Главная страница

Народная медицина.Уалиева Назерке. Уалиева Назерке Народная медицина Казахстана Традиционная медицина это, безусловно, ценность, имеющаяся у каждого народа, однако в настоящее время необходимо разумное сочетание методов народной и научной медицины.


Скачать 19.14 Kb.
НазваниеУалиева Назерке Народная медицина Казахстана Традиционная медицина это, безусловно, ценность, имеющаяся у каждого народа, однако в настоящее время необходимо разумное сочетание методов народной и научной медицины.
Дата30.09.2021
Размер19.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНародная медицина.Уалиева Назерке.docx
ТипДокументы
#239271

Уалиева Назерке

Народная медицина Казахстана

Традиционная медицина – это, безусловно, ценность, имеющаяся у каждого народа, однако в настоящее время необходимо разумное сочетание методов народной и научной медицины. Перед применением каких-нибудь трав или методов народной медицины обязательно нужно проконсультироваться с лечащим врачом, так как возможны противопоказания. У нас, у казахов, только две причины болезней: либо «Көз тиді» (сглазили), либо «Суық тиді» (простыл)», – шутят жители Казахстана. Лечиться зачастую предлагают дедовскими методами – адраспаном (многолетнее травянистое растение со специфическим резким запахом) или же құйрық маймен (курдючным жиром). Между тем, в каждой шутке есть только доля шутки. Курдючный жир нашел свое применение и в массаже, так как обладает согревающими свойствами. Даже сейчас многие могут вспомнить, как в детстве при кашле мамы или бабушки натирали их этим «пахучим лекарством», тепло укутывали и затем укладывали спать. Казахи, кочуя круглы год, хорошо знали, что растет в их степях, и успешно использовали целебные свойства растений. 550 лет назад знаменитый казахский травник лекарь Тлеукабыл-баба написал трактат о лечебных травах. Он изучил травы во всех регионах казахской земли и лечил многие болезни вплоть до рака. Его трактаты стали основой открывшегося в Китае в медицинском университете Синьцзян-Уйгурского автономного района факультета казахской медицины, по его рецептам научно разрабатываются лекарства из трав.Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные. До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, аира – для лечения хронической диареи, можжевельника – для лечения системы мочеиспускания. И такая терапия давала свои результаты! Большое значение казахи придавали мерам по сохранению плода, охране здоровья молодой беременной женщины и приеме родов, а также воспитанию ребенка. В связи с родами и воспитанием ребенка соблюдались различные обряды и обычаи. Наиболее эффективным методом лечения казахских лекарей во многих случаях было лечение путем кровопускания. Об искусстве казахских костоправов (сыныкши) с восторгом писали многие специалисты и очевидцы. Практически все известные заболевания, в том числе заболевания, которые официальная медицина считает неизлечимыми или плохо поддающимся лечению, способна излечить народная медицина. Народная медицина - это многовековой опыт наших предков, который необходимо правильно использовать. Средние века ученые-энциклопедисты Аль-Фараби,Абу-Мансур, Ходжа Ахмед Ясави, Мухаммед Хайдар и другие родившиеся на земле современной республики, оставили заметный след в медицинской науке.Народные лекари применяли не только лекарственные препараты, но и сильнодействующие ядовитые вещества, а также умело использовали множество лекарственных трав и лечебные средства животного происхождения. Народные лекари хорошо знали анатомию человека. Это значит, что они знали все органы и части человеческого организма и их основные функции, что обеспечивало успех наиболее опытным народным лекарям, особенно хирургам и костоправам.

На казахскую народную медицину большое влияние оказало  учение средневекового мыслителя ибн  Сины наиболее известный по имени Авиценна. Его книга "Тиб конунлари" дает очень много информации о народной медицине и методах лечения заболеваний. Широко применялись  для лечения различные лекарственные  препараты и даже сильнодействующие  ядовитые вещества – хинин, квасцы, камфару, скипидар, ртуть, ртутную мазь, сулему, опий.

По сведениям врача  Г.А. Колосова, в конце XIX - начале ХХ вв. в Туркестанском крае широко применялись 227 лекарственных средств  растительного происхождения.

Они знали все органы и части человеческого тела и  их основные функции. По частоте дыхания, ритму пульса и другим признакам  могли поставить диагноз, определить состояние больного, предсказать  исход болезни и назначить  средства ее лечения.

Перечень наименований болезней довольно обширен – более 200 названий. Все они обозначены особой терминологией.

При простудных заболеваниях органов дыхания применялись  в первую очередь согревающие  вещества, вызывающие потение. С этой целью больному давали горячую пищу – свежее мясо, бульон, лапшу с черным перцем, чай с опием, отвары солодкового корня, девясила, горной мяты, натирали тело на ночь теплым курдючным жиром и скипидаром.

Туберкулез легких, хронический  бронхит лечили в основном усиленным  питанием. Рекомендовали больным  питаться свежим мясом, постоянно употреблять  кумыс, шубат, барсучий жир и т.д.

Для лечения суставных  болезней пользовались различными тепловыми  ваннами (сухими, водяными и т.д.).

Так, в пустынных и  полупустынных районах с середины июля, когда песок нагревался до большой глубины, люди принимали  сухие ванны в течение одной  недели.

Теплые водяные ванны  принимали в основном в зимнее время в деревянной бочке или  в большом котле ежедневно  в течение одной-двух недель.

Широкое распространение  имели и так называемые ванны  “терiге тусу” – в шкуре домашних животных. Для этого использовались свежеснятые шкуры взрослой упитанной  овцы, козы, жеребенка, бычка. Шкуры  с овец и коз снимались цельными без разреза брюшины, куда человек  в сидячем положении мог поместиться.

 

Казахи издавна знали  целебные свойства соленых озер и  теплых минеральных источников, которых  на территории Казахстана очень много. С начала июня больные выезжали к  таким источникам и лечились самостоятельно в течение 2-3- недель – подобные процедуры  помогали от многих суставных, наружных и внутренних болезней.Народные лекари могли  хорошо лечить сифилис. Для этой цели они приготовляли из различных лекарственных  растений, корней и древесной коры крепкий настой (тамыр дерi – декокт), состав которого держали в секрете. Давали настой два раза в день вовнутрь. По примеру русских врачей народные лекари лечили больных сифилисом  ртутными препаратами или раствором  сулемы, которые могли давать положительные  результаты.Самыми эффективными способами  лечения были различные хирургические  приемы и костоправство.При головных болях, связанных  с давлением крови, казахские  лекари часто применяли кровопускание  из нескольких подкожных вен –  височной, лобной, локтевой, тыла кисти, подъязычной. В Казахстане издавна  умели лечить и пиявками. По их мнению, пиявки высасывали именно “испорченную”  кровь из больного участка организма. Для остановки кровотечения сыпали свежую золу на раны или же прикладывали обожженный кусок старой кошмы. Таким  образом дезинфицировали рану, кровь  спекалась и останавливалась.При появлении опасной  инфекционной болезни – сибирской  язвы – опытные лекари тут же вырезали язву острым ножом, рану обрабатывали раствором сулемы и, прикладывая  к ней лоскут свежей овечьей шкуры  или тонкий слой курдючного жира, забинтовывали. Положительный результат при  лечении сибирской язвы давало также  прижигание раскаленным железом  или расплавленным сургучом.Искусство казахских костоправов (сыныкшы) общеизвестно. О них писали многие исследователи. Костоправы легко  и безошибочно могли вправить любые переломы конечностей, ключицы  и даже бедра, а также всевозможные суставные вывихи. Шину держали до фиксации переломов, а это зависело от характера переломов и от возраста человека.Хорошо зная опустошительные  последствия чумы, холеры, тифа и  натуральной оспы, заболевших старались  изолировать, иногда даже оставляя их на произвол судьбы на месте стоянки, немедленно откочевывая в другие места. Вспышки натуральной оспы были наиболее часты и опустошительны. Оспопрививателей в Казахстане было крайне недостаточно, чтобы обеспечить потребности всех кочевников. Поэтому  оспу прививали сами, то есть искусственно заражали здоровых детей, чтобы процесс  заболевания протекал легче. Разумеется, все эти меры, хотя и не могли  пресечь опасности инфекционных заболеваний, были основаны на многовековом опыте, ценных догадках о возможности  их предупреждения.


написать администратору сайта