Главная страница

Теория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -544с. Теория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -5. Учебник для юридических вузов под общей редакцией


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов под общей редакцией
АнкорТеория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -544с.doc
Дата27.04.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТеория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -5.doc
ТипУчебник
#5994
КатегорияЮриспруденция. Право
страница31 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
§ 5. Правовые системы Индии, Китая и Японии
Традиционно характерным для регулирования общественных отношений в государствах Азии и особенно юго-восточной ее части было применение согласительных процедур и поиск компромисса. Отправной идеологической установкой правовой (и не только правовой) жизни в этих странах является стремление к достижению гармонии - будь то частная сфера отношений между людьми, общественная или публичная. Воспитанию справедливых и гуманных взглядов у всех представителей общества в целом отдается предпочтение перед властно установленными публичными санкциями. Да и само значение права видится в установлении неких образцов поведения, придерживаться которых следует отнюдь не под угрозой принуждения.

Индийское право. На восприятии права - правовых предписаний и запретов - в Индии (а также некоторых других странах Юго-Восточной Азии, народы которых являются приверженцами индуизма) значительно сказываются традиционный образ жизни населения и философия индуизма. Религиозные верования и традиции в Индии подчас играют ту же роль, что и право в странах романо-германской правовой семьи или решение судебных инстанций в Великобритании. Если взять для примера современную индийскую деревню, то и управление, и общинная жизнь в ней практически полностью основаны на традиционных институтах обычного права, в свою очередь опирающихся на индусскую традицию <*>.

--------------------------------

<*> См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 342.
Институты обычного права, сформировавшиеся к III - IV вв. нашей эры и закрепленные в таких памятниках древнего права, как Законы Ману, Законы Яджнавалкья, Дхармашастра, Артхашастра, претерпели довольно значительную корректировку вначале под влиянием мусульманского господства (XVI в.), затем - британского владычества (XVII в., XVIII - XX вв.). Если во времена монгольского завоевания развитию индусского обычного права препятствовала официальная политика мусульманских властей, то Британское правление характеризуется поддержанием авторитета правовых традиций индусов. Конечно, такая поддержка осуществлялась лишь в пределах, доступных знаниям и пониманию колониальных властей. О "чудовищности" и "абсурдности" обычного индусского права говорили английские судьи и колонизаторы, использовавшие юридический инструментарий общего права, малопригодный либо искажающий традиционное право индусов <*>.

--------------------------------

<*> См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 336 - 337.
Современная Республика Индия - федеративное государство, что объясняет особенности формирования ее правовой системы исходя из полномочий государства в целом и отдельных его федеративных единиц - штатов и союзных территорий.

Нужно отметить, что современное право Индии, как право Судана, Пакистана и некоторых других государств, подверглось в значительной мере английскому влиянию. Английский язык, наряду с хинди, является официальным государственным языком в Индии. Наиболее значительным следствием влияния общего права на правовую систему современной Индии является деятельность судебных инстанций по толкованию законов на основе соответствующих обращений. Это полномочие индийских судов было заимствовано из практики английского Высокого суда, который издавал чрезвычайные судебные предписания о восстановлении нарушенного права по делам, решение которых было невозможно на основе действующего законодательства. Эти предписания суда имели силу закона. По результатам рассмотрения дела Верховный суд Индии издает распоряжения, приказы, предписания по восстановлению основных прав граждан, а высшие суды штатов используют принудительный судебный механизм не только для защиты основных прав, но и для возмещения ущерба, устранения последствий противоправных действий и т.п.

Полномочия по законотворчеству имеют как общеиндийский парламент, так и парламенты индийских штатов. Законодательные полномочия общеиндийского парламента в целом не ограничены какими-либо территориальными пределами: законы парламента издаются и действуют на территории всего государства. В то же время действие законов общеиндийского парламента в пределах районов некоторых союзных территорий может прекращаться по решению соответствующего губернатора. Такое решение губернатора носит название "публичной нотификации законов парламента" и выносится в отношении, как правило, районов со специфическим социально-бытовым укладом, где применение общих законов без учета местных условий и традиций может иметь последствием серьезные негативные нарушения хода общественной жизни. Юрисдикция парламента штата признается в пределах территории соответствующего штата и ограничена перечнем вопросов, установленных в Конституции. По вопросам совпадающей компетенции общеиндийского парламента и парламентов штатов действует правило приоритета компетенции общеиндийского парламента; при этом допускается действие закона штата, хотя и противоречащего общеиндийскому закону, но одобренного президентом страны. В союзных территориях издание законов имеет свою специфику, опирающуюся на исключительные полномочия общеиндийского парламента и на специальные законотворческие полномочия президента страны в отношении территорий с особым статусом.

