Главная страница
Навигация по странице:

  • Доизобразительный период

  • Литература

  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.

  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.

  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе

  • Самоучитель МЕТОДИКА ИЗО. Уо Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка


    Скачать 172.75 Kb.
    НазваниеУо Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
    Дата27.03.2019
    Размер172.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамоучитель МЕТОДИКА ИЗО.docx
    ТипДокументы
    #71755
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    ЭТАПЫ НОРМАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РИСУНКА

    Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден.

    Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.

    Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его.

    Этот путь — от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

    Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3–5 лет). Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии). Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).

    Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями. На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику.

    В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей.

    Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.

    Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще всего рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки — семью, принцесс, цветы, маленьких животных, узоры бус, тканей.

    Чрезвычайно важным является знание законов развития детского рисунка. Их можно обобщенно представить следующим образом:

    1) наглядность;

    2) видение изображаемого в горизонтальном плане;

    3) прозрачность (например, когда под платьем остаются видны округлости тела);

    4) позднее возникновение перспективы.

    Так, самые маленькие дети (4–5-летние) располагают изображения рядом друг с другом, не соединяя их каким-либо замыслом. Это так называемая фаза юкстапозиции.

    Затем появляется центральный сюжет (после 5 лет). Здесь уже изображения объединены сюжетом, и ребенок распределяет предметы, рисуя более отдаленный над находящимся ближе. Эта фаза развития перспективы в рисунке называется фазой суперпозиции.

    Лишь позже (в норме не ранее 7 лет) ребенок начинает изображать более отдаленные предметы как предметы по размеру меньшие, нежели предметы близкие. Таким образом в изображении возникает истинная перспектива.

    Аналогично поэтапно может быть рассмотрено и нормативное возникновение «цветности» детского рисунка.

    Ребенок эмоционально воспринимает цвета и часто раскрашивает понравившийся предмет любимым цветом, который может быть тому и не свойственен. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки будут выражать само отношение ребенка к содержанию рисунка.

    В этот период все разукрашивается в насыщенные цвета и «пестро» раскрашивается: дома и крыши, цветы и животные, автомобили и заборы. При этом особое место для актуализации цвета принадлежит одежде изображаемых людей.

    Такое разделение детей на группы позволяет, в определенной степени, осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей. Следует подчеркнуть, что при этом важно не навязывать ребенку стереотипов изображения, а поддерживать его творческие порывы, радоваться вместе с ребенком даже самым незначительным проявлениям его индивидуальности.
    Литература:

    1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. В.Н. Самохина. Общ. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова. — М.: Прогресс, 1974.

    2. Зеньковский В.В. Психология детства. — Лейпциг: Сотрудник, 1924.

    3.Игнатьев Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника. — М., 1960.

    4.Михалёва О.Ю. Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительной деятельности). Дисс. на звание канд. пед. наук. М., 2003.

    5.Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985.

    6.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.

    7.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

    27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.

    Педагогический рисунок– одно из важнейших средств наглядности. Время его выполнения 2- 5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеетхудожественного значения, но онстановится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога –подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунокнеобходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученикправильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

    Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

    Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное.

    Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такие зарисовки необходимы в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

    Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

    Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

    Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

    В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.

    Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.

    1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

    2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

    Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до детей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.

    Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

    Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.

    Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.

    При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.

    Существует несколько типов рисунков:

    -Линейный рисунок- выполнен непрерывной линией.

    -Рисунок штриховкой- выполнен прерывистыми линиями, разнообразными по толщине и длине.

    -Линейный рисунок с применением цветных мелков.

    -Тоновый рисунок.

    Значимость педрисунка:

    1.Изображая внешний вид предмета, видна последовательность.

    2.Повышает активность, восприимчивость.

    3.Развивает абстрактное мышление, воображение.

    4.Доступен.

    Особая роль, по мнению Песталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму, — не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается. Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измерению.

    Заслуга Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм — другая, для техники — третья.
    Литература:

    1.Изобразительное искусство в начальных классах / Б. Юсов и др.- Мн., 1992.

    2.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -Мн., 1998.

    3.Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007

    4.Популярная художественная энциклопедия в 2 т. М., 1986

    5.Программа "Изобразительное искусство" - Мн., 2008

    6.Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства М, 1981.


    28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.

    Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

    Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

    Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы:

    · метод иллюстраций;· метод демонстраций

    Демонстрация(лат. demonstratio – показывание) – метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

    Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (действие прибора и т.п.). Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов.

    Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.;

    Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

    При показе задаются вопросы, которые направляют внимание детей на более существенные стороны изучаемых предметов и объектов.

    Различают демонстрацию натуральных объектов и демонстрацию кинофильмов. При демонстрации предметов, надо, чтобы демонстрируемый предмет воспринимался, по возможности, при участии разных органов чувств.
    Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знаниями в эмоциональной окрашенности.

    Развивающее значение заключается в расширении общего кругозора, в активизации всех психических процессов школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету познания.

    Воспитательный эффект – в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоении идейной сути изучаемого материала. Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.

    На первых этапах обучения учащиеся выполняют работу только по образцу.

    По мере накопления политехнических знаний, практических умений и навыков появляется возможность выполнять работу по рисунку, чертежу. Собственному замыслу.

    Большое место на уроках занимает демонстрация различных наглядных пособий, инструкционных предметных или графических таблиц с изображением последовательности выполнения работы.

    В процессе обучения учитель демонстрирует не только образцы изделий, инструменты, материалы, таблицы, но и действия, связанные с выполнением той или иной операции. Это особый вид демонстрации, так как он связан с показом движений, с показом инструментов в действии. Показ отдельных операций может быть фронтальным или индивидуальным. При первоначальном обучении операции учитель демонстрирует движение в замедленном темпе, расчленяя операции; затем показывает операцию в обычном тэмте.Демонстрация операций обычно сопровождается инструктажем. Это комбинированный метод, сочетающий слово с наглядностью.

    Для облегчения основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета его характерные особенности.

    Наилучшим способом наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение.

    Первый вид рисунка – работа на классной доске.

    Лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

    Второй вид рисунка – это зарисовка учителя на полях школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

    Третий вид педагогического рисования – это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.

    Говоря о наглядности обучения, необходимо отметить и такую форму наглядности, как кино. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. д., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. Быстрые процессы – движение руки, нанесение штриховки, приемы работы кистью и пр. – можно показать в замедленном темпе, длительные же процессы представить быстро протекающими.
    Литература:

    1. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977

    2. Изобразительное искусство: учебник для 6 класса. М., 1970

    3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984

    4. Интернет источник


    30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта