Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Расскажите о михрабе в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави.

  • Уровень 2: 1. Опишите суть куполов мечети.

  • 2. Сколько куполов в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави

  • Уровень 3: 1. Мавзолей Ахмета Ясави и Арыстанбаба

  • Ход­жа Ах­мет Хаз­ре­ти Сул­тан Яс­са­уи — ос­но­ва­тель су­физ­ма, мыс­ли­тель, по­эт, про­по­вед­ник

  • 2. Охарактеризуйте комнату в мавзолее Ахмета Ясави периода Караханидов, терракотовые материалы.

  • эссе. Практическое задание 9. Уровневые задания (до 20 баллов) 1й уровень Расскажите об устройстве мечети в исламе


    Скачать 50.54 Kb.
    НазваниеУровневые задания (до 20 баллов) 1й уровень Расскажите об устройстве мечети в исламе
    Дата08.11.2021
    Размер50.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 9.docx
    ТипДокументы
    #266464

    Уровневые задания (до 20 баллов):

    1-й уровень:

    1. Расскажите об устройстве мечети в исламе.

    Священные сооружения в исламе. Мечеть (от араб. масджид — место, где совершают земные поклоны) — это, прежде всего, всего молитвенное здание в исламе. Мечеть никак особым образом не освящается, Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети. Мечети в исламском мире часто становятся центрами создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.

    2. Расскажите о михрабе в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави.

    Это не только памятник древней архитектуры, но и святыня – место паломничества мусульман Центральной Азии. В народе считается, что трехкратное посещение мавзолея равнозначно хаджу в Мекку.

    1. Мавзолей был построен через два века после смерти Ахмеда Яссауи.

    Строительство началось в 1385 году по приказу известного завоевателя Тамерлана. После победоносного похода против хана Золотой Орды Тохтамыша он решил поклониться святому. Увидев, в каком плачевном состоянии находится усыпальница Ходжи Ахмеда Яссауи, Тамерлан издал указ о строительстве грандиозного сооружения.

    2. Тамерлан лично участвовал в составлении проекта здания.

    Он решил возвести мавзолей небывалых размеров, который был бы достоин памяти Ходжи Ахмеда.

    3. Мавзолей построили персидские зодчие.

    На куполе усыпальницы есть надпись: «Работа Шамс и Абд ал-Вахаб Ширази ал Банн».

    4. Легенда о строительстве мавзолея.

    В народе говорят, что в ходе возведения мавзолея строителей постигло несколько неудач. Сначала возводимые стены обрушила сильная буря. Затем на месте строительства стал появляться зеленый бык, который рушил постройки. Но однажды во сне Тамерлану явился святой и посоветовал сначала построить мавзолей над могилой Арыстан-Баба, который был учителем Ходжи Ахмеда Яссауи. После того как Тамерлан исполнил совет, строительство пошло без помех.

    5. Строительство мавзолея прекратилось сразу после смерти Тамерлана.

    Здание так и осталось недостроенным по сей день.

    6. В XIX веке мавзолей пострадал дважды.

    В первый раз это случилось в 1846 году, когда кокандцы решили затопить Туркестан. А чуть позже русская армия во время осады города подвергла мавзолей артиллерийскому обстрелу. В здание попало 11 снарядов. После захвата города администрация хотела снести святыню, так как ее стены находились в ужасном состоянии. Спасло мавзолей вмешательство губернатора фон-Кауфмана.

    7. Основная часть того, что сегодня украшает мавзолей – работа современных реставраторов.

    Оригинальная плитка сохранилась лишь частично.

    8. Комплекс состоит из 35 комнат и залов.

    Наружные стены украшены орнаментированной вязью. На плитах – керамика с надписями, восхваляющими Всевышнего и пророка Мухаммеда. Изнутри стены центрального зала и мечети отделаны бирюзовой плиткой и покрыты мозаичными розетками-медальонами.

    9. В мавзолее построен самый большой в Средней Азии кирпичный купол.

    Он расположен над пештака (аркой) мавзолея. К центральному залу ведут запутанные двухэтажные коридоры. Согласно поверьям, когда-то через них шел путь в город Ак-Сарай.

    10. Центральная комната называется казанлык.

    В зале стоит бронзовый котел, в который когда-то наливали воду, чтобы напоить верующих после пятничной молитвы.

    11. Одно из главных помещений мавзолея – спальня Яссауи.

