого все происходящее сейчас, в данный момент, кажется вечным и незыблемым. Подростковому сознанию чужда мысль о том, что “все течет, все изменяется”. С такой установкой удачно согласуется навязчивый лейтмотив “умереть молодым” (“война - дело молодых / лекарство против морщин”). 16-летнему юноше всегда кажется, что он не доживет даже до тридцати, а 40 лет для него - это уже глубокая старость Рок поэзия 1 кормильцев и сурова.

    Как замечает Борис Гребенщиков: «Если кто-то и считает, что он выражал мысли и чаяния простого народа, то это глубокое заблуждение. Он выражал сам себя и тот дух, который через него говорил. Это была просто реакция на действительность. Полное неприятие бессмысленности жизни. Собственно об этом и все его песни были» (Музыка волн, музыка ветра Стр.152)..

    Можно сделать вывод, что песни Виктора Цоя это его отношение к той действительности, которая его окружала. Удивительно, что те же чувства испытывает каждый подросток, вне зависимости от ситуации в стране и обществе. Поэтому песни Виктора Цоя живут до сих пор и, мне кажется, будут жить ещё очень долго.

    Почему слушают

    Почему же именно Цой стал одновременно чуть ли не символом восьмидесятых и вневременным кумиром наших подростков? Люди, близко знавшие Цоя, рассказывают о нем как об обычном и даже закомплексованном человеке. Один из основателей группы «кино» Алексей Рыбин говорил, что Цой всегда сомневался в качестве своих текстов, часто срывался и вообще был очень деспотичным лидером.

    Но в массовом сознании Цой отпечатался совершенно по-другому. Герой-одиночка, бросающий вызов миру, как в фильме «Игла». Его музыка проста, даже примитивна - минимальный низкочастотный ритм. «Сильные», «героические» тексты Цоя на бумаге распадаются на несколько довольно банальных «боевых» клише, работающих, в конечном счете, на создание образа загадочного «астрального воина»: «Как шатаясь, бойцы о траву вытирали мечи…», «Весь мир идет на меня войной…», «Пожелай мне удачи в бою…», Трубадур эпической банальности. Все это сформировало в сознании слушателя масштабную мифологическую фигуру, не потерявшую актуальность в наши дни.

    Юрий Айзеншпис, продюсер: Виктор Цой по-прежнему популярен, и в этой популярности есть какая-то загадка. Да, песни его честные, актуальные и тогда и сейчас, но мне кажется, что это не главное. Он был обаятельным, скромным и бесконечно человечным. Обладал умением притягивать к себе людей, но притягивал выборочно, многие им были недовольны. Когда я с ним встречался, у меня возникало впечатление, что я иду к какому-то мифическому герою. Я буквально физически ощущал ореол звездности, величия. И это при том, что я - много повидавший, опытный человек, общавшийся со звездами мирового масштаба.… А уж когда Витя выходил на сцену, он казался просто недосягаемым, заоблачным. Ни в ком больше я не видел такой силы и такой энергии.

    Андрей Бурлака, музыкальный критик. Санкт-Петербург: Цой не был ни мрачным рыцарем без страха и упрека (как герой «Иглы» Моро), ни трибуном перестройки (каким его подчас изображали журналисты), но он писал песни, которые были массовыми в прямом понимании этого слова.

    В нем не было энциклопедичности БГ или литературности лидера «Зоопарка» Майка Науменко, он не стоял на котурнах как Кинчев, и не проповедовал, как Шевчук, и, вероятно, именно поэтому его аудитория стала самой широкой.

    Рашид Нугманов, кинорежиссер: «Я знаю уже несколько маленьких детей, которые буквально влюблены в Цоя. Им два, три, четыре годика. Эти дети что-то в нем видят. … Я думаю, что настоящее, подлинное чувство магнетизирует. И даже тиражирование на пленке обладает способностью действовать»

    Современные поклонники Цоя о причинах любви к его творчеству:

    - Кто-то Его не понимает. Я раньше тоже была такой, но потом что-то вдруг изменилось, он стал для меня лучшим. Просто надо иметь в себе ту же Вселенскую Грусть, что и у Него. Его слова настолько мне понятны и близки, как будто это мои мысли.

