Урок описание внешности. Урок «Описание внешности» (7 класс). Урок Описание внешности
Скачать 117.5 Kb.
|
Урок «Описание внешности» 7 класс Предварительное дом. зад. Нарисовать портрет мамы (придумать к нему словосочетания, предложения).+ см. далее. Ход урока 1 Разминка Начнём урок с разминки. Выполните задание: - Прочитайте самостоятельно мудрые изречения. Выберете одно из них. Объясните, как вы понимаете его смысл. - Что связывает данные пословицы, поговорки, высказывания писателей? (Внешний облик связан с внутренним содержанием человека) Коль очи светятся, душа чиста. Добрая душа лучше красоты. Красота человека - в его сердце. Что в сердце варится, на лице не утаится. Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней. (В. Гюго) Есть лица, которые кажутся переводом с музыки или с поэзии на человеческие сердца. (Сенкевич) Встречают по одёжке – провожают по уму. Первое впечатление о человеке создаётся по внешнему виду. При этом мы должны помнить, что важна суть человека, а не только наружность. 2.Постановка цели урока Сегодня речь пойдёт о внешности. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение. Сегодня на уроке мы будем учиться находить главное и неповторимое в облике человека и описывать свои наблюдения. 3. Эксперимент. Я предлагаю вам провести эксперимент: выберите из предложенных изречений тему-идею урока, а позже мы узнаем, соответствует ли ей содержание занятия. 4. Беседа -Назовите примеры жизненных ситуаций, в которых необходимо умение описывать внешность человека. ( Найти конкретного человека среди многих других). -Всегда ли необходимо подробное описание человека? (Порой достаточно обратить внимание на детали) -Когда мы употребляем слово портрет? (в литературе, живописи) 5. Словарная работа. Познакомимся со значением слов, которые нам сегодня встретятся на уроке: Само слово портрет происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Портрет— в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. («Словарь литературоведческих терминов») Портрет — произведение изобразительного искусства, в котором запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). («Энциклопедический словарь юного художника») Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Жест – телодвижение, выражающее яркий всплеск эмоций. Поза – положение тела, выразительный язык тела. 6. А легко ли описать внешность человека? Давайте попробуем. Игра «Угадай моего одноклассника». Опишите устно вашего одноклассника. Будьте наблюдательны, постарайтесь отыскать самое яркое, особенное, индивидуальное. Сделаем мы это в форме игры. - Кто хочет быть водящим? (Выбираем, водящий выходит) – Кого загадаем? (Учащиеся загадывают одноклассника.). – Водящий будет вам задавать вопросы, на которые вы должны отвечать только «да» или «нет» Объяснение правил игры водящему: – Тебе необходимо отгадать одноклассника (одноклассницу) по внешним признакам. Чтобы справиться с этим заданием, необходимо задать вопросы, включающие описание одноклассника (одноклассницы). Но так поставить вопросы, чтобы ответы на них могли быть «да» или «нет». Проведение игры. - Нелегко сразу создать текст-описание человека. На сегодняшнем уроке мы будем этому учиться. 7. Работа с таблицей - Что включает в себя внешность человека? (Черты лица, мимику, фигуру, позу, жесты, одежду) Да, при описании внешности необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, мимику, позу, одежду. Восстановите таблицу. Какие определения, к какой детали портрета относятся? Описание внешности
.Поставьте в пустой прямоугольник необходимое слово, деталь описания внешности, с которым можно употребить определения из второго столбика. (Работа в парах) Один человек у доски выполняет задание у компьютера Задание для учащегося: Поставь (перетащи) на место вопроса слово в прямоугольнике, деталь описания внешности, с которым можно употребить данные определения. При проверке доказать правильность выбора, прочитав выбранную деталь описания внешности вместе с двумя определениями. Проверка. Описание внешности