Как и в праве других государств, испытавших значительное влияние социально-религиозно-философских учений, отдельные сферы правового регулирования - семья, режим семейного имущества, право наследования - в значительной мере сохраняют влияние индуизма. Отсюда особое значение источника права, признаваемое за традиционными обычаями и религиозными доктринами.

Индийский правовой опыт устанавливает, что государственное регулирование не должно касаться вопросов, представляющих собой исключительно вопросы совести. В то же время религиозные ритуалы и обряды могут подвергаться оценке судов с точки зрения их соответствия интересам сохранения "общественного порядка, морали или общественного здоровья". Кроме того, религиозные догматы или церемонии, если они противоречат законам, могут быть оценены судом.

Идеологически индийское право нацелено на развитие в направлении построения "государства всеобщего благоденствия" на основе проведения государственной политики исключительно ненасильственными способами. Считается, что именно основанность на этих принципах способна породить согласие большинства населения по основным вопросам внешней и внутренней политики; расхождения могут вызывать только малосущественные вопросы. Отсюда стремление в государственно-правовой жизни к идеалам "социалистического образца", отведение в целом смешанной экономике страны значительного места государственному сектору, создание механизмов защиты от монополизма, установление минимальных размеров зарплаты для некоторых работников, расширение сети учебных заведений.

Социально-политические идеалы нашли отражение в провозглашении всеобщего избирательного права, полного равенства полов, равенства возможностей независимо от кастовой принадлежности, запрета дискриминации в зависимости от принадлежности к религии, расе, касте, а также конституционном поощрении развития кустарных промыслов, запрете на употребление алкогольных напитков и наркотиков, запрещении убоя коров и других молочных животных.

Разнородность населения Индии, состоящего из представителей множества религий и культур, а также последствия национальной политики колониальных властей в отношении отдельных религиозно-этнических групп создают известные трудности в воплощении этих конституционных норм в социально-политической действительности, порождают правовые особенности формирования современной индийской государственности.

Китайское право. Традиционным для населения китайского государства, с его общинным семейно-родовым укладом, с непоколебимым авторитетом главы семьи и иерархичностью внутрисемейных (внутриобщинных) отношений, было следование и в бытовой, и в общественной жизни правилам-принципам, определенным для каждого в зависимости от его статуса в общине - "ритам". Предупреждение общественно опасного поведения традиционно лежало не в правовой, а в морально-нравственной плоскости. Справедливость и приличия - вот что служило основой понимания правового порядка. Это относилось не только к "рядовым" членам общества. Чиновники местных и вышестоящих администраций считали более правильным сначала произвести внушение и попытаться предостеречь и только потом - наказать.

Определение нормативных правил неправовыми (идеологическими, нравственными) средствами, преобладание в регуляции общественной жизни моральных норм повлияло на формирование в Китае особого отношения к закону как акту правотворчества властей и судебным органам в роли правоприменителей. Писаный закон довольно долго не признавался действенным источником права, а судебному рассмотрению во всех случаях предпочитался несудебный порядок разрешения конфликтов. Сначала только уголовно-правовые и административно-правовые нормы нашли отражение в китайских законодательных актах. В сфере гражданских правоотношений законы игнорировались как "чуждые китайской цивилизации"; здесь всецело господствовал обычай.

Эти особенности, сложившиеся в общественно-политической жизни Китая, определили место права в жизни китайского общества и в официальной идеологии. Идеи конфуцианства <*> возобладали и в государственной жизни. Отрицательное отношение к закону и законодательной регламентации вообще сказалось и на развитии правоведения. Правовая доктрина или собственно юридическая наука в Китае сложилась лишь с преодолением преимущественно традиционно-нравственного подхода к формированию государственной политики и политических институтов. Только в середине 30-х гг. XX столетия появляются первые публикации по истории китайского права и развития китайского законодательства <**>.

--------------------------------

<*> Конфуцианство (от имени основателя - Конфуция) - этико-политическое учение, зародившееся в Древнем Китае (VI - V вв. до н.э.), впоследствии ставшее официальной государственной идеологией, сохранившей свое значение до Новейшего времени. Характеризуется культивированием идеи справедливости, заботы о людях, человеколюбия, преданности правителям, подчинения традиционным нравственным обычаям, соблюдения ритуальности.

<**> Юридическая жизнь в Китае / Отв. ред. Л.М. Гудошников. М., 1990. С. 120 - 121.
В дальнейшем, начиная с первой трети XX в., право Китая, как считается, все более обретает характеристики, свойственные правовым системам, основанным на римском праве. Активно разрабатываются Гражданский, Гражданский процессуальный, Земельный кодексы.

После образования Китайской Народной Республики - КНР (1949 г.) китайское право претерпевает значительное влияние социалистических идей марксистского толка. Законодательство государства наполняется идеологическими установками классовой направленности, поддержания демократической диктатуры. На развитие права начинают заметно влиять наука, правовые исследования.

Специфику развития современной государственности и правовых институтов в Китае в определенной мере порождает наличие особой административно-территориальной единицы - административного района Сянган - в недавнем прошлом государства Гонконг. Его возвращение в состав китайского государства после пятидесятилетнего пребывания под юрисдикцией Великобритании определило существование заметных отличий в организации политической власти, формировании государственных органов и правовых институтов в Китае в целом, а также в отдельно взятом районе.

Правовое развитие китайского государства в настоящее время идет через формирование законодательства как парламентским путем, так и иными способами. Юридическую основу правовой системы государства составляет Конституция Китая. На ее базе обеспечивается отраслевая градация права, законодательства. Хотя значение Основного закона за Конституцией признается не всеми исследователями, ссылками на ее нормы часто обосновывается вынесение судебных решений <*>. По форме конституция - писаный, постатейно структурированный правовой акт декларативно-нормативного содержания. Концептуально в конституции обосновывается политический курс государства на соединение в государственно-правовой жизни в качестве приоритетных направлений модернизации экономики и укрепления законности. В Китае принят и действует Основной закон об особом административном районе Сянган.

--------------------------------

<*> Там же. С. 124.
Законодательной системе Китая в целом несвойственна четкая разграниченность понятий "закон" и "норма права". Законодательствование, как отмечалось, не является прерогативой одного лишь парламента - Всекитайского собрания народных представителей. Административные органы также полномочны устанавливать нормативное регулирование. Законодательные и подзаконные акты имеют "конкурирующую" сферу применения. Установление критериев отграничения содержания, процедуры принятия и сферы применения закона в настоящее время является актуальной задачей правовой науки в Китае.

Структуру права Китая можно назвать традиционной в плане ее соответствия критериям структурного деления в странах романо-германской правовой семьи. Гражданское право, хозяйственное право, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и довольно молодая отрасль - административное право составляют систему китайского права. Практически во всех отраслях действуют кодексы. Отраслевые кодификации в Китае, проводимые с начала XX в., позволили упорядочить законодательство, исключить дублирование, противоречивость, несогласованность ранее изданных многочисленных разрозненных законоположений.

Правовая система Китая испытала на себе сильное влияние идеологических течений и взглядов, сформированных за время длительной истории правления разных династий китайского государства и, как следствие, порожденных ими обычаев. Правовые обычаи, возникшие в древности, влияли и продолжают оказывать серьезное влияние на правовую жизнь в Китае. На протяжении последних двух десятков лет в стране проводится систематизация старинной правовой литературы. Поиск, перевод с древнекитайского языка, изучение, комментирование древних правовых текстов возложен на научные учреждения. Опубликованные под заголовками "Избранные правовые обычаи древности", "Краткий словарь права древности", "История династии Цинь: перевод и комментарий к описанию уголовного права" тематические сборники рекомендуются к использованию, в том числе практическим работникам законодательных органов и органов юстиции.

