Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации)

  • Знать

  • Владеть

  • Ширина Ширина элементов букв должна быть одинаковой. Для ориентира можно придерживаться ширины элемента «крючок». Ширина большинства букв должна равняться примерно букве и

  • Тема 2. Понятие и расшифровка каллиграфических ошибок на письме

  • Тема 3. Красивый почерк - это реальность

  • Урок модуль 4 Правила написания элементов и букв. Каллиграфические ошибки


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеУрок модуль 4 Правила написания элементов и букв. Каллиграфические ошибки
    Дата19.04.2023
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла06e0-00002def-24219411.pdf
    ТипУрок
    #1074184

    1
    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ
    ООО «ИНФОУРОК»
    МОДУЛЬ 4
    «Правила написания элементов и букв. Каллиграфические ошибки»
    Оглавление
    Рабочая программа модуля: ««Правила написания элементов и букв.
    Каллиграфические ошибки» .................................................................................. 2
    Тема 1. Правила и условия красивого написания. ............................................... 3
    Тема 2. Понятие и расшифровка каллиграфических ошибок на письме .......... 5
    Тема 3. Красивый почерк-это реальность. .......................................................... 10
    Литература: ............................................................................................................ 13
    Дополнительная профессиональная программа
    (повышение квалификации)
    «КАЛЛИГРАФИЯ. ИСКУССТВО КРАСИВОГО ПИСЬМА»

    2
    Рабочая программа модуля: ««Правила написания элементов и букв.
    Каллиграфические ошибки»
    Данный модуль программы направлен на знакомство слушателей с параметрами красивого письма, особенностями написания букв, основными каллиграфическими ошибками, понимание и исправление которых приведет к формированию красивого почерка.
    Цель модуля: сформировать знания и навыки, которые помогут избежать проблем с написанием элементов и букв; помогут понять суть красивого почерка и практические возможности его освоения.
    Задачи модуля:

    Познакомить слушателей с особенностями красивого письма, каллиграфическими ошибками и приемами по их устранению;

    Проанализировать параметры красивого письма, применить на практике полученные знания;

    Оценить важность формирования красивого почерка не только для обучения, но и для применения во всех областях жизнедеятельности человека.
    По окончании изучения программы обучающиеся должны:
    Знать: параметры и характеристики красивого письма; перечень основных каллиграфических ошибок и способы их преодоления.
    Уметь: пользуясь полученными знаниями и рекомендациями, формировать собственную манеру правильного письма и осуществлять обучение правильному письму;
    Владеть: навыками применения полученных знаний в процессе педагогической практической деятельности.

    3
    Тема 1. Правила и условия красивого написания
    В лекционном материале предыдущих модулей мы уже говорили о стандартах, которых необходимо придерживаться для красивого написания.
    Это высота, наклон, ширина.
    Поговорим подробнее о каждом параметре:
    Высота
    Для начала надо понимать, что все строчные буквы прописываются в пределах рабочей строки.
    Высота рабочей строки 4 мм. Есть строчные буквы, элементы которых нам необходимо вынести за рабочую строку. К таким относятся: д, з, р, ф. Их нижний элемент располагается внизу под рабочей строкой. В приложениях к данной программе вы можете подробно увидеть правильное расположение и написание букв.
    Заглавные буквы имеют высоту, в два раза превышающую высоту рабочей строки, т.е. 8 мм.
    Чтобы строчная буква получилась ровной, необходимо строго соблюдать её размер и вписывать между верхней и нижней линией рабочей строки, не выходить за её пределы, не быть меньше, т.е. «висеть» внутри рабочей строки. В противном случае буквы будут «гулять» по высоте, что приведет к небрежному и неправильному письму. Удобно освоить этот навык, используя тетради в косую линейку или специальные прописи. Чтобы лучше ориентироваться в высоте при написании заглавных букв или букв с нижнем элементом, запомните простое правило: над строкой и под строкой должно быть столько же, сколько и в строке.
    Наклон
    Для формирования красивого ровного письма необходимо соблюдать наклон при написании. Ранее мы уже говорили об этом. Наклон можно и нужно тренировать. Для примера педагог может написать на доске (листе и т.п.) наклонную линию и прямую. Учащиеся наглядно видят разницу. После важно тренировать этот навык на примере повторений по образцу, работе в

