Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели: Образовательные

  • Планируемые результаты

  • Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Техническое обеспечение урока

  • Ход урока I . Организационный момент

  • II

  • Сделайте вывод из прочитанного

  • Сообщение учащихся (домашнее задание) Устное описание памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину.

  • Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова) Твардовский - фронтовик

  • Пример выступления группы 3

  • 3. Оценка работы в группах. 4. Физминутка. 5. Язык поэмы.

  • «рефрен »).Торжественность и серьёзность слышится в интонации главы «Генерал

  • Метафоры

  • Стихотворный размер – хорей

  • Урок _Василий Теркин_ А.Т. Твардовский. Урока Композиция и язык поэмы Василий Тёркин


    Скачать 47.25 Kb.
    НазваниеУрока Композиция и язык поэмы Василий Тёркин
    Дата16.04.2023
    Размер47.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок _Василий Теркин_ А.Т. Твардовский.docx
    ТипУрок
    #1065410

    8 класс

    Литература
    Тема урока

    Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор и фольклорные мотивы, авторский отступления в поэме А.Т. Твардовского. Мастерство автора в поэме.


    Цели: 
    Образовательные: 
    произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского и судьбы советского народа в годы Великой отечественной войны.  систематизировать литературоведческие понятия

    Развивающие: 

    развивать умение работы с текстом, поводить мини – исследование поэтического текста; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого;

    развивать навыки работы в группе, активизировать творческие способности учащихся.

    Воспитательные: 

    вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения, высокий патриотизм советской поэзии, способствовать воспитанию патриотических чувств.
    Планируемые результаты:

    Личностные результаты: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма.

    Метапредметные результаты.

    Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

    Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

    Предметные результаты: умение аргументировать свой ответ.
    Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом.
    Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
    Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я.Коровиной, ноутбук, проектор.
    Ход урока
    I. Организационный момент  


    Приветственное слово учителя.  Проверяется готовность к уроку,

    наличие домашней работы в тетрадях

    -Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 
    Желаю всем плодотворной и интересной работы и  сделать много новых открытий!
    II. Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
    Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме.

    1. Слово учителя

    В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом.  Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце и не утратить веры в торжество победы. Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

    Среди многочисленных потоков произведений, написанных в то время, сразу выделилась поэма «Василий Теркин» А.Н. Твардовского.

    Поэма «Василий Теркин» - произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца /Без начала и конца», - так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».

    1. Беседа с классом

    • К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (к эпосу)

    • Только ли эпическое начало является главным в этом произведении?

    (мы слышим не только голос повествователя, но и взволнованный, тревожный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора», «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и философских авторских отступлениях (глава «Кто стрелял?»)

    • Почему поэма названа лироэпической?

    Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем поэму «Василий Тёркин» лироэпической

    • Дайте определение понятию – лироэпическое отступление.

    Ответ обучающегося о лирических отступлениях (авторских замечаниях) в поэме.

    Лирические отступления – авторский приём, заключающийся в отклонении от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на разные темы, что позволяет автору высказывать собственные суждения по разным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к произведению.

    Автор не отстранённый повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны: он утверждает своё духовное родство с каждым советским человеком.

    • Зачитать лирические отступления в тексте поэмы.

    Я ограблен, я унижен,

    Как и ты, одним врагом,

    Я дрожу от боли острой,

    Злобы горькой и святой.

    В главе «О себе» в полный голос звучит тема малой родины, дорогой сердцу автору, Он с нежностью описывает красоту родного леса с его муравьиным духом и птичьим щебетом и горько восклицает:

    Мать-земля моя родная,

    Сторона моя лесная,

    Край недавних детских лет,

    Отчий край, ты есть иль нет?

    И с тоской осознавая. что малая родина в плену, поэт клянётся, повторяя:

    Мать-земля моя родная,

    Сторона моя лесная,

    Приднепровский отчий край…

    Край , страдающий в плену!

    Я приду – лишь дня не знаю,

    Но приду тебя верну.

    Автор подчёркивает родство со своим героем: они земляки, они живут одними чувствами и мыслями:

    И скажу тебе, не скрою –

    В этой книге там ли, сям,

    То, что молвить бы герою,

    Говорю я лично сам.

    Я за всё кругом в ответе,

    И заметь, коль не заметил,

    Что и Тёркин, мой герой,

    За меня гласит порой.

