Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г.

  • 1.2. Произведения, 50-летний срок действия исключительных прав на которые истек по состоянию на 1 января 1993 г.

  • 1.3. Произведения, авторское право на которые возникало у юридических лиц в соответствии с законодательством, действовавшим в СССР.

  • 2. Сроки действия авторских прав на произведения, охраняемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

  • "правило о сравнении сроков"

  • Учебник по авторскому праву и смежным правам. Учебник и. А. Близнец, К. Б. Леонтьев под редакцией доктора юридических наук, профессора И. А. Близнеца


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеУчебник и. А. Близнец, К. Б. Леонтьев под редакцией доктора юридических наук, профессора И. А. Близнеца
    АнкорУчебник по авторскому праву и смежным правам.docx
    Дата17.12.2017
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУчебник по авторскому праву и смежным правам.docx
    ТипУчебник
    #11793
    страница7 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28
    § 7. Срок действия

    исключительных прав на произведение.

    Общественное достояние
    Согласно общему правилу, предусмотренному ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (отсчет при этом в целях упрощения ведется с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

    Однако на практике определение сроков действия исключительных прав в отношении многих произведений достаточно часто вызывало и продолжает вызывать в настоящее время значительные проблемы, что связано, в частности, с установлением целого ряда исключений из общего правила, недостаточной степенью законодательной определенности в решении отдельных вопросов, установлением российским законодательством об авторском праве особого порядка исчисления сроков действия авторских прав в ряде случаев, неоднократным продлением сроков действия таких прав на протяжении последних десятилетий и многими иными факторами.

    Представляется целесообразным отдельно рассмотреть, во-первых, сроки действия исключительных прав на произведения российских авторов и иных правообладателей, исключительные права которых охраняются непосредственно на основании законодательства Российской Федерации, и, во-вторых, сроки действия исключительных прав на произведения, охраняемые на основании международных договоров Российской Федерации. Такой подход представляется оправданным в связи с тем, что принципы определения сроков действия исключительных прав для этих двух случаев существенно различаются.
    1. Сроки действия исключительных прав на произведения российских авторов и иных правообладателей, исключительные права которых охраняются непосредственно на основании законодательства Российской Федерации.

    Охрана непосредственно на основании положений ГК РФ предоставляется в том случае, если произведение отвечает хотя бы одному из двух критериев - критерию гражданства или территориальному критерию.

    Согласно критерию гражданства охрана в соответствии с ГК РФ предоставляется любым произведениям, авторы которых являются российскими гражданами, независимо от того, обнародованы такие произведения или нет, а также в какой стране имело место обнародование произведений российских авторов.

    Согласно территориальному критерию охрана непосредственно на основании положений ГК РФ предоставляется независимо от гражданства авторов (их правопреемников) любым произведениям, обнародованным на территории Российской Федерации, а также любым необнародованным произведениям, находящимся на ее территории.

    Указанные критерии в ГК РФ закреплены в несколько иной последовательности (ст. 1256 ГК РФ) (при этом на первое место по непонятной причине выдвинут территориальный критерий), и соответственно несколько сужена сфера действия критерия гражданства.

    Таким образом, охрана произведениям российских авторов, обнародованным на территории Российской Федерации, формально в соответствии с ГК РФ предоставляется на основании территориального критерия, а не критерия гражданства, применение которого было бы более логичным в таких случаях.

    Устанавливаемое явное предпочтение территориальному критерию по сравнению с критерием гражданства авторов не вполне соответствует тому подходу, который закреплен основными международными договорами, регламентирующими вопросы охраны авторских прав на международном уровне.

    Так, п. п. 1 и 2 ст. II Всемирной конвенции об авторском праве рассматривают именно гражданство в качестве базового критерия при решении вопроса о предоставлении охраны, в том числе в отношении охраны не выпущенных в свет произведений.

    Аналогично ст. 3 Бернской конвенции при определении критериев предоставления охраны в качестве основного критерия рассматривает наличие гражданства автора в какой-либо из стран Бернского союза независимо от факта выпуска произведения в свет, а территориальный критерий (место первого выпуска в свет) устанавливает только в качестве дополнительного, применяемого исключительно в тех случаях, когда не выполняется условие о гражданстве автора.

    Однако следует признать, что в связи с взаимодополняющим характером действия территориального критерия и критерия гражданства подобная последовательность их закрепления в ГК РФ и некоторое сужение круга случаев, в которых охрана предоставляется на основании критерия гражданства, не приводят в настоящее время к каким-либо негативным практическим последствиям.

