Главная страница
Навигация по странице:

  • Хлодвиг и христианская церковь.

  • Духовенство и миряни.

  • Искусство рукописной книги.

  • «Семь свободных искусств».

  • Урок 3. Христианская церковь в раннее Средневековье.. Урок Христианская церковь в раннее Средневековье


    Скачать 16.82 Kb.
    НазваниеУрок Христианская церковь в раннее Средневековье
    Дата20.04.2023
    Размер16.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок 3. Христианская церковь в раннее Средневековье..docx
    ТипУрок
    #1077329

    Урок 3. Христианская церковь в раннее Средневековье.

    План.

    1. Хлодвиг и христианская церковь.

    2. Духовенство и миряни.

    3. Монастыри.

    4. Искусство рукописной книги.

    5. «Семь свободных искусств».

    Хлодвиг и христианская церковь.

    Хлодвиг и франкская власть склонялись к принятию христианства, ведь население Галлии, которое они покорили, было христианским, а за ними - все франки. Христианская церковь быстро обогащалась, но главная ее сила заключалась в духовном влиянии. Вера в единого Бога сплачивала людей. Церковь укрепляла авторитет правителей среди населения. И Хлодвиг постарался заручиться такой поддержкой: король и дружина приняли христианство, а за ними - и остальные франки.

    Последствия этого факта:

    • Введена латинская письменность;

    • Церковь открывала школы, строила храмы;

    • Хлодвиг покровительствовал христианской церкви, христианская церковь укрепляла власть Хлодвига;

    • Епископы становились советниками короля и помогали ему составлять королевские указы.

    Значение:

    • Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над завоеванным христианским населением Галлии;

    • Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охранял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хлодвига. Руководители церкви были советниками короля.

    • Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви

    Духовенство и миряни.

    Папа римский (Лев Великий) считался преемником апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа являлся главой всей церкви. Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы). Священники в храмах вели богослужение и произносили проповеди: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Прихожане местных небольших церквей составляли церковные приходы.

    Служители церкви представляли особый слой населения - духовенство: оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами: они жили в миру, то есть не порывали с житейскими делами.

    Монастыри.

    Франкские короли поддерживали христианскую церковь, заботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырями. К концу 8 века было основано примерно 250 монастырей. На территории монастыря помещались гостиница, школа для будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани, мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от внешнего мира стеной.

    Монах (в переводе «одинокий»). Первоначально глубоко верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни в пустыни, непроходимые леса. Немного позднее они стали объединяться в группы и жить в специальных поселениях - монастырях. Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.

    Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов - бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили священнослужителей. Для христианской церкви один из значимых был вопрос об отношении к мирской власти.

    В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое произведение «О Граде Божьем». Августин представил историю человечества как борьбу праведников и грешников. Праведников составляют Град Божий, Грешники образуют Град Земной. В земной жизни все перемешено, и только церковь близка к воплощению Града Божьего, Августин отводил церкви роль высшего арбитра в деле веры, управления государством.

    Земная власть тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремится к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви.

    Искусство рукописной книги.

    Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.

    В монастырях создавались скриптории - мастерские по переписке рукописей. Переписка книг считалась делом, угодным Богу. Неугодные произведения уничтожались: старый текст смывали или соскребали и писали христианские тексты. Так до нас дошли многие произведения Античности.

    По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи - свитком из пергамента (специально обработанная кожа молодых телят или ягнят). В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамента. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Но пергамент был очень дорого: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.

    Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи сделали заставки и орнамент. К тому времени был выработан единообразный четкий шрифт. Возродилось умение рисовать человеческие фигуры. На пергаменте писали птичьими перьями.

    Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребенка, на свадьбу.

    На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору.

    «Семь свободных искусств».

    При монастырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные школы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке.

    В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума. Тривиум - первая ступень - включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - квадривиум - входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.


    написать администратору сайта