Главная страница

Конспект урока по теме Подготовка к ЕГЭ. Задание 27. Короленко коррект. Урок по теме " Подготовка к егэ обучение написанию сочинениярассуждения в 10м классе"


Скачать 120.6 Kb.
НазваниеУрок по теме " Подготовка к егэ обучение написанию сочинениярассуждения в 10м классе"
АнкорКонспект урока по теме Подготовка к ЕГЭ. Задание 27
Дата13.10.2022
Размер120.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКороленко коррект.docx
ТипУрок
#732921

Открытый урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ гимназии №11 г. Пятигорска Ставропольского края Харатян Элмира Георгиевна

Цели:

1.Формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ.

2. Актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения.

3. Поэтапная отработка алгоритма написания сочинения.

4. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля .
Тип урока: урок обобщения

Оборудование урока: текст В. Короленко, опорный конспект, приложение №1, №2, рабочие листы для учащихся, презентация урока, раздаточный материал, ноутбук, мультимедийный проектор.

Методический комментарий: Урок проводится с использованием материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2020 г.).

Данный урок проводится после изучения структуры сочинения-рассуждения. Заранее даётся индивидуальное задание (создание презентации о В. Г. Короленко. Рассказ «Мороз»)
Ход урока
I. Организация урока

На доске написана тема урока
II. Основная часть

  1. - Исходя из прочитанной темы, попробуйте сформулировать задачи урока.

Итак, тема урока: «Обучение написанию сочинения-рассуждения "

(подготовка к ЕГЭ)

Слайд №1

- Какие цели и задачи стоят перед нами, исходя из темы урока?

(Слайд №2 – задачи и цели урока)

- Верно. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. Выполнение задания 27 при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Этот урок поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы задания 27, сочинения-рассуждения. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по тексту В. Короленко (тексты розданы всем учащимся).
2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.
- Назовите стили речи
Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи. Слайды №3-12.

1 группа: лексическое значение, цель стиля

2 группа: признаки

3 группа: языковые особенности публицистического стиля.
3. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
А) Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы.

Какова композиция сочинения-рассуждения? Слайд №13

1.Формулировка одной из проблем исходного текста

2.Комментарий по выбранной проблеме

3.Формулировка позиции автора

4. Моя позиция

5-6.Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)

7.Заключение.)
– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.
Б) Чтение учащимися исходного текста:
В) Анализ текста.
- Определение стиля и типа речи.
К какому стилю речи относится данный текст?
Какой тип речи преобладает?
(Текст относится к художественному стилю, так как целью его является эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования и описания.)

- Всё ли было понятно в содержании? Что вам известно о В.Г.Короленко?

Проверка выполнения домашнего индивидуального задания

- презентация «В.Г. Короленко и его творчество»; информация о нем. Слайды №14-17.
Приложение №1
(1) Мы ехали бе­ре­гом Лены на юг, а зима до­го­ня­ла нас с се­ве­ра.

(2) Од­на­ко река упор­но бо­ро­лась с мо­ро­зом: ближе к бе­ре­гам она пре­вра­ща­лась в за­стыв­шую без­об­раз­ную гряз­но-белую массу, а в се­ре­ди­не лёд всё ещё во­ро­чал­ся тяжёлыми, бес­по­ря­доч­ны­ми ва­ла­ми, скры­вая от глаз за­сты­ва­ю­щее русло, как оди­ча­лая толпа скры­ва­ет место казни.

(3) И вот од­на­ж­ды с не­боль­шо­го бе­ре­го­во­го мыса мы уви­де­ли среди тихо пе­ре­дви­гав­ших­ся ле­дя­ных глыб какой-то чёрный пред­мет, ясно вы­де­ляв­ший­ся на бело-жёлтом фоне.

(4)— Во­ро­на, — ска­зал один из ям­щи­ков.

(5)— Мед­ведь, — воз­ра­жал дру­гой ямщик.