Доктрина права с тех пор, как начали оформляться основные современные ее теоретические школы, не относилась к числу основных источников китайского права. Тем не менее доктрина не лишена известного влияния на формирование концепции и определение характера современного законодательства и развития политико-правовых и экономических реформ. С созданием в 1982 г. Китайской ассоциации правоведения научные исследования стали непременным атрибутом юридического обеспечения проводимых в стране преобразований. Многочисленные НИИ высших исполнительно-распорядительных органов и НИИ при авторитетных высших учебных заведениях участвуют в подготовке, научном обосновании, обсуждении правотворческих решений органов китайского государства. В государственной политике последовательно проводятся взгляды, совмещающие задачи науки и юридической практики: "...ставить древнее на службу современности", "иностранное - на службу Китаю", "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ".

Японское право. Японское государство со времени своего основания прошло различные периоды: зарождения императорской власти из культа Солнца, лежащего в основе национальной японской религии - синто (синтоизм), междоусобной борьбы крупных феодалов, сосредоточения светской власти в руках верховного военачальника (сегуна), многовековой самоизоляции Японии от внешнего мира, а с 1868 г. - реставрации императорской власти Мэйдзи, активного развития капиталистических товарных отношений, формирования современной политической и правовой системы японского государства.

Общественная жизнь в Японии, как и в Индии, Китае, в существенной мере испытывает влияние всеобщей идеологической установки на поддержание гармоничных социальных связей, группового единства, подчиненности личных интересов общим, а также эмоциональную сдержанность. Компромисс традиционно воспринимается как практически единственное средство принятия решений, позволяющее избегать судебных процедур и разбирательств, так несовместимых с пониманием японцами "нормальных отношений". Традиционными правилами общежития в японском обществе не поддерживается и открытое соперничество, соревновательность, ведь победа одного будет означать поражение для другого. Эти и другие аналогичные правила исторически сложились в японской общественно-политической жизни под влиянием синтоизма, буддизма, конфуцианства и в некоторой степени христианства и составили традиционные нормы поведения - гири. Они настолько авторитетны в японском обществе, что значение морально-нравственных установок для японцев сопоставимо со значением права, правовых норм для граждан других государств. Социальной нормой в Японии было и высокое гражданское, и правовое сознание, законопослушание.

На этой основе сложились нравственный климат современного японского общества, особенности поведенческих характеристик японцев. Все государственно-правовые преобразования проходили оценку на соответствие традициям и национальной культуре. Духовное содержание общественных идеологических установок имеет весьма позитивную отдачу: Япония сегодня - высокоразвитая экономически страна, с высоким уровнем качества жизни (продолжительности жизни граждан, образованности, условий труда, структуры потребления, защищенности прав человека, личной безопасности, состояния окружающей природной среды и т.п.), ограничиваемой государством разницей между бедными и богатыми, значительно более низким по сравнению с другими государствами уровнем криминализации общества.

Специфика японского общества сказалась и на развитии политико-правовых институтов Японии. Наиболее существенные изменения в государственной жизни Японии связываются с внешним влиянием; значительно повлияли на местные условия проникновение буддизма и более развитой культуры Китая в VI - VIII вв., а затем западной цивилизации (XV в.). Право раннефеодальной Японии формировалось по китайской модели. В своде уголовных и гражданских законов под названием "рицуре" отчетливо заметны элементы демократических правовых установлений; право в целом было ориентировано на исправление, а не покарание преступников, применение пыток и тяжких уголовных наказаний было сильно ограничено.

Особенно интенсивно процессы государственно-правовых преобразований проходили во второй половине XIX в., потом - в середине XX в. <*>.

--------------------------------

<*> Японский феномен. М., 1996. С. 85 и след.
В XIX в. развитие капиталистического товарного производства в мировом масштабе сподвигло замкнутое японское общество на проведение коренных преобразований, известных как реставрация Мэйдзи. Индустриализация производства, централизация власти не повлекли коренной ломки системы общественной жизни в Японии; интересы государства по-прежнему согласовывались с интересами всего общества. Право при этом значительно модернизировалось под влиянием западного, главным образом французского и немецкого, права.

Так, начиная с 1872 г. были разработаны при участии западных специалистов кодифицированные акты в сфере уголовного права и судебной процедуры по уголовным делам, о судоустройстве и Гражданский процессуальный кодекс, отдельные части Гражданского и Торгового кодексов. Реставрация Мэйдзи дала Японии Конституцию (1889 г.) со всеми основными ее атрибутами - парламентом, политическими правами граждан. Образцом для конституционных преобразований служило аналогичное германское законодательство. Позднее, когда в 1906 г. разрабатывались Основные законы Российской империи, Конституции Пруссии и Японии послужили примерным материалом для российских государственных реформ. Преобразования коснулись и организации местного управления и территориальной административной власти.