    Следует отметить, что приведенные ниже обоснования для различных случаев определения сроков действия исключительных прав применимы только тогда, когда существует абсолютная уверенность, что такие исключительные права охраняются непосредственно на основании российского законодательства. Например, непосредственно на его основании охраняются исключительные права на произведения, созданные российскими гражданами либо обнародованные на территории Российской Федерации. На наш взгляд, в обоих указанных случаях исчисление сроков действия исключительных прав на произведения должно осуществляться в соответствии с действующим российским законодательством независимо от порядка определения срока действия исключительных прав в отношении тех же произведений, применяемого в какой-либо другой стране мира.

    Однако положения российского законодательства, регламентирующие вопросы определения сроков действия исключительных прав в Российской Федерации, в настоящее время образуют столь сложную систему, что необходимо рассматривать их поэтапно в соответствии с особенностями законодательного решения отдельных вопросов для различных случаев.
    1.1. Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г.

    В качестве общего правила для исчисления срока действия имущественных авторских прав закрепляется принцип определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора: исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (абзац первый п. 1 комментируемой статьи).

    При этом значение имеет не конкретная дата смерти автора, а год смерти, поскольку срок действия исключительных прав во всех случаях фактически продлевается на весь тот год, в соответствующие число и месяц которого он должен был истечь на основании общих правил гражданского законодательства (ст. 192 ГК РФ).

    Рассматриваемая статья устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от указанного выше общего правила:

    1) если произведение создано в соавторстве, исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;

    2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования. Однако данный порядок определения срока действия исключительных прав не применяется, если в течение указанного срока автор такого произведения "раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений". То есть в случае известности личности автора "анонимного произведения" или произведения, созданного под псевдонимом, срок действия исключительного права на него будет определяться в соответствии с общим правилом;

    3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования независимо от истечения сроков действия исключительных прав на любые другие произведения того же автора;

    4) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, исключительные права на его произведения действуют в течение 70 лет после года реабилитации такого автора;

    5) если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительных прав на его произведения независимо от времени их создания дополнительно продлевается на четыре года.

    Таким образом, при определении в соответствии с российским законодательством срока охраны любого произведения требуется изучить целую совокупность влияющих на его длительность факторов, связанных как с биографией автора (дата смерти, работа во время Великой Отечественной войны, дата посмертной реабилитации, в случае если автор был репрессирован), так и с особенностями создания и обнародования произведения (наличие соавторов, опубликование анонимно или под псевдонимом, посмертное опубликование).

    Следует отметить, что во многих случаях определение срока действия исключительных прав даже в отношении известнейших произведений оказывается довольно затруднительным, особенно с учетом непростой судьбы многих российских авторов и их произведений на протяжении XX в.

    Например, писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл "Конармия" (1926), "Одесские рассказы" (1931), пьес "Закат" (1928), "Мария" (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Таким образом, исключительные права на его произведения до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

    Представляет интерес исчисление сроков действия авторских прав в отношении многих произведений М.А. Булгакова, умершего также в 1940 г. Например, роман "Мастер и Маргарита" впервые был опубликован уже после смерти писателя - в 1966 - 1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Точно так же только после смерти писателя были опубликованы его произведения "Собачье сердце" (в 1987 г.) и "Театральный роман" (в 1965 г.). Однако, в связи с введением ГК РФ срока отсчета не с момента посмертного опубликования произведения, а с момента их обнародования после смерти автора (при условии, что они не были обнародованы при его жизни), порядок исчисления данных сроков может быть пересмотрен в зависимости от того, будут ли доказаны факты более раннего обнародования указанных произведений по отношению к дате их опубликования.

    В связи с тем что ранее ЗоАП предусматривал возможность продления охраны произведений в случае их неопубликования при жизни автора, интересная и подчас непростая ситуация возникала в отношении драматических произведений, публичное исполнение которых далеко не всегда сопровождается их опубликованием (выпуском в свет), т.е. выпуском в обращение экземпляров произведения. В результате нередко драматические произведения впервые оказываются опубликованными после смерти их авторов, что приводило к применению в отношении этих произведений особого порядка исчисления срока действия исключительных прав. В настоящее время, поскольку ГК РФ прямо указывает на отсутствие обнародования в качестве основания для продления сроков действия авторских прав, в отношении неопубликованных, но обнародованных при жизни автора произведений продление сроков охраны не происходит.

    В отношении порядка применения сроков действия авторских прав на произведения, созданные в соавторстве, специалисты высказывают различные точки зрения.

