Главная страница

основы психологии. Учебник - Основы психологии. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,


Скачать 4.93 Mb.
НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,
Анкоросновы психологии
Дата23.04.2022
Размер4.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУчебник - Основы психологии.pdf
ТипУчебное пособие
#492024
страница10 из 49
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   49
Психически здоровый и «полноценно функционирующий» человек — это тот, кто использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил 5 основных личностных характеристик общих для полноценно функционирующих людей: • Открытость к переживанию, способность тонко осознавать свои самые глубокие мысли и чувства, а не подавлять их и не искажать. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени.
психологии
96
• Экзистенциальный образ жизни, тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое ощущение воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Такие люди гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны.
• В выборе действий в любой ситуации опираются не только на социальные нормы, суждения других или свой прежний опыт, а способны принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения: «внутреннее ощущение типа "я поступаю правильно» является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» (Роджерс).
• Человек способен свободно жить так, как он хочет, без внешних ограничений и запретов, способен делать выбор и руководить собой, осознавая свою эмпирическую свободу по принципу: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия, — это я сам», не перекладывая ответственность на других.
• Для оптимальной психологической зрелости присуща креативность, творческий образ жизни, способность жить конструктивно и адаптивно, создавая продукты творчества (идеи, проекты, действия), гибко, творчески приспосабливаясь к изменяющимся условиям.
Подход Роджерса к психотерапии мало похож на психоанализ или бихевиористскую модификацию поведения. его подход называют недирективной терапией или терапией, центрированной на человека. В данной терапии психотерапевты никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, не пробовали задавать вопросы, они лишь пытались отразить то, что сказал пациент, и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения, выполняя как бы роль
«выпрямляющего зеркала», т.е. отразить пациенту более точно то, что он в действительности говорит и чувствует, понять самовосприятие пациента, установить благоприятные взаимоотношения с ним.
Для осуществления конструктивных личностных изменений необходимы терапевтические условия:
• должен существовать психологический контакт, благоприятные уважительные взаимоотношения между терапевтом и пациентом;
• пациент находится в состоянии несоответствия между его переживанием и Я-концепцией, он уязвим и тревожен;
97
Психологические концепции
• терапевт является гармоничным и интегрированным, целостным и искренним во взаимоотношениях, полностью самим собой;
• терапевт проявляет безусловное позитивное внимание к пациенту, относится к нему тепло, хвалит его как человека в процессе становления и не дает оценок его чувствам, переживаниям и действиям, в результате у пациента появлятся уверенность, что его понимают и принимают.
Возникает спокойная атмосфера, в которой пациент может выразить свои искренние чувства, не боясь упрека, и проинтегрировать эти чувства с измененной Я-концепцией;
• терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат пациента и стремится передать это ему, терапевт способен чувствовать внутренний мир переживаний пациента так, как если бы он был его собственный, способен смотреть на мир как бы глазами пациента;
• должна произойти передача пациенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного принятия психотер-певта, т. е. пациент должен узнать, почувствовать, что его понимают, принимают, уважают, что психотерапевт позитивно относится к нему;
• сам пациент ответствен за любой личностный рост во время курса терапии;
• сам пациент является реальным действующим фактором изменения своей личности.
Цель терапии — ликвидировать несоответствие между переживанием и Я-концепцией человека, тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной жизнью.
5.2. Теория личности Г. Тома
В поведении личности Г. Том выделяет следующие категории:
1. Покой — активность (частота фаз, форм покоя и активности).
2. Однообразие — разнообразие (степень повторяемости или частота смены различных направлений и форм поведения).
3. Зависимость — независимость (поведение зависит от внешних обстоятельств или определяется
инициативой самого человека).
4. Степень пристрастности (периодическая эмоциональная изолированность от социальной ситуации или постоянная тесная связь).
4. Л. Столяренко
Основы психологии
98 5. Рассогласование — уравновешенность (степень разрыва между целями и возможностями человека).
6. Отрицательная и положительная тональность (частота чувства неудовлетворенности чем- либо).
7. Замкнутость — открытость (степень принятия требования ситуации, своей роли в ней).