(6)— От­ку­да же взять­ся мед­ве­дю на се­ре­ди­не реки? — спро­сил я у него.

(7)— С того бе­ре­га. (8)В тре­тьем годе мед­ве­ди­ца вон с того ост­ро­ва пе­ре­пра­ви­лась с тремя мед­ве­жа­та­ми. (9)Нонче тоже зверь с того бе­ре­га на наш идёт. (Ю)Видно, зима будет лютая...

(11) Наш ка­ра­ван оста­но­вил­ся у мыса, ожи­дая при­бли­же­ния за­ин­те­ре­со­вав­ше­го всех пред­ме­та.

(12)— А ведь это, брат­цы, ко­зу­ли, — ска­зал на­ко­нец один из ям­щи­ков.

(13) Дей­стви­тель­но, это ока­за­лись две гор­ные козы. (14)Те­перь уже ясно были видны их тёмные изящ­ные фи­гур­ки среди на­сто­я­ще­го ле­дя­но­го кош­ма­ра. (15)Одна из коз была по­боль­ше, дру­гая по­мень­ше. (16)Мы пред­по­ло­жи­ли, что это были мать и дочь. (17)Причём стар­шая явно ру­ко­во­ди­ла пе­ре­пра­вой. (18)Во­круг них без­жа­лост­ные льди­ны би­лись, стал­ки­ва­лись, вер­те­лись и кро­ши­лись; в про­ме­жут­ках что-то ки­пе­ло и брыз­га­ло пеной, а неж­ные жи­вот­ные, на­сто­ро­жив­шись, сто­я­ли на ле­дя­ном куске, по­до­брав в одно место свои то­нень­кие ножки... (19)На­вер­ное, им было страш­но, ведь их жизнь могла обо­рвать­ся в любую се­кун­ду. (20)Но, ви­ди­мо, оста­вать­ся на том бе­ре­гу им было ещё страш­нее, раз они, так чу­до­вищ­но рискуя, за­те­я­ли эту опас­ней­шую пе­ре­пра­ву.

(21) Огром­ная льди­на, плыв­шая впе­ре­ди той, где сто­я­ли козы, стала как будто за­мед­лять ход и на­ча­ла раз­во­ра­чи­вать­ся, оста­нав­ли­вая дви­же­ние зад­них. (22)От этого во­круг жи­вот­ных под­нял­ся вновь целый ад раз­ру­ше­ния и плес­ка. (23)На мгно­ве­ние два жал­ких тёмных пят­ныш­ка со­всем было ис­чез­ли в этом хаосе, но затем мы их за­ме­ти­ли на дру­гой льди­не. (24)Опять со­брав свои то­нень­кие дро­жа­щие ножки, козы сто­я­ли, го­то­вые к оче­ред­но­му прыж­ку. (25)Это по­вто­ри­лось не­сколь­ко раз, и каж­дый новый пры­жок с рас­счи­тан­ной не­уклон­но­стью при­бли­жал их к на­ше­му бе­ре­гу.

(26) Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу: в таком аду из ско­пив­ших­ся ле­дя­ных масс вы­жить было слож­но.

(27) Сухой треск, хаос об­лом­ков, вдруг под­няв­ших­ся квер­ху и по­полз­ших на об­ле­де­не­лые края мыса, — и два чёрных тела легко, как бро­шен­ный ка­мень, мет­ну­лись на берег.

(28) Мы, стоя на мысу, не­воль­но за­сло­ня­ли козам воль­гот­ный про­ход.

(29) Од­на­ко умное жи­вот­ное, решив бо­роть­ся за жизнь до конца, ни­чуть не по­бо­я­лось нас, вра­гов в буд­нич­ной жизни, и не за­ду­ма­лось ни на ми­ну­ту.

(30) Я за­ме­тил взгляд её круг­лых глаз, гля­дев­ших с каким-то стран­ным до­ве­ри­ем, и затем она по­нес­лась сама и на­пра­ви­ла млад­шую прямо к нам.

