Главная страница

управленческая мысль Западной Европы и Англии. упр мысль Западная Европа и Англия. Управленческая мысль в феодальной западной европе и англии (vxvi вв. ) Подготовили Проскурина Регина мен111


Скачать 5.32 Mb.
НазваниеУправленческая мысль в феодальной западной европе и англии (vxvi вв. ) Подготовили Проскурина Регина мен111
Анкоруправленческая мысль Западной Европы и Англии
Дата23.09.2022
Размер5.32 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаупр мысль Западная Европа и Англия.pptx
ТипДокументы
#691825

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И АНГЛИИ (V-XVI вв. )

Подготовили: Проскурина Регина мен-111

Нургалиев Жандос мен-111

  • Трактуя управленческие вопросы, авторы VI—XI вв. в качестве важнейших аргументов приводили положения, содержащиеся в Библии и в сочинениях отцов христианской церкви (патристика). Такой подход проявлялся, в частности, при решении проблемы отношения к богатству. В Древнем Риме в аристократических кругах проповедовались принципы гедонизма. Также в период средневековья господствовала точка зрения, согласно которой стремление к обладанию богатством порочно. В отличие от античных авторов, которые считали неравенство людей естественным и вечным, средневековые мыслители при решении этого вопроса исходили из положения христианства о том, что все люди равны перед «божественной благодатью» . В античном мире господствовало презрительное отношение к физическому труду, который считался уделом прежде всего рабов. А в средние века, в частности в период раннего средневековья утвердилась точка зрения, по которой труд должен быть единственным источником средств существования.
В исторических документах раннего средневековья нашли отражение проблемы, связанные с разложением общины и генезисом феодализма. Вопрос об отношении к общине лежал в знаменитой «Салической правде» — кодексе обычного права салических франков, составленном при Хлодвиге (ок. 466— 511). Составители «Салической правды» признают верховное право общины на пахотную землю, защищают суверенитет общины от покушения пришлых элементов и вместе с тем они были вынуждены считаться с фактом разложения общины и развития частного хозяйства на ее землях. Поэтому в этом юридическом памятнике содержатся законы, охраняющие индивидуальное хозяйство франков (титулы «О краже изгороди» , «О различных покражах» , «О поджогах» , «О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту» и др. ). Важнейшим источником по управленческой мысли Западной Европы раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях» , изданный в начале IX в. Карлом Великим (742— 814) для всех поместий его монархии. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды» . Идеалом хозяйства для «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Он предписывал взимать оброки натурой, создавать запасы, развивать различные виды производства. В «Капитулярии» излагаются конкретные предписания об организации полевых работ, расширении скотоводства, садоводства, виноградарства, огородничества. Наряду с этим рассматриваются проблемы организации вотчинного ремесла для осуществления сельскохозяйственных работ, предусматривалось создание специальных мастерских для изготовления полотна и сукна. Также «Капитулярий» излагал принципы рациональной торговли и управления запасами, предлагает продавать излишки, а покупать продукты, которые не производятся в вотчине.
  • Важнейшим источником по управленческой мысли Западной Европы раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях» , изданный в начале IX в. Карлом Великим (742— 814) для всех поместий его монархии. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды» . Идеалом хозяйства для «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Он предписывал взимать оброки натурой, создавать запасы, развивать различные виды производства. В «Капитулярии» излагаются конкретные предписания об организации полевых работ, расширении скотоводства, садоводства, виноградарства, огородничества. Наряду с этим рассматриваются проблемы организации вотчинного ремесла для осуществления сельскохозяйственных работ, предусматривалось создание специальных мастерских для изготовления полотна и сукна. Также «Капитулярий» излагал принципы рациональной торговли и управления запасами, предлагает продавать излишки, а покупать продукты, которые не производятся в вотчине.
  • На экономической политике франкских королей сказывалось сильное влияние церкви и экономических взглядов папской курии и епископата. Так, обосновывая необходимость помогать неимущим и одновременно преследуя свои материальные интересы, церковь требовала от прихожан уплаты десятины. Это требование нашло отражение в законодательстве Карла Великого. В «Саксонском капитулярии» (последняя четверть VIII в. ) он обязывал каждого платить церковную десятину, это обосновывалась тем, что «все христиане без изъятия должны возвращать Господу часть того, что Он каждому дал» . На протяжении всего средневековья церковь вела лицемерную борьбу против взимания процентов за ссуды. Уже в период раннего средневековья ей удалось распространить в обществе отрицательное отношение к проценту и добиться издания законов, запрещающих Ростовщичество. Так, в одном из них говорилось о запрете «давать что бы то ни было с целью роста. Не только духовные, но и светские христиане не должны требовать за ссуду процента» . По мысли законодателя, ростовщичество недопустимо потому, что взимание процентов «есть требование того, что не было дано» , поэтому «самым законным было бы брать с должника только размеры ссуды» .
