Главная страница

Учебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87


Скачать 1.7 Mb.
НазваниеУчебник Белгород Белгородский юридический институт мвд рф 2013 удк 1 ббк 87
Дата24.02.2021
Размер1.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаFilosofiya_uchebnik._Antonov_E.A.doc
ТипУчебник
#179083
страница3 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31



Глава 6. Философия Нового времени…………………………………………





74


1. Формирование философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм как ее основные направления………………………………………………………...


74

2. Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка……………………………

76

3. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница……………………………………………………………..


80

4. Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и Д. Юма…………….


84

Глава 7. Философия французского Просвещения XVIII в. ……………...


86

1. Общая характеристика философии французского Просвещения…………...

86

2. Деистическая философия………………………………………………………

87

3. Материалистическая философия, ее онтология и гносеология……………..

90

4. Учение французских материалистов о человеке и обществе……………….


94

Глава 8. Немецкая классическая философия………………………………..





97

1. Общая характеристика немецкой классической философии………………..

97

2. Философия Канта………………………………………………………………

98

3. Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга……...

102

4. Философия Гегеля……………………………………………………………...

105

5. Антропологический материализм Фейербаха………………………………..


108

Глава 9. Марксистская философия…………………………………………...


110

1. Становление марксистской философии, ее генезис и особенности………...

110

2. Единство диалектики и материализма………………………………………..

111

3. Диалектико-материалистическая теория познания………………………….

113

4. Материалистическое понимание истории……………………………………

115

5. Судьба марксистской философии в России………………………………….


118

Глава 10. Русская философия………………………………………………….


122

1. Становление, особенности и основные этапы развития русской философии…...

122

2. Философия русского просвещения XVIII в. …………………………………

125

3. Славянофильство и западничество……………………………………………

128

4. Русская материалистическая и религиозно-философская мысль второй пол. XIX – начала XX вв. ………………………………………………………..


131

5. Русский космизм. Философия русского зарубежья………………………….


135

Глава 11. Современная западная философия………………………………..


137

1. Неклассической философия, ее особенности, направления и проблемы…..

137

2. Позитивизм и его исторические формы. Прагматизм……………………….

140

3. Философский антропологизм…………………………………………………

143

4. Религиозная философия. Экзистенциализм………………………………….

146

5. Философия постмодерна………………………………………………………


150

РАЗДЕЛ III. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ…….


151

Глава 12. Бытие………………………………………………………………….

151

1. Категория «бытие» в истории философской мысли…………………………

151

2. Бытие и его структурные образования………………………………………..

153

3. Понятие материи в философии………………………………………………..

154

4. Движение как способ существования материи………………………………

156

5. Пространство и время как формы существования материи…………………


157

Глава 13. Природа……………………………………………………………….


160

1. Понятие природы в истории философской и научной мысли………………

160

2. Философские проблемы взаимоотношения общества и природы………….

163

3. Роль природы в развитии общества: теории и реальность………………….

166

4. Экологическая проблема и пути ее решения. Проблема коэволюции общества и природы…………………………………………………………………



168

Глава 14. Сознание………………………………………………………………


171

1. Проблема сознания в философии……………………………………………..

171

2. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Возникновение сознания, его социальная природа…………………………………


175

3. Сознание, его сущность, структура и функции………………………………

177

4. Самосознание и его формы……………………………………………………


180

Глава 15. Теория познания…………………………………………………….


182

1. Теория познания как раздел философии. Диалектико-материалистические принципы теории познания………………………………………………………


182

2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании…………………….

184

3. Основные уровни и формы познания…………………………………………

185

4. Проблема истины в философии……………………………………………….


187

Глава 16. Методология научного познания………………………………….


189

1. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания………………..

189

2. Понятие метода и методологии……………………………………………….

191

3. Методы эмпирического исследования……………………………………….

192

4. Методы теоретического исследования……………………………………….


194

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТ­РОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. АКСИОЛОГИЯ……………..



197

Глава 17. Человек………………………………………………………………..


197

1. Проблема человека в философии и частных науках: история и современность……………………………………………………………………………….


197

2. Теории возникновения человека, его историчность и креативность……….