    - Играю "Перемен!" на гитаре... Играю и чувствую, как закипает кровь... Как бешено стучит сердце... В голове пульсируют мысли... "Перемен! В нашем сердце и в наших слезах и в пульсации вен! Мы ждём перемен!" Я так же, как и молодой Виктор когда то, ждал, жду сейчас... И эти перемены обязательно будут! Потому, что Виктор рассказал нам, как нужно жить дальше...

    - Просто в Его песнях всё о нас. Обо мне. И это даёт понять, что я не одна. Что Он чувствовал, как будет сегодня. Как жаль, что Его самого нет сегодня. Но ОН будет жить, пока будет жить ПАМЯТЬ, и пока в душе будут звучать Его ПЕСНИ!

    - Просто это один из немногих музыкантов и поэтов, который поёт действительно о моей жизни. Каждая его песня - это часть меня.

    - Я уважаю Виктора за то, что Он остался человеком, несмотря на большую известность, за песни со смыслом (что большая редкость для сегодняшних песен). За то, что Он играл и пел просто, но красиво и не ради денег, а для себя и тех, кто слушает группу "Кино" И я согласен, что жизнь - только слово: есть любовь и есть смерть. И смерть стоит того чтобы жить, а любовь стоит того чтобы ждать... Виктор ушел вовремя и красиво, как герой

    О чем пел Цой

    В текстах В. Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара «Кино» - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно «повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы к активным действиям, нравственному обновлению.

    В текстах Цоя происходит “срезание” верхнего этажа субкультуры, отсутствие или обеднение мифологического пласта и выраженный акцент на нижнем этаже - бытие “тусовки”. Вместо мифа, истоки которого забыты, утрачены, остается только практика субкультуры - портвейн, блуждание по улице, походы в гости к друзьям, сидение на кухне до утра (“Пачка сигарет”, “Просто хочешь ты знать”, “Последний герой”).

    Лирический герой В.Цоя - романтик и последний герой, совершающий свой поход между землей и небом ("Группа крови"). Он из тех, кто в пятнадцать лет убежал из дома, подросток, прочитавший "вагон романтических книг ". Он мог бы умереть, если бы "знал, за что умирать". Он - "борец за справедливость" ("Саша"), он любит ночь, он уходит в ночь, он живет в состоянии войны: "весь мир идет на меня войной" ("Песня без слов").

    В поэзии Цоя изменяется образ героя - это уже не “инженер на сотню рублей”, не студент и не “лишний человек” - интеллектуал-расстрига, люмпен-интеллигент, как у Гребенщикова или Майка Науменко. У Цоя это не то молодой рабочий, не то студент техникума или пэтэушник. Соответственная трансформация происходит и с образом возлюбленной - меняются и ее возраст, и социальное положение (“Восьмиклассница”). Падение “коэффициента интеллекта” крайне заметно - мы наблюдаем примитивизацию и даже “идиотизацию” образа героя. Появление злобности, агрессивности, глубоко несвойственные субкультурной установке, сигнализирует складывание нового канона, близкого к контркультурной модели (“Бездельник”, “Мои друзья”, “Мама анархия” и др.).

    Определяя художественный мир Цоя как неоромантический, необходимо выделить особую поэтическую технику, благодаря которой творческая концепция автора обретает целостность и законченность. Эта техника видится импрессионистической. Для нее свойственны быстрые, моментальные смены образов, мгновенный переход от одной картинки к другой и стремление запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Эта техника напоминает импрессионистическую манеру в живописи, для которой характерны именно моментальность изображения и кажущаяся его фрагментарность, после осмысления воспринимаемая как единое целое. Именно это является ведущим принципом поэтической техники Цоя:

    Ночь, день-

    Спать лень...

    Мой дом,

    Я в нем

    Сижу-

    Пень пнем...

    Стоит таз,

    Горит газ.

    Щелчок -

    И газ погас.