    В нее ведет массивная резная дверь с серебряной инкрустацией. Саму комнату украшает множество медных подсвечников.

    12. Раньше в мавзолее были медресе и библиотека.

    До наших дней сохранились мечеть и средневековая баня, которую использовали вплоть до 1975 года. Внутри до сих пор хранятся старинные медные тазы и кувшины. Рядом со святыней стоят оборонительные сооружения комплекса, крепостная стена, вал и курганы. Такая многофункциональность вполне характерна для мавзолеев того времени.

    Уровень 2:

    1. Опишите суть куполов мечети.

    Главным культовым сооружением в исламе является мечеть. Строительные и художественные приёмы, используемые при строительстве мечетей, развивались и совершенствовались на протяжении всей истории ислама. Главная мечеть Медины, возведённая Пророком Мухаммадом сразу после Хиджры, представляла собой довольно скромную постройку. Однако уже в период правления Омейядов мечети стали превращаться в величественные сооружения, свидетельствующие о могуществе ислама и его последователей.

    Первые мечети представляли собой двор, окружённый галереями. Колонны внутри мечети перекрывались арками, на которые опиралась крыша постройки. Первоначально при строительстве мечетей использовались колонны и другие части немусульманских построек, как это было при возведении мечети Омейядов в Дамаске. Впоследствии сложились определённые правила возведения исламских культовых сооружений, которые соблюдаются по настоящее время.

    Одним из самых характерных элементов архитектуры мечетей является купол. Первыми мечетями с куполами стали Куббат-ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме и мечеть Омейядов в Дамаске. Портально-купольные постройки, сочетающие портал и увенчанный куполом молитвенный зал, пользовались большой популярностью в различных частях мусульманского мира. С XII века широко распространился тип соборных мечетей с четырьмя айванами — колонными залами без передней стены на каждой стороне двора.

    Другая отличительная особенность мечетей — наличие минаретов, с которых муэдзины призывали на намаз. Первый минарет был построен в 45 г. х. в Басре по приказу губернатора города Зияда бин Абихи. В 53 г. х. соборная мечеть Амра бин аль-Аса в Фустате была украшена сразу четырьмя минаретами. Однако во времена Пророка этих сооружений в мечети не было, и муэдзин, чтобы возвестить азан, забирался на крышу одного из соседних домов. Минареты бывают одноярусные и многоярусные, цилиндрические, четырёхугольные и спиральные. Они могут возвышаться над крышей молитвенного зала, примыкать к нему или находиться в стороне от него. На балкончики для возвещения азана ведут внешние или внутренние лестницы. Фасад минарета украшается узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по стуку, разнообразными орнаментами. Шпиль сооружения обычно увенчивается полумесяцем, который в одних регионах располагается горизонтально, в других — вертикально. В мечетях некоторых арабских стран концы полумесяца соединяются, придавая ему форму замкнутого кольца. В Поволжье он изображается в виде серпа, а в ряде регионов вообще отсутствует.

    Неотъемлемым элементом мечети является михраб — ориентированная на кыблу ниша, перекрытая аркой или полукуполом. Во времена Пророка Мухаммада в мечети не было михраба в его нынешнем понимании, а относительно того, кто первым ввёл традицию сооружения михраба, существуют разногласия. Достоверно известно лишь то, что во время реконструкции мечети Пророка в 90 г. х., в период правления аль-Валида бин Абд-аль-Малика, был сооружён михраб. При строительстве мечетей украшению михраба уделялось особое внимание, что подчёркивало величие всей постройки. Так, михраб Большой мечети Кордовы был глубиной около 4 м, шириной — свыше 3 м и высотой 12 м. Удивительные по своей красоте деревянные михрабы можно увидеть в Исламском музее Каира.

    Соборная мечеть отличается от обычной наличием минбара — кафедры, с которой имам произносит проповедь. Минбар устанавливается справа от михраба, имеет вид трона, к которому ведёт небольшая лестница. Этот элемент мечети существовал ещё во времена Пророка Мухаммада. Известно, что поначалу он читал проповеди, прислонившись к одному из пальмовых столбов, подпиравших свод мечети, а в 7 г. х. для него изготовили деревянный минбар, состоявший из двух ступенек и сиденья.

    Архитекторы уделяют большое внимание оформлению фасада и интерьера мечети. Декоративный орнамент выполняется то узорной кирпичной кладкой с резьбой по стуку, то богатыми узорами с использованием графических и живописных приёмов, то плитками терракоты. Михрабы мечетей украшаются затейливой орнаментальной вязью, содержащей множество композиций из геометрических и растительных мотивов, а также надписями из Священного Корана.

