Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример.

  • Приём «Послушать – сговориться – обсудить»

  • Приём Пинг-понг «Имя – Значение»

  • Источник

  • Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТ

  • Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

  • Приём “Морфологический ящик”

  • Пример разработки ситуационных задач на уроке информатики и ИКТ

  • Конструктор_урока. Урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУрок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом
    Дата05.04.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаКонструктор_урока.pptx
    ТипУрок
    #443628
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Стратегия “ИДЕАЛ”

    Это стратегия технологии развития критического мышления.

    Стратегия позволяет формировать:
    • умения определять проблему;
    • умение находить и формулировать пути решения проблемы;
    • умение выбирать сильное решение.

    • Пример.

      Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.

      Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

      Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

      А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

      Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

    Приём “Лови ошибку”

    Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

    Формирует:
    • умение анализировать информацию;
    • умение применять знания в нестандартной ситуации;
    • умение критически оценивать полученную информацию.

    • Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

      Пример.

      Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

      Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

      Источник: Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс,2005.

    Приём «Послушать – сговориться – обсудить».

    Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Е.Д.Розанова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу.

    Пример. На уроке иностранного языка при изучении темы "Времена года. Зима" ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 и предлагаются классу через 1,5 минуты. Работа с этим упражнением занимает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы словообразования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов среди них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом наборе встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.

    Приём Пинг-понг «Имя – Значение»

    Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.

    Формирует умения:
    • для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;
    • определять значения признаков объекта по заданному имени признака.

    • Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением

      Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д.).

    Приём «Связи»

    Универсальный прием-игра ТРИЗ, предложен мастером ТРИЗ Г.И. Ивановым. Независимо от контекста ТРИЗ немного в другой интерпретации подобную игру предложила преподаватель Карельского ИПК Л.И. Фрадкова (она разработала эту игру для занятий по экологии).

    Формирует:
    • умение находить связи между объектами в системе;
    • умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
    • умение устанавливать связи между любыми объектами.

    • Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.

      Пример.

      У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

      Д: Вулкан – тетрадь.

      У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

      Д: Слово «вулкан» написали в тетради.

      У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.

      Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...

      У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?

      Источник: Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

    Приём «З-Х-У»

    Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

    Формирует:

    • умение определять уровень собственных знаний;

    • умение анализировать информацию;

    • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

    Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

    На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

    Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

    Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

    Пример

    "Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.

    Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

    "Хочу узнать"

    Где появились первые люди?

    Как люди заселили нашу Землю?

    Почему сейчас люди не кочуют?

    "Узнал"

    • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.

    • Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

    Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

    Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТ

    Работа с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не менее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непрерывной работы за компьютером, а 52% пользователей при посадке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до монитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, развешанные на стенах, не помогли решить данную проблему.

    Предложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера.

    Решение задачи

    1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье?

    2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва.

    Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитор столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см.

    3. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:

    человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором;

    материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;

    энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе.

    Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.

    4. Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.

    5. Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора.

    Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

    Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

    Пример.

    Русский язык:

    голова - Орфограммы-гласные буквы

    верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

    нижние косточки - морфема, правило

    хвост- знать условия выбора буквы.

    Источник: Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.

    Приём “Генераторы-критики”

    Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

    Пример.

    Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

    Источник: Приемы технологии РКМ

    Приём “Обратный мозговой штурм”

    Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

    Пример.

    Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.

    Источник: Развитие творческого мышления

    Приём “Диаграмма Венна”

    Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

    Приём “Морфологический ящик”

    Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах

    Пример.

    на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

    на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

    окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

    литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

    Приём “Создай паспорт”

    Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

    Пример.

    Может быть использован для создания характеристик:

    на литературном чтении – героев литературных произведений;

    на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

    на математике – геометрических фигур, математических величин;

    на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..

    Пример разработки ситуационных задач на уроке информатики и ИКТ

     

    Тема «Техника безопасности. Организация рабочего места пользователя».

     

    На основе учебного материала могут быть сформулированы следующие ситуационные задачи:

     

    Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?

    Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.

    Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.

    Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.

    Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.

    Сформулируйте требования к компьютерной презентации с точки зрения безопасного зрительного и психологического восприятия.

    Решение данных задач требует не только знания правил техники безопасности и организации рабочего места, но и предполагают проведение небольшого исследования.

    Задачи относятся к классу «открытых», так как не предполагают однозначного ответа.

    Задания № 4, 5, 6 предполагают использование знаний и универсальных действий, выходящих за рамки данной темы урока и учебного предмета.

    Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТ

    Работа с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не менее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непрерывной работы за компьютером, а 52% пользователей при посадке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до монитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, развешанные на стенах, не помогли решить данную проблему.

    Предложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера.

    Решение задачи

    1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье?

    2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва.

    Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитор столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см.

    3. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:

    человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором;

    материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;

    энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе.

    Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.

    4. Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.

    5. Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта