Главная страница

ГП. Суханов.1 том. ГП. Суханов. Учебник 2е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор доктор юридических наук


Скачать 3.43 Mb.
НазваниеУчебник 2е издание, переработанное и дополненное Ответственный редактор доктор юридических наук
АнкорГП. Суханов.1 том.doc
Дата17.10.2017
Размер3.43 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГП. Суханов.1 том.doc
ТипУчебник
#9491
страница44 из 50
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   50
§ 5. Авторско-правовая охрана программ для ЭВМ,

баз данных и топологий интегральных микросхем
1. Понятие программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы
Под программой для ЭВМ как литературным произведением (далее - программа) понимается прежде всего объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Одновременно к числу программ для ЭВМ относят также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

База данных (далее - база) как составное произведение - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Топологией интегральной микросхемы (далее - топология) признается зафиксированное на материальном носителе пространственно-графическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. В свою очередь интегральная микросхема (ИМС) - это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие.

На программы, базы данных и топологии как объекты авторского права в полной мере распространяются основные положения Закона об авторском праве и смежных правах. В частности, программы, базы данных и топологии охраняются, если они являются результатами творческой деятельности, выраженными на любом языке и в любой форме. Творческий, т.е. самостоятельный, характер создания этих объектов презюмируется до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программ, баз данных и топологий, в том числе на языки программирования (бейсик, алгол, фортран и т.п.). Однотипны и личные права (право авторства, право на имя и право на неприкосновенность). Имущественные права на программы, базы и топологии принадлежат как их создателям (авторам), так и их наследникам, а также другим физическим или юридическим лицам, получившим исключительные права в силу закона или договора.

Нестандартность рассматриваемых объектов, воспроизводимых и используемых на машиночитаемых носителях, актуальность и молодость их правовой охраны обусловливают целесообразность дополнительной характеристики их правового режима. Однако подробный анализ охраны прав на программы для ЭВМ, базы данных и топологии ИМС, требующий подчас не только юридических, но и технических познаний, выходит за рамки целей настоящего издания. Поэтому ограничимся лишь узловыми и сугубо правовыми особенностями охраны данных объектов. Речь идет прежде всего о праве на регистрацию программ и баз данных, праве на регистрацию и уведомление о топологии, а также о случаях свободного воспроизведения этих объектов.
2. Регистрация программ, баз данных и топологий
Авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и топологии, как и на другие объекты, возникает с момента их создания и выражения в объективной форме. Вместе с тем обладатель всех имущественных прав на программу, базу данных или топологию вправе по своему желанию (т.е. факультативно) непосредственно либо через своего представителя зарегистрировать любой из указанных объектов в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РосАПО), входящем в структуру федерального института промышленной собственности <*>. Регистрация осуществляется путем подачи соответствующей заявки на регистрацию. При этом заявка на регистрацию топологии может быть подана лишь в пределах двух лет с даты первого использования топологии, если оно имело место.

--------------------------------

<*> См. п. 1 Указа Президента РФ от 11 сентября 1997 г. N 1008 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам" (Российская газета. 1997. 18 сентября) и п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" (Российская газета. 1997. 7 октября).
В состав заявки входит ряд документов:

- заявление с указанием правообладателя, а также автора, его (их) местонахождения (местожительства), даты первого использования топологии;

- депонируемые материалы, идентифицирующие регистрируемый объект, включая реферат;

- подтверждение уплаты регистрационного сбора или основание для освобождения от него либо уменьшения его размера согласно Положению о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12 августа 1993 г. N 793 <*>.

--------------------------------

<*> Российская газета. 1993. 15 сентября; Российские вести. 1993. 24 августа; 1994. 11 мая.
Поступившая в РосАПО заявка проверяется на наличие необходимых документов и их соответствие предъявляемым законом требованиям. При положительных итогах проверки РосАПО вносит программу, базу данных или топологию в соответствующий реестр и выдает заявителю свидетельство об официальной регистрации заявленного объекта. Сведения о зарегистрированных объектах публикуются в официальном бюллетене РосАПО. Процедура регистрации программ, баз данных и топологий помимо закона подробно регламентируется Правилами составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных, а также аналогичными Правилами, касающимися топологий ИМС, утвержденными приказами РосАПО от 5 марта 1993 г. соответственно N 7п и N 8п <*>.