    Так, нерешенным остается вопрос о применимости особого правила для исчисления сроков действия авторских прав в случае "делимого" соавторства, когда каждый из соавторов создал свою часть произведения, которая может быть использована отдельно, независимо от других частей такого произведения, например музыка и слова песни, созданной совместным творческим трудом композитора и поэта. Следует отметить, что положения ГК РФ не предусматривают никаких исключений для подобных случаев. Кроме того, из буквального их толкования вытекает, что охраняются не только права наследника того соавтора, который пережил всех остальных соавторов, но и права наследников всех иных соавторов независимо от года их смерти. Собственно, при ином подходе не было бы никакого смысла в установлении особого правила для таких случаев.
    1.2. Произведения, 50-летний срок действия исключительных прав на которые истек по состоянию на 1 января 1993 г.

    В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" сроки охраны прав, предусмотренные ст. ст. 1281, 1318, 1327 и 1331 ГК РФ, применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г.

    Таким образом, законодательство исходит из того, что в 1993 г. сроки действия авторских прав были восстановлены, но для того, чтобы определить, существует ли охрана произведения в настоящее время или оно уже перешло в общественное достояние, приходится дополнительно учитывать, охранялось ли произведение по состоянию на 1993 г. в соответствии с правилами, установленными действовавшей редакцией ст. 27 ЗоАП, согласно которой:

    1) общее правило предусматривало действие авторских прав в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

    2) для анонимно обнародованных произведений и произведений, обнародованных под псевдонимом, авторское право действовало в течение 50 лет после даты обнародования, если только личность автора не оказывалась "раскрытой" в течение этого периода;

    3) для произведений, созданных в соавторстве, срок действия авторских прав истекал через 50 лет после года смерти последнего из соавторов;

    4) для произведений, опубликованных только после смерти автора, срок действия авторских прав продлевался до 50 лет после года такого посмертного опубликования;

    5) права репрессированных и посмертно реабилитированных авторов охранялись 50 лет после года реабилитации;

    6) срок действия прав для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, дополнительно увеличивался на четыре года.

    Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусматривалось, что сроки охраны, предусмотренные ст. 27 Закона, "применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права... не истек к 1 января 1993 года". Несмотря на попытки различных толкований данной нормы, рядом судебных прецедентов было признано, что положения ЗоАП о порядке исчисления сроков охраны подлежат применению в отношении всех произведений, а охрана ранее перешедших в общественное достояние произведений российских авторов в результате принятия ЗоАП восстанавливается до истечения новых сроков действия авторских прав на них.

    Подобное правило, хотя и создавало иногда проблемы для отдельных пользователей, в целом способствовало определенности правоотношений, которую в противном случае было бы чрезвычайно трудно обеспечивать, поскольку за последние несколько десятилетий сроки действия авторских прав на территории нашей страны изменялись (продлевались) неоднократно.

    Таким образом, в настоящее время существует особая категория произведений, в отношении которых, несмотря на то что сроки охраны исключительных прав на них по общим правилам ст. 1281 ГК РФ не должны были истечь, охрана все же не предоставляется в связи с истечением сроков, предусмотренных ст. 27 ЗоАП по состоянию на 1993 г.

    Несмотря на сложность данного правила, оно, как правило, не имеет практического значения в связи с редкостью подпадающих под него произведений.

    Удобным практическим ориентиром может служить упрощенное правило, согласно которому если произведение было создано в период до Великой Отечественной войны, все авторы (соавторы) умерли также в указанный период, ни один из них не был репрессирован и реабилитирован посмертно, произведение было обнародовано (опубликовано) также до Великой Отечественной войны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что такое произведение в настоящее время не охраняется, так как 50-летние сроки, исчисляемые согласно ст. 27 ЗоАП, истекли к 1993 г., когда ЗоАП вступил в силу.

    В случае если произведение создавалось в период Великой Отечественной войны или в более позднее время либо автор умер в указанные периоды, соответствующие сроки истечь не могли (с учетом дополнительных четырех лет, добавляемых в связи с работой в период Великой Отечественной войны) и произведение продолжает охраняться в соответствии с положениями ГК РФ.
    1.3. Произведения, авторское право на которые возникало у юридических лиц в соответствии с законодательством, действовавшим в СССР.

    Согласно абзацу второму ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" признается 70-летний срок действия авторских прав юридических лиц, возникших в соответствии с законодательством, действовавшим до 3 августа 1992 г. Срок охраны при этом исчисляется со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня его создания.

