Главная страница

Ж.Пиаже о развитии интеллекта у ребенка. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка


Скачать 389.76 Kb.
НазваниеУчение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
АнкорЖ.Пиаже о развитии интеллекта у ребенка
Дата31.08.2022
Размер389.76 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаreferatbank-14811.rtf
ТипЗакон
#657206
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6
Отсутствие этого умения наиболее ярко проявляется в том, как дети определяют понятие. Пиаже экспериментально показал, что каждоедетское понятие определяется большим числом разнородных элементов, не связанных иерархическими отношениями. Например, ребенок, определяя, что такое сила,говорит "Сила -- это, когда можно нести много вещей". Когда его спрашивают "Почему ветер обладает силой9" -- он отвечает: "Это,когда можно двигаться вперед". Тот же ребенок говорит по поводу воды: "Ручьи обладают силой, потому что она (вода) течет, потому что онаспускается" Через минуту (если тонет камень, брошенный в воду) он говорит, что вода не имеет силы, потому что она ничего не несет. Еще через минуту онговорит "Озеро обладает силой, потому что несет на себе лодки". 
Особенно трудно ребенку дать определение для относительных понятий -- ведь он думает о вещах абсолютно, не осознавая (какпоказывают эксперименты) отношений между ними. Ребенок не может дать правильное определение таких понятий, как брат, правая и левая сторона, семья и др., дотех пор, пока не обнаружит, что существуют разные точки зрения, которые надо учитывать. Известный тест о трех братьях может служить хорошим примером этому("У Эрнеста три брата -- Поль, Анри, Шарль. Сколько братьев у Поля? А у Анри? А у Шарля?"). Пиаже спрашивал, например, Л : 
"Есть у тебя братья?" -- "Артур". -- "А у него есть брат"? -- "Нет". --"А сколько у вас братьев в семье?" -- "Двое". -- "А у тебя есть брат?" -- "Один". -- "А он имеет братьев?"-- "Совсем не имеет". -- "Ты его брат9" -- "Да". -- "Тогда у него есть брат?" -- "Нет". 
Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к противоречиям, которыми насыщены детские определенияпонятий. Пиаже характеризовал противоречие как результат отсутствия равновесия: понятие избавляется от противоречия, когда равновесие достигается. Критериемустойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли. Он понимал ее как такое умственное действие, когда, отправляясь от результатов первого действия,ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, невидоизменяя его. Каждому умственному действию соответствует симметричное действие, которое позволяет вернуться к отправному пункту. 
Важно отметить, что, по мнению Пиаже, в реальном мире обратимость отсутствует,-- лишь интеллектуальные операции делают миробратимым Поэтому обратимость мысли и, следовательно, освобождение от противоречия не может возникнуть из наблюдения за явлениями природы. Онавозникает из осознания самих мыслительных операций, которые совершает логический опыт не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какаясистема определений дает "наибольшее логическое удовлетворение". Логический опыт -- "это опыт субъекта над самим собой, поскольку онявляется субъектом мыслящим,-- опыт, аналогичный тому, который проделывают над самим собой, чтобы урегулировать свое моральное поведение; это усилие осознатьсвои собственные умственные операции (а не только их результаты), чтобы видеть, связаны ли они между собой или противоречат друг другу",-- писал Пмаже всвоей ранней работе "Речь и мышление ребенка". В этой мысли содержится зародыш того эпистемологического вывода из последних работ Пиаже, которыйстал уже психологическим требованием к новой педагогике. 
Для формирования у ребенка подлинно научного мышления, а не простой совокупности эмпирических знаний недостаточно проведенияфизического эксперимента с запоминанием полученных результатов. Здесь необходим опыт особого рода -- логико-математический, направленный на действия иоперации, совершаемые ребенком с реальными предметами. 
В своих ранних работах Пиаже связывал отсутствие обратимости мысли с эгоцентризмом ребенка. Но прежде чем обратиться кхарактеристике этого центрального явления, остановимся еще на одной важной особенности детской психики -- феномене эгоцентрической речи. 
Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точкизрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный ---собеседник. Ребенку важна лишьвидимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительносообщить ему чтолибо. 
Такое понимание эгоцентрической речи встретило много возражений (Л. С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, А. Айзеке и др.). Пиажеучел их и попытался уточнить феномен, посвятив этому в третьем издании своей ранней работы новую главу. В этой главе Пиаже отметил, что причиныпротиворечивых результатов состоят в том, что в термин "эгоцентризм" разные исследователи вкладывали разный смысл, что результаты могут варьироватьв зависимости от социальной среды, и большое значение для коэффициента эгоцентрической речи (отношение эгоцентрических высказываний ко всей спонтаннойречи ребенка) имеют связи, которые складываются между ребенком и взрослым. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, непытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. 
Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двухобстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другойстороны, между детьмировесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Во времясимволической игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспериментированием или работой детей. Однако, чем моложе ребенок, тем болеезатушевываются различия между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Коэффициентэгоцентрической речи, как уже отмечалось, зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детейровесников между собой. В среде, где господствуетавторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процентэгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшейвеличины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает. 
Феномены, открытые Пиаже, разумеется, не исчерпывают всего содержания детского мышления. Значение экспериментальныхфактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшеепсихологическое явление -- умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности. 
Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаженазвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мирсо своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем емупредставляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей. 
