Учебное пособие для студентов Авторы А. Н. Вальвачев, К. А. Сурков, Д. А. Сурков, Ю. М. Четырько Содержание Содержание 1
Скачать 2.61 Mb.
|
Глава 9. Окна диалога Все мы любим иногда поболтать. Это человеческое свойство передалось программам, и они частенько у вас что-то спрашивают, а вы им что-то отвечаете, иногда невпопад. “Беседа”, правда, идет текстом, а не голосом. Так вот, разговор между программой и пользователем называется диалогом. Организация диалога — важнейшая часть любой программы. Ваша прямая обязанность сделать этот диалог приятным. По форме диалог прост — появляется окно с некоторым сообщением, полем для ввода вашего ответа и кнопкой OK. Вы внимательно читаете сообщение, набираете строку-ответ и нажимаете кнопку OK. Вот и все. Создатели среды Delphi предусмотрели все возможные типы диалогов и создали для вас ряд великолепных “домашних заготовок”. 9.1. Понятие окна диалога В основе диалога между пользователем и компьютером лежит окно диалога (dialog box) — форма, содержащая компоненты для ввода данных: кнопки, текстовые поля, флажки, переключатели, списки и др. С помощью этих компонентов пользователь просматривает и вводит данные. В среде Delphi окно диалога создается на основе обычной формы. Окна диалога могут работать в одном из двух режимов, монопольном (иногда говорят модальном, от англ. modal) и немонопольном (немодальном, от англ. modeless). Монопольное окно диалога не дает пользователю возможности переключиться на другие окна программы до тех пор, пока работа с ним не будет завершена. Сразу заметим, что это не мешает пользователю переключаться на другие программы, например, с помощью панели задач Windows или нажатием комбинации клавиш Alt+Tab. Большинство окон диалога работает в монопольном режиме. Немонопольные окна диалога предоставляют пользователю свободу выбора, позволяя вводить данные сразу в нескольких окнах. 9.2. Окно "About" 9.2.1. Подготовка формы Простейшим примером окна диалога является окно About ("О программе"). Как правило, оно открывается по команде меню Help | About... , работает в монопольном режиме и служит лишь для информирования пользователя. В предыдущей главе мы рассматривали программу PicView, там как раз не достает окна About. Исправим это упущение и на практике познакомимся с созданием простейших окон диалога. Шаг 1. Запустите среду Delphi и откройте проект PictureViewer. Добавьте в главное меню пункт Help (программный идентификатор HelpMenuItem) с командой About... (программный идентификатор AboutMenuItem). По команде About... (рисунок 9.1) будет вызываться окно диалога About, которое мы дальше разработаем. Рисунок 9.1. Пункт меню для вызова окна About Шаг 2. Добавьте в проект новую форму, переименуйте ее в AboutForm и сохраните модуль под именем About.pas. Придайте форме нужные размеры и установите ее заголовок (свойство Caption) в значение About Picture Viewer. Далее сделаем из этой формы окно диалога. Шаг 3. Обычная форма имеет много "фитюлек", которые совсем не нужны окну диалога, например раздвижную границу, меню управления окном, кнопки сворачивания и разворачивания окна. Чтобы их убрать, установите свойство BorderStyle в значение bsDialog (рисунок 9.2). Рисунок 9.2. Превращение формы в окно диалога Результат сделанного изменения проявится только во время работы программы и будет выражаться в следующем: у пользователя не будет возможности изменить размеры формы; у формы не будет кнопок сворачивания и разворачивания; в управляющем меню будут лишь два пункта: Move и Close. Шаг 4. Большинство монопольных окон диалога появляются в центре экрана. За это у формы отвечает свойство Position. Изначально оно равно poDesigned — форма появляется точно в том же месте, где она находится во время разработки. Чтобы центрировать форму на экране, установите свойство Position в значение poScreenCenter. Заметим, что другие значения свойства Position позволяют центрировать форму относительно главной формы, относительно формы-владельца или вообще не центрировать (см. параграф 7.3.4). С формой разобрались, займемся компонентами. Окно About обычно содержит красивый рисунок, название программного продукта, замечания по поводу авторских прав или что-нибудь в этом роде и, конечно же, кнопку OK. Начнем с того, что добавим в форму кнопку. 9.2.2. Кнопка Разрабатывая окно диалога, прежде всего необходимо обеспечить для пользователя возможность завершения диалога по окончание ввода данных. Вот тут как раз и нужны кнопки (buttons). В простейшем окне диалога, каким является окно About, достаточно всего одной кнопки (она обычно называется OK или Close). В более сложных окнах может понадобиться несколько кнопок. Например, в том случае, когда окно диалога принимает от пользователя данные, в него помещают кнопки OK и Cancel, которые позволяют пользователю подтвердить или отменить результат диалога. Обычная кнопка создается с помощью компонента Button, расположенного в палитре компонентов на вкладке Standard. Рисунок 9.3. Компонент Button Характерные свойства этого компонента кратко описаны в таблице 9.1.