8. Малая или большая тематизация (наличие или отсутствие четкой «Я-концепции», разработанной системы жизненных целей).
Г. Том выделяет семь фундаментальных тематик мотивации:
1. Регулятивная (гомеостатическая) мотивация (личные события, компенсация, нарушения и восстановления равновесия).
2. Антиципационная тематика — стремление к профилактическому снятию потенциального будущего нарушения.
3. Активация существования — стремление к активности, к деятельности, к полноте жизни.
4. Социальная интеграция (стремление к расширению, продолжению социальных связей).
5. Социальное выделение (желание отличаться от других, стремление к власти, престижу).
6. Креативная тематика (творческое самоосуществление).
7. Нормативная тематика (стремление следовать нормам, правилам).
6. Аналитическая психология К. Юнга
Карл Густав Юнг (1875—1961) — известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В
1909—1913 гг. сотрудничал с 3. Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.
Наряду с 3. Фрейдом, А. Адлером и др. Юнг является одним из основателей глубинной психологии, которая изучает так называемые глубинные уровни психики личности. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы, вообще бессознательное, противопоставляемое психическим процессам, функционирующим на верхних «этажах» человеческой психики. В своей теории бессознательного
Юнг во мдогом продолжает линию Фрейда.
99
Психологические концепции
Прежде всего он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе — многоуровневой и многополюсной. Вместе с тем он не соглашается с пансексуалистской трактовкой либидо, утверждая — вопреки Фрейду, — что основой личности и источником ее конфликтов является не половое влечение, а психическая энергия как таковая, то есть любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой.
Такое очень широкое, десексуализированное понятие либидо не могло быть принято Фрейдом.
Между ним и Юнгом в 1913 г. произошел разрыв.
В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им
«аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.
Юнг является автором «аналитической психологии» и одним из основателей трансперсональной психологии. Его вклад в развитие психологии трудно переоценить.
Структура психики Юнг рассматривал структу- человека в концепции РУ личности как состоящую из К. Юнга трех компонентов: 1) созна- ние — ЭГО — Я; 2) индивидуальное бессознательное — «ОНО»; 3) «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов».
К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при
непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом.
Рассмотрим подробнее, как понимал Юнг структуру сознания и структуру бессознательного в психике человека (представим их в виде схемы):
4*
Основы психологии too
1. СОЗНАНИЕ Восприятие Эмоции
Мышление Интуиция
Воля Влечения
Сновидения
2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
1. Информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания
2. Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты
3. Врожденные биологические инстинкты и побуждения
4. Вытесненные из сознания, подавленные желания, мысли, переживания, образующие
«бессознательные комплексы»
3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Архетипы обусловливают:
1. Предрасположенность к поведению определенного типа
2. Коллективные идеи человечества в определен- ную эпоху, «дух эпохи»
3. Влияют на внешний физический мир, природу, космос
Юнг отмечал, что в сознании человека могут быть представлены следующие содержания, или компоненты:
1 — Восприятие. Человек видит, слышит, осязает мир и тем самым его осознает. Восприятие говорит нам, что есть — нечто. Но оно не говорит, что это такое. Об этом говорит нам процесс апперцепции — это комплексный процесс работы памяти и мышления, который позволяет нам понять, чем является что-либо. Таким образом, 2-й компонент сознания — это мышление. Но часто, еще полностью не проанализировав информацию, мы уже испытываем эмоциональные реакции приятного или неприятного характера, т. е. чувственные, эмоциональные оценки — обязательный компонент человеческого сознания (3-й компонент).
Процесс предвосхищения, интуиции (интуиция — это восприятие, заключенных в ситуации потенциальных возможностей) — одна из основных функций психики, и человек может осознавать интуитивные предвосхищения (4-й компонент сознания).
