лекция рецензия отзыв. лекция опид.тезис, рецензия и отзыв. Урок I. Теоретическая часть. Оргмомент (приветствие и запись темы урока). Определение понятий (словарная работа)
Скачать 0.73 Mb.
|
Первый урок I. Теоретическая часть. 1. Оргмомент (приветствие и запись темы урока). 2. Определение понятий (словарная работа). На этом этапе урока учащиеся по учебнику или словарю знакомятся только с понятиями тезиса и конспекта, типами, назначением и сферой их применения (прежде всего, использование в учебной деятельности). Последнее выясняется в ходе беседы с учащимися: - на каких предметах уже использовали конспект (тезисы)? При выполнении каких заданий? - в каких жизненных ситуациях это может пригодиться? и т.п. Определения понятий записываются в тетрадь. Лучше заранее распечатать теоретические сведения урока в виде раздаточного материала для каждого понятия отдельно. (Приложение 1) 3. Слово учителя. - С чего начать работу над конспектом? Как увидеть самую важную информацию, как экономно и рационально ее записать? Эти и многие другие проблемы мы попытаемся решить вместе. Наша цель - овладение навыками конспектирования и составления тезисов, то есть краткой логичной записи прочитанного или услышанного. Работа над конспектом - это создание “вторичного” текста. - Прежде всего, надо внимательно прочитать текст, чтобы определить его тему и понять цель автора (основную мысль). Затем следует проанализировать содержание каждого абзаца и выделить в них самую главную мысль. Иногда абзацы нужно объединять. - Исключив из абзацев часть информации: авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстрации, примеры, не играющие особо смысловой роли в понимании содержания, мы и получим тезисы. - Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами (не больше двух), мы получим конспект. Учитель по ходу объяснения составляет на доске “зрительную картинку” излагаемого материала (это опять же будет примером выделения главного). Желающие могут перенести схему в тетрадь: Чтение текста тема цель автора основная мысль абзаца (-ев) без примеров с примерами тезисы конспект - Более подробная инструкция по составлению тезисов и конспекта перед вами. (Лучше, чтобы учащиеся получили этот материал в личное пользование) 4. Знакомство с рекомендациями по составлению (тот же печатный материал Приложения 1): а) тезисов: - изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; - в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы; - не приводите факты и примеры; - сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность; - по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте. б) конспектов: - ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы; - выделите информационно значимые места текста; - составьте “черновой” план текста (он поможет вам в логике изложения группировать материал); - выделите в тексте тезисы (опирайтесь на план); - запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами; - текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц; - используйте речевые формулы: автор считает…, рассказывает (автор); (В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку). II. Практическая часть. (Листы с заданиями на каждой парте) 1. Прочитайте текст и ответьте, о чём в нём рассказывается. Для ответа выбери подходящее начало из предложенных речевых образцов: Автор текста (статьи) рассказывает нам о том... В тексте (статье) рассматривается (что?), говорится (о чём?), даётся оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)... У японцев бытует любопытный обычай: в день свадьбы молодым преподносят чудесный дар природы - морскую корзиночку (ажурную губку), в которой сидят два рачка, символизирующих верность, преданность. Рачки эти заползают в корзиночку-губку в детском возрасте, растут в ней и остаются вместе на всю жизнь, так как не могут выбраться через небольшое отверстие. Такой свадебный подарок называется корзинкой Венеры. (Возможный ответ. Из заметки стало известно, что у японцев есть обычай дарить молодожёнам морскую корзиночку с двумя рачками, символизирующими супружескую верность.) 2. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к заметке. Автор балета “Спящая красавица” - Пётр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение. (Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.) 3. По заголовкам определите тему статей (возможно несколько вариантов). (Темы в), г), д) - для слабых учащихся, остальные - для сильных) а) Здоровье нации - дело каждого и всех. б) Человек и компьютер. в) Наш сад. г) История государства Российского. д) Беречь землю. е) Из жизни лингвистических терминов. (Возможные варианты: а) о здоровом образе жизни; о негативных последствиях вредных привычек; б) роль компьютера в жизни современного человека; сравнительные возможности компьютера и человека; в) о садоводстве; г) вопросы исторического развития России; хроника Российской истории; д) экологические проблемы земли; е) популярное изложение научных понятий лингвистики.) 4. Прочитайте текст. Назовите предложение, которое несёт главную смысловую нагрузку. Берегите книги. Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость - враги книг, книги следует потереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветривались. (Ответ. Пыль и сырость - враги книг.) 5. В предложенном тексте (без абзацев): а) найдите его “подтемы”; б) в каждом предложении ключевые слова; в) определите главную мысль текста. (Задания а), б) для сильных уч-ся, в) – для слабых.) Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкусдыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А есть память на запахи. Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать. (Ответ: а) ключевые слова выделены жирным шрифтом; б) подтемы: память бывает разная; людям помогают разные виды памяти; в) главная мысль: любой вид памяти надо тренировать и развивать.) 6. Подведение итогов. В конце урока следует ещё раз повторить определения основных понятий темы: конспект, тезис, тема и главная мысль текста, ключевые слова. Домашнее задание. Знать определения и алгоритмы составления конспекта и тезисов. Второй урок 1. Фронтальный опрос учащихся: - Что такое конспект? тезисы? - Перечислить основные правила составления конспекта и тезисов. - Что такое подтема? ключевые слова? и др. Практическая часть (продолжение) 2. Прослушайте текст и к каждому предложению составьте вопросы (письменно). Старейшие действующие часы находятся на здании собора в английском городе Солсбери. Они не имеют циферблата. Сигнал о ходе времени осуществляется при помощи колокольного боя. Часы созданы в 1368 году. В 1956 году подвергались капитальному ремонту. (Ответ. - Где находятся старейшие действующие часы? - Что у них отсутствует? - Как осуществляется сигнал о ходе времени? - Когда часы созданы? - Когда их ремонтировали капитально?) 3. Прочитайте текст (текст не разделен на абзацы): а) разбейте текст на абзацы (подтемы); б) определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их. Опыт космических исследований околоземных орбит, находящихся на расстоянии сотен километров от поверхности Земли, показал, что с высоты видно не только дальше, но и глубже. Это относится к наблюдению материков и океанов. Вода в морях и океанах не мешает наблюдению глубоководного рельефа дна. При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабные картины строения Земли, на которых иногда проявляются глубинные структуры нашей планеты. Однако как через поверхность суши, так и через морские глубины просматриваются только крупномасштабные объекты и образования, в которых практически невозможно различить небольшие детали. Не так ли и в истории человечества? Из глубины веков до нас доходят только значительные события, явления и самые выдающиеся личности. Время отсеивает всё мелкое, второстепенное, отбирает для последующих поколений только наиболее значительное, крупное. Поэтому из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного (размытого) для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности, оказавшие большое влияние на развитие человеческого общества. Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде, рассеяние вещества в материках, распространение (рассеяние) информации в человеческом обществе - эти, казалось бы, такие различные явления, имеют и общие черты. Во всех этих явлениях рассеяние участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале. (Ответ. а) Не так ли и в истории человечества? – 2 абзац. - Рассеяние света в морской воде, облачном покрове, межпланетной и межзвёздной среде… - 3 абзац. б) Две основные взаимосвязанные темы: 1) описание и анализ опытов фотографирования из космоса; 2) перенос, распространение результатов исследования на другие сферы жизни и деятельности человека.) 4. Вспомните и скажите, строка из какого стихотворения С.А. Есенина может стать главной мыслью статьи из задания № 7. – не беда, если уч-ся этого не знают, учитель коротко может процитировать известные строки. (Ответ. “Большое видится на расстоянии”.) 5. Прочитайте последний абзац текста и скажите, можно ли его опустить. Если нет, то объясните почему? (Ответ. Нет, поскольку абзац содержит общий вывод по теме.) 6. Составьте и запишите тезисы: а) раскрывающие подтемы текста; б) раскрывающие главную тему (для более сильных учащихся). (Ответ. а) При наблюдении или фотографировании из космоса отдельные детали земной поверхности объединяются в единое целое, образуя крупномасштабную картину строения Земли. - Из глубины веков во времени, так же, как и с большого расстояния, в пространстве, из рассеянного для современников потока информации постепенно выступают наиболее выдающиеся творения и личности. - Рассеяние в различных явлениях природы участвует в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале. б) Во многих явлениях, как-то: рассеяние света в морской воде, облачном покрове; распространение информации в человеческом обществе и т. д. проявляются общие черты. Их объединяет такое понятие, как “рассеяние”, участвующее в формировании крупномасштабных, но размытых картин, которые отчётливо проявляются на значительном пространственно-временном интервале.) Правильные ответы обязательно давать учащимся для самоанализа и как образец. 