    Благодаря быстрой смене объекта изображения картина становится все более полной и осязаемой:

    Белый снег, серый лед

    На растрескавшейся земле,

    Одеялом лоскутным на ней

    Город в дорожной петле.
    Таким образом, неоромантическое содержание, органично сочетаясь с импрессионистической техникой стиха, создают особую художественную систему, нашедшую оригинальное воплощение в творчестве В. Цоя.

    Заключение

    Бардовская, или авторская, песня переживала немало взлетов и падений, она-то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня – не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.

    Бард – это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня – это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда.

    Значение творчества Виктора Цоя, его влияние на преданных поклонников, вклад в становление русского рока и авторской песни как современной поэзии - всё это безгранично. Он жил в «потерянном» поколении и посвящал ему песни, он хотел направить людей на истинный путь. Его волновали проблемы родной страны и родного народа, и он решал их своими текстами. На стыке двух великих эпох его жизнь представляла собой спасительную борьбу против обмана, лжи и бесчестия, которыми так упорно «кормили» народ. Поэт не хотел, чтобы из людей делали послушных марионеток, пешек в чужой игре, лишенных свободы во всём.

    Можно много говорить о Викторе Цое, как о композиторе, поэте, певце, актере. Но в первую очередь он - человек - простой и в то же время великий. Он стал символом «потерянного» поколения, борцом за достойную жизнь для всех людей. За десять лет он осуществил стремительный подъем от студента, изредка играющего в местных клубах, до лидера группы "Кино", "хозяина" сцены, собирающего многотысячные стадионы. Его жизнь была интересной и насыщенной, а главное - полезной. Человек с чувством юмора, человек, который всегда был честен к себе и остальным. Он оказал смог повлиять на молодежь, на свое поколение, и влияние это было колоссальным. За то его и любили. По-другому просто не могло было быть.

    Он перевернул не одну человеческую жизнь, направил в нужную сторону не одно человеческое сознание. Виктор Цой рассказал нам о «Солнце», которое всё же существует в этом мире. Его великие песни стали гимнами и путеводителями по жизни для многих из нас. Пусть его собственное поколение ушло вместе с ним, ушло таким же, каким и было – «потерянным», «обманутым». Но те, кто пришел им на смену явно не заслуживают столь презренного определения, а значит, ему удалось изменить ход мыслей и мировосприятие целого поколения.

    Он ушел из этой жизни, но он остался в сердцах миллионов - тех, кто вечно сохранит в душе память о человеке, повлиявшем на его судьбу. И он будет жив в нашей памяти, пока еще поются его песни, пока пишутся стихи и надписи на стенах, пока устраиваются концерты и дни памяти в его честь. «Все находят время, чтобы уйти. Никто не уйдет навсегда». Он искал правду и, наверное, нашел ее. Только не всем дано это видеть. А ведь всё очень просто. На любой вопрос, каким задавались люди на протяжении всего существования человечества, есть ответ, который он зашифровал между строк своих бессмертных произведений. Он ушел, оставив ключ в замке. Нам лишь нужно его повернуть.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания. Л.: Новый Геликон, 1991. С.345.

    2. См.: Курбановский А. Звезда по имени Цой // Коре Сарам. [1992]. Вып.4. С.27-31.

    3. Рыбин А.В. Кино с самого начала / А.В. Рыбин

    4. Алексеев А. Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / А.Алексеев - М.: Останкино, 1991. 320 с.

    5. Восемь с половиной: Статьи о русской рок-пессености. Сб. науч. Статей. - Калининград: изд-во РГУ им. И Клота, 2007. - 101с.

    6. Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: конспекты к спецкурсу / Ю.В. Доманский. - Тверь: Тверской гос. Ун-т, 2000.

    7. Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта: музыкальный роман / А.Н. Житинский.- Л.: Лениздат, 1990. 415с.

    8. Козлов А. С. Рок.[Электронный ресурс] - bookz.ru

    9. Марочкин В.В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта / В.В. Марочкин - М.: Мол. Гвардия, 2003.-403с.


    написать администратору сайта