    2. Сколько куполов в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави?

    Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии, диаметр которого – около 18 м. В мавзолее - более 30 помещений, которые условно разбиты на восемь блоков. Соединяются они между собой переплетенными ходами, коридорами, витиеватыми двухэтажными лестницами. Свет проникает внутрь через забранные деревянными решетками окна, эхо далеко разносит шаги идущих... Полумрак, прохлада, тишина рождают в сердцах паломников чувство глубокого благоговения и гармонии. Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем находится древняя святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По преданию, Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в селе Карнак. Тай-Казан – символ единения и гостеприимства тюркских племен. Рассказывают, испив воды из него, паломник мог очиститься от скверны.

    Уровень 3:

    1. Мавзолей Ахмета Ясави и Арыстанбаба

    Ком­плекс мав­зо­лея Ах­ме­та Яс­са­уи в го­ро­де Тур­кес­та­не – вы­да­ю­щий­ся па­мят­ник сред­не­ве­ко­во­го зод­чест­ва

    Мав­зо­лей Ход­жи Ах­ме­та Яс­са­уи, рас­по­ло­жен­ный в го­ро­де Тур­кес­тан на юге Ка­зах­ста­на — уди­ви­тель­ный ком­плекс двор­цов и хра­мов, ше­девр ар­хи­тек­ту­ры, по­стро­ен­ный в пе­ри­од с 1385 по 1405 го­дов. Вклю­чён в Спи­сок все­мир­но­го на­сле­дия ЮНЕС­КО.

    Это гран­ди­оз­ное со­ору­же­ние бы­ло воз­двиг­ну­то в честь жив­ше­го в XII ве­ке из­вест­но­го на Вос­то­ке древ­не­тюрк­ско­го по­эта и про­по­вед­ни­ка су­физ­ма Ах­ме­та Яс­са­уи. Сло­во «Яс­са­уи» озна­ча­ет из Ясы. Так в древ­нос­ти на­зы­вал­ся го­род Тур­кес­тан.

    Весь го­род­ской центр — яв­ля­ет­ся ис­то­ри­чес­кой и куль­тур­ной ре­зер­ва­ци­ей Аз­рет — сул­та­на. По­ми­мо мав­зо­лея Ход­жи Ах­ме­та Яс­са­уи, он вклю­ча­ет в се­бя, сред­не­ве­ко­вую ба­ню, хил­вет, где жил ве­ли­кий свя­той, мав­зо­лей ве­ли­кой — внуч­ки Ти­му­ра Ра­бии — Сул­тан Бе­гим и дру­гие па­мят­ни­ки, сре­ди ко­то­рых чу­дом со­хра­нил­ся под­зем­ный дом для раз­мыш­ле­ний Кум­шик-ата.

    Ход­жа Ах­мет Хаз­ре­ти Сул­тан Яс­са­уи — ос­но­ва­тель су­физ­ма, мыс­ли­тель, по­эт, про­по­вед­ник

    Ход­жа Ах­мет Хаз­ре­ти Сул­тан Яс­са­уи — при­знан­ный гла­ва тюрк­ской вет­ви су­физ­ма, мыс­ли­тель, по­пу­ляр­ный сре­ди мест­ных ко­чев­ни­ков по­эт-мис­тик и ре­ли­ги­оз­ный про­по­вед­ник. Отец — Иб­ра­хим ибн Мах­муд — был, как от­ме­чал Ах­мет Яс­са­уи в сво­их 149 хик­ме­тах, ре­ли­ги­оз­ным, ува­жа­е­мым, из­вест­ным шей­хом г. Ис­фид­жаб (Сай­рам). Ах­мет ро­дил­ся в го­ро­де Яс­сы (Тур­кес­тан). Ког­да ему бы­ло 7 лет, он ли­шил­ся от­ца, пос­ле че­го мать от­да­ла его на уче­ние Арыс­тан­ба­ба. Ста­нов­ле­ние Ах­ме­та Яс­са­уи  как лич­нос­ти про­ис­хо­ди­ло в г. Яс­сы, ку­да он при­был в 17 лет, пос­ле кон­чи­ны сво­е­го учи­те­ля. Имен­но с это­го воз­рас­та юно­ша на­чи­на­ет пи­сать сти­хи на араб­ском, ча­га­тай­ском, пер­сид­ском, тюрк­ском язы­ках. Ин­те­ре­су­ет­ся  по­э­зи­ей, ли­те­ра­ту­рой Вос­то­ка. Поз­же он по­бы­вал в Бу­ха­ре, где про­хо­дил уче­ни­чест­во у Юсу­фа Ха­ма­да­ни. При­о­бре­тя сан зна­то­ка су­физ­ма, Ах­мет Яс­са­уи воз­вра­ща­ет­ся в г. Яс­сы и про­дол­жа­ет тра­ди­цию, за­ло­жен­ную Арыс­тан­ба­бы. Здесь он ос­но­вал су­фий­ский ор­ден "Яс­са­уи". Ах­мет Яс­са­уи при­зы­ва­ет к ас­ке­тиз­му, от­ре­че­нию от внеш­не­го ми­ра и тер­пе­нию, по­сколь­ку это обес­пе­чит бла­жен­ст­во в за­гроб­ном ми­ре. Он при­зы­ва­ет лю­дей к спра­вед­ли­вос­ти, чест­нос­ти, добро­те. Бла­го­да­ря ему тюрк­ский язык был вве­ден в ли­те­ра­тур­ный оби­ход.