--------------------------------

<*> См.: Интеллектуальная собственность. 1993. N 3 - 4. С. 37, 41.
Использование программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС третьими лицами, именуемыми пользователями, осуществляется, как правило, по договору с правообладателями <*>. Однако из этого общего правила есть ряд исключений. В частности, допускается свободная перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных прав (к примеру, аренды, залога) на экземпляр программы или базы данных после первой продажи или другой передачи права на этот экземпляр.

--------------------------------

<*> См. т. II настоящего учебника.
Кроме того, лицу, правомерно владеющему экземпляром программы или базы данных, разрешено свободно манипулировать с ними, в том числе адаптировать их, т.е. вносить изменения, необходимые исключительно для их функционирования на технических средствах пользователя, а также осуществлять их запись и хранение в памяти ЭВМ. Законный обладатель вправе изготавливать копию программы для ЭВМ или базы данных для архивных целей и для замены правомерно приобретенного и впоследствии утерянного, испорченного или ставшего непригодным к использованию оригинала. При определенных условиях обладатель экземпляра программы для ЭВМ может также свободно декомпилировать программу, т.е. воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст или поручить сделать это другим лицам.
§ 6. Смежные права
1. Понятие и функции смежных прав
Гениальность музыкальных произведений Чайковского, Глинки, Бетховена и многих других великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования таких виртуозных исполнителей, как музыканты М. Ростропович и С. Рихтер, дирижер Г. Рождественский, певцы Ф. Шаляпин и Л. Паваротти. В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио- и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т.е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Сходны также и источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются многие нормы ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав, а также нормы Закона об авторском праве и смежных правах. Вместе с тем смежные права регулируются рядом специальных подзаконных правовых актов, касающихся охраны и использования фонограмм, а также некоторыми международными соглашениями, в частности, Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) <*> и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций <**>.

--------------------------------

<*> См.: Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сборник нормативных актов / Сост. В.А. Дозорцев. С. 305 - 311.

<**> См.: Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978. С. 140 - 151.
2. Объекты смежных прав
Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков: песен, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов: деревьев, трав, ветра или морского прибоя.

Несколько сложнее определение понятия исполнения, под которым понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, "в живом виде", "живьем") или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Иными словами, чтобы исполнить, к примеру, театральную пьесу, актерам надо сыграть (изобразить, представить и т.п.) роли ее героев. При этом, если по ходу спектакля героями пьесы окажутся играющие актеры, т.е. театральные исполнители, исполнители пьесы одновременно должны в своем исполнении изобразить и их игру.

Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если "живое" исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Передачи организаций эфирного и кабельного вещания - это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании - посредством кабеля, провода, оптического волокна и т.п. Под передачей организации эфирного или кабельного вещания как объектом смежных прав понимается передача, созданная самой организацией или по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

В отличие от игры артистов-исполнителей звукозаписи и передачи организаций эфирного и кабельного вещания, будучи плодом не только и не столько умственного, сколько физического труда, не отражают особой творческой оригинальности их создателей. Тем не менее мировая практика показала, что дополнительное поощрение и создателей фонограмм, и вещательных организаций вполне оправданно. Оно способствует повышению качества данных продуктов человеческого труда.

Использование фонограмм и ретрансляция программ вещательных организаций расширяют аудиторию, воспринимающую исполнителей. Одновременно усиливается эффект воздействия на аудиторию: мастерски сделанные фонограммы позволяют, к примеру, певцам вести себя на сцене более раскованно, танцевать, изящно передвигаться по зрительному залу, вовлекая в "соисполнение" слушателей, создавая у них праздничное настроение и превращая заурядный концерт в подлинный спектакль ("шоу").
3. Субъекты смежных прав
Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей прежде всего выступают артисты: актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы или искусства, в том числе эстрадные, цирковые или кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры.