    4 прописях и т.д. Правильное наклонное письмо подразумевает следующие условия:
    Тетрадь лежит на столе (парте) с наклоном влево в сторону левого края стола. Приблизительно 25 градусов. Если при таком расположении тетради писать палочки прямо, то получаются палочки с наклоном вправо. Конечно, на доске мы пишем не так. Получаются прямые палочки, т.к. доска расположена прямо. Систематические практические упражнения и тренировки постепенно приведут к нужному результату. Тут стоит учесть еще и само расположение тетради. Она должна располагаться таким образом, чтобы начало строки, на которой начнет писать учащийся, была напротив середины груди. Верным наклоном письма принято считать 65 градусов. Но не бывает, чтобы каждый писал, сохраняя именно этот уровень. При свободном письме обычно получается угол 70-75 градусов, что немного отличается от образцов и прописей, но происходит закономерно биомеханики наклонного письма. Различны и движения руки при письме. Поэтому мы можем замечать некоторые отклонения от примера, разную форму букв, искажение. Добиваться одинаковости и идеала невозможно. Но обращать внимание на расположение тетради и контролировать этот процесс необходимо. Во время письма тетрадь может постепенно перемещаться влево, чтобы сохранять её правильное положение при написании строки.
    Наклон некоторых элементов букв часто нарушается. Это может зависеть от смены направления движения. Правильное движение-против часовой стрелки нарушается движением по часовой стрелке. Можно заметить и некоторые особенности, которые не соответствуют движениям руки в процессе письма. Так, например, наклон при написании буквы б смещается.
    Верхний элемент этой буквы должен иметь наклон, который соответствует движению вниз на себя, но на практике пишется движением вверх, что часто приводит к отклонению вправо. В написании букв т,п,р –нарушается наклон последнего элемента.
    Для решения таких проблем или их коррекции важно практиковать написание на примерах различных упражнений: пишем две буквы, после две черты, сохраняя длину и правильный наклон, далее вписываем в них буквы.
    Это дает возможность увидеть ошибки в наклоне.
    Часто можно встретить нарушение параллельности письма. Можно предложить учащемуся упражнения с написанием слов с длинными элементами, выходящими за строку. Например: удочка, дудочка, уздечка,
    дрозд, роза, праздник (нижний элемент).

    5
    Ширина
    Ширина элементов букв должна быть одинаковой. Для ориентира можно придерживаться ширины элемента «крючок».
    Ширина большинства букв должна равняться примерно букве и строчной. Есть исключения: буквы т, м, ф, ш, щ шире буквы и в 1,5 раза. Здесь соблюдается горизонтальная пропорция: сколько слева, столько и справа.
    Ширина строчных букв равна срочной и. Ширина заглавных букв нестандартна. Ширина между словами примерно равна строчной букве ш.
    Ширина - важный показатель для красивого написания. Этому навыку необходимо учить и тренировать. Можно использовать различные формы упражнений:

    Обозначение точкой начала каждой буквы;

    Мысленно прописывать букву и между буквами, делать это можно карандашом;

    До написания буквы можно «сфотографировать» ширину каждого элемента и заранее проставить точки.
    Чтобы письмо было красивым, педагогу необходимо познакомить учащихся с правилами правильного письма:
    Соблюдение размеров и наклона, одинаковых интервалов, правильное соединение элементов, письмо плавное без напряжений.
    Тема 2. Понятие и расшифровка каллиграфических ошибок на письме
    Часто можно столкнуться с тем, что красивый ровный почерк принадлежит человеку собранному, аккуратному, воспитанному нравственно и эстетически. Человек, который пишет мелким почерком, невнимателен к форме букв в слове, неряшлив в оформлении своего письма относится к разряду людей, которых не сильно заботит мнение окружающих, он невнимателен к ним и даже равнодушен. Есть мнение, что почерк отражает характер человека. Получается, что, формируя навык красивого почерка педагог не только учит, но и помогает воспитывать личность.
    Практика показывает, что из всех учащихся класса из 28-30 человек не более 4-5 будут иметь каллиграфический почерк. Конечно, этот навык напрямую зависит от внутренних и психологических характеристик учащегося. Кроме этого существует множество причин, нарушающих грамотное формирования навыка каллиграфии. Ранее мы уже рассматривали гигиенические условия, необходимые для освоения навыка красивого письма.

    6
    Некоторые причины каллиграфических ошибок:
    1. Гигиенические нормы

    Надо внимательно следить и контролировать посадку учащегося за рабочим столом. Часто учащиеся сидят сгорбившись, поджав ноги и
    «завалившись» на тетрадь.