    На­род­ные про­по­вед­ни­ки, име­ну­е­мые "ба­ба", рас­прост­ра­ня­ли уче­ние Яс­са­уи в Тур­кес­та­не, Азер­байд­жа­не, Ма­лой Азии, в рай­о­не Вол­ги, Хо­ра­са­не и т.д. Яс­са­уи опре­де­лил рус­ло раз­ви­тия на­род­ной струи в но­во­ис­лам­ской ци­ви­ли­за­ции тюрк­ских на­ро­дов. Он су­мел со­еди­нить но­вую ре­ли­ги­оз­ную идео­ло­гию с мас­со­вым со­зна­ни­ем, тен­гри­ан­ско-ша­ма­нис­те­ким, зо­ро­аст­рий­ским. В этом про­цес­се зна­чи­тель­ную роль сыг­ра­ло яс­са­у­ий­ское дви­же­ние, ко­то­рое про­по­ве­дью спра­вед­ли­вос­ти, нрав­ст­вен­но­го, ду­хов­но­го очи­ще­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка на­шло от­клик в ду­ше тюрк­ско­го на­ро­да.

    Бла­го­да­ря Ах­ме­ту, су­физм, как фи­ло­соф­ская сис­те­ма, стал иг­рать ре­ша­ю­щую роль в ду­хов­ном по­зна­нии и ми­ро­воз­зре­нии тюрк­ских на­ро­дов. Если до Яс­са­уи тюрк­ские на­ро­ды мо­ли­лись Тен­гри, пос­ле не­го — ста­ли ве­рить в Ал­ла­ха. С по­мощью су­физ­ма тюрк­ские на­ро­ды по­зна­ли вос­точ­ную фи­ло­со­фию, фи­ло­со­фию ми­ро­вой ре­ли­гии.

    Его по­сле­до­ва­те­лем стал сын Арыс­тан­ба­бы Ман­сур. К не­му шло боль­шое ко­ли­чест­во по­клон­ни­ков и па­лом­ни­ков. Пос­ле 63 лет он до кон­ца жиз­ни про­жил в под­зе­мелье. Эго Яс­са­уи объ­яс­нил та­ким об­ра­зом: "До­стиг воз­рас­та про­ро­ка, шес­ти­де­ся­ти трех лет, для ме­ня это­го до­ста­точ­но, нет не­об­хо­ди­мос­ти жить сверх сро­ка, отве­ден­но­го про­ро­ком". Су­щест­ву­ют раз­лич­ные дан­ные о про­дол­жи­тель­нос­ти жиз­ни Ах­ме­та Яс­са­уи. По од­ним дан­ным, он про­жил 73 го­да, по дру­гим — до 85 лет. Ж.Ай­мау­тов, опи­ра­ясь на текст 149 хик­ме­тов Яс­са­уи, счи­та­ет, что он про­жил 125 лет. (Тог­да да­та его рож­де­ния — 1041 г.).

