Главная страница
Навигация по странице:

  • "Угадай-ка".

  • Приложение-шахматы. "Угадайка"


    Скачать 0.99 Mb.
    Название"Угадайка"
    Дата17.03.2022
    Размер0.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПриложение-шахматы.pdf
    ТипДокументы
    #401760
    Приложение 1 Дидактические игры и задания для первого года обучения Горизонталь. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п. Вертикаль Тоже самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. Диагональ Тоже самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. Назови вертикаль Педагог показывает одну из вертикалей, обучающиеся должны назвать ее. Так обучающиеся называют все вертикали. Затем тренер- преподаватель спрашивает "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли Ферзи Королевские слоны Ферзевые ладьи" И т. п. Назови горизонталь Это задание подобно предыдущему, но обучающиеся выявляют горизонталь. (Например "Вторая горизонталь. Назови диагональ А здесь определяется диагональ. (Например Диагональ е - а. Какого цвета поле Тренер-преподаватель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. Кто быстрее К доске вызываются два обучающихся, и тренер- преподаватель предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. Тронул - ходи Белая и черная армии. Волшебный мешочек В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из обучающихся на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
    "Угадай-ка". Тренер-преподаватель словесно описывает одну из шахматных фигур, обучающиеся должны догадаться, что это за фигура. Секретная фигура Все фигуры стоят на столе тренера-преподавателя в один ряд, обучающиеся по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной, которая выбирается заранее вместо названия этой фигуры надо сказать "Секрет. Угадай Тренер-преподаватель загадывает про себя одну из фигура обучающиеся по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. Что общего тренер-преподаватель берет две шахматные фигуры испрашивает обучающихся, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются Цветом, формой. Большая и маленькая На столе шесть разных фигур. Обучающиеся называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача поставить все фигуры по высоте. Мешочек Обучающиеся по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. Да и нет Тренер-преподаватель берет две шахматные фигурки испрашивает у обучающихся, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
    Мяч Тренер-преподаватель произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру "Ладья стоит в углу, и бросает мяч кому-то из обучающихся. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. В бой идут одни только пешки. КОРОЛЬ "Играна уничтожение, "Один в поле воин. ЛАДЬЯ Одна против пешек. Лабиринт. "Захват контрольного поля, "Защита контрольного поля, "Кратчайший путь. СЛОН "Играна уничтожение, "Один в поле воин, "Сними часовых, Лабиринт, "Перехитри часовых, "Кратчайший путь, "Атака неприятельской фигуры, "Двойной удар, "Взятие, "Защита, "Выиграй фигуру. ФЕРЗЬ Могучая фигура Ферзь. Дороги Ферзя. "Играна уничтожение, Сними часовых, "Один в поле воин, "Лабиринт, "Перехитри часовых, Кратчайший путь, "Захват контрольного поля. КОНЬ. Прыг, скок и вбок. "Играна уничтожение, "Сними часовых, "Один в поле воин, "Лабиринт, "Перехитри часовых, "Кратчайший путь, "Захват контрольного поля. Кто сильнее Тренер-преподаватель показывает обучающимся две фигуры испрашивает "Какая фигура сильнее Насколько" Обе армии равны Тренер-преподаватель ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях тренера-преподавателя и обучающегося были равны. Выигрыш материала
    Тренер-преподаватель расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. Защита В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. Дай шах Требуется объявить шах неприятельскому королю. Пять шахов Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. Защита от шаха Белый король должен защититься от шаха. Первый шах. Игра проводится всеми фигурами изначального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. Шах или мат Шах или мат черному королю Мат или пат Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
    "Мат в один ход Требуется объявить мат в один ход черному королю.