200

3. Природа и сущность человека, соотношение в нем биологического и социального. Становление человека как личности……………………………….


203

4. Бытийность и потребительство современного человека, смысл его жизни и предназначение………………………………………………………………….



201

Глава 18. Человеческое общество…………………………………………….


208

1. Эволюция взглядов на общество в истории философской и социальной мысли………………………………………………………………………………


208

2. Понятие человеческого общества. Основные теории общества…………….

210

3. Структура человеческого общества. Основные сферы жизни общества…..

214

4. Полифункциональность человеческого общества…………………………...


219

Глава 19. Исторический процесс, его смысл и движущие силы…………..


222

1. Понятие всемирной истории и единство исторического процесса…………

222

2. Исторический процесс: его смысл и направленность……………………….

224

3. Источники и движущие силы исторического процесса……………………..


226

Глава 20. Духовная жизнь человеческого общества………………………..


228

1. Понятие духовности. Духовная жизнь общества…………………………….

228

2. Общественное сознание, его сущность и структура…………………………

231

3. Формы общественного сознания и их роль в истории общества…………...


234

Глава 21. Культура и цивилизация…………………………………………...


235

1. Культура как объект философского и научного познания. Понятие культуры….

235

2. Генезис, основные компоненты и функции культуры………………………

237

3. Понятие цивилизации. Соотношение культуры и цивилизации……………

238

4. Запад – Россия – Восток: диалог культур…………………………………….


239

Глава 22. Проблема ценности в философии…………………………………


240

1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей………………………………………………………………………….


240

2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах……………………………………………………………

243

3. Ценности личности и общества……………………………………………….

245

4. Ценности в современной России и мировом сообществе…………………...


247

Глава 23. Философия глобальных проблем современности……………….


250

1. Философия и глобальные проблемы современности………………………..

250

2. Становление и сущность глобальных проблем современности…………….

252

3. Типология глобальных проблем………………………………………………

255

4. Глобальные проблемы и будущее человечества…………………………….


256

Литература……………………………………………………………………….

251

ПРЕДИСЛОВИЕ
Образованный народ без метафизики – нечто вроде храма,

в общем-то, разнообразно украшенного, но без святыни.

Г. Гегель

О значении философии в формировании мировоззрения человека XXI столетия пишут многие философы и политики. Не случайно на XX Всемирном философском конгрессе (август 1998 г.) обсуждалась роль философии в воспитании человечества и произошло заметное усиление внимания к вопросам глобального характера. На последних Всемирных и Российских философских конгрессах ставится задача формирования нового мировоззрения, составной частью которого является интегративная философия. Именно поэтому основой в преподавании философии является показ ее мировоззренческой значимости. Философия является особой формой общественного сознания. Она представляет собой не только отражение образа жизни человека, но и руководство в жизни, т.е. учение в его исходном смысле. В отличие от науки она не просто осуществляет мировоззренческую функцию, но и сама представляет собой высшую форму мировоззрения – научно-теоретическую. В этой связи формирование мировоззрения является необходимым условием бытия человека. Философия дает человеку основу целостного научного мировоззрения. Вырабатывая способ видения мира, создавая его новые модели, философия представляет собой стержень научного мировоззрения. При переходе к преподаванию философии в вузах России на основе компетентностного подхода необходимо пользоваться не только материалами классической философии, но и в большей мере использовать современную, неклассическую философию. В этой связи в предлагаемой работе актуализируются те проблемы и их решения, которые характерны для сегодняшнего дня. Доступность изложения материала не означает игнорирование философской глубины и сложности.
Глубокая профессиональная подготовка будущего специалиста невозможна без образования и воспитания в нем гражданских и человеческих качеств. Поэтому приобщение его к философской культуре, философскому мышлению позволяет сделать из узкого специалиста широко мыслящего творческого человека. Как известно, любое профессиональное знание должно быть одухотворено философским осмыслением. Для того, чтобы постигнуть узкий смысл существования отдельного листочка, нужно узреть все дерево, его крону, ствол, корни. Конкретное знание также существует не само по себе, но опирается на ствол фундамента культуры, значит, чтобы вникнуть в содержание отдельного знания необходимо понять общую структуру человеческого мышления. Поэтому в предлагаемом курсе философские проблемы излагаются не просто в их всеобщности, а с учетом специфики философского учения, в рамках которого они излагаются, и тех проблем, которые возникают в жизни каждого человека и общества.