    • Сделайте вывод из прочитанного

    Автор не только призывает бойцов чувствовать свою личную ответственность за судьбу Родины – он сам испытывает это чувство.

    • Сообщение учащихся (домашнее задание)

    Устное описание памятника А. Твардовскому и его герою В. Тёркину.

    На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. 

    Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.
    Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)


    Твардовский - фронтовик

    Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А.Т.Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи (“Фронтовая хроника”) и очерки.

    С первых дней и до конца войны был на фронте . Знание народной жизни, дум и стремлений своих современников позволило Александру Трифоновичу  сразу же найти путь к сердцу фронтовика, создать произведения истинно гражданского звучания.

    В поэме “Василий Тёркин (Книга про бойца)”  фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени.

     “Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык!” Ярко выразившая нравственные идеалы народа книга получила широкую известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные “продолжения”.
    III. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

    • Какие произведения, посвященные войне,  мы с вами изучали в предыдущих классах, на предыдущих уроках?

    Предполагаемые ответы: Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», Д. Самойлова «Сороковые, роковые»,  стихотворения М. Исаковского  «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Булата Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». Мы с вами узнали и истории создания этих стихотворений.

    • Какими чувствами наполнены произведения о Великой Отечественной войне?

    • Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?

    • Обратимся к теме нашего урока. Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить, работая над этой темой?

    В наши дни можно часто услышать вопрос: “Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?” Но правы ли мы будем, забыв об огненных годах Великой Отечественной, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

    Наблюдения и впечатления военных лет находят отражение во фронтовых тетрадях Твардовского.
    IV. Изучение нового материала.

    1. Анализ произведения. Беседа.

    На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что в центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется нам с первого взгляда. В главе "На привале", где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Итак, Василий Тёркин - человек на войне. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.


    • Какие черты характера мы наблюдаем у солдата в бою через образ Василия Тёркина?

    • Тяжела война, страшные потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. И что ему в этом помогало?

    • Обратите внимание на иллюстрацию к поэме под названием «Отдых после боя» художника Юрия Михайловича Непринцева. На этой картине изображены редкие минуты отдыха солдат. В центре - народный герой, Василий Тёркин.

    • Что вы можете сказать о нём, глядя на эту картину?

    • Каким вы видите Василия Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по- вашему, он запечатлен? 

    (Скатанная шинель - через плечо, видавшая виды пилотка со звездой привычно надвинута на лоб, винтовка между колен. Лицо крепкое, широкоскулое, крупный нос картошкой, четкий энергичный очерк щек. Вид у Теркина – приветливый, располагающий к себе, но он, отнюдь, не добродушный простачок, которого легко обвести вокруг пальца. Он может быть суровым и беспощадным, когда суждено будет отстаивать в бою все то, что ему дорого, близко, любимо).

    Вывод: Итак, перед нами собирательный образ. Как сам Твардовский заметил, у Теркина нет прототипа. В его лице – весь народ, который встал на защиту Родины. Какими же чертами наделил своего героя Твардовский? Это мы узнаем, проанализировав главы из поэмы.

    1. Работа в группах.

    (совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности - выступление представителей группы с сообщением, учитель – помощник, наблюдает, оказывает поддержку, если это необходимо).

    Прочитайте и проанализируйте главы поэмы по плану:

    1. Смысл названия главы.

    2. Тема и идея главы.

    3. Каким мы видим героя.

    4. Средства художественной выразительности, использованные в главе.

    (1 группа-глава «На привале», 2 группа - «Переправа», 3 группа - «О награде»).

    Выступление учащихся.

    Выступление первой группы

    Выступление второй группы.

    Выступление третьей группы.

    Пример выступления группы 3:

    Название главы «О награде» в точности передает ее смысл: важность награды для советского воина, особенно в послевоенное время. Солдаты справедливо полагали, что не только подвиги, но и то, что им каждый день приходится смотреть в глаза смерти, — это должно быть отмечено наградами. Но есть у названия и второй смысл: награда – не только медаль или орден. Награда – это возвращение на родину, мирная, счастливая жизнь после войны.


    - Нет, ребята, я не гордый.
    Не загадывая вдаль,
    Так скажу: зачем мне орден?
    Я согласен на медаль.


    С первых строк главы мы видим и скромность героя, и одновременно гордость и радость от того, что он сопричастен с успехами нашей армии в боях с фашистами. И еще в этой строфе присутствует юмор, построенный на антитезах «мне награда не нужна, но все-таки нужна» и  «я герой – и в то же время простой человек».

