Аристотель о добродетелях. филас аристотель. Учение Аристотеля о добродетелях
Скачать 52.88 Kb.
|
Учение Аристотеля о добродетелях Если говорить о добродетелях Аристотеля вообще, то следует сказать и о том, что именно он впервые ввёл термин “этика”, превратил её в самостоятельную и систематическую философскую науку. Как раз-таки добродетели и стали центральным понятием этики Аристотеля. Для Аристотеля добродетель - это наилучшее сочетание, свойство характера, одобряемое с моральной точки зрения. Она [добродетель] находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Тогда получается, что основным признаком добродетели будет чувство меры, способствующее выбору среднего между двумя крайностями. С данным утверждением Аристотеля я согласен полностью. Аристотель говорит и том, что развитие добродетелей приведёт человека к счастливой жизни и к счастью в целом. “Счастье состоит в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить - значит жить добродетельно”. При этом сам философ ясно даёт нам понять, что счастье в любом случае это какое-либо действие, то есть “пользование”. Справедливо высказывание философа и о том, что добродетель не дана нам от природы. И несомненно это является важным моментом в теории добродетелей Аристотеля. Добродетель как средство по достижению цели является предметом выбора человека. Стало быть, добродетель, как и порок, зависит от воли человека. Человек властен поступать определённым образом или воздерживаться от поступка. Иными словами, добродетель и порок во власти человека и от него самого зависит, быть добрым или дурным. А это означает, что человек сам отвечает за то, какие поступки - благородные или низкие - он выбирает; быть добрым или дурным, добродетельным или порочным во власти человека всецело, только человек несёт за это ответственность. Добродетель ко всему прочему имеет свою собственную меру. Меру эту нельзя определить без соответствующих навыков и привычек. “Для этической добродетели губительны и недостаток, и излишество”. Аристотель приводит несколько очень конкретных примеров о том, как же нам определить “золотую меру” в добродетелях. Например, он пишет о мужестве так: если человек ничего не боится, он уже не мужественный, а безумный, а если человек всего боится, то трус. Добродетелью и будет в данном случае “золотая середина”, среднее между безумством и трусостью. Говоря об актуальности, можно сказать, что наука о добродетелях помогает человеку осознать главные цели в своей жизни. Понять, что важно, а что нет. Этика, как наука о добродетелях, стремится сделать человека более нравственным по отношению ко всему, что окружает. А это значит - она делает человека ещё и счастливым. Ведь, повторюсь, человек, живущий согласно добродетелям, становится счастливым. Совершая благие поступки, человек стремится полностью оправдать свою роль, тем самым чувствуя себя счастливее. Аристотель при этом утверждает, что человек должен управлять своими чувствами, стараясь избегать сильных страстей. Потеряв контроль над эмоциями, очень просто не заметить меру и приблизится к порогу. Людям не под силу достигнуть уровня божественной жизни, но, насколько это возможно, они должны стремиться к нему путем созерцательной деятельности, как к идеалу. |