В 30-е гг. XX в. серьезный экономический кризис поспособствовал укреплению в Японии тоталитарной политики, выдвижению военной элиты и, как следствие, милитаризации государственной жизни, проведению агрессивного курса во внешнеполитических отношениях. Поражение во Второй мировой войне показало порочность сложившейся в таком виде государственной системы и сделало неизбежным ее реформирование. Право Японии после 1945 г. испытало воздействие отдельных черт англо-американского права.

В настоящее время Япония - демократическое государство, где политические реалии и социальные запросы по-прежнему опосредуются национальными традициями. В большей степени традиции сказываются на процедурах и механизме принятия решений. Наличие неписаных, негласных правил главным образом регулирует этот процесс. Нравственные традиции определяют, например, в современной Японии приоритет государственных интересов над интересами отдельных групп, в том числе политических партий. Так, конкретные вопросы ведения и функционирования отдельных министерств решаются коллегиально под руководством заместителя министра. Министр же руководит общеполитическим направлением деятельности вверенного ему министерства. Будучи политиком и как член партии, победившей на выборах в парламент, министр представляет не государственные интересы, а интересы своей партии и в любое время может лишиться полномочий члена кабинета министров. Эта система распределения власти между политической и бюрократической структурами в Японии обеспечивает стабильность и преемственность и, как правило, прогнозируемость экономического курса, государственной политики исполнительной власти.

Другая традиция морально-культурного плана, не имеющая юридического закрепления, но служащая нормой жизни японцев - пожизненный найм рабочей силы. Японская модель управления, в том числе управления персоналом, нередко воспринималась как исторический казус, которому априори отказывали в эффективности. Но японская экономика демонстрирует иные результаты. Более того, Закон о труде, действующий в Японии, к числу постоянных работников относит тех, кто проработал на одном месте более двух месяцев, т.е. юридически не создает никаких препятствий для смены работниками места профессиональной деятельности. Это пример традиции, установившейся в практике японского бизнеса по ассоциации с ценностями конфуцианства, не утраченными в современном японском обществе.

В целом основные характеристики японского права позволяют относить его к романо-германской правовой семье. Право Японии - право статутное; нормы права определяются в актах, принимаемых парламентом. Издание актов идет преимущественно по пути их кодификации. В то же время исследователи специально обращают внимание на то, что схожая по структуре источников с западными государствами правовая система Японии функционирует в совершенно иной культурной среде, со специфическим правопониманием, особенным национальным менталитетом <*>.

--------------------------------

<*> См.: Нода И. Сравнительное правоведение в Японии: прошлое и настоящее // Очерки сравнительного права. М., 1981. С. 247.
По форме правления Япония - конституционная монархия. Демонстрируемая на протяжении многих веков верноподданность государству и его олицетворению - императорской власти нашла отражение в конституционной норме об императоре как "символе государства и единства нации". Конституция 1946 г. установила систему государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Двухпалатный парламент избирается всеми гражданами, имеет абсолютную законодательную власть и пользуется большим авторитетом как институт верховной власти. Исполнительную власть осуществляет формируемый победившей на выборах партией (или партийной коалицией) кабинет министров. Суды по традиции не воспринимаются как государственные институты разрешения конфликтных ситуаций, однако под воздействием усложняющихся главным образом межгосударственных экономических отношений все более приобретают значение органа, обеспечивающего интересы защиты справедливости, закона.

В японской правовой системе предусмотрен институт судебного контроля за конституционностью законов и подзаконных актов. Эта деятельность не закреплена за каким-либо специальным органом. Суды единой системы осуществляют конституционный контроль в ходе разрешения конкретных дел.

Влияние американского права сказалось главным образом на послевоенном японском акционерном, антитрестовом законодательстве, законах о судоустройстве, судопроизводстве - тех, которые были приняты в послевоенный период американской оккупации. Однако отразившееся в отдельных сферах влияние права США в целом оценивается как довольно ограниченное <*>. Основная причина тому видится в принципиально ином техническом характере англо-американского права.