    Теркину рисуется картина возвращения на Смоленщину, его родину. Он мечтает в будущем, после войны, зажить простой гражданской жизнью, заниматься обычными делами, веселиться вместе со всеми на «гулянках» («Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду»).

    Но ему очень хочется, чтобы его воспринимали как воина-победителя, чтобы к нему относились с уважением и почтением, чтобы слушали его рассказы о войне. Он – человек по-житейски рассудительный, и ему нравится, когда к его мнению прислушиваются.

    И дымил бы папиросой,
    Угощал бы всех вокруг.
    И на всякие вопросы
    Отвечал бы я не вдруг.


    Теркин шутит, что с медалью на груди он легко покорит девушку, в которую будет влюблен. Но не все так безоблачно. Война еще идет, и его родной смоленский край занят врагом: «А не носит писем почта в край родной смоленский твой».

    В конце главы радостная картина возвращения домой обрывается страшной действительностью:

    Страшный бой идет, кровавый,
    Смертный бой не ради славы,
    Ради жизни на земле.


    Из всех художественных средств выразительности автор выбирает те, которые характерны для устного народного творчества. Эпитеты, гиперболы, метафоры, олицетворения практически отсутствуют (метафора: «девчонка — самый цвет»). Но зато есть литоты (преуменьшение, смягчение): «Дело самое простое — человек пришел с войны», «…я ж сказал, что я не гордый» и параллелизм: «Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал… Вот пришел я с полустанка», «Загадал ты, друг, немало, Загадал далеко вдаль».
    3. Оценка работы в группах.

    4. Физминутка.

    5. Язык поэмы.

    Слово учителя:

    Послушайте высказывание известного методиста, лингвиста, профессора Г.И. Беленького «Поэма «Василий Тёркин» - чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринуждённой шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией»

    А сейчас обратимся к языку поэмы с целью подтверждения данных слов известного методиста.

    • Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские, а какие вы отнесёте к юмористическим элементам?

    • Постараемся разобраться в этих вопросах в ходе обсуждения главы «Переправа»

    Выявление ораторских элементов в поэме.

    Переправа, переправа!

    Пушки бьют в кромешной мгле.

    Бой идёт святой и правый,

    Смертный бой не ради славы,

    Ради жизни на земле

    (глава «Переправа»)

    Последние строки отмечаем как рефрен всей поэмы:

    Фронт налево, фронт направо,

    И в февральской вьюжной мгле

    Страшный бой идёт кровавый,

    Смертный бой не ради славы,

    Ради жизни на земле.

    (Повторяем определение термина «рефрен»).

    Торжественность и серьёзность слышится в интонации главы «Генерал»:

    Стой, боец, с достойным видом,

    Понимай, в душе имей:

    Генерал награду выдал –

    Как бы снял с груди своей…

    Обнялись они, мужчины,

    Генерал – майор с бойцом, -

    Генерал – с любимым сыном,

    А боец – с родным отцом.


    • Найдите в тексте связь языка поэмы с УНТ

    1. Перефразированные автором пословицы и поговорки:

    «Ничего, с земли не сгонят,

    Дальше фронта не пошлют…»

    (вместо фольклорной «Дальше земли не упадёшь»)

    «Города сдают солдаты,

    Генералы их берут…»

    «Будем живы – не помрём…»

    «Делу – время, час – забаве…» (как «Делу – время, а потехе – час»)

    «Тут не скажешь: я не я,

    Ничего не знаю,

    Не докажешь, что твоя
    Нынче хата с краю…»

    «У войны – короткий путь

    У любви – далёкий…»

    «Бомба – дура…» (как «Пуля – дура») и др.…

    1. Множество уменьшительных слов, характерных для устной народной поэзии: «голубочек», «сыночек», «дружок», «соколик», «кусочек» и многие другие (в главе «Дед и баба»).

    2. Поэма насыщена непереводимыми оборотами речи: «сказать по чести», «ударит в пот и дрожь», «парень хоть куда», «ясно до точки», «шут с тобой», «подать рукой», «как не так», «жизни даст» и др. А так же присутствуют иносказательные обороты, солдатские профессионализмы, родившиеся или применяющиеся в условиях фронтовой жизни: «загорать», «баранка», «топать», «крышка», «рваная яма», «садить из миномёта», «силён».

