Учебника для студентов высших учебных заведений Москва Высшая школа 1999 удк 82. 9 Ббк83 Х17
Скачать 2.05 Mb.
|
В.Е. Хализев Теория литературы Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Москва «Высшая школа» 1999 УДК 82.9 ББК83 Х17 Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: Кафедра теории литературы Тверского государственного университета (зав. кафедрой д-р филол. наук проф. И.В. Фоменко); д-р филол. наук проф. Н.К. Гей (Институт мировой литературы) I5ВN 5-06-003356-2 © Издательство «Высшая школа», 1999 Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование любым способом без согласия издательства запрещено. СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 6 Глава I О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10 1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей 11 §1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11 § 2. ПРЕКРАСНОЕ 12 § 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13 § 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15 § 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17 § 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19 § 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21 2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 22 § 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22 § 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 23 § 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23 3. Тематика искусства 26 § 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА» 26 §2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 28 § 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 29 § 4. ИСКУССТВО КАК САМОПОЗНАНИЕ АВТОРА 32 § 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33 4. Автор и его присутствие в произведении 35 § 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «АВТОР». ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ АВТОРСТВА 35 § 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 37 § 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38 § 4. ВЫРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ АВТОРА. ВДОХНОВЕНИЕ 40 § 5. ИСКУССТВО И ИГРА 41 § 6. АВТОРСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И АВТОР КАК РЕАЛЬНОЕ ЛИЦО 42 § 7. КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ АВТОРА 44 5. Типы авторской эмоциональности 45 § 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45 § 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 47 § 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47 § 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 49 § 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49 6. Назначение искусства 52 § 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 52 § 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 54 § 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 54 § 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56 Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 58 1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 58 2. Художественный образ. Образ и знак 58 3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 60 4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 62 5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 64 Б. Литература и синтетические искусства 65 7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 66 Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 68 1. Герменевтика 69 § 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 69 § 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 71 § 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 72 2. Восприятие литературы. Читатель 73 § 1. ЧИТАТЕЛЬ И АВТОР 73 § 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 75 § 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 76 § 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 77 § 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 78 3. Литературные иерархии и репутации 79 § 1. «ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 79 § 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 82 § 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 86 § 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 89 § 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 91 Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 93 1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 93 § 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 93 § 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 94 § 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 97 2. Мир произведения 102 § 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 102 § 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 104 § 3. ПЕРСОНАЖ И ПИСАТЕЛЬ (ГЕРОЙ И АВТОР) 110 § 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 112 § 5. ПОРТРЕТ 117 § 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 120 § 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 127 § 8. ВЕЩЬ 131 §9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 135 § 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 139 § 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 140 § 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 142 3. Художественная речь. (стилистика) 148 § 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149 § 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151 § 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 152 § 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 153 § 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 155 4. Текст 157 § 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 157 § 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 158 § 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 161 5. Неавторское слово. Литература в литературе 162 § 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 162 § 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 163 § 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 166 § 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 170 6. Композиция 171 § 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 171 § 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 172 § 3. МОТИВ 174 § 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 176 § 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 179 § 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 179 § 7. МОНТАЖ 181 § 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 183 § 9. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ 185 7. Принципы рассмотрения литературного произввдения 187 § 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 187 § 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 188 § 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 191 Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 192 1. Роды литературы 192 § 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 192 § 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 195 § 3. ЭПОС 195 §4. ДРАМА 198 § 5. ЛИРИКА 202 § 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 207 2. Жанры 209 § 1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР» 209 § 2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 210 § 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 212 § 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 218 § 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 221 § 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 222 § 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 223 Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 225 1. Генезис литературного творчества 225 § 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 225 § 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 226 § 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 230 2. Литературный процесс 233 § 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 233 § 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 234 § 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX – XX ВВ. 235 § 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 239 § 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 239 § 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 242 |