--------------------------------

<*> См.: Саидов А.Х. Указ. соч. С. 204.
§ 6. Правовые системы африканских государств
Специально отметим, что единой правовой семьи государства африканского континента не составляют. Господство обычая в доколониальный период, активное распространение начиная с XIV - XV вв. в разных частях континента влияния мировых религий (главным образом христианства и ислама) вкупе с этнической разнородностью населения предопределило существование значительных отличий в политико-правовой организации африканских государств. Будучи в прошлом колониями развитых европейских государств, страны Африки испытали сильное воздействие права государства-метрополии и позаимствовали многие юридические приемы и средства государственного регулирования у европейских государств.

Современные правовые системы государств Африки в процессе формирования идейно опираются главным образом на целые отрасли права государства-метрополии (чаще это административное и торговое право), на законы, изданные колониальными властями специально для колоний (это сфера хозяйственного, обязательственного права), а также на правовые обычаи и культовые традиции той или иной части континента. По формальным же признакам правовые системы в государствах Африки складываются в европейских или англо-американских традициях - либо путем парламентского законотворчества, либо путем придания решениям судебных инстанций силы судебного прецедента.

Особенность современных правовых систем государств африканского континента состоит в немалой роли обычного права как в регулировании государственной, так и в общественной жизни. На формировании правового поведения народов Африки сказался многовековой общинный образ жизни. Основу мировоззрения традиционно составляла мифология, отсюда поклонение силам природы, одушевление неживого мира, идолизация лидеров. Моральные нормы, сложившиеся правила поведения в быту по силе их воздействия и теперь неотличимы от юридических. Обычаи стали отражением всего многообразия форм народной жизни. Обычное право африканских государств отразило соседство на одном континенте монархии и демократии как принципов общинной организации, матриархата и патриархального уклада как базы семейного сообщества, первобытно-племенной и политической организации общества и в настоящее время. Соблюдение в территориальных пределах общин обычных норм из поколения в поколение было обязательным и мотивировалось исключительно пожеланиями "жить так, как жили предки" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 377.
Обычное право в государствах Африки характеризуется всеми основными чертами, свойственными этому правовому источнику. Нормы права заключаются в предписаниях морально-нравственного характера, а действие норм морали обеспечивается авторитетом и деятельностью государства. И те и другие в большинстве государств существуют в виде неписаных правил, их фиксирование в каких-либо юридических источниках встречается нечасто. Вместе с тем формирование государственной законодательной регламентации осуществляется с учетом либо на основе норм обычного права. Правовые обычаи наиболее заметно влияют на формирование местной общинной власти, регулирование брачно-семейных отношений, вопросов землевладения, собственности и наследования, на традиции правосудия.

Религиозные верования оказывают значительное воздействие на формирование общественного поведения народов африканского континента. Влияние христианства и ислама на обычный уклад жизни африканских государств сказалось в том плане, что религиозные идеологические установки позволяют соизмерять индивидуальные и общественные поступки с определенными правилами. "Правильность" действий определяется соответствием "божественным" законам; действия не по правилам или вопреки "правильным" или "божественным" законам порицаются.
§ 7. Традиционно-нравственные особенности формирования

и развития российской правовой системы
Правовая история и правовые традиции в современном, политически организованном обществе складываются, как показано, не только из юридических правил, которые общество признает в качестве общеобязательных. В восприятии правовых предписаний и запретов задействованы правосознание, логическое мышление. Понимание правовой действительности, оценка, адекватное восприятие, соблюдение и исполнение норм права не в меньшей мере зависят от мировоззренческих установок, правовой культуры - соединения правовых знаний и интуитивных механизмов познания права.

Современная российская правовая система отражает не только реальную правовую действительность и ее идеологическую составляющую, но и правовую традицию, исторически связанную с образом жизни российского населения, его мышлением, отношением к праву и правовым установлениям государственной власти.

Специфика современной российской правовой системы объясняется не одним только субъективным фактором восприятия права. Русской национальной особенностью, подтвержденной историей общественно-политического развития России, является стремление к "высшей" справедливости, правовому идеалу и ее основанность на религиозных верованиях и ценностях. Развитие российской государственности невозможно вне такого понятия, как народность (одно из проявлений - коллективизм); формирование национального правового сознания основано на поклонении авторитетам, подверженности интуитивным стихийным побуждениям.