В таблице приведены не все, а основные детали портрета. Определения можно использовать при описании внешности человека. Какие части речи, средства художественной выразительности помогут нам в этом? 8. Проверка домашнего задания Задание на дом: Найдите словосочетания, создающие портрет героинь, подчеркните их карандашом. Какие части речи помогают автору создать портрет героинь? Какова роль этих частей речи? Найдите тропы: эпитеты, сравнения, олицетворения. Какова их роль? Ответ оформите письменно. Образец: Портретная лексика представлена различными частями речи: …..…, ………, ……..………передают ……………, производимое героями (3-4 примера).…….. подчеркивают…….. внешности (3-4 примера).……… – рисуют …………….(3-4 примера) Эпитеты (3-4 примера), сравнения (3-4 примера), олицетворения (3-4 примера) создают ……., ………образы героинь. И вот перед ним женщина – босая, в лоскутах выцветших на солнце одежд, чёрные волосы её были распущены, лицо её – как бронза, а глаза – повелительны, и темная рука, протянутая Хромому, не дрожала. (М. Горький) Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то. Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами и одутловатое, освещалось тёмными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке. Над правой бровью был глубокий шрам, он немного поднимал бровь кверху, казалось, что правое ухо у неё выше левого, это придавало её лицу такое выражение, как будто она всегда пугливо прислушивалась. В густых тёмных волосах блестели седые прядки. Вся она была мягкая, печальная, покорная….(М. Горький) Высокая, большая. На лице её, бледном, суровом, суровые глаза. (Л. Латьева) Чуть ниже отцовского портрета – другой в простой овальной рамке; чудесное женское лицо с чертами удивительной мягкости, с задумчивым, немного печальным взглядом: Александра Андреевна Чайковская…До седых волос помнил сын нежные, добрые руки матери…Помнил голос её, красивый и мягкий, и её задушевные песни. (В. Холодовский) Вот опять ты мне вспомнилась, мама, И глаза твои, полные слёз, И знакомая с детства панама На венке поредевших волос. (Я. Смеляков) Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красивой. Большие задумчивые глаза. Ровные тёмные брови, длинные ресницы. На высокий лоб спадали дымчатые волосы. Такой я видел её на фотографии – молоденькая сестра милосердия, красный крестик на белом платке. (Ю. Яковлев) У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. В пасмурные дни глаза серые – крапинки пропадают совсем. У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые. Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперёд… И снова – в который раз! – я напряжённо всматриваюсь в глаза сына и стараюсь прочесть, что застыло в них: горькое недоумение или понимание, упрёк или прощение? Я подхожу к зеркалу – глаза сына смотрят на меня виновато, хотя они ни в чём не виноваты. Постойте! Это не его глаза. Это мои. Это они смотрят виновато. Я надеялась увидеть его глаза, а увидела свои собственные…(Ю. Яковлев) Всё видала строгим скрытым взглядом И седой кивала голой. (А. Твардовский) Широкие серые глаза её блестели, брови изумлённо взлетали, на щеках радостный румянец. Только такой представлялась ему подруга – свежа, нежна, весела, добра, красива, так, что вот вошла, и вся изба стала золотая. (А. Толстой) И она стояла в дверях, прижимая кулаки к безмолвному перекошенному рту. (Б. Васильев) На вид ей можно было дать лет пятьдесят. Широкая кость, рыхлая, седая. Платок, на котором едва угадывались цветочки, нависал до самых бровей. (В. Астафьев) Около неё, будто окаменелая, сидела хозяйка с шерстяной шалью на плечах. Она смотрела на меня. В глубине её глаз отражался огонёк лампы. А может быть, лампа осветила далеко упрятанное, затвердевшее, как алмазное зёрнышко, горе. (В. Астафьев) Она удивлённо уставилась на меня своими до дна выплаканными глазами. Глаза эти всё ещё сохраняли васильковыё цвет. И яркие же они били когда-то, раз уж солёные слёзы не отъели всю голубизну, не смыли её! (В. Астафьев) Лицо её полыхает румянцем, от прилива крови тонко звенит