    Левое плечо учащийся выдвигает вперед, подпирая рукой голову, что нарушает правильную осанку.

    Правая рука (или левая, которой учащийся пишет) прижата к корпусу, или слишком свисает со стола во время письма, или поднята вверх
    (локоть), или слишком отведена вправо (влево).

    Общее положение тела учащегося выражает усилие, голова сильно наклонена вправо или влево к плечу.
    2. Мотивация учащегося
    Для многих учащихся, к сожалению, необходимость письма не оправдана, им не нравится подолгу писать, аккуратно выводить буквы, соединять слова, они не находят в этом интереса для себя и не видят необходимости освоения красивого почерка в дальнейшем.
    3. Внешнее оформление письменной работы
    Многие учащиеся, помимо некрасивого почерка, работают в тетради неаккуратно, грязно, допускают помарки, частые исправления (зачеркивание, написание верной буквы поверх неверно написанной). Эти проблемы напрямую связаны с красивым написанием.
    4. Несформированность графического навыка

    Нарушение наклона написания букв, что приводит к несоблюдению параллельности в написании элементов и искривлению букв.
    Необходимо тренировать на примере параллельных прямых правильного наклона.

    Нарушение пропорций: различная высота и ширина букв, несоблюдение пропорций между частями букв, что приводит к разному написанию всех букв в слове и, соответственно, значительно нарушают общий ритм написания всех слов на строке или текста целиком. Здесь важно тренировать глазомер учащегося;

    Нарушение в написании элементов, содержащих в своей форме овал, полуовал и иные элементы закругления (о,е,д,б,с,а,я,ф,э), что влечет за собой искажение формы за счет неумения вести правильную линию. Эти элементы отрабатываются в прописях, плюс тренировка правильного навыка закругления элементов, работа с изогнутыми линиями, с плавностью движения рук;

    7

    Пропуск недостающих элементов букв при написании, например, вместо м написание л. Для устранения такого рода ошибок необходимо отработать все приемы написания букв и их отдельных элементов, тренировать внимание и память;

    Неверное соединение элементов, что приводит к ошибочному написанию той или иной буквы;

    Удлинение соединительных штрихов, что приводит к излишнему увеличению написания слова;

    Написание лишних петель в элементе буквы, что приводит к путанице в распознавании верной буквы;

    Излишняя округлость букв или соединительных штрихов;

    Деформация элементов буквы (заострение, разный наклон, разное расстояние, разная форма и величина, излишняя «затупленность» элементов буквы, что часто происходит при ускоренном письме).
    Каллиграфические ошибки могут встречаться и в написании целых предложений.
    К таким относятся следующие замечания:

    Несоблюдение интервала на письме между буквами и словами, т.е. неравномерное распределение слов в строке;

    Буквы и слова написаны широко или, напротив, слишком узко;

    Преобладание наклона на письме в ту или иную сторону;

    Несоблюдение линейности;

    Несоблюдение высоты;

    Проявление угловатости в написании букв;

    Несоблюдение соединения букв в слове, что влечет за собой неразборчивость в написании.
    Многие из вышеперечисленных каллиграфических ошибок возникают вследствие недостаточно развитого восприятия у учащегося. Поэтому педагогу особенно важно не просто научить ребенка писать красиво и грамотно, но и привить ему навык работы с глазомером, т.е. научить «на глаз» определять размеры, форму и расположение буквы на письме, надо осуществлять контроль работы над ошибками учащихся, указывать на ошибки, учить их исправлять сразу, не откладывая на «потом».

    8
    Неправильное письмо влечет за собой орфографические ошибки, что особенно становится заметно на этапе окончания младшей школы. Некоторые учителя практикуют частое повторение написания некоторых элементов и букв, но в более старшем возрасте учащиеся уже иначе относятся к подобным заданиям и не всегда проявляют старание в этих упражнениях. Поэтому в более старшем возрасте педагогу надо уделить особое внимание подходу к таким занятиям, предложить ученикам игровые формы: различные интересные подходы с элементами составления композиций с использованием наклонных линий, параллельных прямых, овалов и полуовалов, различных повторяющихся форм и размеров элементов и т.п. Можно использовать написание загадок, пословиц и иных высказываний, которые учащиеся могут изобразить разными методами с помощью написания буквенных элементов.
    Многие каллиграфические ошибки можно исправить, вовремя заметив их и обратив внимание учащегося, отработать на примере правильного написания, повторения по образцу, за рукой учителя, по пунктирному примеру и т.п.
    Стоит обратить внимание на такой вид нарушения письма, как дисграфия. Эта проблема все чаще встает на пути современного ученика и характеризуется проявлением стойких ошибок на письме.
    Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.
    При таком виде нарушений ученик неспособен овладеть графическим образом букв, сходных по написанию или имеющих схожие элементы. Так, например, особая сложность проявляется в написании схожих по форме: л-м, и-у, п-т, б-д, х-ж, и-ш.
    Элементы букв часто не дописываются.
    При написании заглавных букв происходит смешение элементов И-Н.
    Такие ошибки называют кинетические. Исследователи этого вопроса связывают возникновение таких проблем с тем, что у некоторых детей медленно формируется понимание и закрепление двигательной формулы

