учебник по фольклору 2. Учебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального
Скачать 2.7 Mb.
|
Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. — М., 1990. — С. 24-25. 2 Русские народные картинки / Собрал и описал Д. А. Ровинский. — СПб., 1900. - с. 369. 3 Русская народная драма XVII-XX вв.: Тексты пьес и описания представле-Ний / Под ред. П. Н. Беркова. — М., 1953. — С. 127. 1 Русские народные картинки… - С. 360 – 361. 2 Русские народные картинки... — С. 364. 3 Некршова А. Ф. Петрушка. Пищик // Восточнославянский фольклор: Словарь науч. и народ, терминологии. — Минск, 1993. — С. 255-257. 1 М. Горький о литературе. — М., 1955. — С. 332. 2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955. — Т. 1. - С. 182. 3 В декабре 1975 г. в костелах Варшавы Б. П. Кирдан видел польскую шопку. В каждом костеле (в одном — на антресолях, в другом — на полу) были установлены ящики, в которых лежала кукла младенца Христа, а рядом стояли фигуры Марии и Иосифа, пастухов, волхвов, овец, т. е. все то, что представлялось в украинском и русском вертепе, белорусской батлейке. 1 Виноградов Н. Народная драма // История русской литературы / Под ред Е В. Аничкова и др. - Т. 1. — М., 1908. - С. 389-390. 1 Северные народные драмы. Сборник Н. Е. Ончукова. — СПб., 1911. — С. 115. 1 Там же. - С. 124-133. 2 Северные народные драмы... — С. 134. 3 Там же. - С. IX. 1 Крупянская В. Ю. Народный театр // Русское народное поэтическое творчество: Пособие для вузов / Под общей ред. П. Г. Богатырева. — М., 1954. — С. 405. 2 Савушкина Н. И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. — №.. 1988. - С. 64-65. 1 Крупянская В. Ю. Народный театр... — С. 405-406. 2 Народный театр / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. А. Ф. Некры-ловой и Н. И. Савушкиной. - М., 1991. - С. соотв. 95-100, 100-101, 107-108, 119-121, 122-123, 125. 3 Северные народные драмы... — С. 71. 1 Там же. - С. 81. 2 Гусев В. Е. Русский фольклорный театр XVIII — начала XX века: Учеб. пособие. — Л., 1980. — С. 39. 1 Северные народные драмы... — С. 8, 9. 1 Народная драма Царь Максимильян: Тексты, собранные и приготовленные к печати Н. Н. Виноградовым. - СПб., 1914. - С. 186, 187. [Сб. ОРЯС. -Т. ХС. - № 7]. 2 Народная драма Царь Максимильян... — С. 104. 3 Там же. - С. 57. 4 Северные народные драмы... — С. 3-4. 5 Там же. — С. 20. 6 Народный театр... — С. 202-204. 1 Виноградов Н. Народная драма... — С. 392. 2 2Народный театр... — С. 205-213. 1 Там же. - С. 150. 2 Народная драма Царь Максимильян... — С. 100. 1 Более подробно характеристику художественных средств и приемов фольклорного театра и народных драм см. в Хрестоматии исследований (П. Г. Богатырев, "Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре"; Н. И. Савушкина, "Сюжетно-композиционные типы народной драмы"). 2 Северные народные драмы... — С. X. 3 Там же. -С. 113-117. 4 Там же. -С. 117. 5 Народная драма Царь Максимильян...- С. 52. 2 Народный театр... — С. 150. 1 Северные народные драмы... — С. 2. 2 2 Там же. — С. 50. 1 Северные народные драмы... — С. 23. 2 Белецкая Н. Н. Драматургические, постановочно-исполнительские принципы русского народного театра // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Москва, 3-10 августа 1964 г.). — М., 1969. — Т. 6. — С. 132. 1 Достоевский Ф. М. Полн. собр соч.: В 30-ти т. – Т. 4. – Л., 1972. – С. 116 – 130. 2 Там же. – С. 119. 1 В понятие «детский фольклор» он включил только произведения, созданные и исполняющиеся детьми. 1 Виноградов Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики- — Л., 1978. — С. 188. — См. также в Хрестоматии исследований. 2 Мнемоника: от греч. mnemonikon — "искусство запоминания". 1 Мартынова А. Н. Детский фольклор. Поэтические жанры // Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А. Н. Мартынова. — СПб., 1997. — С. 6. 