Учебное пособие для студентов Авторы А. Н. Вальвачев, К. А. Сурков, Д. А. Сурков, Ю. М. Четырько Содержание Содержание 1
Скачать 2.61 Mb.
|
Глава 7. Проект приложения Решаемая на компьютере задача реализуется в виде прикладной программы, которую для краткости называют приложением. В основе разработки приложения в среде Delphi лежит проект. Центральной частью проекта является форма, на которую помещаются необходимые для решения конкретной задачи компоненты. В такой последовательности — проект - формы - компоненты — мы и рассмотрим процесс создания приложения в среде Delphi. По ходу изложения материала мы будем часто обращаться к примеру с вычислением идеального веса, который был рассмотрен в первой главе. Если вы его забыли, перечитайте первую главу еще раз. 7.1. Проект 7.1.1. Понятие проекта Приложение собирается из многих элементов: форм, программных модулей, внешних библиотек, картинок, пиктограмм и др. Каждый элемент размещается в отдельном файле и имеет строго определенное назначение. Набор всех файлов, необходимых для создания приложения, называется проектом. Компилятор последовательно обрабатывает файлы проекта и строит из них выполняемый файл. Основные файлы проекта можно разделить на несколько типов: Файлы описания форм — текстовые файлы с расширением DFM, описывающие формы с компонентами. В этих файлах запоминаются начальные значения свойств, установленные вами в окне свойств. Файлы программных модулей — текстовые файлы с расширением PAS, содержащие исходные программные коды на языке Delphi. В этих файлах вы пишите методы обработки событий, генерируемых формами и компонентами. Главный файл проекта — текстовый файл с расширением DPR, содержащий главный программный блок. Файл проекта подключает все используемые программные модули и содержит операторы для запуска приложения. Этот файл среда Delphi создает и контролирует сама. На основании сказанного можно изобразить процесс создания приложения в среде Delphi от постановки задачи до получения готового выполняемого файла (рисунок 7.1): Рисунок 7.1. Процесс создания приложения в среде Delphi Давайте рассмотрим назначение и внутреннее устройство файлов проекта. Это поможет вам легче ориентироваться в проекте. 7.1.2. Файлы описания форм Помните, с чего вы начинали знакомство со средой Delphi? Конечно, с формы. Итак, первая составная часть проекта — это текстовый файл с расширением DFM, описывающий форму. В DFM-файле сохраняются значения свойств формы и ее компонентов, установленные вами в окне свойств во время проектирования приложения. Количество DFM-файлов равно количеству используемых в приложении форм. Например, в нашем примере об идеальном весе используется только одна форма, поэтому и DFM-файл только один — Unit1.DFM. Если вы желаете взглянуть на содержимое DFM-файла, вызовите у формы контекстное меню щелчком правой кнопки мыши и выберите команду View as Text (рисунок 7.2). Рисунок 7.2. Переход к текстовому представлению формы с помощью команды View as Text контекстного меню В ответ среда Delphi вместо графического изображения формы покажет следующий текст в редакторе кода: object Form1: TForm1 Left = 250 Top = 150 Width = 400 Height = 303 Caption = 'Weight Calculator' Color = clBtnFace Font.Charset = DEFAULT_CHARSET Font.Color = clWindowText Font.Height = -11 Font.Name = 'MS Sans Serif' Font.Style = [] OldCreateOrder = False PixelsPerInch = 96 TextHeight = 13 object Label1: TLabel Left = 64 Top = 48 Width = 93 Height = 13 Caption = 'Specify your height:' end object Label2: TLabel Left = 64 Top = 144 Width = 84 Height = 13 Caption = 'Your ideal weight:' end object Button1: TButton Left = 248 Top = 64 Width = 75 Height = 25 Caption = 'Compute' TabOrder = 0 OnClick = Button1Click end object Button2: TButton Left = 248 Top = 160 Width = 75 Height = 25 Caption = 'Close' TabOrder = 1 end object Edit1: TEdit Left = 64 Top = 64 Width = 121 Height = 21 TabOrder = 2 end object Edit2: TEdit Left = 64 Top = 160 Width = 121 Height = 21 TabOrder = 3 end end Несмотря на столь длинный текст описания, разобраться в нем совсем не сложно. Здесь на специальном языке задаются исходные значения для свойств формы Form1 и ее компонентов Button1, Button2, Edit1, Edit2, Label1, Label2. Большего знать не требуется, поскольку вы всегда будете использовать визуальные средства проектирования и работать с графическим представлением формы, а не с текстовым описанием. Раз так, давайте поспешим вернуться к графическому представлению, не внося в текст никаких изменений. Для этого вызовите контекстное меню редактора кода и выберите команду View as Form (рисунок 7.3). Рисунок 7.3. Переход к графическому представлению формы с помощью команды View as Form контекстного меню На экране снова появится графический образ формы. Если вы все-таки внесли корректировки в текст, то они отразятся на внешнем виде формы. Файл описания формы (DFM-файл) нужен только на этапе проектирования. При сборке приложения описание формы из DFM-файла помещается в специальную область данных выполняемого файла (область ресурсов). Когда во время работы приложения происходит создание формы, ее описание извлекается из области ресурсов и используется для инициализации формы и ее компонентов. В результате форма отображается на экране так, как вы задали при проектировании. 