в ушах… Губы её дрожат и улыбаются, когда она достаёт из подвешенного к арбе люльки крохотного Гришатку. (М. Шолохов) Её впалые щёки порозовели, в глазах появился блеск, она приподнялась на подушках, стала прежней, давней. (Ю. Нагибин) Они были на одно лицо – мать и сын: темноволосые и кареглазые, с смугло-румяной кожей. (Ю. Нагибин) Примерные ответы учащихся. Портретная лексика представлена различными частями речи: прилагательными, глаголами, наречиями. Прилагательные рисуют внешность, указывают на характер человека, подчеркивают сходство со светом, материалом, величиной, дают оценку(3-4 примера). Глаголы передают впечатление, производимое героями(3-4 примера). Наречия подчеркивают признаки внешности(3-4 примера). Эпитеты (3-4 примера), сравнения (3-4 примера), олицетворения (3-4 примера), метафоры (3-4 примера) создают яркие, неповторимые образы героинь. Беседа: -Только ли форму, цвет обозначают слова портретной лексики? (Впечатление, производимое героями). -Отражается ли состояние, характер человека? Создать текст описание внешности человека в художественном стиле непросто. Произведения литературы являются образцом текстов данного типа. 9. Упражнения 1.- Перед вами текст. Прочитайте его. На что обращает внимание автор, описывая бабушку? Какой вы ее представляете? Что можно сказать об отношении к ней человека, глазами которого вы смотрите на бабушку? Говорила она, как-то особенно выпевая слова... Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце... Вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь. (М. Горький. «Детство») (Автор описывает речь, детально внешность: глаза, нос, зубы, осанку, походку.) Писатель своим рассказом вызывает у нас представление не только о лице и фигуре человека, но сообщает нам об изменениях в выражении лица или глаз, о' голосе, манере держаться, о походке, жестах и пр. В литературном портрете черты внешности являются не только наружным признаком персонажа, но и служат выражению его внутренней сущности. 2 Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно).Составьте предложение, в котором будет описана внешность. Для этого вы можете изменить порядок слов, словосочетания заменить сложными прилагательными. Начните предложение со слов: «Я вижу… Передо мною стоит….»Составьте предложение, в котором будет описана внешность женщины с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица. (Зеленоглазая круглолицая женщина с каштановыми волосами.) (Вместе) Составьте предложение, в котором будет описана внешность женщины с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазая длиннолицая женщина с черными вьющимися волосами.) (Вместе) Работа по рядам или в группах. Составьте предложение, в котором будет описана бабушка высокая, худая, глаза стальные, волосы седые. (Высокая худая седоволосая бабушка со стальными глазами.) Составьте предложение, в котором будет описана внешность пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная пожилая брюнетка с серыми глазами.) Составьте предложение, в котором будет описана женщина, 30 лет – светлые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Светловолосая розовощекая тридцатилетняя женщина с голубыми глазами на круглом лице.) Молодцы, справились с этим заданием. Попробуйте теперь при описании внешности передать состояние человека. 3. Ситуации. Попробуйте себя в роли актёров и писателей. Выполните задание в группах, представьте его. Актёр изобразит выражение лица мамы, представитель от группы опишет выражение лица мамы. Задание для актёров: 1. – Изобразите выражение лица мамы, когда она ждёт сына после экзамена, думает о том, какую оценку он получит. 