Правовая культура, сложившаяся в России, в значительной степени ориентирована на уважение к авторитету власти, персонифицированной главным образом в лице официального лидера определенного уровня. Более того, традиционно в отношениях государства и личности явный "силовой" перевес был на стороне государства: государственная собственность была защищена более значимыми санкциями; возможность обращения за защитой нарушенных должностными лицами государства прав гражданина в судебные органы долгое время не предусматривалась.

В развитии отечественной правовой системы известен довольно длительный период, когда преобладающим в общегосударственной правовой практике направлением было санкционирование максимально унифицированного порядка пользования гражданами своими политическими, социальными и даже гражданскими правами. Следствием такой правовой политики в отношении граждан стало то, что основная масса российского населения не была приучена соизмерять свои действия и значимость их социальных последствий; ей не было свойственно чувство социального долга и позитивной ответственности, которые обеспечивают правовой прогресс, выступают его основой.

Другим негативным проявлением современной российской правовой действительности является демонстрируемая не только гражданами, но и представителями власти недооценка социальной ценности права. Для обозначения этого явления даже появилось специальное название - "правовой нигилизм". Следует заметить, что укоренению правового нигилизма способствовало то, что в общественном сознании полезность правовой регламентации не была очевидной. Несоблюдение права либо прямое его нарушение, длительное время оставаясь без должной юридической оценки, породило отношение к правовым предписаниям, как к чему-то необязательному, легко преодолеваемому методом специфических соглашений и договоренностей, официально не санкционированных государством (современный политический быт даже породил альтернативу праву - "понятия").

В известном смысле негативный багаж в российской правовой системе составляет традиция совмещения нормативной и политико-идеологической составляющих права в концепциях и текстах нормативно-правовых документов. Сначала - как необходимая идеологическая часть документа, затем - как дань запросам политизированного российского общества, в настоящее время значительный объем нормативных правовых актов составляют декларации, лозунги, констатации основополагающих принципов и намерений. Еще довольно часто исполнение закона, приведение его в действие обеспечивается принятием разного рода подзаконных актов, правил и инструкций.

Российская политическая жизнь последних десятилетий отчасти поставила под сомнение традиционные мировоззренческие ориентиры, ценность морально-этических представлений, попранных навязываемым под видом западной культуры индивидуализмом и меркантильностью. Общественный имидж власти и политической элиты приобрел такие черты, что в глазах населения стал характеризоваться не иначе как антинародный, лишенный должного морального облика.

Современный правовой опыт и социальная практика России отчетливо показывают, что сложившиеся в последние десятилетия формы квазиправового общения (договоренности, "понятия" и т.п.) постепенно утрачивают жизнеспособность. Политическая жизнь все чаще обращается к индивиду с требованием общественной активности, социальной инициативности с расчетом на собственные силы. Кроме того, и государство постепенно обретает отводимый ему действующей Конституцией статус арбитра, стоящего на защите индивидуальных прав и свобод, собственности, призванного обеспечивать национальную и общественную безопасность. Немало сторонников в России приобрела старинная западноевропейская естественно-правовая теория неотчуждаемых прав человека. Отрадно, что появляются рациональные попытки преодоления ее противопоставления концепции позитивного права <*>. В то же время есть основания опасаться, что под влиянием глобальных процессов унификации, в ходе не всегда разумного перенесения на российскую почву неосновательно идеализируемых установок западного или англо-американского права, позитивные элементы в российской нравственно-культурной правовой традиции могут быть утрачены.

--------------------------------

<*> См.: Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Известия вузов. Правоведение. 2000. N 2. С. 4 - 23.
Вопросы для повторения.

1. Что включается в понятие "правовой системы", каковы составляющие ее элементы? Назовите типы правовых систем. Какие правовые явления объединяются понятием "правовая семья"?

2. Охарактеризуйте особенности правовых систем государств романо-германской правовой семьи.

3. Назовите характерные черты правовых систем англо-американских государств.

4. Какое влияние оказывает религия и религиозная идеология на формирование права? Как это отражается на политической практике отдельных государств?

5. Каково значение правовых традиций и как они отражаются в правовой жизни Индии и Китая?

6. Расскажите о влиянии обычного права на формирование правовых систем стран Африки.

7. Каково влияние внеправовых социальных норм на формирование современной российской правовой системы?
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта