Главная страница

учебник по фольклору 2. Учебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального


Скачать 2.7 Mb.
НазваниеУчебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального
Анкоручебник по фольклору 2.doc
Дата17.03.2018
Размер2.7 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаучебник по фольклору 2.doc
ТипУчебник
#16786
страница52 из 54
1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   54

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ


Тексты.

Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Не-рехтского уезда. — Кострома, 1909.

Симаков В. Н. Сборник деревенских частушек. — Ярославль, 1913.

Сборник великорусских частушек / Под ред. Е. Н. Елеонской. — М., 1914.

Шумел сурово Брянский лес: Песни партизан брянских лесов / Зап. и подгот. к печати П. Афонина. — Брянск, 1946.

Народное творчество в годы Великой Отечественной войны / Сост. В. А. Тонков. — Воронеж, 1951.

Крупянская В. Ю., Минц С. И. Материалы по истории песни Вели­кой Отечественной войны. — М., 1953.

Урал в его живом слове: Дореволюционный фольклор / Собр. и сост. В. П. Бирюков. — Свердловск, 1953.

Сибирские сказы, предания и легенды. Сборник А. Мисюрева. — Новосибирск, 1959.

Песни и сказы Донбасса. Сборник А. В. Ионова / Предисл. и ред. В. М. Сидельникова. — Донбасс, 1960.

Предания реки Чусовой / Сост. и автор статей В. П. Кругляшова. — Свердловск, 1961.

Песни русских рабочих (XVIII — начало XX в.) // Вступ. ст., под-гот, текста и примеч. А. И. Нутрихина. — М.; Л., 1962.

Русская народно-бытовая лирика: Причитания Севера в записях В. Г. Базанова и А. П. Разумовой / Вступ. ст. и коммент. В. Г. Базанова. — М.; Л., 1962. (Записи 1942-1946 гг.).

Частушки в записях советского времени / Изд. подготовили 3. И. Власова и А. А. Горелов. — М.; Л., 1965.

Частушки / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Се­ливанова. — М., 1990.

Русская частушка / Авт. вступ. ст. и сост. А. В. Кулагина. — М., 1992.

"И поет мне в землянке гармонь...": Фольклор Великой Отечествен­ной войны / Сост., вступ. ст., примеч., словарь Б. П. Кирдана. — М., 1995.

Борее Ю. Краткий курс истории XX века в анекдотах, частушках, байках, мемуарах по чужим воспоминаниям, легендах, преданиях и т. д. - М., 1995.

Современная баллада и жестокий романс / Сост. А. Адоньева, Н. Ге­расимова. — СПб., 1996.
Исследования.

Лазутин С. Г. Русская частушка: вопросы происхождения и фор­мирования жанра. — Воронеж, 1960.

Русский фольклор Великой Отечественной войны: Сб. статей / Отв. ред. В. Е. Гусев. — М.; Л., 1964.

Устная поэзия рабочих России: Сб. статей / Под ред. В. Г. Базано­ва. - М.; Л., 1965.

Акимова Т. М., Архангельская В. К. Революционная песня в Сара­товском Поволжье: Очерки исторического развития. — Саратов, 1967.

Крупянская В. Ю., Полищук Н. С. Культура и быт рабочих горноза­водского Урала (конец XIX — начало XX в.). — М., 1971.

Алексеева О. Б. Устная поэзия русских рабочих: Дореволюционный период / Отв. ред. В. Г. Базанов. — Л., 1971.

Кругляшова В. П. Жанры несказочной прозы уральского горноза­водского фольклора: Учеб. пособие по спецкурсу. — Свердловск, 1974.

Зырянов И. В. Поэтика русской частушки: Учеб. пособие. — Пермь, 1974.

Гусев В. Е. Славянские партизанские песни. — Л., 1979.

Селиванов Ф. М. Эволюция способов рифмовки в частушках // Фольклор: Поэтика и традиция. — М., 1982. — С. 140-161.

Гончарова А. В. Русский фольклор о Великой Отечественной вой­не: Учеб. пособие. — Калинин, 1985.

Кирдан Б. П. Фольклор и массовое поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны // Проблемы взаимовлияния фолькло­ра и литературы: Межвуз. сб. науч. трудов. — М., 1986. — С. 3-14.

