Программирование в Linux. Учебное пособие С. В. Шапошникова, Лаборатория юного линуксоида, май 2012 1 Пояснительная записка
Скачать 0.88 Mb.
|
Cchar nums[N]; int i; i = 0; while ((ch = getchar()) != EOF && i < N-1) if (ch >= 48 && ch <= 57) { nums[i] = ch; i++; } nums[i] = '\0'; printf("%s\n", nums); } Здесь ввод символов может прекратиться не только при поступлении значения EOF, но и в случае, если массив заполнен ( i < N-1 ). В цикле while проверяется условие, что числовой код очередного символа принадлежит диапазону [48, 57]. Именно в этом диапазоне кодируются цифры (0-9). Если поступивший символ является символом-цифрой, то он помещается в массив по индексу i, далее i увеличивается на 1, указывая на следующий элемент массива. После завершения цикла к массиву символов добавляется нулевой символ, т.к. по условию задачи должна быть получена строка (именно для этого символа ранее резервируется одна ячейка массива – N-1 ). Задание 1. Напишите программу, которая считает количество введенных пользователем символов и строк. 2. Напишите программу, которая подсчитывает количество слов в строке. Урок 7. Переменные, адреса и указатели Переменная — это область памяти, к которой мы обращаемся за находящимися там данными, используя идентификатор (в данном случае, имя переменной). При этом у этой помеченной именем области есть еще и адрес, выраженный числом и понятный компьютерной системе. Этот адрес можно получить и записать в особую переменную. Переменную, содержащую адрес области памяти, называют указателем. Когда мы меняем значение обычной переменной, то, можно сказать, просто удаляем из конкретной области памяти данные и записываем туда новые. Когда мы меняем значение переменной-указателя, то начинаем работать с совершенно иным участком памяти, т.к. меняем содержащийся в ней адрес. Тема указателей тесно связана с темой динамических типов данных. Когда программа компилируется, то под объявленные переменные так или иначе (в зависимости от того, где они были объявлены) выделяются участки памяти. Потом размер этих участков не меняется, может меняться только их содержимое (значения или данные). Однако именно с помощью указателей можно захватывать и освобождать новые участки памяти уже в процессе 31 Прежде чем перейти к рассмотрению объявления и определения переменных-указателей, посмотрим, что из себя представляет адрес любой переменной и как его получить. int i = 0; printf ("i=%d, &i=%p \n", i, &i); В результате выполнения данного программного кода на экране появляется примерно следующее (шестнадцатеричное число у вас будет другим): i=0, &i=0x7fffa40c5fac Знак амперсанда (&) перед переменной позволяет получить ее адрес в памяти. Для вывода адреса переменной на экран используется специальный формат %p . Адреса обычных переменных (не указателей) в процессе выполнения программы никогда не меняются. В этом можно убедиться: int a = 6; float b = 10.11; char c = 'k'; printf("%d - %p, %.2f - %p, %c - %p\n", a,&a, b,&b, c,&c); a = 2; b = 50.99; c = 'z'; printf("%d - %p, %.2f - %p, %c - %p\n", a,&a, b,&b, c,&c); Результат: 6 - 0x7fff8e1d38e4, 10.11 - 0x7fff8e1d38e8, k - 0x7fff8e1d38ef 2 - 0x7fff8e1d38e4, 50.99 - 0x7fff8e1d38e8, z - 0x7fff8e1d38ef Как мы видим, несмотря на то, что значения переменных поменялись, ячейки памяти остались прежними. 32 5. Указателю q присваивается адрес переменной z. Извлекая оттуда значение ( *q ), получаем 3. 6. Переменной p присваивается значение, хранимое в q. Это значит, что p начинает ссылаться на тот же участок памяти, что и q. Поскольку q ссылается на z, то и p начинает ссылаться туда же. 7. В качестве значения по адресу p записываем 4. Т.к. p является указателем на z, следовательно, меняется значение z. 8. Проверяем, p и q являются указателями на одну и туже ячейку памяти. Если для вас вышеописанное не очевидно, то повторите урок сначала, почитайте другие источники и добейтесь полного понимания, т.к. без этого дальше двигаться бесполезно. Под сам указатель (там, где хранится адрес) также должна быть выделена память. Объем этой памяти можно узнать с помощью функции sizeof() : int *pi; float *pf; printf("%lu\n", sizeof(pi)); printf("%lu\n", sizeof(pf)); Под указатели всех типов выделяется одинаковый объем памяти, т.к. размер адреса не зависит от типа, а зависит от вычислительной системы. В таком случае, зачем при объявлении указателя следует указывать тип данных, на который он может ссылаться? Дело в том, что по типу данных определяется, сколько ячеек памяти занимает значение, на которое ссылается указатель, и через сколько ячеек начнется следующее значение. Если указатель объявлен, но не определен, то он ссылается на произвольный участок памяти с неизвестно каким значением: int *pa, *pb; float *pc; printf(" %p %p %p\n", pa, pc, pb); printf(" %d %f\n", *pa, *pc); // может возникнуть ошибка Результат (в Ubuntu): 0x400410 0x7fff5b729580 (nil) -1991643855 0.000000 Использование неопределенных указателей в программе при вычислениях чревато возникновением серьезных ошибок. Чтобы избежать