Аннотация хоровой партитуры «Лебедь». Анотация лебедь. Уо Мозырский государственный музыкальный колледж Аннотация хоровой партитуры Лебедь
Скачать 0.99 Mb.
|
УО «Мозырский государственный музыкальный колледж» Аннотация хоровой партитуры «Лебедь» Слова К. Бальмонта Музыка В. Глущенко Подготовила: учащаяся 3 курса Сугак Анастасия Преподаватель: Герцык С.В Мозырь 2021 1. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста. Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией. Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта — середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе. Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе - символизма. Однако среди «старших символистов» (Д.Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, В. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, В.Жуковский, М.Лермонтов, А.Фет, П.Шелли и Э.По. Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков. В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом. Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию. Вышедшая в 1907 году книга «Жар - птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок. В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910). Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917). В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936-1937). Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы. К стихам К.Бальмонта обращались такие композиторы как И.Ф.Стравинский, М.Ф.Гнесин, В.И. Ребиков, С.С.Прокофьев. Разбор поэтического текста Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная, Как последний вздох души. Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий И горит и не горит. Отчего так грустны эти жалобы? Отчего так бьется эта грудь? В этот миг душа его желала бы Невозвратное вернуть. Все, чем жил с тревогой, с наслаждением, Все, на что надеялась любовь, Проскользнуло быстрым сновидением, Никогда не вспыхнет вновь. Все, на чем печать непоправимого, Белый лебедь в этой песне слил, Точно он у озера родимого О прощении молил. И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел все тише, все печальнее, И шептались камыши. Не живой он пел, а умирающий, Оттого он пел в предсмертный час, Что пред смертью, вечной, примиряюще Валентина Глущенко в своём хоровом произведении использовал не всё стихотворение Константина Бальмонте. Композитор не использует 5 и 7 столбец. Стихотворение состоит из 7 строф, рифма - перекрестная, стихотворный размер - хорей. 1.2. История создания произведения, его основная идея и содержание Одним из знаковых произведений данного поэта является стихотворение "Лебедь", написанное в 1897 году. Произведение считается знаковым, так как в это время поэт только начинал познавать основы символизма, и углублялся в именно это направление. Как итог был рожден образ белого лебедя, который ассоциировался с чистотой и верностью у данного поэта. По сути своей лебедь отражает жизнь человека, но только лишь того, который живет счастливой жизнью в гармонии с собой, своими близкими, и в целом с окружающим его миром. Помимо лебедя-человека Константин Бальмонт создал в данном произведении еще одного очень важно персонажа, а именно "Лебедя немая". Этот персонаж ассоциировался с потусторонним миром, местом в котором все, что было важно, в этом мире утрачивает свой смысл и вообще не имеет никакого значения. Данное стихотворение является очень нежным, красивым, лаконичным, нежным и даже мелодичным. Для того, чтобы показать свою задумку более красочно автор использует различные литературные приемы, такие как метафоры, эпитеты, красочные прилагательные, олицетворение и так далее. Все это помогает автору сделать картину более полной, законченной и завершенной. Рифма для данного стихотворения выбрана перекрестная, именно она отвечает за мелодичность и лаконичность произведения. В заключении хотелось бы отметить, что каждый человек просто обязан в своей жизни задумываться о чем-то важном, а не только о материальной обеспеченности, ведь у каждого из нас есть душа, и это просто нельзя забывать. 2. Музыкально-теоретический анализ 2.1.Форма произведения и его структурные особенности Хоровая партитура В. Глущенко написана в простая 3-х частной форме. В данном произведении музыка аллегорично передаёт внутреннее состояние человека, его душевные переживания.
2.2. Жанровая основа По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру а’сарреlla. Для. музыки этого жанра характерны компактное изложение, использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей. 2.3. Ладовая и тональная основа Основная тональность ля минор( a moll), есть отклонения в Фа мажор(F dur(6 такт)),до минор(c moll (12-13 такт)). Все отклонения небольшие и используются для разнообразия музыкального языка. Так как произведение, по характеру, печальное используются основная минорная тональность , которая сохраняется до конца произведения. 2.4. Метроритмические особенности Сложный переменный размер 4/4 и простой 2/4 дирижируемый по четырех- и двухдольной схемам. Произведение начинается с размера 4/4, который придаёт произведению ровность . Во второй части в последнем такте происходит смена размера на 2/4. Смена размера происходит из-за расширения в предыдущих тактах фразы «не вспыхнет вновь». Так же смена размера помогает вернутся в первоначальный темп. В основном использованы простые ритмические фигуры. Используются такие длительности как: восьмые, четверть с точкой, четверти, половинная, целая. Используется синкопа, для подчеркивания последней фразы «как последний вздох души», первого предложения 1 части: 2.5. Темп и агогические отклонения Указанный автором темп произведения – Andante. В переводе с итальянского языка данный термин звучит как «в темпе шага». По метроному четверть с точкой равна 80-82 ударом в минуту. Агогических изменений есть: Piu mosso - более подвижно; Esperessivo – выразительно; Accelerando- постепенно ускоряя; Ritenuto– постепенно снижая темп. Они используются для передачи и углубления характера произведения. Первое изменение, Piu mosso - более подвижно, происходит в 9 такте, для придачи движения текста, тревоги и трепета : Второе изменение, Esperessivo – выразительно, происходит в 17 такте, используется для выделения риторических вопросов в литературном тексте : «Отчего так грустны эти жалобы?»,«Отчего так бьется эта грудь?»: Третье изменение, Accelerando- постепенно ускоряя, происходит в 23 такте, для нарастания тревоги и постепенного приведения всего музыкального развития к кульминации: Четвертое изменение, Ritenuto– постепенно снижая темп, происходит в 29 такте, для расширения и подчеркивания фразы « никогда не вспыхнет вновь»: 2.6. Динамические оттенки Динамика, в данном произведении, не начинается с piano-тихо и дальнейших изменений в динамике не выставлено, кроме crescend-постепенное увеличение силы звука. Однако динамика будет постепенно нарастать, но не становиться громкой. Такое изменение в динамике происходит из- за агогических изменений в темпе, который применяются для нарастания тревоги. дирижерского жеста». Поэтому динамика у данного произведения подвижная. 2.7.Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад Фактура- Смешанная (гомофонно-гармоническая, хоровая педаль, полифония (подголосочная, имитационная, контрастная). Гомофония илигомофонно-гармоническая фактура берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». В рамках гомофонии различают аккордовую (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую фактуру, которая состоит из нескольких пластов (например, из мелодии и аккомпанемента). Используется с 1-16 такт, 31-39 такт. Эта фактура используется для показа всех голосов сразу. Первое проведение происходит в 1-8 такте и в 31-39 такте, здесь эта фактура создает картину спокойного, тихого природного пейзажа, где начинается и заканчивается рассказ про жизнь лебедя. Во втором проведении эта же фактура создает ощущение тревоги и трепета. Имитационная полифония (от латинского — «подражание») — проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах. Используется в 17-22 тактах, для подчеркивания риторических вопросов в литературном тексте : «Отчего так грустны эти жалобы?»,«Отчего так бьется эта грудь?», мелодия начало повторяется и происходят небольшие изменения. Контрастная полифония основана на развитии самостоятельных линий, для которых не характерна общность происхождения от одного мелодического источника. Используется в 23-26 тактах, для нарастания напряжения и постепенного приведения к кульминации. Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты. Используется в 27-30 тактах, используется в самый кульминационный момент, главная роль отдается мелодии у сопран, остальные голоса создают горманическую основу и помогаю передать самый напряженный момент. Так же используется хоровая педаль которую создают в начале 17-21 такта басы и сопрано, но затем хоровую педаль создают только басы. Используется для создания настроения безысходности и для подержания гармонии 3. Вокально-хоровой анализ 3.1.Тип и вид хора Произведение «Лебедь» написано для4-х голосногосмешанного хора a’cappella. Смешанный хор выбран композитором не случайно – разнообразные тембры мужских и женских голосов способны донести до слушателя гамму художественных образов, заложенную в этом сочинении. .2. Диапазон и тесситурные особенности произведения Диапазоны партий: Сопрано- e2-c1; Альты- a–c2; Тенора- fis1- c2; Басы- c –a. 3.3. Виды хорового дыхания Хоровая партитура произведения должна исполняться на разных дыханиях. Во всем произведении уместно брать дыхание по литературной фразе, т.е. общехоровое, дыхание лёгкое, короткое. Так как есть долгие лиги то здесь лучше брать цепное дыхание. Во всех остальных случаях, дыхание берется по литературной фразе или с соответствии с паузами. Довольно медленный темп, нижний регистр, подвижная динамика требуют большого запаса воздуха, глубокого дыхания. 4. Исполнительский анализ 4.1.Ансамбль строя и интонационный ансамбль Интонационный ансамбль – это полная слитность всех голосов хоровой партии между собой по высоте. Наличие этого ансамбля очень важно, так как без него внутри партии невозможен чистый общехоровой строй. Певцам необходимо в потоке звуков выделить опорные, и ориентируясь на них правильно интонировать все остальные звуки. Этому произведению характерен естественный ансамбль. В хоре «Лебедь» мелодия переходит из одной партии в другую, а остальные создают аккомпонимент. Если же говорить об ансамбле строя в целом, можно сказать, что, так как хоровая партитура содержит оркестровый фундамента, проблема детонации хорового строя в этом произведении не вероятна. 4.2. Ритмический ансамбль Ритм – одно из важнейших средств музыкальной выразительности и является неотъемлемой частью образной стороны произведения. Как таковых ритмических проблем в произведении нет. Как уже говорилось, композитор в основном использует простые ритмические фигуры. 4.3. Темповой ансамбль Наличие в хоре темпового ансамбля так же велико, равно как и любого другого вида ансамбля. Роль правильного темпа велика – он организует общее движение музыки. Темп является важным средством выразительности, поэтому всякое изменение его должно быть оправдано со стороны литературного содержания, характера и музыкальной формы. Трудности для темпового ансамбля в данной партитуре есть так как имеются агогические изменения. Для правильного, единого темпового ансамбля необходимо добиться у всех единой пульсации. Главная задача переходит на руки дирижера, который через ауфтакт подготовить участников хора к изменения в темпе. 4.4 Динамический ансамбль Динамический ансамбль связан с уравновешенностью по силе звучания голосов внутри партии и согласованностью звучания в общем ансамбле хора. Многоплановая фактура способствует тембровому разнообразию звучащих аккордов, которые можно «поворачивать» разными оттенками тембра, усиливая или ослабляя в них те или иные звуки. 4.5. Штриховой ансамбль Существенное место в исполнительском анализе отводится изучению вокальных штрихов, которые определяют способ звуковедения. Основной способ звуковедения в этом хоре – legato. Голосоведение плавное. Этот штрих преобладает во всём произведении 4.6. Дикционный и орфоэпический ансамбль Дикция – наиважнейшее средство выразительности, неотделимое от музыки и пения. Слова придают вокально-хоровым произведениям ясность, стройность. Именно от хорошего произношения зависит, как качественно будет произнесен текст каждым из поющих и хоровой партией в целом. Особенности произношения хором текста заключается в верно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков. Для необходимом при штрихе legato, хор должен произносить текст следующим образом. Все гласные максимально допеваются, а согласные с конца слога пристёгиваются к началу следующего. Трудностью для хора представится утрированная дикция и сам дикционный ансамбль. Трудные фразы, требующие внимания и работы над ними: «Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,Все, на что надеялась любовь». 5. Особенности дирижерского жеста 5.1. Характеристика дирижерских жестов Характер жеста в значительной мере зависит от характера и темпа музыки. При дирижировании музыкальным произведением необходимо придерживаться определенных правил, от которых будет зависеть правильное исполнение указанного автором темпа. Выдержанные ноты необходимо дирижировать, не замедляя движения музыки. Также, при дирижировании выдержанных нот необходимо придерживаться следующих правил: вступление и снятие на выдержанной ноте необходимо показывать ясным, выразительным жестом, с чётким ауфтактом к вступлению и снятию. На выбор жеста влияет динамическое разнообразие, используемые при исполнении. Основными динамическими оттенками, выражающими силу звучания, являются f и p. В дирижировании различие между динамическими градациями будет зависеть от амплитуды жеста. В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется глубокое положение дирижёрской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения, в периоды просветления музыкальной сферы сочинения. Произведение даёт возможность работать над дирижёрским жестом legato. Форма кисти – округлая, «куполообразная». Трудностью для дирижёра представится передача характера произведения, исполнение темповых моментов, динамических нюансов, точный показ вступлений и снятий. К средствам выявления характера музыки относятся различные способы звуковедения. От правильно выбранного исполнительского штриха будет зависеть и дирижерский жест. При дирижировании legato большую роль играет движение рук по горизонтали – это придаёт жестам плавность, певучесть. На характер жеста оказывает влияние и уровень так называемой «дирижёрской плоскости». На её положение действуют сила звука, характер звуковедения и многое другое. |