Главная страница
Навигация по странице:

  • Знать

  • Актуализация знаний.

  • Учитель

  • Вспомогательный алгоритм

  • .

  • Пример 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.

  • Пример 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.

  • Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

  • Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.

  • Закрепление и коррекция знаний. Учитель: Приложение 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Итог урока. Рефлексия.

  • Задание 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.

  • Задание 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

  • Конспект урока по информатике (9 класс). Урок 10 Тема урока Практическая работа (составление простых алгоритмов). Цели и задачи урока


    Скачать 363 Kb.
    НазваниеУрок 10 Тема урока Практическая работа (составление простых алгоритмов). Цели и задачи урока
    Дата16.01.2023
    Размер363 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект урока по информатике (9 класс).doc
    ТипУрок
    #888371

    4.10.18 класс 9 урок 10


    Тема урока: Практическая работа (составление простых алгоритмов).

    Цели и задачи урока: закрепление навыков составления алгоритмов; способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
    Знать: понятие разветвляющегося алгоритма.

    Уметь: создавать разветвляющиеся алгоритмы.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих.

    1. Актуализация знаний.

    Учитель: Что такое АЛГОРИТМ? ((Алгоритм – это описание последовательных действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число шагов с помощью понятных исполнителю команд).).
    Учитель: В сказках все алгоритмы записаны на каком языке? (естественном языке). А, какие формы записи алгоритмов известны в информатике? (Словесная, табличная, на языке блок-схем).

    Какие фигуры используются в блок-схемах, что они обозначают?


    Учитель: Алгоритм — описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

    Алгоритмизация — процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

    Общие характеристики называют свойствами алгоритма.

    1. Дискретность (от лат. discretus — разделенный, прерывистый) – это разбиение алгоритма на ряд отдельных законченных действий (шагов), необходимость строгого соблюдения последовательности выполнения действий.

    2. Детерминированность (от лат. determinate — определенность, точность) - любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно опре­делено в каждом случае.

    3. Конечность - каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.

    4. Массовость - один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.

    5. Результативность - в алгоритме не было ошибок.

    Виды алгоритмов:

    Существует 4 вида алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся, вспомогательный.

    1. Линейный (последовательный) алгоритм — описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.



    2. Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.



    Условие — выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».

    3. Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.



    В общем случае схема разветвляющего алгоритма будет выглядеть так: «если условие, то..., иначе...». Такое представление алгоритма получило название полной формы.

    Неполная форма, в которой действия пропускаются: «если условие, то...».

    4. Вспомогательный алгоритм — алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя.


      1. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.

    Учитель: Сегодня мы будем с вами выполнять самостоятельную работу. Запишите число, классная работа. Тема урока: «Практическая работа (составление простых алгоритмов).

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Начнём мы с самых простых алгоритмов – линейных. Их составление, обычно, не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.

    Пример 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.

    Решение:

    Вспомним из курса информатики 5 класса порядок действий для запуска программы Paint.

    1. Войти в меню «Пуск».

    2. Войти в пункт «Все программы».

    3. Войти в пункт «Стандартные».

    4. Выбрать программу «Paint».

    Данный алгоритм в виде блок-схемы имеет следующий вид:



    Рис. 1. Блок-схема к примеру 1.

     

    Составление алгоритмов с ветвлениями


    Рассмотрим пример на составление алгоритмов с ветвлениями.

     Пример 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.



    Рис. 2. Светофор (Источник).

    Решение:

    Возможны следующие ситуации: в тот момент, когда мы подошли к дороге горел красный или зелёный свет. Если горел зелёный свет, то можно переходить дорогу. Если же горел красный свет, то необходимо дождаться зелёного – и уже тогда переходить дорогу.

    Таким образом, алгоритм имеет следующий вид:

    1. Подойти к светофору.

    2. Посмотреть на его свет.

    3. Если горит зелёный, то перейти дорогу.

    4. Если горит красный, то подождать, пока загорится зелёный, и уже тогда перейти дорогу.

    Блок-схема данного алгоритма имеет вид:



    Рис. 3. Блок-схема к примеру 2.

     

    Составление циклических алгоритмов


    Рассмотрим пример на составление циклического алгоритма. Мы уже несколько раз обсуждали перевод чисел из десятичной системы в двоичную. Теперь пришло время чётко сформулировать этот алгоритм.

    Напомним, что его принцип состоит в делении числа на 2 и записей остатков, получающихся при делении.

    Пример 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

    Решение:

    То есть, алгоритм будет выглядеть так:

    1. Если число равно 0 или 1, то это и будет его двоичное представление.

    2. Если число больше 1, то мы делим его на 2.

    3. Полученный остаток от деления записываем в последний разряд двоичного представления числа.

    4. Если полученное частное равно 1, то его дописываем в первый разряд двоичного представления числа и прекращаем вычисления.

    5. Если же полученное частное больше 1, то мы заменяем исходное число на него и возвращаемся в пункт 2).

    Блок-схема этого алгоритма выглядит следующим образом:



    Рис. 4. Блок-схема к примеру 3.

    Примечание: подумайте, можно ли как-то упростить приведенную блок-схему.

     

    «Чтение» алгоритмов


    Пример 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.



    Рис. 5. Блок-схема к примеру 4.