Таблица 9.1. Важнейшие свойства компонента Button Текст на кнопке определяется значением свойства Caption. В тексте может присутствовать символ &, который не пишется на кнопке, а обеспечивает подчеркивание следующего за ним символа. Нажатие подчеркнутого символа на клавиатуре в комбинации с клавишей Alt вызывает срабатывание кнопки. Например, если свойство Caption содержит строку &Yes, то на кнопке будет написано Yes, и для нажатия кнопки можно воспользоваться комбинацией клавиш Alt+Y. Пользователи, привыкшие работать с клавиатурой, знают, что одна из кнопок в окне диалога срабатывает при нажатии клавиши Enter. Это происходит при условии, что кнопка содержит значение True в свойстве Default. Такая кнопка, как правило, содержит текст OK и внешне отличается от остальных наличием жирной рамки. Одна из кнопок окна диалога может срабатывать при нажатии клавиши Esc. Это происходит, если кнопка содержит значение True в свойстве Cancel. Как правило, такая кнопка подписывается текстом "Отмена" (Cancel). Когда пользователь нажимает кнопку, в компоненте Button происходит событие OnClick. В обработчике этого события вы можете завершить диалог. Завершение немонопольного диалога выполняется вызовом метода Close у объекта формы. Завершение монопольного окна диалога выполняется установкой ненулевого значения в свойстве ModalResult формы. Впрочем, без этого можно обойтись, если воспользоваться свойством ModalResult компонента Button (мы не ошиблись, это свойство имеет и форма, и кнопка). Свойство ModalResult компонента Button устанавливается в окне свойств и по умолчанию равно значению mrNone. Если вы выберите другое значение, то нажатие кнопки будет вызывать автоматическое завершение диалога с копированием этого значения в свойство ModalResult формы. Анализируя свойство ModalResult после завершения диалога, программа узнает, какую кнопку нажал пользователь и в соответствии с этим направляет работу программы в нужное русло. Помните, что свойство ModalResult работает только в монопольных окнах диалога. Шаг 5. Перейдем теперь от теории к практике и создадим в нашем окне About кнопку OK (рисунок 9.4). Для этого выберите в палитре компонентов компонент Button, опустите его в форму и установите его свойства следующим образом: Cancel = True Caption = OK Default = True ModalResult = mrOk Рисунок 9.4. Кнопка OK в окне About 9.2.3. Кнопка с рисунком Каждый из нас в душе художник. Поэтому рано или поздно стандартные невзрачные кнопки, содержащие лишь “голый” текст, перестанут вам нравиться. Появится естественное желание их как-то приукрасить. В этом случае мы советуем вам вместо компонента Button воспользоваться компонентом BitBtn. Он расположен в палитре компонентов на вкладке Additional. Рисунок 9.5. Компонент BitBtn Компонент BitBtn обладает теми же возможностями, что и компонент Button, но кроме текста может содержать значок, который придает кнопке более привлекательный вид. По сравнению с компонентом Button компонент BitBtn имеет некоторые новые свойства, которые отражены в таблице 9.2.
Таблица 9.2. Характерные свойства компонента BitBtn Заметим, что кнопка, содержащая значок, принимает наиболее красивый вид, если свойство Margin равно значению 4, а свойство Spacing равно значению 1. С помощью компонента BitBtn стандартные кнопки OK, Cancel, Yes, No, Close, Abort, Retry, Ignore, All и Help создаются проще, чем при использовании компонента Button. Для этого в свойстве Kind достаточно выбрать одно из значений, приведенных в таблице 9.3.
Таблица 9.3. Значения свойства Kind компонента BitBtn Например, если вам нужна кнопка OK, установите свойство Kind в значение bkOK. В результате на кнопке появится зеленая "галочка" и текст "OK", свойство Default получит значение True и свойство ModalResult получит значение mrOK. 9.2.4. Украшение окна диалога рисунком Хорошее приложение должно быть не только функционально, но и эстетично. Как говорится, хорошее блюдо должно быть красиво подано. Это относится и к нашему замечательному приложению, и конечно к его окну About. А что может лучше украсить окно About, чем яркий, запоминающийся рисунок. Шаг 6. Как вы уже знаете, рисунок создается с помощью компонента Image, расположенного в палитре компонентов на вкладке Additinal. Выберите этот компонент и поместите его в форму AboutForm. Шаг 7. Установите свойство AutoSize в значение True, чтобы компонент автоматически подгонял свои размеры под размеры рисунка, и установите свойство Transparent в значение True, чтобы рисунок отображался с прозрачным фоном. Рисунок 9.6. Прозрачный фон для рисунка задается установкой свойства Transparent в значение True Шаг 8. Чтобы установить рисунок, перейдите к свойству Picture и нажатием кнопки с многоточием откройте окно Picture Editor. Это окно должно быть вам уже знакомо. Загрузите файл Athena.bmp из папки "C:\Program Files\Common Files\Borland Shared\Images\Splash\16Color". Рисунок появится в форме (рисунок 9.7). Рисунок 9.7. В компоненте Image загружен рисунок 9.2.5. Текстовая надпись Сейчас мы подошли к созданию текстовых надписей в окне About. Они будут сообщать пользователю о названии программы и средствах ее разработки. Для нашей учебной задачи этого достаточно, в реальных приложениях окно About может дополнительно содержать замечание об авторских правах, серийный номер и другую регистрационную или лицензионную информацию. Следуя традиции, напишем название программы большими жирными буквами, а название средства разработки — обычным мелким шрифтом. Для этого воспользуемся компонентом Label, который находится в палитре компонентов на вкладке Standard. Рисунок 9.8. Компонент Label Характерные свойства компонента Label кратко описаны в таблице 9.4.
Таблица 9.4. Важнейшие свойства компонента Label Компонент Label отображает нередактируемый текст, хранящийся в свойстве Caption. Текст выравнивается в пределах компонента одним из трех способов: по левому краю, по правому краю или по центру. Способ выравнивания определяется свойством Alignment. Если текст надписи слишком велик, можно организовать его вывод в несколько строк (с переносом слов). Для этого достаточно установить свойство WordWrap в значение True. Еще одна удобная возможность — автоматическая подгонка размеров компонента по ширине и высоте текста. Она контролируется свойством AutoSize и по умолчанию включена. Фон надписи можно сделать прозрачным, установив свойство Transparent в значение True. Такую надпись можно вынести наверх графического изображения, в результате получится текст на фоне рисунка. С помощью компонента Label часто создаются подсказки к другим компонентам, в частности к полям ввода. При этом свойство Caption содержит не только текст, но и “горячую” клавишу, при выборе которой активизируется связанный с надписью компонент. Активизируемый компонент указывается в свойстве FocusControl. Шаг 9. Вспомним, что компонент Label понадобился нам для того, чтобы сделать необходимые надписи в окне About. Опустите в форму первую надпись справа от изображения и установите ее свойства следующим образом: |