робот. Учебное пособие по программированию в среде Lego Mindstorms ev3 Учебное пособие предназначено для обучающихся и педагогов, изучающих
Скачать 2.03 Mb.
|
Основы алгоритмизацииРешение задач на компьютере основано на понятии алгоритма. Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от начальных данных к исходному результату. Алгоритм означает точное описание некоторого процесса, инструкцию по его выполнению. Алгоритмизация – это процесс построения алгоритма для решения задач на компьютере. Свойства алгоритмов: Универсальность (массовость) – алгоритм может применяться к различным наборам исходных данных. Дискретность - процесс решения задачи по алгоритму разбит на отдельные простые действия. Однозначность - правила и порядок выполнения действий алгоритма должны пониматься однозначно. Конечность - каждое из действий и весь алгоритм в целом обязательно завершаются. Результативность - по завершении выполнения алгоритма обязательно получается верный результат. Это только некоторые, самые основные из свойств алгоритма. На самом деле их можно рассмотреть больше. Алгоритмы могут быть представлены разными способами: словесно-формульное описание; блок-схема (схема из графических символов); алгоритмические языки; операторные схемы; псевдокод. Словесно-формульный способ записи отличается тем, что описание осуществляется с помощью слов и формул. Т. е. человек записывает алгоритм словами с использованием профессиональных терминов, знаков и формул вычислений. Графический способ описания алгоритма (используется в программном обеспечении Lego Mindstorms EV3) получил самое широкое распространение. Для описания используются блоки, которые соединяются между собой линиями связи. Алгоритмические языки - это специальное средство, предназначенное для записи алгоритмов. Алгоритмические языки близки к математическим выражениям и к естественным языкам. Каждый алгоритмический язык имеет свой словарь. Алгоритм, записанный на алгоритмическом языке, выполняется по строгим правилам этого конкретного языка. Использование операторных схем алгоритмов заключается в том, что каждый оператор обозначается буквой (например, А – арифметический оператор, Р – логический оператор и т.д.). Операторы записываются слева направо в последовательности их выполнения, причем, каждый оператор имеет индекс, указывающий порядковый номер оператора. Алгоритм записывается в одну строку в виде последовательности операторов Пример операторной схемы. Пример кода на языке блок схем. Языки программирования – это искусственные языки записи алгоритмов для исполнения их на компьютере. Программирование – это процесс составления программы по заданному алгоритму. По структуре выполнения алгоритмы делятся на три вида: линейные; ветвления; циклические. Линейный алгоритм (линейная структура) – это такой алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом и только один раз. Схема представляет собой последовательность блоков, которые располагаются сверху вниз или слева направо в порядке их выполнения. Пример записи линейного алгоритма на языке программирования EV3. Но на практике часто встречаются задачи, в которых необходимо при различных условиях действовать по-разному. Такие задачи можно описать с помощью алгоритмов разветвляющейся структуры. Выбор направления продвижения по схеме алгоритма осуществляется по итогам проверки заданного условия. Ветвящиеся процессы в EV3 описываются оператором Переключатель. Пример записи алгоритма с ветвлением. Для решения некоторых задач нужно повторение отдельных участков вычислений. В таких задачах применяются алгоритмы циклической структуры (циклические алгоритмы). Цикл – последовательность команд, которая повторяется до тех пор, пока не будет выполнено заданное условие. Пример записи циклического алгоритма в среде EV3. Существуют циклы с известным и с неизвестным числом повторений. В цикле с неизвестным числом повторений выход из тела цикла, как правило, происходит при выполнении записанного условия. Для того чтобы программист и робот понимали друг друга, роботу необходимо уметь подавать некоторые сигналы. Они служат сообщением о том, что робот выполнил или не выполнил то или иное действие. В EV3 такими сигналами служат звуковые сообщения, которые может воспроизводить встроенный динамик микроконтроллера. Сообщение также может быть выведено в виде текста или изображения на дисплее микроконтроллера. |