    "На крайнюю линию Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. В угол Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. Ограниченный король Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. Играна уничтожение - важнейшая игра курса. У обучающегося формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. тренер-преподаватель играет с обучающимися и
    ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Один в поле воин Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми. Лабиринт Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. Перехитри часовых Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. Сними часовых Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. Кратчайший путь За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. Захват контрольного поля Игра фигурой против фигуры ведется нес целью уничтожения, ас целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. Защита контрольного поля Эта игра подобна предыдущей, но приточной игре обеих сторон не имеет победителя. Атака неприятельской фигуры Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться подбоем. Двойной удар Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. Взятие Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру. Защита Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую подбоем. Выиграй фигуру Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. Ограничение подвижности Это разновидность "игры на уничтожение, нос "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника В бой идут одни только пешки Практическая игра пешками. Шах или не шах. Приводится ряд положений, в которых обучающиеся должны определить стоит ли король под шахом или нет. Дай шах Требуется объявить шах неприятельскому королю. Пять шахов Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. Защита от шаха Белый король должен защититься от шаха. Мат или не мат Приводится ряд положений, в которых обучающиеся должны определить дан ли мат черному королю. Первый шах Игра проводится всеми фигурами изначального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
    Рокировка Обучающие должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Два хода Для того чтобы обучающийся научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с тренером-преподавателем следующим образом на каждый ход тренера-преподавателя обучающийся отвечает двумя своими ходами. Решение шахматных задачи упражнений Ничья. Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.

    Дидактическое задание "Пат или не пат".

    Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка. Обучающиеся должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

    Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами изначального положения. Короткие шахматные партии. Занимательные страницы шахмат.
    Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт, "Перехитри часовых" и т. п, где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для обучающихся виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
    Приложение 2 Дидактические игры и задания для второго года обучения Шах или мат Шах или мат черному королю Мат или пат Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. Мат в один ход Требуется объявить мат в один ход черному королю. На крайнюю линию Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. В угол Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. Ограниченный король Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. Объяви мат в два хода В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. Защитись от мата Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. Объяви мат в два хода Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. Сделай ничью Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. Выигрыш материала Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. Мат вход "Поставь мат вход не рокированному королю, "Поставь детский мат" Белые или черные начинают и объявляют противнику мат вход. Защита от мата. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата вход. Выведи фигуру. Здесь определяется, какую фигуру, на какое поле лучше развить. Поставь детский мат Мат вход, "Защитись от мата, "Выведи фигуру. Ограниченный король Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода. Поставить мат вход "повторюшке". Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы. Мат входа В учебных положениях белые начинают и дают мат входа. Выигрыш материала, "Накажи "пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество. Можно ли побить пешку Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату. Захвати центр Надо найти ход, ведущий к захвату центра. Можно ли сделать рокировку Требуется определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют. В какую сторону можно рокировать?". В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры. Чем бить черную фигуру Требуется выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

    "Сдвой противнику пешки Требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки. Выигрыш материала Требуется провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом. Объяви мат в два хода В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. Защитись от мата Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход. Сделай ничью Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей. Мат входа Белые начинают и дают черным мат входа. Выигрыш фигуры Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру. Квадрат Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи. Проведи пешку в ферзи Требуется провести пешку в ферзи. Выигрыш или ничья Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение. Куда отступить королем Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей. Путь к ничьей Точной игрой надо добиться ничьей.
    Приложение Тестовые задания для первого года обучения.
    1. Дидактическая игра Один в поле воин Содержание белая фигура должна побить все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Ходит только белая фигура, а черные фигуры как бы заколдованы, они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение единственное.
    2. Дидактическая игра Лабиринт Содержание фигура должна добраться до ракеты (ягодки, не становясь на заминированные поля или траву и не перепрыгивать их. Здесь не требуется найти кротчайший маршрут – достаточно добраться до цели.
    3. Дидактическая игра Перехитри часовых Содержание фигура должна добраться до ракеты (ягодки, не становясь на поля, атакованные фигурами противника, а также не становясь на заминированные поля красного цвета и не перепрыгивая их.
    4. Дидактическая игра Почтальон Содержание на доске представлены клеточки с буквами и цифрами (они впоследствии станут почтовыми ящиками, каждому ребенку дают картинки с адресами (они потом будут почтой. Каждый ребенок должен представить себя в роли почтальона и разнести правильно почту – каждую маленькую картинку-письмо положить к нужному ящику – в ячейку с цифрой и буквой.