7.1.3. Файлы программных модулей Каждой форме в проекте соответствует свой программный модуль (unit), содержащий все относящиеся к форме объявления и методы обработки событий, написанные на языке Delphi. Программные модули размещаются в отдельных файлах с расширением PAS. Их количество может превышать количество форм. Почему? Потому, что в ряде случаев программные модули могут и не относиться к формам, а содержать вспомогательные процедуры, функции, классы и проч. Наша задача об идеальном весе очень простая, поэтому в ней имеется только один программный модуль, связанный с формой. Не поленитесь изучить его внимательно: unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Button2: TButton; Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; Label1: TLabel; Label2: TLabel; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.dfm} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin // Алгоритм вычисление идеального веса Edit2.Text := IntToStr(StrToInt(Edit1.Text) - 100 - 10); end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin Close; end; end. Дадим необходимые комментарии к тексту программного модуля. В самом начале после ключевого слова unit записывается имя модуля unit Unit1; Ни в коем случае не изменяйте это имя вручную. Среда Delphi требует, чтобы имя модуля совпадало с именем файла, поэтому если вы хотите переименовать модуль, сохраните его в файле с новым именем, воспользовавшись командой меню File | Save As.... Среда Delphi сама подставит после слова unit новое имя. После этого удалите старый модуль. Содержание интерфейсной секции модуля (interface) начинается с подключения стандартных модулей библиотеки VCL, в которых определены часто вызываемые подпрограммы и классы помещенных на форму компонентов. uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; Среда Delphi формирует список модулей без вашего участия и автоматически пополняет его, когда вы добавляете на форму новые компоненты. Тем не менее, список подключенных модулей можно изменять прямо в редакторе кода (вручную). Смотрим дальше. В разделе описания типов (type) объявлен класс формы. По умолчанию он называется TForm1 и порожден от стандартного класса TForm. type TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; Button2: TButton; Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; Label1: TLabel; Label2: TLabel; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; Помещенные на форму компоненты представлены полями формы. У нас на форме шесть компонентов, поэтому и полей в описании класса тоже шесть. Имена полей совпадают с именами компонентов, заданными в окне свойств. После полей следуют заголовки методов обработки событий. Название каждого такого метода среда Delphi формирует автоматически на основании имени компонента и имени генерируемого им события. Например, для кнопки Button1 метод обработки события OnClick называется Button1Click. Обратите внимание, что поля, представляющие компоненты формы, а также методы обработки событий получают атрибут видимости published (он принимается по умолчанию для всех наследников TForm). Благодаря этому вы можете работать с ними на визуальном уровне, например, видеть их имена в окне свойств. Поскольку среда Delphi сама управляет содержимым секции published, никогда не модифицируйте эту секцию вручную (в редакторе кода), пользуйтесь визуальными инструментами: палитрой компонентов и окном свойств. Запомните: когда вы помещаете на форму компоненты, среда Delphi сама добавляет соответствующие поля в описание класса формы, а когда вы удаляете компоненты с формы, среда удаляет поля из описания класса; когда вы определяете в форме или компонентах обработчики событий, среда Delphi сама определяет в классе соответствующие методы, а когда вы удаляете весь код из методов обработки событий, среда Delphi удаляет и сами методы. Для вашего удобства в классе формы заранее объявлены пустые секции private и public, в которых вы можете размещать любые вспомогательные поля, методы и свойства. Среда Delphi их "в упор не видит", поэтому с ними можно работать только на уровне программного кода. Вы можете помещать в секцию private атрибуты, которые нужны только самой форме, а в секцию public — атрибуты, которые нужны еще и другим формам и модулям. После описания класса идет объявление собственно объекта формы: var Form1: TForm1; Переменная Form1 — это ссылка на объект класса TForm1, конструирование которого выполняется в главном файле проекта – DPR-файле (см. далее). На этом содержание интерфейсной секции модуля заканчивается и начинается раздел реализации (implementation). Сначала в нем подключается файл описания формы: {$R *.dfm} Пожалуйста, не подумайте, что эта директива подключает все файлы с расширением DFM. Подключается лишь один