2 Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А. Н. Мартынова. — СПб., 1997. - № 608. 1 Там же. - № 631. 1 Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. — Вып. 1: Младенчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. П. Аникина. - М., 1991. - С. 197. 1 Мудрость народная... — С. 262. 1 Детский поэтический фольклор... — № 1196. 2 Там же. - № 1212. 1 Чередникова М. П. Современная детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. — Ульяновск, 1995. См. также в Хрестоматии исследований. 1Для иллюстраций использован архив кафедры русской литературы МПГУ. Записи произведены в 1983 г. Т. В.Зуевой и под ее руководством студентами дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина (позже МПГУ) в местах их постоянного проживания: на территории Москвы, Московской области и других областей СССР (Рязанской, Калужской, Тульской, Пензенской, Владимирской, Волгоградской, Горьковской, Астраханской, Брянской, Донецкой, Челябинской; в Краснодарском крае; в Сыктывкаре, Кокчетаве, Киеве, Харькове, Черновцах, Херсоне, Ялте, Бахчисарае). 1 Каргин А.С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении // Живая старина. – 1995. – №2. – С. 15. 1 См.: Фольклор и культурная среда ГУЛАГа/ Сост. В.С. Бахтин, Б.Н. Путилов. – СПб., 1994. 2 Фальсификат (от лат Falsificatum – «подделанное») – текст, выдаваемый за фольклорный, но таковым не являющийся. 1 Тексты частушек этого раздела главы приводяться по книге: Частушки / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. – М., 1990. 1 Успенский Г. Новые народные песни: (Из деревенские заметок) // Русские ведомости. – 23 апреля 1889. – № 110. 2 Шаляпин Ф.И. маска и душа. Мои сорок лет на театрах. – М., 1990. – С. 26. 1 О создании и бытовании частушек см. также повесть писателя С.П. Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустроителя» (Антонов С.П. Поддубенские частушки: Повести. – М., 1979). 1 Мореева А., Боков В. и др. как работать с частушкой: В помощь начинающим работникам по фольклору в краях и областях. – М., 1939. – С. 36. 1 См.: Лазутин С.Г. русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра. – Воронеж, 1960. 1 См.: Зуева Т.В. «С неба звездочка упала…»: Происхождение образа // Русская речь. – 1997. – №5. – С. 99-105. 2 Петухов Д. Горный город Дедюхин и окольные местности. – СПб., 1864. 1 Успенский Г. Народные песни: (из деревенских заметок) // Русские ведомости. – 23 апреля 1889. – №110. 2 Колпакова Н.П. Поэтика рабочей частушки /\ Устная поэзия рабочих России: Сюб. Статей / Под ред. В.Г. Базанова. – М.; Л., 1965. – С. 99. 1 Азбелев С.Н. О жанровом составе прозаического фольклора русских рабочих // Устная поэзия рабочих России: Сб. статей / Под ред. В.Г. Базанова. – М.; Л., 1965. – С. 126. 1 Великорусские сказки пермской губернии. Сборник Д.К. Зеленина. – Пг., 1914. – С. XX. 1 См.: розанов И.Н. песни о катюше как новый тип народного творчества // Русский фольклор Великой Отечественной войны. – М., 1964. – С. 310-325. 1 Песня имела сложную творческую историю. В 1843 г. поэт Н.Ф. Щербина написал стихотворение «Моряк». На его основе в конце XIX в. поэт-любитель Г.Д. Зубарев создал стихотворение о смерти моряка-кочегара. Стихотворение стало популярной песней, ее мелодия – народная. См.: Гиппеус Е. В. «Раскинулось море широко» (История песни). – М., 1962. 1 «И поет мне в землянке гармонь…»: Фольклор Великой Отечественной войны / Сост., вступ. ст., примеч., словарь Б.П. Кирдана. – М., 1995. – С. 8-11. 1 Пушкарев Л.Н. сказка и война (Из наблюдений фольклориста-фронтовика) // Живая старина. – 1995. – №2. – С. 2-3. 1 Ковпак С.А. От Путивля до Карпат. – М., 1949. – С. 34-35. 2 Корнеев А. Молодые партизаны Смоленщины. – Смоленск, 1946. – С.93-94. 1 Гусев В.Е. Жив ли фольклор? // Живая старина. – 1995. – №2. – С.11. 1 Народные термины выделены курсивом. |