(31) От такой сме­ло­сти и ре­ши­тель­но­сти даже наша боль­шая хищ­ная со­ба­ка Пол­кан, вме­сто того чтобы ки­нуть­ся на до­бы­чу, скон­фу­жен­но по­сто­ро­ни­лась. (32)И стар­шая коза, бе­реж­но за­го­ра­жи­вая собою млад­шую, про­бе­жа­ла мимо пса, бес­страш­но кос­нув­шись боком его шер­сти...

(33)— Эти бед­ные жи­вот­ные на наших гла­зах пре­одо­ле­ли столь­ко опас­но­стей... (34)Вот оно — же­ла­ние жить, — за­дум­чи­во про­из­нес Со­коль­ский, наш слу­чай­ный по­пут­чик, когда мы вновь от­пра­ви­лись в путь.

(35)— А за­ме­ти­ли ли вы, с каким са­мо­от­вер­же­ни­ем стар­шая по­мо­га­ла млад­шей и как за­кры­ла млад­шую от со­ба­ки? (З6)Вот оно — же­ла­ние спа­сти...

(37)Вся­кий ли че­ло­век сде­ла­ет это при таких об­сто­я­тель­ствах?

(38)— Вся­кая мать, я думаю... — ска­зал я, улыб­нув­шись.

(по В. Г. Ко­ро­лен­ко*)
*Вла­ди­мир Га­лак­ти­о­но­вич Ко­ро­лен­ко (1853—1921) - рус­ский пи­са­тель, жур­на­лист, пуб­ли­цист.

Такое домашнее задание было дано не случайно, потому что оно помогает точнее понять содержание текста, по которому будем писать сочинение.
- Прежде чем вы определите тему текста, проанализируйте содержание каждого абзаца, выделите в нём ключевые слова и наиболее важные мысли автора.

- Какова тема текста?

(Проблема самоотверженности и материнской любви)

- Какова основная мысль?

(Всякая мать готова на самопожертвование ради спасения своего ребенка)

1 этап. Нахождение проблемы текста.
– Сформулируйте проблему. Запишите её в форме вопросительного предложения или словосочетания.

(Что такое самопожертвование? Самопожертвование… Что это такое?)

Словарная работа: самопожертвование, самоотвержение.

Какое толкование этим словам дают толковые словари? Слайд №18

Заостряю внимание учащихся на том, что, выбрав проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме. Слайд №19

Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами. За правильно сформулированную проблему даётся 1 балл.

- Вспомните, каким может быть зачин в сочинении (см. опорный конспект)?
2 этап. Комментарий к проблеме (текстуальный)+ пояснение – 6 баллов.

Слайд №20-22

( Работают все группы. По результатам работы составляется «рекомендация» к комментарию)

-Что такое комментарий? (Это анализ текста)

- Обратить внимание на события, происходящие в этом тексте. Исходя из этого, вы должны привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы.

- Меняющееся состояние рассказчика.

- Мысли, возникающие у рассказчика ( каж­дый ли че­ло­век спо­со­бен на са­мо­от­вер­жен­ную по­мощь, когда это свя­за­но с риском для его жизни? – Всякая мать…)
-Каким образом связаны эти примеры?

Дополняя друг друга, эти примеры …

3 этап. Нахождение позиции автора – 1 балл. Слайд №23

( Работают все группы.)

Четко сформулируйте её (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора». Тем, кто сформулировал проблему в форме вопроса, нужно ответить на него. Этот ответ отразит авторскую позицию.
4 этап. Собственное мнение. + Аргументация – 1 балл. Слайд №24

Слайд №25,26

- Вспомните, как вводится аргументация?

Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ НЕ МЕНЕЕ 2 АРГУМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ВЗЯТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Обращаю особое внимание на то, из чего должен состоять аргумент (см. опорный конспект).

Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.