Лазарев А. И. Рабочий фольклор Урала: Об основных этапах станов­ления и развития нового типа художественного мышления народа. — Иркутск, 1988.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что нового появилось в позднетрадиционном фольклоре по срав­нению с фольклором классическим?

2. Раскройте связь частушек с песенной лирикой старой деревни.

3. Охарактеризуйте процесс создания новых произведений в фольк­лоре рабочих.

ЗАДАНИЕ
Выявите у людей старшего поколения фольклор периода Вели­кой Отечественной войны и запишите его.

Словарь научных и народных терминов1

анимизм (от лат. anima - «душа») – вера в существование духов, в одушевленность живой и неживой природы.
антропоморфизм (от греч. anthropos – «человек» + morphe – «форма») – уподобление человеку по внешнему виду
апокриф (от греч. apokryphos – «тайный» ) – произведение с библейским сюжетом, содержащее отступление от официального вероучения и потому отвергнутое церковью
архетип (от греч. arche – «начало»+ typos – «образ») _ прообраз, первичная форма, прототип; в фольклористике: представление о первичном мотиве, сюжете, образе
брак домоногамный – (от греч. monos – «один, единый»+gamos – «брак») – групповой, существовавший до выделения брачной пары
брак экзогамный (от греч. exo-«снаружи, вне»+ gamos – «брак») – между представителями разных родов; недопустимый между кровными родственнмиками (внутри одного рода)
вариант – (от лат. variantis –«меняющийся») – в фольклоре: каждое однократное исполнение народного произведения, а также его зафиксированный текст
вариативность – органическое и универсальное свойство фольклора; фольклорный процесс – это изменение на традиционной основе сюжетных тем, мотивов, ситуаций, образов, элементов стиля и проч.
версия (от позднелат. Versio – «видоизменение, поворот») – в фольклоре: группа вариантов, дающих качественно иную трактовку народного произведения
вертеп (от старосл. И древнерус. Вертепъ – «пещера») – разновидность народного кукольного театра, предназначенного для представления евангельского сюжета о рождении в пещере Иисуса Христа
вопленица (от «вопить») – исполнительница причитаний (из народа)
генезис (от греч. genesis – «происхождение») _ происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления
демонология, или низшая мифология (от греч. daimon – «божество, дух»+logos – «слово»; понятие, учение») – комплекс мифологических представлений и верований о демонах языческого и христианского происхождения (бесах, чертях, злыднях, русалках, водяном, лешем, домовом, кикиморе и проч.), а также совокупность произведений, отражающих эти представления
зооморфизм (от греч. zoon – «животное»+ morphe – «форма») – уподобление животным по внешнему виду
импровизация (от лат. improvisus- «неожиданный, внезапный») – в фольклоре6 создание текста народного произведения или его отдельных частей в момент исполнения
инвариант (от франц. Invariant – «неизменяющийся») – в математике: выражение, остающееся неизменным при определенном преобразовании переменных, связанных с этим выражением; в фольклористике: обобщение существенных вариативных признаков произведения (его содержания, структуры, стиля и проч.) в отвлечении от вариантной конкретики
инициация (от лат. initiatio – «совершение таинств, посвящение») – обряд родового общества, обеспечивающий посвящение, переход его членов в новую половозрастную группу
информатор, информант (от лат. informatio – «разъяснение, изложение») – лицо, дающее информацию; в фольклористике: исполнитель народных произведений, от которого записаны эти произведения в научных целях
инцест (от лат. incestum – «кровосмешение») – половая связь между ближайшими родственниками
калики (калеки) перехожие (от лат. caligae – страннические сапоги с низким голенищем) – странники, паломники по святым христианским местам и монастырям, которые исполняли духовные стихи и легенды