DFM-файл, в котором описана форма данного модуля. Имя DFM-файла получается заменой звездочки на имя модуля, в котором записана директива. Далее следует реализация методов обработки событий. Пустые заготовки для них среда Delphi создает сама одновременно с добавлением заголовков в класс формы. Вы же наполняете их содержанием. procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin // Алгоритм вычисление идеального веса Edit2.Text := IntToStr(StrToInt(Edit1.Text) - 100 - 10); end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin Close; end; Внимание! Если вы хотите удалить метод обработки события и убрать ссылки на него, просто сделайте метод пустым — удалите весь написанный вами код, включая комментарии, и объявления локальных переменных. При сохранении или компиляции проекта среда Delphi сама выбросит из текста пустые методы. При внимательном изучении исходного текста модуля остается невыясненным один вопрос: как обеспечивается вызов методов Button1Click и Button2Click при нажатии на форме кнопок, ведь в тексте модуля отсутствует даже намек на это. Все очень просто. Загляните в DFM-файл. Кроме установки значений свойств вы найдете установку и обработчиков событий. object Button1: TButton ... OnClick = Button1Click end object Button2: TButton ... OnClick = Button2Click end Благодаря этому описанию обеспечивается привязка методов формы к соответствующим событиям. Кстати, смысл приведенного фрагмента описания становится более прозрачным, если вспомнить, что события в языке Delphi — это на самом деле свойства, но их значениями являются указатели на методы. Таким образом, установка событий мало чем отличается от установки свойств формы, ведь по природе это одно и то же. Мы достаточно глубоко погрузились во внутреннее устройство файлов описания форм и файлов программных модулей и, признаемся, сделали это намеренно, чтобы дать вам полное понимание вопроса, не заставляя принимать на веру далеко неочевидные вещи. А сейчас пора подняться на уровень проекта и посмотреть, что же объединяет все эти файлы. 7.1.4. Главный файл проекта Для того чтобы компилятор знал, какие конкретно файлы входят в проект, необходимо какое-то организующее начало. И оно действительно есть. Это так называемый файл проекта, имеющий расширение DPR (сокр. от Delphi Project). Он представляет собой главный программный файл на языке Delphi, который подключает с помощью оператора uses все файлы модулей, входящих в проект. Для каждого проекта существует только один DPR-файл. Когда вы по команде File | New|Application начинаете разработку нового приложения, среда Delphi автоматически создает файл проекта. По мере создания новых форм содержимое этого файла видоизменяется автоматически. Когда вы закончите работу и будете готовы компилировать проект, в DPR-файле будет находиться перечень программных модулей, которые будут поданы на вход компилятору. Чтобы увидеть содержимое DPR-файла нашего приложения, вычисляющего идеальный вес, выберите в меню среды Delphi команду Project|View Source. В редакторе кода появится новая страница со следующим текстом: program Project1; uses Forms, Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1}; {$R *.res} begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; end. Немного прокомментируем этот текст. Подключение модуля Forms обязательно для всех программ, так как в нем содержится определение объекта Application. Этот объект лежит в основе любого графического приложения и доступен на протяжении всей его работы. Подключаемый следом модуль Unit1 содержит определение формы. Название формы приводится в фигурных скобках. Директива in указывает на то, что модуль является необходимой частью проекта и существует в виде исходного текста на языке Delphi. Директива {$R *.res} подключает к результирующему выполняемому файлу так называемые ресурсы, в данном случае значок приложения. Этот значок будет виден на Панели Задач. Дальше следует главный программный блок, содержащий вызовы трех методов объекта Application. Вызов метода Initialize подготавливает приложение к работе, метод CreateForm загружает и инициализирует форму Form1, а метод Run активизирует форму и начинает выполнение приложения. Фактически время работы метода Run — это время работы приложения. Выход из метода Run происходит тогда, когда пользователь закрывает главную форму приложения; в результате приложение завершается. Внимание! Никогда не изменяйте DPR-файл вручную. Оставьте эту работу для среды Delphi. Добавление и удаление модулей, а также управление созданием форм осуществляется с помощью команд и диалоговых окон среды. 7.1.5. Другие файлы проекта Выше мы рассмотрели основные файлы проекта. Кроме них существует ряд дополнительных файлов: Файл с расширением DOF (сокр. от Delphi Options File), где хранятся заданные программистом параметры компиляции и сборки проекта; Файл с расширением DSK (сокр. от англ. Desktop), где хранятся настройки среды Delphi для данного проекта. Чтобы среда Delphi сохраняла свои настройки в DSK-файле, выберите в меню команду |