Учебник построен по принципу взаимной дополнительности исторического и теоретического подходов к освещению философии. Историко-фило­софский материал не является самодовлеющим, а служит непосредственной предпосылкой для понимания проблем современной философии. Философия излагается как единый культурный феномен, в котором отдельные течения выступают как взаимодополнительные, а не только противоречащие друг другу.

При изложении содержания курса автор придерживается принципа соответствия используемого им определения философии и формы раскрытия его содержания. Наряду с традиционными разделами – историко-фило­софский, онтология и гносеология, социальная философия – особое место занимает глава по философской антропологии и аксиологии. Это связано с тем, что человек не может существовать вне общества, вне тех конкретно-исторических ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Эта тематика весьма актуальна сегодня в России, где происходит становление правового государства, формируются демократия и гражданское общество.
В учебнике наряду с рассмотрением проблем систематического курса философии учитываются особенности преподавания философии в юридическом вузе, что способствовало в названных разделах усилению юридической составляющей. Особенностью его является также то, что фундаментальные философские проблемы рассматриваются с классических и неклассических позиций. При этом изложение рассматриваемых проблем дается в интегральном измерении.
В связи с этим в преподавании философии важно обратить внимание на то, что крупные философы, создававшие свои фундаментальные философские произведения, были юристами по образованию. Они разрабатывали юридическое мировоззрение, создавали труды по философии права. Именно поэтому автор стремился учитывать специфику курсантов и слушателей, выделяя в предлагаемом курсе не только общие философские проблемы, но и учитывая юридическую проблематику. Например, юристами по образованию были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, К. Маркс, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др. Они внесли большой вклад в мировую философию и юридическую науку, заложив новые мировоззренческие, гносеологические, методологические и аксиологические ориентиры в понимании человека, общества и природы.

Сегодня наблюдается рост значения и роли философского знания и методов в развитии мировоззрения. Поэтому большое внимание в образовательном процессе вузов МВД России уделяется также профильной направленности философии. Это требует учета в процессе преподавания философии и ее методологической функции, что требует достаточно высокого уровня развития философских знаний и методов и их связи с реальной жизнью. При его написании учитывалось, что философия профессионально необходимо тем, кто работает с людьми в правоохранительной области.

В процессе преподавания философии в юридическом вузе важно найти проблемные поля соприкосновения философского и профессионального юридического знания и определить меру совмещения профессиональных запросов курсантов и слушателей и возможностей преподавателя философии. Преподаватели изменяют содержание и форму изложения философии с учетом цели и образа выпускаемого специалиста, способствуя формированию его жизненной позиции. Такой подход способствует формированию целостного диалектико-материалистического мировоззрения и научению курсантов и слушателей эталонным приемам и способам философского мышления. Все это будет способствовать пониманию ими сущности общества, культуры, человеческой деятельности и познания.

Автор стремился кратко изложить основные философские проблемы и способы их решения, которые актуальны сегодня и тесно связаны с правоохранительной деятельностью. В первую очередь, это касается рассмотрения взаимосвязи философского мировоззрения и юридического мировоззрения. Его основной целью является формирования у курсантов и слушателей философского мировоззрения, творческого мышления и практического умения квалифицированно и эффективно решать профессиональные задачи в системе правоохранительной практики. Все это свидетельствует о том, что изучение философии является основой общекультурной и мировоззренческой подготовки специалиста юридическо-правоохранительного профиля.

Учебник подготовлен в полном соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для вузов России. Его основная цель – содействовать формированию у курсантов и слушателей философской культуры мышления. Поэтому главная задача заключается в том, чтобы помочь изучающим философию составить себе базовые представления о предмете философии, ее исторических этапах развития, важнейших проблемах современности. Хочется надеяться, что эта работа поможет курсантам и слушателям в определенной мере войти в мир философии, обогатиться философскими знаниями и творчески использовать их в профессиональной деятельности.

Учебник предназначен для курсантов, слушателей и адъюнктов вузов МВД России.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


написать администратору сайта