Термин "эгоцентризм" вызвал ряднедоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этоттермин уже стал широко распространенным, он попытался уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже,-- фактор познания. Это определенная совокупностьдокритических и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм -- разновидность систематической инеосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность. Поэтому более удачным терминомпозже Пиаже считал термин "центрация". С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точекзрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного "Я" и собственной перспективы вещам и другим людям.Изначальный эгоцентризм познания -- это не гипертрофия осознания "Я". Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя"Я", не может выйти из "Я", чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей. 
Пиаже провел много разнообразных экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок не может встать надругую, чужую точку зрения. Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже и Инельдер. Горы намакете были разной высоты и каждая из них имела какой-то отличительный признак -- домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давалиспытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках.Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок.После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушкаставилась на другую сторону макета. Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горыбыли изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает ихон со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста. 
В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей ине соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективноеположение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания. 
Эгоцентризм свойственен не только ребенку, но и взрослому там, где он руководствуется своими спонтанными, наивными и,следовательно, не отличающимися, по существу, от детских суждениями о вещах Эгоцентризм -- это спонтанная позиция, управляющая психической активностьюребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. 
Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире -- это непростой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются взависимости от господствующей умственной позиции. 
По мнению Пиаже, эгоцентризм -- следствие внешних обстоятельств жизни субъекта. Однако, отсутствие знаний -- это лишьвторостепенный фактор в образовании детского эгоцентризма. Главное -- это спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объектунепосредственно, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности своей собственной точки зрения. 
Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когдасубъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными. Освободиться в какомто отношении от эгоцентризма и его следствий -- значит в этом отношениидецентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма -- значит осознать то,что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" системуобщих и взаимных отношений. 
Существование эгоцентрической позиции в познании не предопределяет того, что наше знание никогда не сможет дать. истиннойкартины мира. Ведь развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход отэгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Длятого, чтобы этот переход был возможен, нужен особый инструмент, с помощью которого можно было вы связать факты между собой, осуществить децентрациюобъектов по отношению к восприятию и собственному действию. 
Если в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация, то что же движет этим процессом? Пиаже считал, что кэтому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего "Я". Для того, чтобыпреодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе --координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную. 
Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позицийосуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть каксумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации. 
Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Этот тип отношений характеризует, по Пиаже,общество, особенно в сфере отношений ребенка и окружающих его взрослых. Отношения принуждения не способствуют смене умственной позиции. Напротив,вследствие принуждения возникает "реализм" моральный и интеллектуальный, чисто внешние представления о правилах. Когда законы навязываются ребенкувзрослым, неизбежны суждения по внешнему впечатлению. Реальное столкновение между мышлением ребенка и окружающими его взрослыми выражается всистематическом искажении ребенком информации, сообщаемой ему взрослыми. Когда ребенок конструирует новое понятие, пользуясь языком взрослых, то это понятиеостается всецело детским, так как ребенок изменяет и ассимилирует его соответственно своей умственной структуре. Социальные отношения между взрослымии ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности. 
Для того, чтобы осознать свое "Я" необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Этовзаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико. Ребенок старается подражать взрослому и в то жевремя защищать себя от него, а не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут осуществлять "развивающий"взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей. 
При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызываетсомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствиеэтого формируются рациональные элементы в логике и этике, Пиаже считал установление этих отношений необычайно важным фактом. По его мнению, социальнаяжизнь создает необходимость логических норм 
Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Пиаже -- понятие социализации. По его мнению, термин"социальный" имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка -- источник воспитательныхвоздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина --ребенок социален с самого начала. 
Кроме этих отношений существуют социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком ивзрослым (отношения принуждения), которые Пиаже называет социализацией. Будучи с самого начала существом социальным, ребенок социализируется толькопостепенно. Согласно Пиаже, процесс социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует. Социальные отношения детей от 2-х до 7-ми лет представляют собойминимум социализации. У ребенка еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое "Я", не координирует точки зрения других людей со своейсобственной. Для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат и моральные принципы. 
В психологии известно другое понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой:"социализация" как "очеловечивание" под влиянием воспитания, как "воздействие поколения взрослых на поколение молодых"(Э. Дюркгейм). Человек появляется на свет в качестве природного, асоциального существа. Воспитание, социализация создает в нем новое существо. Ононакладывается на биологическую природу человека, вытесняя свойственные ребенку как природному существу способы мышления. Для индивида такое воспитаниевыступает как давление, принуждение. 
По Пиаже, социализация -- это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровняразвития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка -- переход от эгоцентрической позиции -к объективной. 
Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах,когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой переломв развитии наступает около 78 лет. 
До этого периода взаимодействие субъекта с миром вещей и людей подчиняется законам, которые Пиаже описывает в терминахбиологического приспособления. Он прямо указывает, что корни умственных операций надо искать в биологии. Можно дать мышлению его истинное объяснение,считает Пиаже, анализируя отношения организма с его окружением. Реальность, как она проявляется для ребенка,-- продукт исходного взаимодействия между умомребенка и окружающим его миром. Реальность, по Пиаже, или точнее -- представление о реальности конструируется интеллектом. 
Каждое внешнее влияние предполагает со стороны субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию и аккомодацию.Ассимиляция и аккомодация -- корни двух антагонистических тенденций, которые проявляются, когда организм встречается с чем-то новым. Ассимиляция состоит вприспособлении объекта к субъекту, при котором объект лишается своих специфических черт. ("Ребенок -- раб прямого восприятия").Аккомодация, напротив, заключается в приспособлении прежде сформировавшихся реакций субъекта к объекту с переходом к новым способам реагирования. По своимфункциям эти процессы противоположны. 
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта