Главная страница

Презентация по информатике к уроку на тема _Блок-схема_ (8 класс. Линейный тип алгоритмов


Скачать 2.24 Mb.
НазваниеЛинейный тип алгоритмов
Дата05.05.2022
Размер2.24 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаПрезентация по информатике к уроку на тема _Блок-схема_ (8 класс.pptx
ТипДокументы
#513448

БЛОК-СХЕМА
  • Блок-схема — распространённый тип схем (графических моделей), описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединённых между собой линиями, указывающими направление последовательности.

Фигуры соединяются между собой стрелками, которые показывают ход выполнения алгоритма.
  • Линейный тип алгоритмов Это самый простой вид, который состоит из определенной последовательности действий, они не зависят от того, какие данные вписаны изначально. Есть несколько команд, которые выполняются однократно и только после того, как будет сделана предшествующая. Линейная блок-схема выглядит таким образом:
  • Причем связи могут идти как сверху вниз, так и слева направо. Используется такая блок-схема для записи алгоритмов вычислений по простым формулам, у которых не имеется ограничений на значения переменных, входящих в формулы для расчета. Линейный алгоритм – это составная часть сложных процессов вычисления.
  • Разветвляющиеся алгоритмы Блок-схемы, построенные по таким алгоритмам, являются более сложными, нежели линейные. Но суть не меняется. Разветвляющийся алгоритм – это процесс, в котором дальнейшее действие зависит от того, как выполняется условие и какое получается решение. Каждое направление действия – это ветвь.
  • На схемах изображаются блоки, которые называются «Решение». У него имеется два выхода, а внутри прописывается логическое условие. Именно от того, как оно будет выполнено, зависит дальнейшее движение по схеме алгоритма. Можно разделить разветвляющиеся алгоритмы на три группы:
  • - «Обход» – при этом одна из веток не имеет операторов. Другими словами, происходит обход нескольких действий другой ветки.
  • «Разветвление» – каждая ветка имеет определенный набор выполняемых действий.
  • «Множественный выбор» – это разветвление, в котором есть несколько веток и каждая содержит в себе определенный набор выполняемых действий. Причем есть одна особенность – выбор направления напрямую зависит от того, какие заданы значения выражений, входящих в алгоритм. Это простые алгоритмы, которые решаются очень просто. Теперь давайте перейдем к более сложным.

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Блок-схема

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.
  • Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:
  • Дано: V1, V2, S, Т
  • Найти: S1
  • Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.). Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом: S1=(V1+V2)*T+S Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

1) Описание переменных;

2) Ввод значений сторон прямоугольника;

3) Расчет площади прямоугольника;

4) Расчет периметра прямоугольника;

5) Вывод значений площади и периметра;

6) Конец. А вот и решение:
  • Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.
  • Составим алгоритм решения подобных задач:
  • 1) Прочитать задачу.
  • 2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
  • 3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
  • 4) Составить блок-схему.
  • 5) Записать решение на языке программирования Pascal. Запишем условие в более кратком виде. Дано: a, b Найти: S, P
  • Циклический алгоритм Здесь все предельно понятно – циклическая блок-схема представляет алгоритм, в котором многократно повторяются однотипные вычисления. По определению, цикл – это определенная последовательность каких-либо действий, выполняемая многократно (более, чем один раз). И можно выделить несколько типов циклов: У которых известно число повторений действий (их еще называют циклами со счетчиком). У которых число повторений неизвестно – с постусловием и предусловием. Независимо от того, какой тип цикла используется для решения алгоритма, у него обязательно должна присутствовать переменная, при помощи которой происходит выход. Именно она определяет количество повторений цикла. Рабочая часть (тело) цикла – это определенная последовательность действий, которая выполняется на каждом шаге. А теперь более детально рассмотрим все типы циклов, которые могут встретиться при составлении алгоритмов и решении задач по информатике.
  • Циклы со счетчиками На рисунке изображена простая блок-схема, в которой имеется цикл со счетчиком. Такой тип алгоритмов показывает, что заранее известно количество повторений данного цикла. И это число фиксировано. При этом переменная, считающая число шагов (повторений), так и называется – счетчик. Иногда в учебниках можно встретить иные определения – параметр цикла, управляющая переменная.
  • Блок-схема очень наглядно иллюстрирует, как работает цикл со счетчиком. Прежде чем приступить к выполнению первого шага, нужно присвоить начальное значение счетчику – это может быть любое число, оно зависит от конкретного алгоритма. В том случае, когда конечное значение меньше величины счетчика, начнет выполняться определенная группа команд, которые составляют тело цикла. После того, как тело будет выполнено, счетчик меняется на величину шага счетчика, обозначенную буквой h. В том случае, если значение, которое получится, будет меньше конечного, цикл будет продолжаться. И закончится он лишь в тогда, когда конечное значение будет меньше, чем счетчик цикла. Только в этом случае произойдет выполнение того действия, которое следует за циклом.


написать администратору сайта