основы психологии. Учебник - Основы психологии. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,
Скачать 4.93 Mb.
|
329 Общее и индивидуальное в психике человека дебный тип — ориентируется против людей, для него характерно доминирование, враждебность, зксплуатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с этого?». Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбиций. Все эти стратегии -находятся между собой в состоянии конфликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет. 8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности Интересную концепцию о характере человека разработал психолог Райх, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Вначале Райх описывал этот паттерн в психологических терминах: «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.». Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Первая защита против этого страха — подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как «эго-защиты» становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь. Характерные черты не являются невротическими симптомами. Различие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие как иррациональные страхи и фобии) переживаются человеком как чужие элементы в его душе, в то время как характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку Основы психологии 330 или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. «Ригидность мускулатуры — соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования». Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Райх пишет: «Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они учились подавлять свою ненависть, тревожность или нелюбовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (как сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.). Можно поражаться, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления». Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. «В любом случае функция панциря — защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию». Эти мышечные зажимы приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к потере энергии и радости в жизни, к подавлению сексуальных чувств, из-за чего мышечные зажимы мешают полному и полноценному оргазму. Отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии, по мнению Райха, — основная причина неврозов. «Снятие мышечных зажимов, ликвидация застоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невротические симптомы». При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения — чувство тепла или холода, покалывание, зуд 331 Общее и индивидуальное в психике человека или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал «оргон». Оргоническая энергия обладает следующими свойствами: 1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса; 2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации; 3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов; 4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях. Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца мышечного панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Мышечные зажимы служат ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у человека. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой. Психологический, личностный рост, самосовершенствование человека Райх определяет как процесс рассасывания психологического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энергичным и счастливым, обретения способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом. Три типа средств используются в распускании панциря: 1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания (позднее переросло в психотехнику «ребёфинга»); 2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т. п.), чтобы расслабить их; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств — лишь один аспект психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение — второй существенный фактор роста; научиться уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение — необходимая часть продолжающегося процесса роста личности. Райхом были разработаны специальные приемы по расслаблению «мышечного панциря», которые сейчас применяются психологами для Основы психологии 332 оказания помощи людям, поскольку «зажатый своим» защитным панцирем человек не способен распустить его сам. 9. Типологии характера Рассмотрим подробнее наиболее известные классификации. 9.1. Классификация А. Ф. Лазурского Лазурский подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров получаются в том случае, когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний, навыков, миросозерцания (назовем это экзопсихика) происходят именно в том направлении, какое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации (назовем — «эндопсихика»), т. е. экзо- и эндопсихика взаимно обусловливают друг друга. Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. Низший уровень — это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток, насильственно приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями каждого отдельного человека. Средний уровень — люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях. Высший уровень — это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать. На основе учета этих трех уровней приспособления и преобладания мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций Лазурский предлагает следующую классификацию характеров: НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: 1. Рассудочный тип — слабая одаренность, но развита рассудочность, склонность анализировать мотивы и последствия действий, склонен копировать чужие действия («всё как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен. 2. Аффективные: • подвижные — живые (близки к сангвинистическому темпераменту; 333 Общее и индивидуальное в психике человека • чувственные, с преобладанием органических чувственных влечений; • мечтатели, интересы которых сосредоточены на внутрен- нем мире; 3. Активные: • импульсивно знергичные с беспорядочностью в своих действиях, без обдумывания последствий, склонны к риску, азартным играм («море по колено»), самоуверенны, склонны к дракам, к любовным приключениям, не способны к серьезному систематическому труду; • покорно-деятельные — выполняют внушения и директи- вы, получаемые извне; • упрямые, добивающиеся исполнения своих решений; СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1. Непрактичные теоретики-идеалисты: о ученые — последовательное мышление, научные интересы; • художники — развитое воображение, занятие каким-либо искусством; • религиозные созерцатели — развитое воображение; 2. Практики -р еалисты: • альтруисты (человеколюбцы) — развита способность со- чувствия, симпатии); • общественники — общительны и предприимчивы в обще- ственных делах; • властные — имеют твердую волю, способны влиять на окружающих; • хозяйственные — расчетливы, направленны на практи- ческие цели, на осуществление дел материального характера. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ Этим людям присущи сознательность, координирован-ность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы. Типы-идеалы по своему содержанию делятся: 1) альтруизм; 2) знание: индуктивное, дедуктивное; 3) красота; 4) религия; 5) общество, государство; 6) внешняя деятельность, инициатива; 7) система, организация; 8) власть, борьба. Основы психологии 334 9.2. Типология социальных характеров Фромма «В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни». «Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. «Если структура личности большинства людей в данном обществе, то есть социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества». Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость, и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают новые экономические условия, при которых прежние черты личности становятся бесполезными, но люди первоначально стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, то либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действовать согласно своей «природе». Сам социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло. Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне 335 Общее и индивидуальное в психике человека последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента. Фромм выделяет следующие типы социальных характеров: Неплодотворные ориентации: • Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера) — человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если это люди религиозны, они ждут всего от Бога и ничего от собственной активности. Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи. Люди рецептивного типа стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем переедания и выпивки. Они верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее, они в основном оптимистичны и дружелюбны, но приходят в смятение и панику, если им грозит потеря «источника питания и заботы». У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других только ради того, чтобы добиться расположения людей. • Эксплуататорская ориентация — люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а Основы психологии 336 считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Идей они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или в форме парафразы идей, высказанных кем- то другим. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать. Их девиз «Краденый плод самый сладкий». Их установка окрашена враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. К людям проявляется цинизм, подозрительность, скрытая или открытая враждебность, зависть и ревность. в Стяжательская ориентация — люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспоминания, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниакальная чистоплотность — выражение его потребности отстраниться от контакта с внешним миром, вещи за пределами его собственного мира воспринимаются как «опасные и нечистые». Раз внешний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо стоять на своем — вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся отстраненно от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое». • Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за 337 Общее и индивидуальное в психике человека жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т.е. человек начинает воспринимать себя как товар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом. Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формирует образ желаемой личности, который пытается воплотить каждый человек рыночного типа. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» — он ценен, если нет — он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности» (Фромм). |