Учебное пособие по дисциплине Разработка языков программирования высокого уровня
Скачать 1.74 Mb.
|
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ ДАННЫХ2.1 Переменная как базовое понятие языка программированияБазовым объектом процесса программирования является ячейка оперативной памяти (ОП). Это объясняется тем, что программа , на самом деле, представляет собой способ обработки данных, загруженных в ячейки ОП с целью получения нужного результата. Поэтому, в силу принципов фон Неймана, в ЯII появилось такое базовое понятие, как переменная, представляющая собой абстракцию ячейки на уровне программного кода (ниже будут описаны варианты этого понятия). Характеристики {атрибуты) ячейки(переменной): символьное имя, т.е. идентификатор, под которым ячейка известна в программе, при этом при разработке нового ЯП необходимо решить такие проблемы, как: какова должна быть длина имен, разрешить ли использование верхнего и нижнего регистров, какие символы допустимо использовать при формировании идентификатора и т.п. адрес или ссылка - определяет номер ячейки ОП, который, с одной стороны, связан с символьным именем, с другой - обеспечивает доступ к ячейке со стороны операционной системы. Существует три варианта связи имени с адресом: одна ячейка -одно имя (оператор объявления переменной); одна ячейка -два имени (тип данных «объединение» (Union)); о одно имя -две ячейки (локальные и глобальные переменные). содержимое переменной (ячейки) - то значение, которое можно присвоить переменной; тип переменной - определяет множество значений и множество операций над этими значениями, а также внутреннее представление переменной в разрядной сетке; время жизни переменной, т.е. время, в течение которого переменная связана с ячейкой; область видимости - определяется фрагментом программы, т.е. теми операторами, в которых к переменной можно обратиться. В зависимости от способа хранения содержимого переменная в языках представлена двумя видами: собственно переменной и константой. Переменная - это абстракция ячейки памяти, при этом содержимое ее может меняться множество раз в процессе выполнения программы. Константа - это абстракция ячейки памяти, при этом ее содержимое не может быть изменено в ходе выполнения программы. В дальнейших рассуждениях мы будем употреблять термин «переменная>>. зачастую имея в виду оба контекста: и переменную, и константу. т.к. характеристики. которые рассмотрены выше. свойственны обоим видам (рис.4). Константа Переменная Характеристики Рисунок 4. Связь переменной и ячейки ОП |