Проблемы, которые нашли отражение в источниках по ИУМ Франкского королевства, в большей или меньшей степени затрагиваются в документах, характеризующих социально-экономические отношения в других романских странах Западной Европы. Одной из наиболее важных проблем, с которыми сталкивалась управленческая мысль Италии и Испании в период раннего средневековья, был вопрос об отношении к формам эксплуатации, унаследованным от Римской империи (в частности, к колонату). Государственные и церковные деятели этих государств рассматривали колонат как важную форму крепостной зависимости. Римские юристы рассматривали эту форму эксплуатации как институт, тесно связанный с государственным тяглом, а в отношениях колонатной зависимости на первый план выдвигали прикрепленность к одному и тому же участку земли, а потому разрешали продавать колонов только вместе с парцеллами.
  • Проблемы, которые нашли отражение в источниках по ИУМ Франкского королевства, в большей или меньшей степени затрагиваются в документах, характеризующих социально-экономические отношения в других романских странах Западной Европы. Одной из наиболее важных проблем, с которыми сталкивалась управленческая мысль Италии и Испании в период раннего средневековья, был вопрос об отношении к формам эксплуатации, унаследованным от Римской империи (в частности, к колонату). Государственные и церковные деятели этих государств рассматривали колонат как важную форму крепостной зависимости. Римские юристы рассматривали эту форму эксплуатации как институт, тесно связанный с государственным тяглом, а в отношениях колонатной зависимости на первый план выдвигали прикрепленность к одному и тому же участку земли, а потому разрешали продавать колонов только вместе с парцеллами.
  • развитие феодальных отношений в Англии происходило медленнее, чем во Франции, Италии и Испании. Англосаксонские королевства не унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община оказалась здесь более устойчивой. Также англосаксонские источники отразили процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской власти. Источники англосаксонского периода дают представление и об отношении королевской власти к торговле. Короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, с одной стороны, покровительствовали торговым операциям, а с другой — пытались их регламентировать. Как свидетельствует «Установление о купцах» короля Альфреда, торговцы пользовались уважением законодательства, хотя находились под надзором властей. Короли неоднократно издавали законы, разрешавшие торговлю лишь в определенных местах. В то же время они осуществляли жесткий контроль за чеканкой монет.
  • В период классического средневековья на развитие общественной мысли огромное влияние продолжала оказывать католическая Церковь как творец и распространитель «идеологии средневекового феодализма» (Ф. Энгельс). В частности, большое влияние на управленческую мысль средневековья оказывала каноническая доктрина, которая разрабатывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты трактовали и экономические вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля. Но решающее значение имели классовые интересы феодалов, специфические мотивы самой церкви, претендовавшей на социальные привилегии. Важнейшим источником, по которому можно судить об управленческих взглядах каноников, является «Свод канонического права» , составленный в середине XII в. болонским монахом Грацианом
  • по утверждениям канонистов, идеалом для всех, кто желает выполнять нормы церковного права, должна быть общая собственность. В то же время они заявляли, что частная собственность необходима как наказание за «людское жестокосердие» . По мысли канонистов, человек должен смотреть на свою собственность как на благо, за распоряжение которым он ответит перед Богом. Истинными факторами производства они считали лишь землю и труд. Исходя из этого, занятиями, вполне достойными христианина, канонисты объявляли земледелие и ремесло, неодобрительно относились к торговле, целью которой было получение барыша, и осуждали ростовщичество.
  • Фома Аквинский (Аквинат) Классическое истолкование канонической доктрины дал Фома Аквинский (Аквинат) (1225 или 1226— 1274) — итальянский монах, аристократ по происхождению, объявленный церковью святым (1323). Созданный Фомой Аквинским знаменитый трактат «Сумма теологии» стал своего рода энциклопедией католицизма. В своих политических, экономических и управленческих воззрениях автор опирался в основном на Аристотеля, но развивал и ряд собственных положений. Он ратовал за централизацию власти, указывая, что над Вселенной стоит Бог, в теле доминирует сердце, и даже у пчел есть царица. При этом он подчеркивал, что королям следует подчиняться римскому папе.
  • Свои взгляды Фома Аквинский излагал в виде постановки ряда вопросов, которые иногда оказывались надуманными. Так, обсуждалось: «свойственно ли природе человека владение вещами» , «позволяется ли кому-нибудь владеть вещью как собственностью» . Методика ответов носила казуистический и схоластический характер. В оправдание того или иного явления приводились аргументы, затем им противопоставлялись тексты Священного Писания, мнения отцов церкви, Аристотеля. После этого следовало компромиссное заключение. Понятно, что научное решение поставленного вопроса оказывалось невозможным.
  • Аквинат решительно осуждал стремление к социальному равенству, общество мыслилось им как иерархическое и сословное. Он уверял, что «подняться выше своего сословия грешно» , так как деление на сословия «установлено Богом» . Высшим благом для человека объявлялось «созерцание Бога» , а не накопление богатства. Вслед за Аристотелем и в соответствии с догмами «евангельского христианства» Фома Аквинский оправдывал рабство, усматривая его корни в естественном различии людей, их греховности. В соответствии с давними традициями христианства труд Фомы Аквинского получал позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности, раздачи милостыни. Однако физический труд третировался им как «рабское занятие» . Аквинат оправдывал социальный паразитизм, защищал феодальную ренту, которая, по его словам, дает возможность избранным заниматься духовным трудом «во имя спасения остальных» .