    Про­по­ве­дуя идеи су­физ­ма, Ах­мет Яс­са­уи сам твер­до сле­до­вал им, жил в бед­нос­ти. Нрав­ст­вен­ный ав­то­ри­тет Ах­ме­та Яс­са­уи был вы­сок как сре­ди на­се­ле­ния сыр­дарь­ин­ских сте­пей, так и да­ле­ко за их пре­де­ла­ми. Пос­ле смер­ти Ах­ме­та Яс­са­уи во­круг его име­ни ста­ли со­зда­вать­ся ле­ген­ды, мо­ги­ла ста­ла мес­том па­лом­ни­чест­ва.

    2. Охарактеризуйте комнату в мавзолее Ахмета Ясави периода Караханидов, терракотовые материалы.

    Мемориальный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави представляет собой гигантское здание в форме прямоугольника (46,5 x 65,5 м), украшенное порталами и куполами, один из которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии (его высота 44 м, диаметр 22 м). Это тем более важно, что купол издревле считается мусульманами символом единства и гостеприимства.

    Толстые каменные стены хранят приятную прохладу — внешние стены мавзолея почти 2 м толщиной, стены центрального зала — 3 м. В переплетениях коридоров эхом отдаются шаги посетителей, решетчатые окна смягчают солнечный свет, погружая комнаты в таинственный сумрак — всё это зачаровывает каждого гостя, позволяет окунуться в особенную волшебную атмосферу.

    Внутри мавзолея находится тридцать шесть различных комнат и залов. Прежде всего, это красивейший центральный зал, стены которого покрывает голубая плитка — в нем находится огромный казан из сплава семи металлов диаметром 2,45 м и весом около двух тонн, некогда служивший для того, чтобы накормить людей после пятничной молитвы. Здесь же красуется внушительный бронзовый светильник 1397 г. — дар Тамерлана мавзолею.

    Также здесь есть усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави, дверь которой украшена резьбой по слоновой кости и дереву; келья Ходжи Ахмеда Ясави; Большой дворец с ханским троном и скипетром; Малый дворец, где располагается пантеон казахских ханов (43 надгробия); Малая мечеть — основное место молитвы; библиотека, а также вспомогательные пристройки — баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники и другие древние предметы быта.

    Площадь вокруг мавзолея относится к территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет-султан».

    Многочисленные куполы и своды памятника представляют полную коллекцию всех известных типов центрально-азиатских сводов предшествующего периода, а также некоторые новаторские решения, положившие начало развитию новых конструктивных приемов в архитектуре. Главный купол диаметром 18, 2 м является крупнейшим из сохранившихся кирпичных куполов Центральной Азии. Портал, с аркой пролетом 18, 2 м и высотой 40 м, доминирует над всем объемом, подчеркивая его монументальный характер.

    Как повествует сочинение Шараф ад-дина Али Йезди «Зафар намэ» («Книга побед»), закладка этого здания связана с событиями конца 799 г. хиджры, то есть осени 1397 г. Когда эмир Тимур приехал в город Яссы и торжественно совершил обряд зиарата (поклонения) могиле Ходжи Ахмеда, он издал указ о возведении над могилой шейха Ахмеда нового мавзолея. Строили его мастера, собранные со всех концов империи. Имена некоторых из них дошли до нас в надписях на разных частях памятника и на отдельных предметах его убранства. Кладку изразцовой облицовки фасадов здания выполнил мастер Хаджи Хасан, родом из Шираза, чье имя и дата работы – 800 г. Хиджры (1397 – 1398) – выложены синими кирпичиками над нишей северного портала. Шестиугольный изразец с барабана малого ребристого купола над самой усыпальницей сохранил имя другого ширазца – Шеме Абдал-Вахаба, который, судя по надписи, был творцом если не всего мавзолея, то, вероятно, самой усыпальницы. Исфаханец Иез–ед-Дин, сын Тадж-ед-дина, изготовил инскрустированные серебром бронзовые петли на двух дверях и нескольких прекрасных бронзовых светильников. Уникальный по своим размерам и мастерству исполнения бронзовый казан для воды был отлит в селении Карнак по приказу Тимура мастером Абд-ал-Азизом, сыном Шараф ад-Дина Тебризи.

    Из-за внезапной смерти Тимура в 1405 году строительство не было завершено, но и в незаконченном виде этот выдающийся памятник во многих отношениях представляет собой великое явление в архитектуре Востока. В различных письменных источниках и в научной литературе он упоминается под названиями «усыпальница», «мавзолей», «мечеть», «мечеть-мавзолей», «ханака», «архитектурный комплекс», «мемориальный комплекс».


    написать администратору сайта