катарсис (от греч. katharsis – «очищение2) – возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него
клише (от франц. Cliché) – первоначально: печатная форма с рельефным рисунком, служащая для воспроизведения иллюстраций; в фольклористике: одно из обозначений поэтических речевых стереотипов (традионных формул, общих мест и проч.).
колядование – святочный обряд посещения домов группами участников (колядовщиков, колядников), которые поздравляли хозяев, исполняя песни колядки 9название от припева «Коляда!»), и получали за это вознаграждение
контаминация (от лат. contaminatio – «смешение, соединение») – в фольклоре: объединение в одном художественном произведении двух и более самостоятельных произведений или их частей
красота (девья красота, красная красота) в фольклоре: сва­дебный атрибут; предмет, символизирующий молодость и красоту невесты, ее поэтический и мифологический двой­ник (украшенное деревце, венок, коса и др.)
культурный герой - мифологический персонаж, открывший лю­дям огонь, металл, полезные растения, создавший орудия труда и проч.
кумулятивная композиция сюжета (от лат. cumulatio — "увеличе­ние, скопление") — композиция, основанная на принци­пе накопления цепочек из одного и того же вариативнс повторяемого мотива
лубок (от "луб" — волокнистая часть коры липы; из нее изготов­ляли коробы и бумагу) — особого стиля картинки с тек­стом и без него, выполненные на грубой бумаге и рассчи­танные на массовый невзыскательный вкус; распростра­нялись в XVIII—XX вв.
магия апотропейная (от греч. apotropaios — "отвращающий бе­ду") — предохраняющая от всего плохого
магия продуцирующая (от лат. producentis — "производящий") — обеспечивающая плодородие во всех его проявлениях, а также благополучие

меморат (от лат. memoria — "память, воспоминание") — устный рассказ, передающий воспоминание рассказчика о собы­тиях, участником или очевидцем которых он был
мифология (от греч. mythos — "сказание, предание" + logos — "слово; понятие, учение") — система архаичных представ­лений какого-либо народа о мире, совокупность мифов; наука, изучающая и реконструирующая мифы
мифология низшая — см. демонология
мнемоника (от греч. mnemonikon — "искусство запоминания") — совокупность приемов, имеющих целью облегчить запо­минание
мотив (от франц. motif) — единица музыкальной формы, мело­дия, напев, основной элемент, из которого складывается музыкальное произведение; в фольклористике: простей­шая повествовательная единица (элементарный сюжет или составная часть сложного сюжета)
образы-символы — характерные для народной поэзии традици­онные иносказания ("окаменевшие" метафоры), которые обозначают персонажей, их чувства и переживания
обрядность сказочная - своеобразный "поэтический этикет" сказ­ки, главным образом волшебной, достигаемый средствами формульной и неформульной стереотипии (зачины, кон­цовки, внесюжетные присказки, троекратные повторы, антитезы и проч.)
общие места (лат.: loci communes) — формулы привычного изоб­ражения в народной поэзии (например, в былинах: описа­ние пира, седлание коня, расправа богатыря с врагами и проч.)
«основной миф» — миф о единоборстве бога грозы со змеевид­ным противником (похитившим воду, скот, женщин) и по­беде над ним; у восточных славян: гипотетический миф о поединке бога-громовника Перуна с Белесом
палилогия (от греч. palin — "опять, назад" + logia — "говорю") — повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей, один из приемов соединения строк
параллелизм психологический - в народной поэзии: сопоставле­ние человеческого образа и образа из мира природы по признаку действия или состояния

паремии (от греч. paroimia — "притча") — общее название малых жанров фольклорной прозы (пословиц, поговорок, зага­док и др.)
партиципация (от лат. participatio — "сопричастие") — естествен­ный основной закон древних, чувство мистического един-1 ства со своей социальной группой, своим тотемом и проч.
паспорт фольклорного текста - совокупность данных, содержа­щих информацию о собирателе (фамилия, имя, отчество), времени фиксации фольклорного произведения (дата), ме­сте его записи (деревня, город, район, область), сведения об информаторе (фамилия, имя, отчество, возраст, нацио­нальность, профессия, образование, откуда родом, как дол­го проживает в данной местности) и другие дополнитель­ные сведения
песельник - исполнитель песен (из народа)
подтекстовка — песня, слова которой сочинены на уже извест­ную мелодию
пост-фольклор (лат. post- — "после"; приставка, означающая "сле­дующий после чего-либо") — одно из обозначений поздне-традиционного фольклора последней четверти XX в.
раёк народный театр движущихся картинок с комментариями к ним; картинки могли изображать библейские сюжеты: напр., изгнание Адама и Евы из рая (отсюда название "раёк")
ретардация (от лат. retardatio — "замедление, задержка") — в фольклоре: замедление сюжетного действия, достигаемое с помощью разнообразных повторений

синкретизм (от греч. synkietismos — "соединение, объединение") — слитность, нерасчлененность, характеризующая первона­чальное неразвитое состояние первобытного искусства, в котором пляска, пение, музыка и проч. существовали в единстве; след этого единства в традиционных видах фоль­клора (например: в обрядах, хороводах)