    Следует отметить, что вопрос охраны "первоначальных" авторских прав юридических лиц, возникавших, в частности, в соответствии со ст. 486 Гражданского кодекса РСФСР, является чрезвычайно сложным. Спорными являются как объем такой охраны, так и сам принцип ее предоставления, не соответствующий общим принципам действующего в настоящее время российского законодательства.

    Подробнее данный вопрос анализируется в разделе, посвященном особенностям охраны произведений, созданных в период существования СССР.
    2. Сроки действия авторских прав на произведения, охраняемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Россия участвует во многих международных договорах, в той или иной степени затрагивающих вопросы охраны авторских прав.

    Несомненно, основным договором, регламентирующим вопросы охраны авторских прав на международном уровне, является Бернская конвенция, к которой Россия присоединилась в 1995 г.

    В 2004 г. российское законодательство удалось привести в полное формальное соответствие с положениями Бернской конвенции, устранив, в частности, все основания для предъявления России обвинений в несоблюдении требований Конвенции о предоставлении так называемой ретроактивной охраны произведений.

    Сложность ситуации обусловливалась тем, что срок охраны, предоставляемый согласно ст. 7 Бернской конвенции, не зависит от даты присоединения страны к этой Конвенции. И хотя он определяется законодательством страны, в которой истребуется охрана (п. 8 ст. 7 Конвенции), но по общему правилу не может составлять менее 50 лет после смерти автора (п. 1 ст. 7 Конвенции). Из этих правил могут устанавливаться только такие исключения, которые непосредственно предусмотрены самой Бернской конвенцией.

    Таким образом, в случае присоединения к Бернской конвенции любая страна должна предоставить охрану не только тем произведениям, которые будут созданы или опубликованы после даты присоединения, но и всем остальным "иностранным" произведениям, в отношении которых не истекли предусмотренные национальным законодательством сроки действия авторских прав, которые, в свою очередь, не должны быть короче сроков, предусмотренных этой Конвенцией.

    Бернская конвенция предусматривает три основных возможных исключения из общих правил определения сроков действия авторских прав, которыми Россия могла воспользоваться уже в 1995 г., но которые были закреплены в российском законодательстве только в 2004 г.:

    1) пунктом 8 ст. 7 Бернской конвенции устанавливается так называемое "правило сравнения сроков", согласно которому, если иное не предусмотрено национальным законодательством, срок действия авторских прав в стране, в которой истребуется охрана, не может превышать срок, установленный в стране происхождения произведения. Таким образом, ни одна страна, участвующая в Бернской конвенции, не обязана предоставлять "иностранным" произведениям охрану в течение более длительных сроков, чем те, которые установлены в стране их происхождения;

    2) согласно п. 1 ст. 18 Бернской конвенции она применяется ко всем произведениям, которые к моменту вступления ее в силу не стали еще общественным достоянием в стране их происхождения. Таким образом, в тех случаях, когда по каким-либо причинам произведение перешло в общественное достояние в стране происхождения, остальные страны, участвующие в Бернской конвенции, не обязаны предоставлять охрану этому произведению. Однако применение данного правила должно быть специально оговорено в соответствии с положениями п. 3 ст. 18 Бернской конвенции;

    3) в соответствии с п. 2 ст. 18 Бернской конвенции страна, участвующая в этой Конвенции, не обязана возобновлять охрану тех произведений, которым ранее она уже предоставляла охрану, но которые на момент вступления в силу Конвенции для такой страны уже перешли в ней в общественное достояние вследствие истечения ранее предоставленного произведениям в такой стране срока действия авторских прав.

    Таким образом, Бернской конвенцией предусмотрен общий принцип восстановления охраны для "иностранных произведений", за исключением конкретных перечисленных в самой Конвенции случаев.

    Несмотря на присоединение России к Бернской конвенции в 1995 г., до принятия изменений в 2004 г. абзац второй п. 1 ст. 28 ЗоАП предусматривал, что "произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние". Очевидно, что данное правило противоречит требованиям Бернской конвенции и исключает из охраны подавляющее большинство произведений иностранных авторов, которые могли бы претендовать на ее получение в соответствии с положениями Конвенции.

    Дело в том, что первым универсальным международным договором в области авторских прав, к которому присоединился СССР, стала Всемирная конвенция об авторском праве в редакции 1952 г. Конвенция предписывала обеспечение охраны только для произведений, впервые опубликованных после присоединения к ней страны-участника. Остальные "иностранные" произведения исключались из охраны и фактически на территории СССР и России переходили в общественное достояние с момента их создания. Немногочисленные двусторонние соглашения об охране авторских прав, устанавливавшие иной подход, серьезным образом не влияли на ситуацию.

    При присоединении России к Бернской конвенции была сделана не предусмотренная самой Конвенцией оговорка, в соответствии с которой генеральный директор ВОИС был уведомлен о том, что "действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием" (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224). Правомерность данной оговорки долгое время была предметом дискуссий.

    С принятием Федерального закона от 20 июля 2004 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" действие указанной оговорки фактически прекратилось, а российское законодательство было приведено в полное соответствие с требованиями Бернской конвенции. Так, например, был полностью исключен приведенный выше абзац второй п. 1 ст. 28 ЗоАП, противоречивший положениям Бернской конвенции.

    Согласно подп. 3 п. 1 ст. 1256 ГК РФ исключительное право распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    В п. 4 ст. 1256 ГК РФ закреплены ограничения сроков действия авторских прав на произведения, охраняемые на основании международных договоров Российской Федерации, которые законодатель попытался полностью перенести из п. 8 ст. 7, а также п. п. 1 и 2 ст. 18 Бернской конвенции.

    Так, "правило о сравнении сроков", рассмотренное выше, изложено в ГК РФ следующим образом: "При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения" (абзац второй п. 4 ст. 1256 ГК РФ), т.е. почти дословно повторена формулировка Бернской конвенции, что, несомненно, принесет значительную пользу, обеспечив ясность толкования соответствующих положений.

    Таким образом, определение сроков действия авторских прав на произведения иностранных авторов, права которых на территории Российской Федерации охраняются в соответствии с положениями Бернской конвенции, может осуществляться в соответствии со следующим алгоритмом:

    1) устанавливается, охраняется ли произведение в стране его происхождения. Если срок действия авторских прав на произведение в стране его происхождения истек, то в Российской Федерации охрана такому произведению также не предоставляется;

    2) срок действия авторских прав на произведение в стране его происхождения сопоставляется со сроком, предусмотренным российским законодательством. Если срок, предусмотренный российским законодательством, оказывается более длительным, то охрана ограничивается тем сроком, который предусмотрен в стране происхождения. Следует отметить, что данное правило фактически повторяет предыдущее, поскольку в случае истечения срока действия авторских прав в стране происхождения произведения оно не будет охраняться в Российской Федерации;

    3) дополнительно законодательством закрепляется возможность отказа в предоставлении охраны, если истек ранее предоставленный российским законодательством срок охраны такого произведения. В Бернской конвенции, как уже отмечалось выше, данное правило имеет значение только на момент присоединения страны к этой Конвенции, а в дальнейшем в любом случае действует общее "правило о сравнении сроков", тем более что в настоящее время сроки действия авторских прав в Российской Федерации превышают сроки, гарантируемые Бернской конвенцией в качестве минимально допустимых, и соответствуют срокам, действующим в наиболее развитых странах мира.

    После истечения срока действия исключительных прав произведения переходят в категорию так называемого общественного достояния, т.е. могут использоваться любыми лицами без выплаты вознаграждения наследникам автора или иным его правопреемникам, хотя и с обязательным соблюдением трех личных неимущественных прав автора - права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения (ст. 1282 ГК РФ).

    В п. 3 ст. 1282 ГК РФ содержится специальное правило, действующее в отношении случаев обнародования перешедших в общественное достояние произведений, которые не были обнародованы при жизни автора. Такое обнародование может осуществлять любое лицо, если только выраженная в письменной форме воля автора не запрещает обнародование его произведения. Указания на этот счет могут содержаться в завещании автора, в его письмах, дневниках и т.д.

    Лицо, осуществившее обнародование перешедшего в общественное достояние произведения, приобретает в отношении такого произведения права публикатора (ст. ст. 1337 - 1344 ГК РФ).

    Ранее в соответствии с п. 3 ст. 28 ЗоАП предусматривалось право Правительства Российской Федерации устанавливать особые случаи выплаты специальных отчислений за использование произведений, перешедших в общественное достояние. В настоящее время соответствующие положения в ГК РФ отсутствуют, однако не исключено, что они могут быть внесены в него в дальнейшем.