Ю1
Психологические концепции
В зависимости от того, какой из компонентов сознания является преобладающим у конкретного человека, на какой из них человек прежде всего опирается в получении и переработке информации, Юнг выделял типы людей: мыслительный тип — либо эмоциональный тип, ощущающий тип (опирается прежде всего на свои реальные восприятия в данный момент) — либо интуитивный тип (больше опирается на предчувствия и интуицию), а также волевой, рациональный тип (у него более выражены процессы воли — это 5-й компонент сознания, причем процессы воли представляют собой направленные мышлением импульсы, которые позволяют человеку действовать по своему усмотрению на основе принятия четкого решения и последовательно реализовывать свои решения) — либо у человека может преобладать 6-й компонент сознания — процессы влечений — которые побуждают человека к многократным изменениям своих решений и действий, к колебаниям, к гибкому реагированию; такой тип людей можно назвать воспринимающим, иррациональным, стихийным типом, с преобладанием
«влечений — импульсов, проистекающих из бессознательного и имеющих характер зависимости и принуждения» (Юнг).
Сновидения — специфический компонент сознания, по словам Юнга, это «вторгнувшаяся в сознание равнодействующая бессознательных процессов». «Сон является состоянием, в котором сознание в значительной степени ограничено, но не исчезло полностью, также как бессознательная душевная жизнь не прекращается во время бодрствования. Часто наши
сознательные намерения и действия перечеркиваются бессознательными процессами (например, оговорки, описки — "Оговорка выдает правду")».
Юнг отмечает, что любая работа, обычно совершающаяся в сознании, может протекать и в бессознательном — даже интеллектуальная деятельность (например, поиск решения может осуществляться бессознательно, во сне).
Заслуга Юнга заключается в том, что он показал, что бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессознательное содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, космосом. Юнг указывал, что именно в бессознательное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными параметрами, делающими ее недоступной для сознания человека. Современные
Основы психологии
Ю2 исследования подтвердили правоту Юнга: оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать он может лишь 16 бит информации в секунду, а остальная информация поступает в бессознательное. Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информационно насыщена, чем сознание, и более тесно связана с миром, природой, с людьми, с космосом.
И в то же время в бессознательной части психики хранятся вытесненные из сознания, подавленные мысли, чувства, желания, события, о которых человек не хочет и не может думать в силу их запретности или травматичности.
Изучая динамику бессознательного Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название «комплексы». Комплексы — это совокупность психических элементов
(идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассо-цирующихся с определенными чувствами.
«Комплексы — особые аффективные содержания, которые обладают определенной автономией, способны оказывать сопротивление сознательным намерениям, способны появляться и исчезать, когда им заблагорассудится, так как они лишены контроля со стороны сознания. Комплексы являются либо следствием, либо причиной конфликта, шока, потрясения, неловкости. Они содержат воспоминания, желания, опасения, обязанности, мысли, от которых никак не удается отделаться и потому они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь.
Комплексы, по мнению Юнга, являются «узловым пунктом душевной жизни», они дают стимул к новым устремлениям, не дают возникнуть «пагубному застою», но с другой стороны, «комплекс- означает ту область в человеке, в которой он сейчас терпит поражение, где не может что-либо преодолеть». Комплексы проявляются в виде тех или иных симптомов (психические и поведенческие странности и нарушения, телесные недомогания и болезни). Устраняя отдельные симптомы, не удается реально помочь человеку до тех пор, пока не будет устранен сам комплекс
— первопричина этих симптомов.
Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами». В ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала он посчи- юз
Психологические концепции тал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, син-хронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на наш физический мир. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидамт.
Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы ЭГО и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии.
6.1. Коллективное бессознательное и архетипы
Коллективное бессознательное — в отличие от индивидуального (личностного бессознательного)

— идентично у всех людей, общее для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное — наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени».
Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», это «общая душа, не имеющая временных пределов», это фундамент индивидуальной психики.
Коллективное бессознательное — есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов.
Архетипы, по определению Юнга, — это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмо-
Основы психологии юч циями. Архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, они являются ее психическим аспектом. С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой — являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души, то есть ту ее часть, через которую душа связана с природой или, по крайней мере, в которой связь души с землей и миром наиболее заметна.
Влияние земли и ее законов на душу проявляется в этих первообразах, пожалуй, особенно отчетливо» — пишет Юнг.
Архетипы, с одной стороны, обусловливают, предрасположенность к поведению определенного типа, с другой — обусловливают коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая «дух эпохи».
По мнению Юнга, таким новейшим примером «духа эпохи» является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   49


написать администратору сайта