    9 буквы, т.е. изображение каждой буквы требует сознательного контроля. На первых этапах начальной школы это не всегда заметно, так как пока у ребенка хватает времени на написание элементов буквы и последовательного неспешного анализа своих действий.
    Есть понятие «фонемное распознавание» в письме. К такому роду ошибок относят замены и смешения. Буквы, схожие по акустическим и артикулляционным признакам, путают:
    Свистящие-шипящие согласные: шубка-субка, сапоги-шапоги;
    Парные звонкие и глухие согласные: зорька-сорька, загремел-закремел;
    Твердые и мягкие согласные: большой-болшой и т.п.
    В дальнейшем, например, на этапе 3 класса, этот недостаток становится особенно заметен, происходит переход к быстрому темпу письма, увеличению объема письменных работ, что и влечет за собой увеличение таких ошибок и, соответственно, проблемы не только с написанием букв и слов, но и с русским языком и чтением в целом. Для устранения и коррекции такого вида проблемы необходимо проводить работу, а именно: формирование зрительного навыка и его соотнесение с фонетическим восприятием образа буквы. Можно использовать изображение буквы, работу с артикуляцией (работа с произношением согласных и гласных букв), с соотнесением звука с буквой
    (например, сравнение изображения буквы с картинкой животного или продукта, схожего по форме:
    г
    -похоже на уточку,
    б
    -на белочку,
    о
    -на бублик
    и т.п.), повторять изображение буквы рукой в воздухе.

    10
    Тема 3. Красивый почерк - это реальность
    Несмотря на то, что весь лекционный материал данной программы нацелена на педагогов, осуществляющих обучение письму учащихся, это не значит, что взрослый человек не в состоянии овладеть навыками красивого письма. Вспомнить самые основные понятия и характеристики правильного письма.
    Первоначально термин «каллиграфия» относился именно к красивому эстетичному письму с использованием различного рода украшательных элементов, стилизации. Но в современной методике это понятие подразумевает умение четкого письма, устойчивого красивого почерка, имеющего индивидуальные черты и особенности. Каллиграфическое качество
    - соблюдение соразмерности по высоте, ширине, наклону - не сразу формируется, а приходит постепенно по мере усвоения навыка. Существует понятие графического и каллиграфического навыка.
    Графический навык - автоматизированный способ перерождения звуков в буквы и их начертание. Принято говорить «графический навык»,
    «каллиграфический почерк или письмо».
    Графический навык (или система) - совокупность букв алфавита, имеющая определенную структуру, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно-количественным типом отношений между ними.
    Графические ошибки - замены букв, изменение формы, размера, пространственной ориентации и элементов буквы.
    Каллиграфические ошибки - нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и наклону. Эти ошибки - следствие несформированности движений.
    Существуют зрительные и двигательные элементы.
    Зрительные элементы - части рисунка буквы, на которые она
    «распадается» в момент ее зрительного созерцания и восприятия. Эти элементы соотносятся с формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением и т.д.
    Двигательные элементы - законченные движения руки, с учетом формы зрительных элементов и их воспроизведения на письме.
    Зрительный образ буквы - это представление о форме буквенного знака.
    Зрительно-двигательный образ буквы - представление о целостном воспроизведении буквы на бумаге с помощью движения руки, на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов.