этого, указателю можно присвоить значение, говорящее, что указатель никуда не ссылается (NULL). Использовать такой указатель в выражениях не получится, пока ему не будет присвоено конкретное значение: int a = 5, b = 7; float c = 6.98; int *pa, *pb; float *pc; pa = pb = NULL; pc = NULL; printf(" %15p %15p %15p\n", pa, pc, pb); // printf(" %15d %15f %15d\n", *pa, *pc, *pb); // Error 34 pb = &b; pc = &c; printf(" %15p %15p %15p\n", pa, pc, pb); printf(" %15d %15f %15d\n", *pa, *pc, *pb); Результат (в Ubuntu): (nil) (nil) (nil) 0x7fffeabf4e44 0x7fffeabf4e4c 0x7fffeabf4e48 5 6.980000 7 В данном случае, если попытаться извлечь значение из памяти с помощью указателя, который никуда не ссылается, то возникает "ошибка сегментирования". На этом уроке вы должны понять, что такое адрес переменной и как его получить ( &var ), что такое переменная-указатель ( type *p_var; p_var = &var ) и как получить значение, хранимое в памяти, зная адрес ячейки ( *p_var ). Однако у вас может остаться неприятный осадок из-за непонимания, зачем все это надо? Это нормально. Понимание практической значимости указателей придет позже по мере знакомства с новым материалом. Задание Практически проверьте результат работы всех примеров данного урока, придумайте свои примеры работы с указателями. Урок 8. Функции. Передача аргументов по значению и по ссылке Общее представление Язык C как и большинство других языков программирования позволяет создавать программы, состоящие из множества функций, а также из одного или нескольких файлов исходного кода. До сих пор мы видели только функцию main() , которая является главной в программе на C , поскольку выполнение кода всегда начинается с нее. Однако ничего не мешает создавать другие функции, которые могут быть вызваны из main() или любой другой функции. На этом уроке мы рассмотрим создание только однофайловых программ, содержащих более чем одну функцию. При изучении работы функций важно понимать, что такое локальная и что такое глобальная переменные. В языке программирования C глобальные (внешние) переменные объявляются вне какой-либо функции. С их помощью удобно организовывать обмен данными между функциями, однако это считается дурным тоном, т.к. легко запутывает программу. Локальные переменные в языке программирования C называют автоматическими. Область действия автоматических переменных распространяется только на ту функцию, в которой они были объявлены. Параметры функции также являются локальными переменными. Структурная организация файла программы на языке C, содержащего несколько функций, может выглядеть немного по-разному. Т.к. выполнение начинается с main() , то ей должны быть известны спецификации (имена, количество и тип параметров, тип возвращаемого значения) всех функций, которые из нее вызываются. Отсюда следует, что объявляться функции должны до того, как будут вызваны. А вот определение функции уже может следовать и до и после main() . Рассмотрим такую программу: #include float median (int a, int b); // объявление функции 35 int num1 = 18, num2 = 35; float result; printf("%10.1f\n", median(num1, num2)); result = median(121, 346); printf("%10.1f\n", result); printf("%10.1f\n", median(1032, 1896)); } float median (int n1, int n2) { // определение функции float m; m = (float) (n1 + n2) / 2; return m; } В данном случае в начале программы объявляется функция median() . Объявляются тип возвращаемого ею значения ( float ), количество и типы параметров ( int a, int b ). Обратите внимание, когда объявляются переменные, то их можно группировать: int a, b; Однако с параметрами функций так делать нельзя, для каждого параметра тип указывается отдельно: (int a, int b) Далее идет функция main() , а после нее — определение median() . Имена переменных- параметров в объявлении функции никакой роли не играют (их вообще можно опустить, например, float median (int, int); ). Поэтому когда функция определяется, то имена параметров могут быть другими, однако тип и количество должны строго совпадать с объявлением. Функция median() возвращает число типа float . Оператор return возвращает результат выполнения переданного ему выражения; после return функция завершает свое выполнение, даже если далее тело функции имеет продолжение. Функция median() вычисляет среднее значение от двух целых чисел. В выражении (float) (n1 + n2) / 2 сначала вычисляется сумма двух целых чисел, результат преобразуется в вещественное число и только после этого делится на 2. Иначе мы бы делили целое на целое и получили целое (в таком случае дробная часть просто усекается). В теле main() функция median() вызывается три раза. Результат выполнения функции не обязательно должен быть присвоен переменной. Вышеописанную программу можно было бы записать так: #include float median (int n1, int n2) { float m; m = (float) (n1 + n2) / 2; return m; } main () { int num1 = 18, num2 = 35; float result; printf("%10.1f\n", median(num1, num2)); result = median(121, 346); printf("%10.1f\n", result); printf("%10.1f\n", median(1032, 1896)); } 36 |