Производителями фонограмм называются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В свою очередь, под записью понимается фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, например в форме кассеты или компакт-диска, позволяющих осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков.

Производителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным способом.

Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании (ОРТ, НТВ и т.п.), различные государственные и частные компании, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения, как правило, за дополнительную абонентную плату.
4. Взаимосвязь смежных и авторских прав
Как отмечалось, смежные права получили свое название по их связи с авторскими правами. Смежные права производны, зависимы от авторских прав. Они примыкают к последним, сопряжены, сопредельны с ними. Нельзя сделать фонограмму исполнения песни, не использовав ее слова и музыку, сочиненные поэтом и композитором. Точно так же невозможно осуществить радио- или телепередачу без вторжения в сферу труда артистов-исполнителей, драматурга, хореографа, чтеца-декламатора или иного носителя авторского либо смежного права.

Поэтому согласно Закону производитель фонограммы и вещательные организации осуществляют свои права лишь в пределах прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах или передаваемых в эфир либо по кабелю произведений. Более того, чтобы, к примеру, передать в эфир или по кабелю постановку спектакля, вещательная организация должна получить разрешение не только от режиссера-постановщика, но и от занятых в спектакле исполнителей, а также от автора исполняемого литературного произведения.
5. Возникновение и сфера действия смежных прав
Как и авторские права, смежные права возникают у их обладателей независимо от соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:

- латинской буквы "R" в окружности (R);

- имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

- года первого опубликования фонограммы.

Охраняемые законом смежные права признаются за их субъектами при наличии ряда дополнительных условий. В частности, права исполнителя признаются за ним в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах, если исполнитель является гражданином РФ, исполнение или постановка впервые имели место на ее территории и записаны на охраняемую по данному закону фонограмму либо, не будучи записаны на фонограмму, включены в охраняемую законом передачу в эфир или по кабелю.

На аналогичных условиях признаются за производителями фонограмм права на созданные ими фонограммы, а за вещательными организациями - права на их передачи. Производитель фонограммы должен быть гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ, а фонограмма должна быть впервые опубликована на той же территории. Точно так же вещательная организация должна иметь официальное местонахождение на территории РФ и осуществлять передачи с помощью расположенных на ней передатчиков.

Смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории РФ в соответствии с ее международными договорами. Согласно п. 1 ст. 7 ГК международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Более того, в соответствии с п. 2 той же статьи, а также п. 1 и 2 ст. 2 ГК международные договоры РФ применяются к исключительным авторским и смежным правам непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Поскольку Российская Федерация ратифицировала Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений и Всемирную конвенцию об авторском праве в их последних редакциях (1971 г.), предусматривающих взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах - участницах обеих Конвенций, а также учитывая, что в Законе об авторском праве и смежных правах нашли отражение основные положения этих Конвенций о смежных правах, следует признать, что как российские правообладатели в других странах-участницах, так и зарубежные правообладатели в России в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны своих смежных прав.
6. Права исполнителя
Исполнителю, в том числе режиссеру-постановщику и дирижеру, в отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные личные неимущественные и имущественные права. В число личных неимущественных входят права на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Исключительные имущественные права выражаются в праве на использование исполнения или постановки, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования данных объектов смежных прав. Реализуя исключительное право на использование исполнения или постановки, обладатель смежных прав может осуществлять сам или разрешать третьим лицам осуществление передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения либо постановки (если они не были ранее переданы либо сообщены либо если передачи не идут в записи).