    3. Для поэмы характерна разговорная речь с её краткостью, преобладанием простых предложений, отсутствием связок, что сохраняется в диалогах героев. Диалоги очень частые – они сообщают ей живой характер и несут разнообразные функции: рисуют военный быт, дают портретные характеристики, то есть создают эффект постоянного присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.




    • Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства поэмы, что делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной.


    Метафоры: «чутко дышит берег этот», «прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе», «пахала война», «бомбы топчут города», «греют землю животом»…

    Эпитеты:

    И чернеет там зубчатый,

    За холодною чертой,

    Неподступный, непочатый

    Лес под чёрною водой.

    Естественность эпитетов очевидна, так как они выражены обычными словами и только в контексте становятся эпитетами

    Сравнения малочисленны, а высокопарных нет вообще.

    Обилие повторов, союзов, смысловых пауз замедляет ритм, делает невозможным читать эту строфу скороговоркой – это речь обстоятельного рассказчика.

    Аллитерация (то есть созвучие – частое употребление однородных звуков). С помощью неё автор создаёт ощущение постепенного нагнетающегося напряжения, которое ещё больше усиливается в следующих строках:

    Тёркин сник. Тоска согнула.

    Тула, Тула… Что ж ты, Тула?

    Тула, Тула. Это ж я…

    Тула… Родина моя!

    Повторяющиеся «н» и «т» создают ощущение тягости положения героя, его мучений при ранении.

    А тем часом из далёка,

    Глухо, как из-под земли,

    Ровный, дружный, тяжкий рокот

    Надвигался, рос. С востока

    Танки шли.

    Эти строки создают удивительное ощущение усиливающегося рокота приближающихся танков.

    Стихотворный размер – хорей (традиционный для русских поэтов), призванный живописать динамику пляски, речевую лёгкость. Рифмы часто не точные – это тоже характерно для фольклора и усиливает естественность звучания стиха.
    V. Закрепление полученных знаний.

     Мастерство автора поэмы (подведение итогов изучения произведения).
    Слово учителя:

    А сейчас попробуем простыми обобщениями ответить на вопрос: «Тёркин – кто же он такой?»

    Поэт говорит, что его герой – «обыкновенный человек, но по мере чтения поэмы оказывается, что он мужественный, смелый, готовый на выдумки, обладающий смекалкой, широкой душой, горячо любящий свою родину, то есть обладает качествами, присущими всему народу).

    Трудно, пожалуй, в русской литературе назвать другой персонаж такой общенародной популярности.

    Юмор поэмы и юмор героя подчёркивает душевное здоровье, неиссякаемую энергию, направленную в данном случае на защиту Отечества:

    Нынче мы в ответе

    За Россию, за народ

    И за всё на свете…

    Сочетая умело юмор и патетику (то есть геройство), обнажая великий смысл событий, поэт создаёт глубоко правдивую картину войны, рисует колоритные образы её участников, в битвах, в труде, ковавших победу над врагом. Т.е. здесь война изображена в переплетении обыденного с возвышенным и трагедийным.

    Итак, стихия юмора пронизывает всю поэму.
    Учащиеся делают вывод.

    • В чем глубинный смысл поэмы?

    – В правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки. Это суровый труд. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

    На примере яркой, самобытной личности Василия Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба.

    Вопросы классу:

    • Что должны сделать современные читатели поэмы, чтобы не допустить повторения войны? (помнить, чтить память погибших и умерших защитников, жить по правде и совести, любить свою Родину).

    VI. Рефлексия.

    Составление синквейна «Василий Тёркин».

    Сейчас предлагаю провести самооценку урока (учащиеся, используя клише ,дают ответ (заготовки-клише спроецированы на доску).

    - Сегодня я узнал…

    - Было интересно…

    - Было трудно…

    - Я понял, что…

    - У меня получилось (или не получилось)…

    - Меня удивило…

    - Урок дал мне…

    Благодарю за активную работу на уроке.

    Оценивание.

    На отдельных листочках напишите послание о мире, сверните листочки в настоящий военный треугольник (учитель показывает классу, как нужно согнуть лист бумаги, чтобы получился конверт - треугольник),

    Это ваши письма в мирную жизнь. Надеюсь, что вы с интересом будете читать другие произведения о Великой Отечественной войне.

    .

    VII. Домашнее задание.


    1. Развёрнутый ответ на вопрос. Какие качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне?

    2. Составить тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».


    написать администратору сайта