    С середины XX в. все чаще в качестве одного из вариантов решения проблем, связанных с необходимостью освоения новых источников финансирования интеллектуальной деятельности, выдвигаются предложения о введении в тех или иных формах института "платного общественного достояния", связываемого обычно с созданием и деятельностью фондов или других структур, обеспечивающих финансирование и поддержку творческой деятельности, а также предложения по использованию организационных возможностей государства в этой сфере. Такие предложения неоднократно рассматривались на международном уровне. В 1958 г. этот правовой институт впервые нашел практическое воплощение в законодательстве Аргентины <1>. В настоящее время он активно развивается в значительном числе европейских стран.

    --------------------------------

    <1> См.: Харвей Э.Р. Платное общественное достояние: Сравнительно-правовой анализ в свете опыта законодательства Аргентины // Бюллетень по авторскому праву. 1995. Т. XXVIII. С. 33 - 45.
    В вопросе о правовой природе этого института конкурируют два подхода: согласно одному из них платное общественное достояние есть продолжение авторского права, согласно другому - инструмент фискального характера, своего рода налог или сбор, взимаемый в интересах развития культуры, или, как его иногда называют, "культурная рента". В такой трактовке платное общественное достояние оказывается одним из инструментов, используемых для финансирования соответствующей деятельности за счет сборов, обеспечиваемых этим институтом. Существует и третий подход, предполагающий сочетание двух первых.

    В ряде стран, в которых предусмотрен институт платного общественного достояния, действует система свободного использования включаемых в него произведений: пользователь обязан только уплатить соответствующие отчисления, налоги или сборы. Такой порядок установлен, например, законодательством Аргентины и Италии. Другой, ограничительный, подход предполагает, что для коммерческой эксплуатации произведений, находящихся в сфере платного общественного достояния, пользователь должен получить разрешение определенного государственного органа. Такая система применялась в свое время Алжиром, Болгарией, Тунисом, Заиром. Продолжительность действия системы платного общественного достояния может быть ограничена определенным сроком (как во Франции) или не ограничена в самом широком смысле (как в Аргентине). Выплата отчислений может быть предусмотрена за использование произведений всех видов: литературных, музыкальных, драматических, аудиовизуальных, произведений изобразительного искусства, программного обеспечения и т.д. Такой подход практикуется в Мексике, в Аргентине с ее "всеобъемлющей" моделью, охватывающей "все культурное наследие человечества" <1>. Вторым возможным вариантом является выплата отчислений за использование только отдельных категорий произведений. Такая система установлена законодательством Франции, Португалии. Ответственность за сбор отчислений, управление создаваемыми фондами и распределение собранных средств возлагается либо на государственные органы, либо на организации, представляющие авторов и исполнителей.

    --------------------------------

    <1> См.: Харвей Э.Р. Указ. соч. С. 38.
    Институт платного общественного достояния постепенно начинает закрепляться в законодательстве многих развитых стран мира, что позволяет говорить о возникновении у современных государств определенных обязанностей, связанных с использованием объектов авторских и смежных прав, ставших общественным достоянием.

    Фактически основная и, пожалуй, единственная задача системы платного общественного достояния может быть сформулирована следующим образом: за счет установления платности использования соответствующих произведений для некоторых сделать культурное наследие доступным для всех. Смысл такой системы не в социальной защите творческих работников, а скорее в создании возможностей для творческого развития всех членов общества. При этом следует помнить, что создание условий для творческой деятельности всегда будет прямо или косвенно способствовать социальной защите творческих работников.

    Целями системы платного общественного достояния в настоящее время признается не только поощрение творческой деятельности, но и обеспечение культурного развития общества, признание и обеспечение "культурных прав" как прав человека. Поступления от использования произведений, ставших платным общественным достоянием, часто рассматриваются как естественный и правомерный источник финансирования культуры, позволяющий за счет установления платности пользования объектами культуры обеспечивать доступность этих объектов для всех членов общества. Исходя из указанных целей представляется необходимым осуществлять за счет собранных средств финансирование как отдельных видов деятельности, специальных целевых программ, так и конкретных организаций (творческих союзов, библиотек, музеев, школ и т.д.).

    Подобная система имеет по крайней мере два преимущества. Во-первых, оказывается невыгодным использовать неохраняемые произведения, в результате стимулируется создание и использование произведений охраняемых. Во-вторых, появляется заинтересованность широкого круга юридических и физических лиц, конкретных органов государственной власти в соблюдении авторских прав, в поддержке организаций, управляющих имущественными правами, в полном и своевременном сборе отчислений за использование произведений, перешедших в общественное достояние, а следовательно, и в сборе вознаграждения правообладателям, постепенном распространении такой системы на все виды произведений и все способы их коммерческого использования.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28


    написать администратору сайта