  • n В целом доминиканский монах придерживался натурально-хозяйственных воззрений, считая, что государство должно быть самообеспеченным и все необходимое получать со своей территории, чтобы не зависеть от купцов. Характерно и деление богатства на естественное и искусственное (золото, серебро). Последнее, по мысли Аквината, не делает человека счастливым. Приобретение такого богатства не может быть целью, так как она должна состоять в нравственном усовершенствовании. В этих сентенциях сказывались отголоски суждений Аристотеля и влияние натурального хозяйства XIII в. Но важно отметить, что Фома Аквинский отчасти порывал с натурально-хозяйственными воззрениями. Он оправдывал обмен и даже считал город с его сословным делением населения совершенной формой общества.
  • Вопросы товарного производства занимали второстепенное место в рассуждениях Фомы Аквинского. Но он высказывался о справедливой цене (justum pretium), поскольку учение канонистов о ней оказалось в противоречии с хозяйственной жизнью городов, практикой монастырей и церковников. Шла идейная борьба вокруг толкования справедливой цены: горожане понимали под ней эквивалентность обмена, а канонисты с помощью нее оправдывали претензии знати на привилегии, утверждая, что цена должна гарантировать людям приличествующее их сословию благосостояние. В трактате «Сумма теологии» он, казалось, склонялся к пониманию «справедливости цены» в том смысле, как ее толковали горожане. Но завышенная цена оправдывалась, если она не была связана с обманом, и покупатель получал пользу.
  • Он различал два вида справедливости в обмене. Один из них определял отношения участвующих в нем сторон, гарантируя цену «сообразно вещи» , второй — отношение «части к целому» и обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни» . Процесс ценообразования он ставил в зависимость от социального статуса участников обмена. Однако социальный статус ни к чему не обязывал продавцов и покупателей. Каждому из них было безразлично, кто покупает или продает тот или иной товар. Классовый смысл рассуждений Фомы Аквинского состоял в защите привилегий феодальной знати. Аквинат признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения.
  • Одной из важных проблем, которые привлекали внимание светских авторов, был вопрос о происхождении крепостничества. Эта проблема трактуется, в частности, в «Кутюмах Бовуази» , составленных одним из первых французских теоретиков права Филиппом Бомануаром (1250— 1296) и являющихся важнейшим источником по истории средневековой Франции. Бомануар признает, что «по естественному праву все свободны» , хотя на самом деле многие крестьяне находятся в зависимости от сеньоров. мысли зависимость Бомануара, возникла По личная несколькими путями. Так, в старину, когда крестьяне уходили на войну, «тех, кто без уважительной причины оставались [дома], обращали навеки в крепостных вместе с их потомством» .
  • В XIV—XV вв. во всей Западной Европе наблюдался массовый переход от барщинной к оброчной системе. Исчезли некоторые элементы личного крепостничества. Возникла проблема более полного использования поземельной зависимости и преимуществ феодального поместья. Своеобразие управленческой мысли западного средневековья сказывалось также в социально-экономической политике королей. Она опиралась на сеньориальную систему и служила ей. Экономическая роль государства возросла. Хозяйственное законодательство королей, герцогов и князей начинало играть важную роль в развитии феодальной экономики.
  • Предпринимались хозяйственные реформы вызванные противоречиями феодального режима. С первого взгляда королевская политика кажется бессистемной, поскольку сводилась к эпизодическому вмешательству в хозяйственную жизнь, часто вредному для нее. Так, французские короли из династии Капетингов (987— 1328) издавали десятки ордонансов, регулирующих развитие торговли и промышленности, ввоз и вывоз товаров, деятельность ростовщиков и иностранных купцов, сбор пошлин и налогов, потребление предметов роскоши и даже количество блюд обеда в обычные и постные дни. Темой королевского законодательства также были ограбление и изгнание евреев.
  • Однако в этом хаосе мер и приказаний прослеживается определенная закономерность. Фискальные повинности были экономической необходимостью, т. к. наличие финансовой базы являлось непременным условием самого существования централизованного государства. Запреты горожанам владеть экипажами или носить одежду, отороченную горностаем, представляли собой попытку отстоять монополию феодалов на предметы роскоши и социальные привилегии. С конца XI в. начался экономический подъем западноевропейских городов. Это внесло много новых моментов в развитие управленческой мысли. Впервые управленческая мысль освобождается в значительной мере от натурально-хозяйственной ориентации и признает приоритет товарного производства.
  • Возникновение городов в новом качестве привело к разработке специальной отрасли права — городского права, где предметом забот в большинстве статей была мировая торговля, осуществляемая на территории западноевропейских городов. В XII—XIII вв. развернулись «коммунальные революции» под знаменем свободы. Возникли коммуны в Италии, Франции, Нидерландах, вольные и имперские города Германии. В Германии получил признание принцип, согласно которому «городской воздух делает свободным человека» , прожившего один год и один день на городской территории.