Лишь с ведома обладателя смежных прав допускается запись ранее не записанных исполнения или постановки, воспроизведение записи, а также ее передача в эфир либо по кабелю, если первоначально данная запись была произведена не для коммерческих целей. Следует указать, что в случае участия исполнителя на договорных началах в создании аудиовизуального произведения все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

Важным элементом имущественных прав исполнителя является его право сдавать или разрешать сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записаны исполнение или постановка с участием данного исполнителя. Право сдачи в прокат обычно переходит к производителю фонограммы при заключении с исполнителем договора на запись исполнения или постановки на фонограмму. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Охраняя достаточно широко права исполнителя, закон одновременно в публичных интересах допускает ограничение его права на воспроизведение записи исполнения или постановки в случаях, в частности, когда первоначальная запись была произведена с согласия исполнителя либо воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи. Исключительные смежные права передаются пользователям исполнений и другим лицам на договорной основе.
7. Права производителя фонограммы
Хотя изготовление звуковой записи не является особой формой искусства, от качества фонограммы порой может зависеть успех или провал иного исполнителя песенного жанра. Для него важно, чтобы его голос на фонограмме звучал не хуже его "живого" исполнения. Широкое применение высококачественной фонограммы затрагивает также интересы ее изготовителя, в том числе в его конкуренции с другими производителями фонограмм. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования.

Производитель фонограммы вправе осуществлять сам или разрешать воспроизведение другими лицами фонограммы, ее переделку или иную переработку, продавать, сдавать в прокат или импортировать экземпляры фонограммы. Поскольку в коммерческом плане интересы производителя наиболее остро затрагивает воспроизведение фонограммы, важно отметить, что под воспроизведением понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы либо ее части на любом материальном носителе. Под экземпляром фонограммы понимается ее копия на подобном носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

При этом, однако, следует иметь в виду, что произведенные и проданные с ведома производителя фонограммы распространяются далее без его согласия и без выплаты вознаграждения. Что касается сдачи в прокат, то распространение экземпляров фонограммы в такой форме всегда принадлежит ее производителю независимо от того, кто является собственником этих экземпляров.
8. Использование фонограммы без согласия ее производителя и исполнителя
Фонограмма, опубликованная в коммерческих целях, может быть использована без согласия ее производителя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения. Коль скоро продаже такой фонограммы уже предшествовало согласие и исполнителя, и производителя фонограммы, нет оснований препятствовать ее дальнейшему широкому использованию на коммерческих началах. В подобном порядке допускается также публичное исполнение фонограммы, передача ее в эфир и ее сообщение по кабелю.
9. Права организации эфирного вещания
Подготовленные организацией эфирного вещания передачи обычно вбирают в себя труд многих других лиц, прежде всего артистов-исполнителей, обладающих авторскими и смежными правами. Соблюдая их права, вещательная организация вправе осуществлять сама и запрещать, а также разрешать осуществление без ее ведома и без выплаты вознаграждения исключительных прав на свои передачи.

Обладая исключительным правом, организация эфирного вещания может разрешить другим лицам одновременно с ней передавать в эфир ее передачу; записывать и воспроизводить запись передачи; сообщать ее для всеобщего сведения по кабелю, а также сообщать передачу в тех же целях в местах с платным входом. В последнем случае вещательная организация не имеет исключительных прав, если запись была сделана с ее согласия и воспроизведение передачи осуществляется в целях обучения, информационных и тому подобных указанных в законе целях.
10. Права организации кабельного вещания
Возникшее сравнительно недавно кабельное вещание стало активно конкурировать с эфирным. Функционируя на базе тех же телеприемников, что и эфирное, кабельное телевидение обладает более высокой избирательностью, адресностью и целенаправленностью своего воздействия на аудиторию, достигаемыми с помощью несложных дополнительных приставок и тому подобных технических средств.

Организация кабельного вещания обладает исключительным правом использования своей передачи в любой форме. Она вправе также давать разрешение на применение передачи за вознаграждение. Пользуясь своим правом, организация кабельного вещания, подобно эфирной вещательной организации, может позволить другим лицам в одно время с нею сообщать ее передачу в эфир, записывать и воспроизводить запись, а также сообщать передачу в места с платным входом.
11. Свободное использование объектов смежных прав
Предоставление исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям исключительных прав на результаты их деятельности повышает их заинтересованность в улучшении качества данных результатов. В то же время интересы развития образования и культуры обусловливают целесообразность установления определенных границ исключительных смежных прав. Вследствие этого установлены отдельные ограничения этих прав.