синоптический (от греч. sinoptikos — "обозревающий все вмес­те") — сводный, обзорный, дающий обзор всех частей слож­ного целого; синоптические таблицы — таблицы, на кото­рых обозначены одновременно данные разного рода с це­лью более наглядного их обзора


синтез (от греч. synthesis — "соединение, сочетание, составление") — в фольклоре: поздние художественные соединения
сказитель исполнитель былин (из народа)
сказочник исполнитель сказок (из народа)
скоморохи (этимология слова не выяснена) – русские средневековые бродячие комедианты, музыканты, певцы, фокусники, плясуны, дрессировщики, участвовавшие в языческих обрядах и народных праздниках
спев частушечный – цикл из разного количества частушек (строф), который возникает при естественном исполнении частушек
стих раёшный — рифмованный вольный стих, в котором коли­чество стоп, расположение слогов и ударений свободно варьируется в каждой строке; использовали раешники, пет­рушечники, торговцы-разносчики и др.
сублимирующий метод (от лат. sublimare — "возносить") — твор­ческий метод фольклора: фольклорное искусство в про­цессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, сразу переходит на уровень широкого обобщения
сужение образов ступенчатое — прием народной поэзии, заклю­чающийся в порядке описания природы, Жилища, семей­ных и социальных отношений и т. д. от общего к частно­му, от множественного к единичному и проч.
тезаурус (от греч. thesauros — "запас") — в информатике: пол­ный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку или вычислитель­ной машине в ней ориентироваться; в современной фольк­лористике: формальная систематизация фольклора, его эле­Ментов
типология в фольклоре (от греч. typos — "отпечаток, образец") — универсальная повторяемость фольклора как типа культу­ры, его жанров, сюжетов, мотивов, образов, приемов сти­ля, форм и способов бытования произведений
тотем (от англ, totem из языка индейцев, означающее "его род") — животное или растение-первопредок, объект религиозно­го почитания в родовом обществе
тотемизм — древняя форма религии, вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с тотемом

травестйзм (от франц. travesti — "переодевать") — в фольклоре: обрядовое изменение пола посредством переодевания жен­щин в мужской костюм, мужчин — в женский
фабулат (от лат. fabula — "повествование, история") — устный рассказ, основанный на реальных событиях и жизненных наблюдениях, но не являющийся непосредственным их ото­бражением
фальсификат (от лат. falsificatum — "подделанное") — в фольк­лористике: текст, выдаваемый за фольклорный, но тако­вым не являющийся
фетиш (от франц. fetiche — "амулет") — неодушевленный пред­мет, который, по представлениям верующих, наделен сверхъестественной силой и служит объектом религиозно­го поклонения
фетишизм — религиозное поклонение фетишам
фольклор (от англ, folk-lore — "народное знание, народная муд­рость") — устное поэтическое творчество народа; народ­ная духовная культура в различном объеме ее видов
фольклоризация — усвоение фольклорной традицией литератур­ного произведения
формула (от лат. formula — "форма, правило") — в фольклоре: устойчивая словесная конструкция, обычно ритмически упорядоченная и несущая в себе признаки жанра
"формула невозможного" — архаичный прием народной лирики, развернутая метафора, выражающая понятие "этого ни­когда не будет"
функция (от лат. functio — "исполнение") — в фольклористике: действия персонажей, необходимые для развития сюжета
частушечник знаток частушек (из народа), их исполнитель и создатель, владеющий основным репертуаром своей мест­ности
этиологический (от греч. aitia — "причина" + logos — "слово; понятие, учение") — объясняющий причины и условия воз­никновения чего-либо
этнос (от греч. ethnos — "народ") — исторически сложившаяся общность людей — племя, народность, нация
Содержание
От автров………………………………………………………………………3

Фольклор как предмет филологического изучения…………...................5

Собирание и исследование русского фольклора………………………… 15

Преднаучный период........................................................................................15

Русская фольклористика XIX- начала XX вв. (до 1917)………………… 22

Русская фольклористика после 1917г……………………………………….44

Раннетрадиционный фольклор……………………………………………...51

Трудовые песни……………………………………………………………….60

Гадания. Заговоры…………………………………………………………….62
1   ...   46   47   48   49   50   51   52   53   54


написать администратору сайта