    5. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей (8, 2, 2,2,1,1)
    6. На поле какого цвета стоит черный ферзь (Черного)
    7. Сколько клеток в горизонтали В вертикали)
    8. Каких цветов бывают диагонали (Черного и белого)
    9. Назови три стадии шахматной партии (Дебют, миттельшпиль, эндшпиль)
    Проверочная работа.
    1. Один в поле воин Лабиринт Перехитри часовых
    2. Почтальон. Закрась поля B3, B4, C1, C5, C7, зеленым карандашом. Закрась поля A3,B2,C1,D1,E1,F2,G3.E7,E8,C7,D7 синим цветом,
    E2,E3,E4,E5,E6, D3, D4,D5,C4 красным цветом. Нарисуй цветочек Н, кружок на В, звездочку на Е. Собери картинку по названию полей. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей На поле какого цвета стоит черный ферзь Сколько клеток в горизонтали В вертикали Каких цветов бывают диагонали Назови три стадии шахматной партии
    Приложение №4 Тестовые задания для второго года обучения. теория)
    1. Тактический удар – это неожиданный ход, использующий дефекты позиции соперника и связанный с мнимой жертвой.
    2. Комбинация – это вариант (или несколько вариантов) в шахматной партии с жертвой фигуры или пешки, приводящий к получению преимущества или уравнению позиции.
    3. Двойной удар – это нападение одной фигуры на две фигуры соперника одновременно. Вилка - это двойной удар пешкой или конем.
    4. Открытое нападение - осуществляется два удара, но делают это разные фигуры – та, которая ходит, и та, линия действия которой открывается в результате этого хода.
    5. Связка – это нападение линейной фигуры (ферзя, слона, ладьи) на фигуру или пешку противника, которая прикрывает собой другую фигуру (обычно более ценную) или какой-либо пункт.
    6. Гамбит – это жертва пешки в дебюте.
    7. Решение задач мат вход. Решение задач на мат входа. Как бы вы сыграли белыми
    10. №8. Сделай двойной удар.
    11. №9. Как выиграть ладью. практика) Групповой турнир.
    Проверочная работа.
    1. Тактический удар – это …
    2. Комбинация – это …
    3. Двойной удар – это …
    4. Вилка - это …
    5. Открытое нападение это …
    6. Связка – это …
    7. Гамбит – это …
    №1 - №3. Решение задач на мат вход. Решение задач на мат входа. Как бы вы сыграли белыми
    №8. Сделай двойной удар.
    №9. Как выиграть ладью.
    Приложение №5 КРАТКИЙ ШАХМАТНЫЙ СЛОВАРЬ А Ассоциация гроссмейстеров
    — добровольный союз сильнейших гроссмейстеров мира. Активные шахматы — или быстрые шахматы, когда времени на партию отводится помин на каждого игрока. По ним проводятся соревнования всевозможного масштаба, вплоть до первенства мира. Арбитр — шахматный судья всесоюзного или международного масштаба крупных шахматных соревнований. Анализ — подробный разбор своей или сыгранной другими шахматистами партии (по газетам, журналам, книгам, где отмечаются плохие и удачные ходы свои и соперника, обеих сторон, объясняются причины, почему они сделаны, намечаются пути устранения допущенных ошибок. Атака — наступление одной из сторон или на одном фланге, или по всему фронту, на обоих флангах одновременно, на королевском и на ферзевом, чаще всего большими силами. Б Белые — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре. Болельщик — любитель шахмат, непосредственно не участвующий в данный момент в игре, турнире, матче, сеансе и других соревнованиях Битое поле — поле или поля, которые контролируются пешкой или любой фигурой. В Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами (а, Ь, сит. д. Вилка — одновременное нападение пешки или коня на две пешки или фигуры, а конем одновременно на четыре пешки или фигуры противника (большая
    «четырехзубчатая вилка. Король может тоже сделать вилку, напав одновременно на две ладьи или два коня. Вариант — одно из многочисленных ответвлений в партии. Взятие — уничтожение пешки или фигуры. Вместо уничтоженной (сбитой) на тоже поле ставится фигура или пешка другого цвета.
    Выступка — право выступки. Первый ход шахматной партии всегда принадлежит белым фигурам (войскам.
    Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право побить ее (снять с доски) и поставить набитое поле свою. Г Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или справа налево. Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски слева от игрока (от й до й или от й до й горизонтали. Гроссмейстер — самое высокое спортивное звание в шахматной игре. Д Доска — место, где разыгрываются шахматные баталии. Состоит из 64 черно- белых полей всевозможных размеров. Дебют — начальная стадия шахматной партии. Включает в себя примерно
    10—15 ходов. Диагонали — линии доски, идущие наискосок. В отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали. Разной длины (от двух до восьми полей. Диаграмма — плоскостное изображение фигур, шахматных позиций, задачи этюдов в печати (газетах, журналах, книгах. Двухходовка — шахматная задача, где мат черным дается в 2 (через 2) хода. Самая простая по составлению и решению, наиболее популярная и широко распространенная в шахматной композиции. Дальнобойные фигуры — фигуры, которые контролируют поля по всем линиям доски (по вертикали, горизонтали, диагонали. Это ферзь, ладья и слон. Они могут как побить, таки защитить свои фигуры и пешки на этих линиях на самом дальнем расстоянии (до го поля. Ж Жертва — если один из игроков сознательно, специально (а иногда в силу вынужденных обстоятельств) отдает пешку или фигуру или меняет более ценную фигуру на менее значимую, например ферзя на ладью, ладью на коня, слона на пешку, то такую шахматную операцию называют он пожертвовал. Причины жертв могут быть обоснованными, заранее рассчитанными на несколько ходов вперед. Они чаще всего приводят к последующей победе, мату, а необоснованные, ошибочные, непродуманные — к материальным потерям, к поражению. Жребий — разыгрывание перед турниром, кто каким цветом играет. В матчевых встречах, у кого какой порядковый номер.

    3 Защита — умение игрока сдерживать атаку противника, искусно обороняться, делая хорошие защитные ходы, своевременно уничтожая атакующие пешки и фигуры противника. Задача — искусственно созданная позиция на доске, где мат достигается в заранее обусловленное число ходов. Заблокированная пешка — если на поле передней стоит фигура или пешка противника (или своя пешка или фигура, мешая ей двигаться дальше. Такая пешка считается слабой выключена из игры. Защищенная проходная пешка — такая пешка, которую защищает своя пешка или любая другая фигура. Зевок — просмотр отличного хода, красивой выигрышной комбинации, потеря фигуры и т. п. И Индия — родина шахмат (V в. Игра — шахматный поединок, шахматная партия. Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней вертикалях нет своих пешек. К Комбинация — серия последовательных ходов, совершаемых с целью улучшения своей позиции, приобретения шахматного материала, постановки мата.
    Неприменый атрибут шахматной комбинации — жертва пешки, фигуры (или нескольких. Композитор — составитель шахматных задачи этюдов. Лучшим из них присваивается звание гроссмейстер шахматной композиции. Композиция — заранее созданная искусственная шахматная позиция задача или этюд. Конкурс — соревнование составителей или решателей задачи этюдов за заранее отведенное время (или кто потратит меньше времени. Кандидат в мастера — шахматный разряд после I, непосредственно перед мастером спорта СССР.
    Каисса — греческая богиня, покровительница шахмат. Качество — приобретение или потеря шахматного материала. Потерять качество — это отдать ладью заслона, выиграть качество — взять ладью за коня. Л Легкие фигуры — общепринятое название для коней и слонов.
    Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на шахматной доске. Всего три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная и диагональная. Ловушка — своеобразный ход с заранее подготовленной приманкой, замаскированной западней. Например, пешка или фигура (вплоть до ферзя, временно пожертвованные за приобретение большего материала или за постановку мата противнику (например, мат Легаля»). Лидерство — ведущее положение игрока в турнире идет во главе турнирной таблицы, возглавляет турнирную таблицу. М Мат — шах, от которого нет защиты. Означает конец игры. Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко. Мастер — шахматное звание (разряд) перед гроссмейстером. Национальный мастер — мастер своей страны, звание международный мастер присваивается при выполнении соответствующей нормы в международных соревнованиях шахматистов. Материальное преимущество — выигрыш одним из соперников у другого шахматного материала фигуры или нескольких фигур и пешек. Однако материальное преимущество еще не дает полной гарантии выигрыша его обладателю. Но нередко является прекрасной надежной предпосылкой для одержания победы в партии. Мельница — разновидность открытого шаха, когда одна из защищающихся сторон несет огромный материальный урон от применения мельницы или получает мат. Миттельшпиль — вторая стадия шахматной партии после дебюта. Переводится с немецкого языка как середина игры. Именно в этой стадии начинаются активные боевые действия с обеих сторон. Мобилизация сил к этому времени завершена.