    11
    Чтобы отточить свой почерк, можно использовать прописи.
    Каллиграфия - область искусства. Письмо - совокупность приемов, которые используются ежедневно.
    Индивидуальность почерка позволяет скорректировать его и совершенствовать.
    Для этого стоит обратить внимание на некоторые особенности и рекомендации:
    Найдите удобную для себя ручку, чтобы иметь возможность сделать четкий штрих и не напрягать при этом руку. Сегодняшний выбор огромен.
    Поэтому у вас есть возможность найти «свою».
    Рука должна легко и непринужденно держать руку. Излишнее напряжение мешает красивому письму. Возьмите за правило мысленно проверять комфортность свободного владения.
    Как и в спорте, выполнять сложные упражнения нельзя без предварительного «разогрева». Прежде, чем начать писать, выполните некоторую разминку в прописях или в свободном формате, напишите несколько элементов букв. Хороши упражнения «завитушки» или «спираль».
    Много зависит от положения листа. Есть правильное положение. Но вы можете «крутить» лист, выполняя различные элементы. Некоторые, например, чувствуют себя комфортно, если лист расположен под углом 90 градусов.
    Почерк можно совершенствовать постоянно, находя собственный стиль и удобство. Можно практиковаться всегда и везде: писать письма «от руки», вести дневник, писать впечатления от прочитанного и т.п. Не надо делать объемные записи. Достаточно просто писать, обращая внимание на написанное.
    Аккуратный почерк - это красивое и ровное написание. Писать можно сразу на линованном листе, можно подкладывать такой лист под основной, чтобы сохранить наклон и размеры.
    Используйте более мягкую подложку или дополнительный лист в качестве основы. На жестком основании ручки пишут несколько хуже, чем на мягком.
    Почерк - отражение индивидуальности человека, поэтому ищите свой стиль, который станет вашим отражением, будучи при этом аккуратным, красивым и разборчивым.
    Некоторые правила правильного написания букв:
    Проведите наклонные вертикальные линии сквозь букву - контроль наклона и ширины;
    Приложите линейку к строке для проверки элементов, которые вышли за уровень строки или не дописаны - контроль высоты;

    12
    Сколько в строке - столько и над/под строкой - проверка пропорции по высоте.
    Необходимо помнить о позе сидящего, о расстоянии от глаз до листа
    (примерно 30 см).
    Если ваш почерк непонятен для окружающих, буквы «пляшут», вы много перечеркиваете и исправляете - он далек от совершенства. В современном мире почерк определяет характер и темперамент человека, его отношение к себе и к окружающим, аккуратность, деловые качества, умение сосредоточиться, внимание и аккуратность. Важность ровного и разборчивого почерка трудно переоценить. Он влияет на деловые сферы человека и на его собственную самооценку, что касается в равной степени детей и взрослых.
    Исправить почерк возможно в любом возрасте. Главное - это желание сделать его лучше. Каллиграфический навык требует постоянства и совершенствования, времени и терпения. Найдите собственные ошибки и работайте с ними. Развивайте мелкую моторику пальцев, тренируйтесь от простого к сложному (приложение к модулю).

    13
    Литература:
    1.
    Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. –
    Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с. http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10457/1/Ивкина%20-
    %20Искужиева.pdf
    2.
    Графические ошибки на письме: причины, способы их предупреждения и исправления http://скши8-иркутск.рф/files/graficheskie_oshibki_na_pis_me.pdf
    3.
    Милютина, А.А. Практикум по каллиграфии: учебно- практическое пособие / А.А. Милютина: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – [Челябинск]: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 72 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-907284-64-7. – Текст: непосредственный + изображение (неподвижное). http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8574/Милютина%2C
    %20А.А.%20Практикум%20по%20каллиграфии.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    4.
    Руссков С.П. Учимся писать красиво: Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального обучения и филологов. –
    Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. – 175 с. http://surazhspk.narod.ru/kop/EUMK/public_html/user- files/russkov_s_p_uchimsya_i_uchim_pisat_krasivo_kalligrafiya_dlya.pdf
    5.
    Особенности профилактической работы с дошкольниками по предупреждению различных видов дисграфии [Текст]: учебнометодическое пособие / под общ.ред. В.С. Васильевой – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017 –
    113 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1926/Васильева%20В
    .С.%20Особенности%20профилакт.раб..pdf?sequence=1&isAllowed=y
    6.
    ФИЛАТОВА В.А. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
    УСТРАНЕНИЕ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ
    ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ
    УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: Учебно-методическая разработка –
    СПБ: ООО «СПб СРП “Павел” ВОГ», 2011 – 62 с. http://324school.spb.ru/teachers/Sokolova/tetrad.pdf
    7.
    Л. И. РАХМАТУЛЛАЕВА, Ш.Т. МАХКАМОВА «Каллиграфия и методика ее преподавания» (учебное пособие, Ташкент, 2010 kalligrafiya_i_metodika_ee_prepodavaniya (1).pdf


    написать администратору сайта