    Решение:

    1. a=23

    2. 23+5=28

    3. 28<35

    4. 28+5=33

    5. 33<35

    6. 33+5=38

    7. 38>35



    8. 76 – двузначное число

    9. 76-50=26.

    Ответ: 26.

     

    На этом уроке мы разобрали примеры составления алгоритмов, а также пример «чтения алгоритма» по готовой блок-схеме.

    На следующем уроке мы обсудим игры и выигрышные стратегии.

     

    Как убить Кощея?


    Наверное, все помнят из детства сказку, в которой рассказывается о местонахождении смерти Кощея Бессмертного: «Смерть моя – на конце иглы, которая в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц в сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна …»



    Рис. 6. Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая (Источник).

    Предположим, вместо Ивана-царевича бороться с Кощеем был брошен Иван-дурак. Давайте поможем Василисе Премудрой составить такой алгоритм, чтобы даже Иван-дурак смог убить Кощея.

    1. Конечно же, сначала необходимо разыскать остров Буян (на такие вещи, будем считать, Иван-дурак способен).

    2. Поскольку сундук закопан под самым большим дубом, то сначала необходимо найти самый большой дуб на острове.

    3. Затем нужно выкопать сам сундук.

    4. Прежде чем доставать зайца, необходимо сломать крепкий замок.

    5. Теперь уже можно достать зайца.

    6. Из зайца нужно достать утку.

    7. Из утки достать яйцо.

    8. Разбить яйцо и достать иголку.

    9. Иголку поломать.

    Это тоже линейный алгоритм, хотя и более длинный, чем алгоритм запуска программы Paint.

    Его блок-схема выглядит так:



    Рис. 7. Блок-схема.

     

    На распутье…


    И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.



    Рис. 8. Богатырь на распутье (Источник).

    На камне написано:

    «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».

    Попробуем составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?

    1. Если мы пойдём направо, то потеряем коня. Если же мы не пойдём направо, то у нас остаётся два варианта (мы считаем, что назад возвращаться путник не будет): пойти прямо и налево.

    2. В случае, если мы пойдём налево, то потеряем себя, а коня спасём.

    3. Если же мы пойдём прямо, то потеряем и себя, и коня.

    Блок-схема этого алгоритма выглядит так:



    Рис. 9. Блок-схема.

     

    Репка


    Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок – «Репке».



    Рис. 10. Репка.

    Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет – вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи – и так до тех пор, пока не приходит мышка.

    Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.

    1. Изначально к Репке подошёл дед и попытался вытянуть.

    2. Поскольку вытянуть Репку не получилось, то понадобилась помощь следующего персонажа.

    3. И так происходит до тех пор, пока не появилась мышка (или, другими словами, до тех пор, пока Репку не вытащили).

    В виде блок-схемы этот алгоритм выглядит следующим образом:



    Рис. 11. Блок-схема.


    1. Закрепление и коррекция знаний.

    Учитель: Приложение 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА



    1. Информация о домашнем задании.

    Выучить записи в тетрадях.


      1. Итог урока. Рефлексия.

    На уроке я работал

    активно/ пассивно

    Своей работой на уроке я

    доволен/ не доволен

    Урок для меня показался

    коротким/ длинным

    За урок я

    не устал/ устал

    Мое настроение

    стало лучше/ стало хуже

    Материал урока мне был

    понятен/ не понятен

    полезен/ бесполезен

    интересен/ скучен

    легким/ трудным

    - Линейный алгоритм – это…

    - В чем особенность алгоритмической структуры ветвления? (есть условие)

    - Чем отличается алгоритмическая структура выбор? (несколько условий)


    Задание 1. Составить алгоритм запуска программы Paint в ОС Windows 7.


     Задание 2. Составьте алгоритм для перехода дороги на светофоре.



    Задание 3. Составить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в двоичную.

    Задание 4. По заданной блок-схеме выполнить действия алгоритма для числа 23.



    Рис. 5. Блок-схема к примеру 4.

    Задание 5: Составить алгоритм и блок-схему «Как убить Кощея»?


    Наверное, все помнят из детства сказку, в которой рассказывается о местонахождении смерти Кощея Бессмертного: «Смерть моя – на конце иглы, которая в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц в сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна …»



    Рис. 6. Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая

    Задание 6: На распутье…


    И снова обратимся к сказочным персонажам в поисках примеров различных алгоритмов. Когда речь идёт об алгоритмах с ветвлениями, то, конечно, нельзя не вспомнить о богатыре, стоящем на распутье возле камня.



    Рис. 8. Богатырь на распутье (Источник).

    На камне написано:

    «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь».

    Попробуйте составить алгоритм действий, который составил автор надписи на камне для путников?

    Задание 7: Репка


    Русские народные сказки не оставили нас и без циклического алгоритма. И, как ни странно, спрятался он в одной из самых незамысловатых сказок – «Репке».



    Рис. 10. Репка.

    Вспомним сюжет сказки: дед тянет-потянет – вытянуть не может. Затем на помощь к деду по очереди подходят новые персонажи – и так до тех пор, пока не приходит мышка.

    Попытаемся составить алгоритм действий всех персонажей сказки для того, чтобы они всё-таки смогли вытянуть Репку.


    написать администратору сайта