Примеры иллюстраций к аргументам, приведенных учащимися: стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей», рассказ В.Астафьева «Гуси в полынье», рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник», М. Горький «Старуха Изергиль», Е.Носов «Белый гусь».

Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения:


  1. Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарий, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме




  1. Следите за абзацным членением текста




  1. Избегайте громоздких предложений




  1. Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь




  1. Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях.

  2. Посмотрите, соответствуют ли аргументы указанной проблеме




  1. Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, фамилия автора (например, В.Г. Ко­ро­лен­ко, рус­ский пи­са­тель, жур­на­лист, пуб­ли­цист)



III. Подведение итогов урока.

( Сочинение пишется в классе на следующем уроке в этот же день)

Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?

Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?

- Домашнее задание: доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации.
Сочинение ученицы

( Орфография и пунктуация автора сочинения)


В тексте русского писателя В.Г. Короленко, данном нам для анализа, ставится очень важная, на мой взгляд, нравственная проблема самоотверженности. Что же такое самоотверженность? Я думаю, это готовность человека или животного пожертвовать собой, своими интересами ради блага близкого ему существа.

Владимир Галактионович раскрывает проблему, повествуя нам о том, как однажды рассказчик и его попутчики стали свидетелями опасной переправы двух горных коз через еще не до конца замерзшую реку. Это было трудное путешествие, но, наверное, оставаться на другом берегу было опаснее. Коза-мать руководила переправой, перепрыгивая с льдины на льдину. Рискуя своей жизнью, она помогала своей неопытной дочери. Что же ею двигало? Конечно, не инстинкт самосохранения, а безграничная материнская любовь.

Выбравшись на берег, козы оказались перед другой опасностью – людьми и их собакой, которые «заслоняли козам вольготный проход». Эти бедные животные продолжали бороться за свою жизнь. Мать, «бережно загораживая» свою дочь и рискуя своей жизнью, указывает ей верный путь, что приводит в замешательство и людей, и собаку. Это ли не самоотверженность?

Я думаю, эти примеры дополняют друг друга и помогают нам понять, на что готова мать ради своего ребенка.

В.Г. Короленко считает, что самоотверженность – это готовность любой ценой, даже ценой своей жизни, спасти свою «кровиночку». «Всякая мать» готова рисковать собою ради своего ребенка. В опасной ситуации старшая коза принимает важное решение и первая идет на риск. Автор считает, что в такой драматический момент мать выполняет главную миссию, предначертанную ей природой.

Я полностью разделяю мнение автора. По-моему, самоотверженность является одним из важнейших качеств живого существа. Материнская любовь безгранична, поэтому многие готовы жертвовать собой, защищая своего ребенка. В доказательство всего вышесказанного приведу примеры из художественной литературы. Так, например, проблема самоотверженности и любви ставится в произведении И.С. Тургенева «Воробей». Взрослый воробей, рискуя собой, заслонил от собаки маленького и беззащитного воробушка, выпавшего из гнезда и оказавшегося в опасности. Главная сила воробья заключается не в физических способностях, а в проявлении любви к своему птенцу и готовности принести себя в жертву.

Таким образом, можно сделать вывод, что – это настоящий подвиг, на который способна только мать, готовая пойти на риск ради спасения своего чада.

Приложение №2

Блок 1. Композиция сочинения



Блок 2. Зачин в сочинении-рассуждении

Вступление, как и заключение, - это важные композиционные части сочинения. Вступление может

  • вводить тему текста

  • сообщать об основной проблеме текста

  • определять круг проблем, затронутых автором

  • быть основанием для объяснения основной проблемы

  • содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста

  • содержать обобщённое рассуждение по теме, раскрываемой автором

Формы зачинов:

  • Лирическое размышление

  • Рассуждение о заглавии

  • Диалог с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста

  • Образная картина, возникающая по ассоциации в связи с проблематикой текста

  • Иллюстрация каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

  • Описательное утверждение

Грамматические средства оформления зачинов:

  • Назывное предложение или ряд назывных предложений

  • Риторический вопрос

  • Цепочка вопросительных предложений

  • Вопросно-ответное единство

  • Цитата

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение + риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

Речевые клише:

  • Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…

  • Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…

  • Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

  • Передо мной размышления … (кого?) на животрепещущую тему…

Блок 3. Как сформулировать проблему исходного текста?

Теоретическая часть

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Основные виды проблем:



Речевые клише. Формулируем проблему

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему

  • Касается … проблемы.

  • Уделяет внимание ... проблеме.

  • Над какой-л. проблемой думать, работать.

  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

  • Автор затрагивает проблему...

  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...

  • Автор привлекает наше внимание к очень важной проблеме…

Блок 4. Как прокомментировать проблему.

Теоретический материал

Комментировать – объяснять, пояснять.

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.

Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.



Концепционный комментарий

Примерные вопросы:

  • К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)

  • Насколько она злободневна?

  • Что делает её злободневной?

  • Традиционна ли эта проблема или нова?

  • Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?

  • Кому приходилось обращаться к данной проблеме?

Речевые клише

Об этом много пишут …

Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...

Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги …

Блок 5. Формулируем позицию автора

Теория

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

1) Перечитать текст

2) Найти ответ автора на сформулированный вопрос (проблему):

  • Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

  • Какие слова, художественные приёмы передают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?

Средства выражения авторской позиции

Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Автор убедительно доказывает свою мысль…

…- Так определяет автор своё отношение к …

Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)…

Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы …

Автор заставляет читателя самого решать сложные жизненные во­просы (делать нравственный выбор)…

Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)…

Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений…;

Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...

Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни…

Автор показывает негативную сторону нашей жизни…

Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы…

Автор убеждает читателя в правоте своей позиции…


В словах автора звучит мнение большинства людей…

Автор пытаться найти в читателе единомышленника…

Автор пытается понять, почему …

Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо…

Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Авторская позиция ясна: …

- Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально…

Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях…

Автор показывает образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни…

Автор приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни…

Точка зрения автора на выдвинутую проблему обозначена прямо.


Блок 6. Выражаем своё отношение к проблеме и аргументируем .

Цель этой части работы – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Таким образом, выражая собственное мнение о выявленной в тексте проблеме, читатель может согласиться с точкой зрения автора или опровергнуть её.

Позиция согласия/несогласия

За

Против

Особенно близка мне мысль автора о…

Мне близка позиция автора по отношению к …

Я, безусловно, согласен с автором в том, что…

Я вполне согласен с мыслями автора о…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Автор прав, утверждая, что…

Осмелюсь не согласиться с автором в том, что…

Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…

Мысли автора о … близки мне, однако…

Позволю себе не согласиться с автором в том, что… ;

на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;

В отличие от автора, я считаю, что...

Однако не со всеми доводами можно согласиться…

Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Необходимо сформулировать тезис - главную мысль автора текста, которую вы стараетесь доказать, обосновать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником.

Аргументировать – приводить доказательства, аргументы.

Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).

Исходя из требований к сочинению-рассуждению целесообразно использовать в своей работе разные типы аргументов:



Как выразить собственное мнение и аргументировать его?



Пример. Тезис: чтение книг играет огромную роль в жизни человека.

Аргументы:

«ЗА»

  • Чтение расширяет наш кругозор, углубляет наши знания о мире и человеке.

  • Человек, который не читает книги, имеет узкий кругозор

  • Чтение художественных произведений пробуждает эмоции.

  • Чтение приносит людям утешение, дарит на надежду.

  • Художественная литература рождает в человеке добрые чувства.

  • Хорошие книги воспитывают человека, делают его лучше.

  • Человек, не читающий книг, ограничен в общении…

Против:

  • Не всякая книга может принести пользу человеку.

Вывод: книга – это важная составляющая интеллектуального обогащения и нравственного воспитания человека.


написать администратору сайта