Без согласия обладателей смежных прав и, как правило, без выплаты им вознаграждения допускается, в частности, использование объектов последних исключительно в целях обучения, научного исследования или цитирования, в личных целях, а также включение в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнений, постановок, фонограмм и передач. При условии свободного использования выплата вознаграждения требуется только при цитировании в информационных целях вещательной организацией фонограммы, опубликованной в коммерческих целях.
12. Срок действия смежных прав
Права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первого опубликования либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не публиковалась в течение этого срока. Сходным образом права вещательных организаций действуют в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

По общему правилу 50-летние сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, первое опубликование фонограммы либо первая передача. Однако в порядке исключения для некоторых правообладателей эта "нижняя планка" отсчета может быть значительно поднята: в случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны начнет действовать лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания смежными правами могут воспользоваться их правопреемники, в том числе наследники. В пределах остающейся части сроков действия смежных прав к правопреемникам переходит право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, передач и право на получение вознаграждения.
§ 7. Защита авторских и смежных прав
1. Понятие и формы ответственности за нарушение авторских и смежных прав
Установленные законом авторские и смежные права иногда нарушаются и нуждаются в защите. Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т.е. копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т.е. без согласия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охраняться.

За нарушение авторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, закон устанавливает широкий круг как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.
2. Гражданско-правовые меры защиты авторских и смежных прав
В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.

Поскольку гражданская ответственность имеет компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные трудности подсчета этих убытков, закон предоставляет правообладателю по своему выбору альтернативно требовать либо возмещения убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскания дохода, полученного нарушителем, либо выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, установленной по усмотрению суда. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может взыскать с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, с направлением его в доход соответствующего бюджета.
3. Конфискация контрафактных экземпляров или фонограмм
Во избежание незаконного использования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм они подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также арбитражного суда. Конфискованные экземпляры уничтожаются, кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, может быть вынесено решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров.
4. Уголовная и административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб либо совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, влекут наказание в соответствии со ст. 146 УК РФ.

Ряд нарушений авторских и смежных прав влечет административную ответственность. В соответствии со ст. 150.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) ответственность наступает в случае продажи, сдачи в прокат или иного использования в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм при наличии любого из следующих трех условий:

1) экземпляры являются контрафактными;

2) на экземплярах указана ложная информация об их изготовителях и о местах их производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей;

3) на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знак охраны авторского права или смежных прав, проставленный правообладателем.
5. Обеспечение исков по делам о нарушении авторских и смежных прав
Важной новеллой в сфере авторских и смежных прав является предоставление суду, в необходимых случаях судье единолично, а также арбитражному суду возможности вынесения определения о запрещении ответчику либо предполагаемому нарушителю авторских или смежных прав совершать определенные действия. В частности, нарушителю, в том числе предполагаемому, может быть запрещено изготавливать, продавать, сдавать в прокат, импортировать, хранить или владеть с целью выпуска в гражданский оборот экземпляры произведений и фонограмм, в отношении которых лишь предполагается, что они являются контрафактными. Те же судебные органы могут вынести определение об аресте и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначаемых для их изготовления и воспроизведения.

Новейшее законодательство ужесточает превентивные меры воздействия на всех правонарушителей в области авторских и смежных прав, включая сокрытие контрафактных экземпляров и орудий их производства. При наличии достаточных данных о нарушении прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично не только вправе, но и обязан принять меры для розыска и наложения ареста на предположительно контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование для их изготовления. При необходимости все эти предметы изымаются и передаются на ответственное хранение.
Дополнительная литература
Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957;

Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М., 1973;

Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. М., 1996;

Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных (комментарий российского законодательства). М., 1996;

Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1967;

Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987;

Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994;

Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956;

Чернышева С.А. Правоотношения в области художественного творчества. М., 1979.
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   50


написать администратору сайта