2. – Изобразите выражение лица мамы, когда она узнала от пришедшего из школы сына, что он получил на экзамене «пятёрку». Ситуация для 1-й группы. Мама ждёт сына после экзамена и думает о том, какую оценку он получит. Опишите выражение лица мамы. Какие у неё глаза? О чём она думает? Ситуация для 2-й группы. Сын пришёл из школы и сообщил, что получил пять на экзамене. Опишите выражение лица мамы, её настроение. Какие слова помогут передать её душевное состояние? Портрет помогает не только внешне представить человека, но и передать его состояние. Вы, как писатели, попытались создать словесный портрет. А теперь вспомним, что есть ещё и портрет в живописи 10. Экскурсия в картинную галерею Мы отправляемся на экскурсию. Проведёт её …... Слушайте её внимательно, чтобы справиться с заданием, которое она вам предложит. Экскурсовод: - Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Не случайно её понимание стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери. Я хочу обратить ваше внимание на этюд Виктора Васнецова «Богоматерь с Младенцем». Св. Дева представлена у Васнецова закутанной в мафорий и шелковый плащ, только одно лицо осталось открытым. Таким образом художник хотел показать душу женщины в телесной экспрессии. Богоматерь — это истинный человек в момент исполнения им самого трудного и самого высокого долга. Мы видим худощавое лицо, необыкновенно гармоничное, что соответствует гармонии чувств, душевной уравновешенности. Её лицо вдумчивое, серьёзное, дышит прелестью молодости. Умеренная прямолинейность бровей указывает на то, что душе Богоматери, при всей женственности ее натуры, весьма привычно напряжение мысли. Но главная экспрессия фигуры содержится в ее взоре и в ее позе. Глаза широко открыты, выпрямленная фигура не согнутая, не склоненная. Твердая, ровная поступь показывает силу воли и решимость. Последнее в особенности подкрепляется плотно сомкнутым ртом. Взор Богоматери направлен не по пути ее движения, а несколько вправо. Богоматерь твердо идет вперёд. Во всем этом красной нитью проходит та покорность нравственному долгу и то самоотречение, которое составляет народную черту русского характера. Многие художники на своих полотнах запечатлели образ матери. (Просмотр слайдов) Художник обращает внимание на душевное состояние героинь, их позу, жесты, движение, цвет лица. Посмотрите на картину русского художника М. П. Клодта. Если вы правильно определите по портрету состояние героини, то отгадаете название картины. («Забота») Вывод: талантливые художники создают незабываемые образы, в которых через внешность показывают душу героинь. - С какой темой связаны живописные и словесные портреты нашего урока? (Женщины, матери, бабушки). 11. Разминка. Песня «Наши мамы» А теперь отдохнём: перенесёмся на урок музыки и вспомним знакомую песню «Наши мамы…». Группа девочек исполнят её у доски, а остальные могут подпевать с места. (Исполнение песни. На слайдах появляются фотографии мам.) 12. Творческое задание. Вы принесли на урок фотографии ваших мам и бабушек. Попробуйте описать их. Отметьте самое яркое, индивидуальное, неповторимое. Не обязательно описывать все детали внешности. Первой фразой вашей письменной работы будут слова «Вглядитесь в…» Чтение работ. 13. Итоги «Красота человека - в его сердце» - гласит народная мудрость. Все ваши работы написаны с любовью. В них есть самое главное. Самое главное, что вы видите внутреннюю красоту ваших мам. Узкие у мамы губы или припухлые, классический нос или курносый – всё равно она самая лучшая. . Соответствует ли выбранная нами пословица теме урока, его идее? Какая подошла бы лучше? Оценки за сегодняшний урок вы получите после выполнения домашнего задания. 14. Домашняя работа. Прочитать работу «Вглядитесь в…» дома. Узнают ли мамы себя? Задания на выбор: Доработайте классную работу. Напишите сочинение «Портрет моей мамы». План. I. Общее впечатление. II. Элементы описания. 1. Рост, осанка. 2. Лицо: а) глаза, б) улыбка, в) брови, г) губы, ж) нос.. 3. Руки. 4. Привычная поза и характерная мимика. 5. Манера одеваться и держать себя. III. Насколько внешний облик гармонирует с внутренним. По каждому пункту стоит писать, если только есть что сказать. Главное, к чему надо стремиться, - это создать своей работой целостное общее впечатление. 2. Написать сочинение «Портрет моего папы (дедушки, брата, дяди)» 3.Создать стихотворный портрет близкого мне человека. Ваши работы войдут в книгу «Портреты дорогих людей». |