7. Подведение итогов в форме беседы (чему учились на уроке? что освоили? и др.) Домашнее задание. Напишите конспект статьи на лингвистическую тему (дается текст каждому учащемуся, лучше несколько вариантов и из заданий к ГИА). Тема урока: Конспект. Основные правила конспектирования Цели: Научить составлять конспект, познакомиться с правилами составления конспекта, готовить учащихся к ГИА (написание сжатого изложения). Развивать умение работать с разными источниками информации, извлекать из текста главное, умение обобщать и систематизировать полученные сведения. Оборудование: презентация, распечатки текстов, мультимедиа установка, компьютер. Ход урока. Оргмомент. Актуализация Учитель: Мир, в котором мы живем, без преувеличения можно назвать миром текстов. И чтобы не утонуть в этом море информации, нам необходимо уметь выделять главное, отсеивать второстепенное. Это непросто, но необходимо. Облегчить задачу извлечения из текста необходимой информации помогает умение пользоваться различными способами компрессии текста. Сегодня мы познакомимся с одним из них - конспектом. Всем вам еще предстоит учиться в техникумах и вузах, а умение составлять конспект – одно из важнейших умений для студента. Изучение нового материала. 1) Лекция учителя с презентацией учебного материала. При чтении текста часто бывает необходимо зафиксировать ту информацию, которая заинтересовала читателя и может впоследствии ему потребоваться. Различают тексты первичные и вторичные. Первичные тексты — это художественные, научные, публицистические произведения, созданные писателями, учеными, литературными критиками, журналистами. Например, рассказ, повесть, научная и литературно-критическая статьи, очерк и т. п. Вторичные тексты создаются на основе первичных, их осмысления, усвоения, творческой переработки. Например, тезисы, аннотация, реферат, рецензия и т. п. Зафиксировать необходимую информацию можно в форме конспекта. Конспект — один из видов вторичных текстов. Его название происходит от латинского сопspektus, что означает «обзор» (соп — со, вместе; spekto — смотрю). А обзор — это всегда нечто сжатое, сокращенное. При конспектировании происходит свёртывание, компрессия (сжатие) первоисточника. Конспект — это краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-либо. В конспекте отражается самое главное, самое существенное из того, что мы прочитали или в течение какого-то времени воспринимали на слух: конспект статьи, конспект лекции. Конспект отличается от плана и тезисов. План представляет собой просто логическую схему текста, в тезисах коротко фиксируются его основные положения. Конспект создаётся читателем в результате осмысления, систематизации того материала, который им изучен. В работе над конспектом много общего с составлением тезисов. Разработаны определенные правила конспектирования: Внимательно прочитайте текст; Составьте развёрнутый план текста; Проанализируйте составленный план и сократите те его части, которые, по вашему мнению, не являются важными для изложения содержания; Оставшиеся части проанализируйте: а) определите, что в них главное и что второстепенное; б) выделите ключевые слова; 5. Запишите содержание текста в соответствии с составленным планом, стараясь при этом сложные синтаксические конструкции заменять простыми. 2) Обучение составлению конспекта. Учитель: Вы прослушали лекцию. Какая её часть вам показалась наиболее необходимой для того, чтобы научиться составлять конспект? (Правила составления конспекта) Учитель раздает учащимся карточки с правилами составления конспекта и распечатки лекции. Учитель: Перед вами текст лекции и Правила составления конспекта. Сейчас мы будем учиться конспектировать. Коллективная работа: Прочитаем текст лекции. План текста Необходимость зафиксировать информацию Тексты первичные и вторичные. Что такое конспект? Чем конспект отличается от плана и тезисов? Как правильно законспектировать информацию? Какие пункты составленного плана мы можем опустить или сократить? (1,2,4) Выделим ключевые слова текста. (зафиксировать необходимую информацию – конспект – сжатие - осмысление, систематизация – прочитай, проанализируй, выдели главное - кратко запиши) Следуя алгоритму, вами же составленному, составим конспект лекции. Конспект. Зафиксировать необходимую информацию можно в форме конспекта. При конспектировании происходит сжатие первоисточника. В конспекте отражается самое главное. Конспект создаётся в результате осмысления, систематизации прослушанного или прочитанного материала. Этапы составления конспекта: прочитай (прослушай) текст, составь план, проанализируй его, выдели главное (ключевые слова), отбрось лишнее (сократи), зафиксируй информацию. 3) Актуализация изученного материала. Учитель: Соотнесите текст лекции и конспект лекции. Насколько, примерно, вы сократили исходный текст? (Примерно в 4 раза). Перечитайте ту часть конспекта, где описываются этапы работы над конспектом. Подумайте и ответьте, когда вы производите такие же действия? (Когда пишем сжатое изложение). Когда и где вам пригодится умение конспектировать исходный текст? ( На экзамене). 4.Закрепление изученного материала. Отработка практического навыка составления конспекта. 