Заключение.

  • Развитие управленческой мысли в феодальной Западной Европе и Англии V-ХVI вв. можно условно разделить на два временных периода: период раннего средневековья (V-X вв.) и период классического средневековья (XI-XVI вв.).
  • В раннем средневековье работ, специально посвященных управленческим и экономическим вопросам, не было. Однако это не означает, что управленческая мысль в данный период не развивалась. Появились проблемы, которых не знал античный мир и которые требовали своего осмысления. Так, крушение рабовладения заставило изменить отношение к физическому труду, по-новому поставить вопрос о положении различных групп людей в обществе. Важные проблемы возникали и в связи с разложением общины, и в связи с генезисом феодальных отношений.

Заключение 

  • В период классического средневековья на развитие общественной мысли огромное влияние продолжала оказывать католическая Церковь. Одной из важных проблем, которые привлекали внимание светских авторов, был вопрос о происхождении крепостничества; предпринимались попытки теоретического истолкования монополии феодалов на землю. Своеобразие управленческой мысли западного средневековья сказывалось также в социально-экономической политике королей. Она опиралась на сеньориальную систему и служила ей. С конца XI в. начался экономический подъем западноевропейских городов. Это внесло много новых моментов в развитие управленческой мысли, в которой произошел, можно сказать своего рода переворот. Впервые управленческая мысль освобождается в значительной мере от натурально-хозяйственной ориентации и признает приоритет товарного производства. Сохранились сведения и об управленческих идеях, содержавшихся в различного рода ересях, авторами которых были представители народных масс.


написать администратору сайта