    Манёвр — серия ходов одного из игроков (или обоих вместе) для достижения определенной цели создания атаки, выигрыша фигуры, отпугивания ее от своих позиций и т. п. Н Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении до начала игры) до первого хода белых. Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается по королю, или оба игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение на доске одному из королей и т. д. Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно было бы взять неприятельскую фигуру или пешку. Нотация — система записи ходов в шахматной партии.
    О Оскар — почетный приз в виде статуэтки, ежегодно присуждаемый в Барселоне (Испания) лучшему шахматисту и шахматистке года, независимо от их шахматного звания, и необязательно чемпиону и чемпионке мира. Открытая линия — вертикали шахматной доски, свободные как от своих пешек и фигур, таки противника. Олимпиада — самые крупные шахматные соревнования на планете. Проводятся 1 разв года. Последняя такая Олимпиада состоялась в г. Салониках, в Греции в 1988 г. Очки — по их количеству определяется занятое место в шахматном турнире тем или иным игроком (или командой. За проигрыш начисляется обычно 0 очков, за ничью — 1/2 очка, за победу — 1 очко. Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или несколько нечетных полей, когда одинокий король остается против короля спешкой. Знание этого правила помогает слабейшей стороне (одинокому королю) в некоторых случаях добиться ничьей. Ошибка — любой просчет в игре. Оборона — когда одна сторона атакует, а вторая ведет оборону, те. защищается. П Партия — шахматное сражение между двумя соперниками, или группой и одним игроком (в сеансе одновременной игры, или несколькими игроками между собой (тренировочный матч. Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет. Перевес — умение кратчайшим путем выводить фигуры и пешки на наиболее выгодные ключевые поля. Говорят У него перевес в развитии фигур, что соответствует определенному преимуществу. Позиция — размещение фигур и пешек на шахматной доске. Бывает плохая позиция, когда фигуры плохо развиты, и хорошая (активная) позиция. Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске, по 32 белых и столько же черных поля. Каждое поле имеет свое, присущее ему обозначение al, е, сит. п. Поле превращения — по восемь полей двух последних горизонтальных линий, которых достигла черная или белая пешка. Затем она снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а вместо нее ставится любая фигура, кроме короля. Чаще всего ставят ферзя, как наиболее сильную фигуру, но иногда выгоднее поставить и коня, если сего помощью достигается быстрый выигрыш или сразу ставится мат. Правила — свод, совокупность шахматных законов, положений, на основе которых идет сражение на шахматной доске. Их соблюдение и выполнение обязательно для каждого шахматиста. Приз — награда победителю или еще двум призерам за е и е места в шахматном турнире. Это может быть медаль, литература, ваза и т. п.