1) Самостоятельная работа с учебником. Задание: Составьте конспект текста упражнения № из учебника русского языка. Связанные корни Корень — это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает его основное значение. Сравним, например, слова дом и дом-ик (суффикс обозначает размер — «маленький», а корень — сам предмет), бежать и при-бежать (приставка обозначает «приближение», а корень — само действие). Но так в языке бывает не всегда. Возьмём глаголы обуть и разуть. На какие части они членятся? В этих словах чётко осознаются приставки об- (вариант приставки о-) и раз- (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть), показатель инфинитива -ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит том, что в современном русском языке он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» — свободных корней. В словах телёнок, жеребёнок корни связаны суффиксом онок/ ёнок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр —тигр- ёнок ,волк — волч-онок ). Значение связанного корня обычно является неясным, ощущается слабо. Мы уже видели это в глаголах обуть и разуть, имеющих связанный корень -у-. Приведём другие примеры: отнять — отнимать, поднять — поднимать, снять — снимать, принять — принимать. В этих словах значение приставок осознаётся чётко, а значение связанного корня (-ня- в глаголах совершенного вида, -ним- в глаголах несовершенного вида) едва улавливается. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое — неясно. Выделение связанных корней допустимо лишь в тех случаях, когда другие части слова являются морфемами, активно употребляющимися в языке и имеющими в составе слова определённое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (ср.: во -ткнуть, про-ткнуть), до-бав-и-ть, от -бав-и-ть (ср.: до-лить, от-лить). С точки зрения происхождения в русском языке выделяются две группы слов со связанными корнями: Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Так, в древнерусском языке был глагол «яти» (брать), ушедший из языка; сохранились лишь его «потомки» — слова с приставками: отнять, поднять, снять (вставное н выступает в них как часть связанного корня). Заимствованные слова, которые в русский язык пришли нечленимыми, но при сопоставлении с другими словами в них с течением времени стали вычленяться суффиксы и приставки: эго-изм, эго-ист; изол-ировать, изол-яци-я. 2) Обсуждение составленного учащимися конспекта. 5. Итоги урока. Оценки. 6. Домашнее задание: Составьте конспект предложенных текстов. (Распечатку с текстами поучает каждый ученик) Основы русской пунктуации Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. В истории русской пунктуации, по вопросу о ее основах и назначении, выделились три направления: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф. И. Буслаев. Исходя из положения, что «для большей ясности и определительности в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания (т. е. знаками остановки)», Буслаев сформулировал свое понимание назначения пунктуации: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувства другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (...) и тире (-)». К логической (разделительной) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления «определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой». В нашу эпоху смысловое понимание основ русской пунктуации нашло свое выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что «основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме». Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, «употребление большинства знаков препинания в русском языке регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами», он, однако, считает, что «в основе правил все же лежит смысл высказывания». А. Б. Шапиро находит, что «основная роль пунктуации - обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами». Синтаксическое направление в теории русской пунктуации, получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается «указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений», которое служит «для облегчения читателю понимания писаной речи». Относительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат «для показания тона речи». Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания предназначены «для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации» (Л. В. Щерба), что они отражают «в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи» (А. М.- Пешковский), что они нужны «для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз» (Л. А. Булаховский). Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи; знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Во многом наша пунктуационная система строится на синтаксической основе (см. формулировки большей части пунктуационных правил). Это отнюдь не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например постановку так называемого интонационного тире: Ходить долго - не мог; Ходить — долго не мог. Этот пример показывает, что наша пунктуация связана также с интонацией. Однако и здесь нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средством выражения грамматико-семантических отношений между элементами высказывания: интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной. Нередко наблюдается несовпадение пунктуации и интонации (ритмомелодики). Так, в предложении Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени (Т.) пауза между составом подлежащего и составом сказуемого (после слова платье) не обозначается на письме никаким знаком препинания. С другой стороны, в предложении Под мышкой мальчик нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (Л.) после союза и пауза не делается, но в соответствии с существующим правилом запятая здесь ставится (попутно можно отметить, что пауза в этом предложении делается перед союзом и, но пунктуационным знаком она не отмечается). Указывая на членение речи, знаки препинания вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания; восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер и т. д. В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими или лексическими средствами. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении: 1) Молодежь ушла, в клубе стало скучно (указывается последовательность явлений); 2) Молодежь ушла - в клубе стало скучно (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части); 3) Молодежь ушла: в клубе стало скучно (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Ср. также постановку или отсутствие запятых в предложениях, в которых вводные слова и члены предложения лексически совпадают: 1) За тем лесом видно озеро (виднеется); 2) Затем лесом, видно, озеро (по-видимому). Соответствующая пунктуация позволяет разграничить однородные и неоднородные определения: 1) Глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки (Т.); 2) Глухо тлели его крошечные неподвижные глазки. Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями текста. Функции знаков препинания Знаки препинания образуют особую часть общей графической системы языка и обслуживают те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия и т. д.). Назначение знаков препинания - указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строения и ритмомелодики. Различаются: 1.знаки выделяющие, служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложении для дополнения, пояснения его членов или всего предложения в целом, для интонационно-смыслового выделения какой-либо части предложения, а также границ конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание. Сюда относятся: две запятые (как единый парный знак), два тире (то же самое), скобки, кавычки; 2. знаки отделяющие, служащие для разграничения независимых предложений, их частей, однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи. Сюда относятся: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие; 3. знаком препинания является также абзац, или красная строка, он усиливает значение предшествующей точки и открывает совершенно иной ход повествования. Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник). Материал для учителя. Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai – буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе. В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы. Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера. Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием вводных слов. Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Отзыв – вторичный текст, передающий впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме и др.), мнение о сюжете и героях произведения (без детального разбора). В зависимости от целей, которые ставит перед собой автор отзыва, различаются их виды. Поделиться своими впечатлениями о литературном произведении и обосновать свое мнение о нем можно в письме. Информировать читателя о книге можно в заметке. Повлиять на чувства, мысли, поведения читателей лучше всего можно в том случае, если написать отзыв в виде обращения. Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».) В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. («Литературный энциклопедический словарь».) Рецензия: содержит данные об авторе и его произведении; дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость; оценивает речевое произведение, мастерство писателя; представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика; сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки. Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил: 1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения. 2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста. 3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором. 4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной. 5. Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы. 6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений. 7. Рецензент – не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу), нежелание выслушать автора недопустимы. 8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении. В рецензии обычно дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, – литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение. В рецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения, спектакля, фильма), его построения, авторского языка. В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле. По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена. Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержание отзыва – общая оценка произведения; содержание эссе – впечатления и раздумья его автора, вызванные восприятием произведения. Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии. Как строится научная рецензия. ПАМЯТКА Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи.
2. Центральная часть.
Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии: Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с …, вводить в … Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память. Интересный – увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный. Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, недюжинный, незаурядный. Выделить – особо отметить, подчеркнуть. План выборочной рецензии. 1. Была ли удачной вступительная фраза? 2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью? 3. Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении? 4. Были ли нарушения последовательности? 5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров? 6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения? 7. Были ли приведены основания сравнения? 2. Этап первичной проверки понимания изученного. Задание: разделитесь на две группы – «рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все особенности устной речи отвечающего. 3. Этап закрепления и применения изученного. Задания для учащихся «Проверь себя»: работа над сочинением по исходному тексту на примере статьи Д. Гранина «О милосердии» (упр. 313). 1) Повторение требований к сочинению на ЕГЭ по русскому языку: – четко сформулировать (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста; – понять и полно отразить основные мысли предложенного текста, уделяя значительное место концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии текста (прокомментировать проблему текста); – сформулировать авторскую позицию в исходном тексте; – сделать обоснованную оценку текста; опираясь на жизненный или читательский опыт, выразить и аргументировать свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста. Напоминаем ученикам о том, что сочинение должно быть логически стройным, безупречно грамотным. 2) Работа над текстом статьи Д. Гранина (используются те вопросы и задания, которые предлагают авторы учебника). Слово учителя. Д. Гранин родился в 1919 г. в семье лесника. Перед самой войной, в 1940 г., он окончил Ленинградский политехнический институт, работал в конструкторском бюро. В 1941 г. добровольцем ушел защищать Ленинград, воевал на Прибалтийском фронте, закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков. После войны восстанавливал разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда, трудился в НИИ, учился в аспирантуре. В 1954 г. вышел в свет его роман «Искатели», принесший автору громкий успех. Затем был создан еще один роман – «Иду на грозу», продолживший тему «Искателей». Автор убедительно отстаивает в своих произведениях достоинство науки, сосредоточивает внимание на нравственных основах научного творчества, поэтизирует бескорыстных героев, одержимых поиском. Позже Д. Гранин написал целую серию документальных произведений об ученых. А в 1987 г. появилась документальная повесть «Зубр», продолжившая всё ту же тему одержимости ученых и правды научного творчества. Вопросы нравственности, честности, чистоты продолжают волновать Д. Гранина и сегодня. Чтение текстастатьи Д. Гранина, определение темы, идеи, его проблематики. (Тема милосердия – ведущая тема текста. Об этом свидетельствует заглавие статьи. Автор размышляет над проблемой гуманного отношения людей друг к другу, с горечью показывает, что безразличие людей к ближнему может привести к фатальным последствиям, и финальная часть текста является своеобразным авторским воззванием – беречь в себе «способность откликаться на чужую боль».) Обсуждение вопросов, данных в упражнении: а) Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение. Тип текста – рассуждение с элементами повествования и описания. б) Определить стиль данного текста. Это текст публицистического стиля, так как главное его назначение – «информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателей, убеждением их в чем-то, внушением им определенных идей, взглядов, побуждением к определенным действиям, поступкам». Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность – черты публицистического стиля – характеризуют текст Д. Гранина. в) Каков основной тезис данного текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом? г) Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора. Обсуждение отдельных моментов, связанных с написанием сочинения по данному тексту:какими могут быть вступление, основная часть, заключение у сочинения? Как, опираясь на жизненный и читательский опыт, можно аргументировать свое отношение к поднятой автором текста проблеме? Какие логические переходы от одной части к другой можно предложить? 3) Работа над написанием сочинения в выбранном учеником публицистическом жанре. Вот один из примеров. «Милосердие… "Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?” – над этим вопросом Д. Гранин рассуждает в своем тексте. А действительно, почему в наше время по-настоящему гуманных людей становится всё меньше и меньше? В самом начале статьи автор рассказывает о беде, произошедшей с ним в центре города около семи часов вечера. Он шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно. Истекая кровью, плохо соображая, кое-как поднялся. Но что самое печальное: никто ему не помог, хотя народу на улице было немало… Прочитав этот текст, задумалась: "А как бы я, будучи прохожей, поступила в тот момент?”. Удивительно, но однозначного ответа дать не смогла. Во-первых, в наше "неспокойное” время доверять первому встречному нельзя, ведь кто знает, что у него на уме. Однако, во-вторых, а если человек нуждается в срочной помощи и поддержке, кто же ему должен оказать эту помощь и поддержку, если не мы, люди?! Добрым примером здесь, я думаю, могут служить доноры, которые почти безвозмездно отдают свою кровь больным, находящимся на грани жизни и смерти. Или организаторы приютов для бродяг – людей потерянных, оказавшихся на самом дне жизни, нуждающихся во внимании милосердных, добрых граждан. Однако с сожалением надо отметить, что принадлежащих к группе "бессердечных”, равнодушных, живущих только для себя не так уж мало, потому Д. Гранин отмечает "убыль милосердия в нашей жизни” и с горечью подытоживает: "Если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется”». |