Главная страница
Навигация по странице:

  • Оправдание

  • Учебник история философии москва Академический Проект 2005 Рекомендовано


    Скачать 2.14 Mb.
    НазваниеУчебник история философии москва Академический Проект 2005 Рекомендовано
    Дата29.09.2022
    Размер2.14 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmguhistph.docx
    ТипУчебник
    #704524
    страница94 из 259
    1   ...   90   91   92   93   94   95   96   97   ...   259

    Свертывание и развертывание.


    Свертывание и развертывание. Отношение Бога и мира Кузанец описывает терминами «развертывание» (ехрНсайо) и «свертывание» (сотрНсайо), иногда

    «развитие» (еуо1ийо). Эти понятия ближе к неоплатоновской «эманации», чем христианскому «творению».

    Понятие «развертывание» Кузанец иллюстрирует на примерах: из точки развертывается линия, из мига время, из покоя движение. Вся Вселенная есть развертывание Бога. «В едином Боге свернуто

    все, поскольку все в Нем; и Он развертывает все, поскольку Он во всем». «Все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде».

    Развертывание и свертывание (как «эманация» у неоплатоников) вневременные понятия, им не соответствуют никакие процессы во времени. Это можно проиллюстрировать рис.: центр и окружность Абсолютный

    248

    Минимум и Абсолютный Максимум, спираль развернутая из них сущность. В

    зависимости от того, в каком направлении вращать рисунок, спираль будет казаться

    «исходящей» из центра или «входящей» в него, но это только иллюзия. «Путь вверх и путь вниз один и тот же» (Гераклит).

    Оправдание материи.


    Оправдание материи. Подобно Платону, Кузанец предпочитает термин «Иное» термину «материя» (Иуіе). Термин «Иное» лучше передает чисто метафизический, далекий от всего чувственного смысл, чем «материя» или «вещество». С одной стороны, Иному всегда чего-нибудь недостает, Иное есть слабость и делает слабым все, к чему примешивается, Неиное же есть абсолютная Мощь. Но, с другой стороны, Иное есть такое же необходимое условие познания, мышления и бытия, как Неиное.

    Кузанец не случайно заменил платоновское название «Тождественное» на «Неиное»: хотя онтологически Неиное выше Иного и содержит его в себе, само название «Неиное», произведенное от слова «иное» присоединением приставки «не», показывает, что Неиное немыслимо без Иного, так что они представляют собою словно два полюса всего сущего (так же у Платона Тождественное и Иное). «Чтобы стать чувственной субстанцией, она (Абсолютная субстанция) нуждается в способной к ее восприятию материи, без которой не может осуществиться как субстанция» (4: 2, 209).

    Материальный мир («причастный Иному»), конечно, несовершенен, но это

    несовершенство трактуется Кузанцем принципиально иначе, чем, скажем, у Фомы Аквинского: это лишь относительное несовершенство, которое дает сущему его индивидуальность. Восхождение к Абсолютному Совершенству есть приближение к растворению в Едином Боге, но индивидуальность и сама по себе имеет абсолютную ценность, заключающуюся в том, что:

    1. она раскрывает («развертывает») одну из бесчисленных потенций Бога;

    2. в тождестве ограниченной вещи самой себе безусловное входит в условное, Абсолютное в относительное, Бог в мир.
    1   ...   90   91   92   93   94   95   96   97   ...   259


    написать администратору сайта