    Претендент — участник розыгрыша первенства мира, встречающийся в финале с чемпионом (чемпионкой) мира по шахматам. Р Рокировка — одновременный ход короля и ладьи. Король пододвигается к какой-нибудь ладье на два поля, а ладья переставляется через короля по другую его сторону. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей. Рокировать можно при соблюдении определенных условий. Развитие — постепенная перегруппировка фигур и пешек ближе к центру и границе противника для быстрейшей подготовки их к атаке. Существуют понятия фигуры плохо развиты, фигуры хорошо развиты. Разряд — шахматная квалификация на данное время. Выполняется или подтверждается при игре в шахматном турнире. Самый низший IV разряд, приравнивается к I юношескому в других видах спорта, затем идет III, II и I взрослый и т. д. Нужно выполнить норму в турнире, те. набрать заранее определенное количество очков. Размен — обмен фигурами или пешками. Бывает выгодный размен, например поменять одну или две пешки на слона или коня, и невыгодный — отдать ладью заслона и пешку и т. п. Разбор партии — анализ ошибок, упущенных возможностей каждой из сторон и т. д. С Сеанс одновременной игры — это когда один сеансер играет одновременно си более игроками. Связка — такое положение в шахматной позиции, когда одна из фигура часто и сам король, лишены подвижности одной из фигур иЛи пешек противника. Сдаться — прекратить сопротивление ввиду его бесполезности. Дальнейшая игра сулит большие материальные потери, или вскоре королю ожидается мат. Судья — человек, наблюдающий заправилами игры, арбитр. Т Тактика — методы, способы игры, применяемые в шахматной встрече. Тронул — ходи — одно из правил в шахматах взявшись за свою фигуру или пешку, игрок обязан ею ходить. Если дотронулся до фигуры или пешки противника, то должен ее взять (если это возможно. Если же надо поправить свою фигуру или пешку, необходимо предварительно предупредить противника или судью Поправляю. Темп — скорость, быстрота, с которой разыгрывается партия. Выиграл темп
    — значит, опередил противника в развитии, потерял темп — отстал в развитии фигур и пешек.
    Турнир — вид шахматных соревнований. Бывает квалификационный турнир на получение шахматного разряда турнир наличное первенство название сильнейшего командный турнир и т. п. Тренер — шахматист (секундант, помощник, помогающий другому или нескольким готовиться к соревнованиям всевозможного ранги, всевозможных форм, олимпиаде, матчу, турниру и т. д. Таблица — документ, куда заносятся очки игроков, участвующих в томили ином соревновании малого или большого масштаба. Тихий ход — те. пока безвредный, промежуточный, как бы подготовительный, без объявления шаха королю или без уничтожения пешки или фигуры. Бывает очень ядовитым. Тяжелые фигуры — общепринятое название для ладей и ферзей. У Угроза — ходы (ход, сулящие неприятности противнику. Угроза, что будет побита пешка или фигура, лишение противника рокировки и т. пФ
    ФИДЕ — Всемирная шахматная федерация, куда входят более 100 стран. Девиз ФИДЕ: Мы все — одна семья. Фигура — все единицы шахматного войска король, ферзь, ладья, слон, конь, кроме пешки, не достигшей поля превращения. Финал — одна из фаз розыгрыша шахматного первенства, финалист — игрок, попавший в следующий более высокий цикл соревнований.
    Фианкетирование — выведение слона любого цвета на самые большие диагонали доски поля Ь и Ь, g2 и g7. Фланг — королевский справа от белого короля и слева от черного короля — и ферзевый слева от ферзя у белых и справа от ферзя у черных.
    X Ход — любое передвижение фигуры или пешки на другое поле с соблюдением всех установленных правил. Ходы делаются по очереди. Нельзя, например, выполнить два хода подряд, пропустить свой ход, побить за один раз ход) сразу две фигуры или пешки противника, пойти пешкой назад и т. п. Ц Центр — поля, составляющие середину доски четыре поля — малый центр, двенадцать центральных полей доски — расширенный центр.
    Цугцванг (нем) — такое положение у игрока, когда ему, хочешь не хочешь, приходится делать невыгодный для себя ход.
    Цейтнот — острая нехватка времени у игрока. Просрочка времени (при игре с шахматными часами) может привести к поражению, даже если обстановка на доске сложилась в его пользу. Ч Чемпион мира — самый сильный шахматист или шахматистка всей Земли. Черные — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре. Ш Шах — угроза только одному королю (сейчас вслух не объявляется, когда ему некуда ходить после шаха, нечем закрыться от него или уничтожить атакующую фигуру или пешку. Шахматная доска — клеточный черно-белый квадрат любого размера, на котором разыгрываются шахматные баталии. Штурм — решительная шахматная атака. Э Этюд — искусственно составленная шахматная позиция, где одна из сторон, чаще всего белые, добивается выигрыша или делает ничью. Число ходов, необходимых для достижения цели, заранее не оговаривается.


    написать администратору сайта